Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV. Теоретико–методологическое обоснование КонцепцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Теоретико-методологическая база Концепции основана на трудах российских ученых Л. И. Божович, В.Н. Сахарова, А.Г. Смирнова, П.А. Шавира, специалистов, занимавшихся исследованием феномена профориентации в рамках психолого-педагогического подхода Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой, Г.В. Резапкиной. Философские и общепсихологические идеи развития личности, ее субъективности и активности в этом процессе получили свое воплощение в концепции профессионального становления личности и ее методологическом и теоретическом обосновании. Профессиональное становление личности рассматривается как длительный процесс развития, имеющий следующие стадии: возникновение и формирование трудовой направленности и профессиональных намерений (психологический критерий – обоснованный выбор профессии); профессиональное обучение и воспитание (психологический критерий – профессиональное самоопределение); профессиональная адаптация (психологический критерий – овладение профессией) и полная или частичная реализация личности в самостоятельном труде (психологический критерий – мера мастерства и творчества в деятельности). Группа ученых под руководством С.Н. Чистяковой определяет профориентацию как специально организованную помощь молодежи в процессе ее профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение трактуется как «Я» - концепция индивида, отражающая его понимание, переживания, намерения и действия в процессе выбора профессии. С этих позиций профориентация предполагает единство трех компонентов: 1) получение обучающимся необходимых для профессионального самоопределения знаний о себе самом (формирование адекватного образа – «Я»); 2) информация о мире профессионального труда; 3) осуществление профессиональных проб (соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности). Профориентация - это деятельность, направленная на помощь индивиду в выборе профессии через организацию процесса определения индивидом вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, оказание консультационной помощи в осознании индивидом склонностей и способностей к этому виду деятельности, предоставление информации о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения профессией. Профориентационное развитие обучающихся складывается из серии выборов, достигающих стабилизации лишь в среднем возрасте. Своеобразие выборов обуславливается не только наследственными факторами, но и влиянием среды, воспитания, накопленным опытом, т.е. совокупностью всех воздействий и испытаний, переживаемых субъектом в каждый момент развития. Для того, чтобы добиться успешного профессионального созревания личности, необходима строгая преемственность всех воспитательных воздействий, специфичных для каждого возрастного этапа. Профессиональная ориентация – длительный и сложный процесс и осуществляется на всех этапах жизни человека. Условно их можно обозначить следующим образом: Первый – эмоционально-образный, характерный для детей старшего дошкольного возраста, когда у ребенка формируется положительное отношение к профессиональному миру – людям труда, их занятиям, первоначальные трудовые умения в доступных ему видах деятельности. На данном этапе занятия проводят воспитатели д/садов по разработанной программе (профпросвещение) в условиях детского сада. Второй – I-III (IV) классы – пропедевтический – формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего производственного окружения, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности. На этом этапе занятия по разработанной программе проводят учителя начальных классов (профпросвещение) в условиях обучения младших классов общеобразовательной организации. Третий – IV (V) – VII классы – поисково-зондирующий – формирование у подростков профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Этому способствует включение обучающихся в деятельность, согласованную с профилем продолжения образования и предполагаемой сферой профессиональной деятельности. Консультации и занятия могут проводиться педагогами, психологами, социальными педагогами, специалистами-профориентаторами по специально разработанной программе, учитывающей возрастные особенности обучающихся и позволяющей сформировать начальные представления о многообразии мира профессий. Четвертый – VIII-IX классы – формирование у школьников личностного смысла выбора направления образования, умений соотносить общественные цели такого выбора со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Этому этапу соответствует проектирование получения образования в профессиональной образовательной организации (и возможной последующей ориентацией на продолжение образования в образовательной организации высшего образования). Консультации и занятия проводятся по разработанной программе, которая позволяет сформировать у обучающихся навыки выбора профессии и дать им соответствующие знания. Пятый – обучающиеся X-XI классов – в этот период акцентируется внимание старших подростков на формировании профориентационно значимых компетентностей, коррекции и реализации их образовательно-профессиональных планов, способах оценки своих достижений. Консультации и занятия проводятся по разработанной программе, которая формирует основные навыки осмысленного выбора профессии с учетом интересов, желаний и способностей обучающихся, как на базе центра занятости населения, так и на базе образовательной организации. Шестой – учащиеся и студенты профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования – вхождение в профессиональную деятельность – период углубленной подготовки к ней, формирование опыта и жизнедеятельности в трудовом коллективе. Работу по профориентации на этом этапе проводят специалисты соответствующих служб образовательных организаций. Седьмой – развитие профессионала в процессе самого труда, когда он одновременно не только повышает свою квалификацию, но и расширяет сферу своей деятельности, осваивает новые специальности. В настоящее время возрастает число взрослого населения, меняющего по различным причинам профессию, что обязывает соответствующие службы вести с ним работу по профессиональной реориентации. Работу по профориентации и построению карьеры проводят службы персонала организаций и службы занятости населения. В идеале субъект должен проходить все эти этапы профориентации. Но это не всегда возможно в силу определенных причин. Таким образом, чем позже начнется процесс профориентации, тем выше вероятность совершения субъектом ошибки при выборе им будущей профессии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.229 (0.008 с.) |