Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сетевое взаимодействие при организации профориентационной работыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С обучающимися Эффективная организация профориентационной работы в образовательной организации, особенно на уровнях основного и среднего общего образования, требует особого ресурсного обеспечения. Для организации качественной профориентационной работы целесообразно использование ресурсов организаций дополнительного, профессионального и высшего образования, дистанционного образования, центров занятости населения, предприятий и организаций реального сектора экономики. Одной из форм интеграции общего, дополнительного, профессионального и высшего образования, организаций других ведомств, а также государственно-частного партнерства является сетевое взаимодействие. Сеть – это способ совместной деятельности, основой возникновения которой является определенная проблема (профориентация обучающихся), в решении которой заинтересованы все субъекты, вступающие в сеть. При этом они сохраняют независимость своей основной деятельности, взаимодействуя лишь по поводу профориентации обучающихся, объединяя при необходимости ресурсы для ее разрешения. Сетевое взаимодействие позволяет решать образовательные задачи, которые ранее были не под силу отдельной образовательной организации, оно генерирует новые формы работы и форматы взаимодействия (сетевые проекты и программы, условия обмена образовательными результатами, средства для личностного и профессионального роста и др.). Партнерами по сети могут быть: – органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования –реализация муниципальных целевых программ, организация социальных практик для подростков и молодежи и др.; – общеобразовательные организации – реализация программ дополнительного образования детей, исследовательских проектов; кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.); предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); организация учебно-исследовательской деятельности и работа с интеллектуально одаренными детьми; проектная деятельность (социальные, межпредметные и предметные проекты); организация занятости обучающихся; – дошкольные образовательные организации – проведение акций, проектов, конкурсов, фестивалей и др.; – организации дополнительного образования – организация совместной образовательной деятельности; взаимообучение специалистов, обмен опытом; методическая поддержка и сопровождение программ дополнительного образования; предпрофильная подготовка; – образовательные организации высшего образования – привлечение профессорско-преподавательского состава к организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся; предпрофильная подготовка и профильное обучение; повышение квалификации педагогов; - профессиональные образовательные организации - привлечение специалистов (педагогов, мастеров производственного обучения) к разработке программ элективных курсов; использование ресурсов мастерских, лабораторий для организации профессиональных проб, проведения уроков технологии; – организации дополнительного профессионального образования – повышение квалификации педагогов, организация конкурсов профессионального мастерства; – организации культуры и туризма – совместная социокультурная, досуговая деятельность, использование ресурсов организаций культуры для расширения профессионального и личностного выбора обучающихся; – управления по делам молодежи – организацияпрофориентации, трудоустройства подростков и молодежи; гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи (акции, митинги, дни различные фестивали, конкурсы и др.); социально-психологическая помощь молодежи, профилактика асоциальных проявлений в молодежной среде (диагностическая, просветительская деятельность профилактической направленности, молодежные акции); организация досуга подростков и молодежи (проекты, конкурсы, акции, направленные на выявление юных дарований, ярких талантов и стимулирование их творческих стремлений); – организации физической культуры и спорта – совместное проведение соревнований и физкультурно-оздоровительных мероприятий; выявление одаренных в спорте обучающихся; формирование здорового образа жизни детей и молодежи; – средства массовой информации – информационная поддержка профориентационной деятельности; – общественные организации и фонды – организация совместных профориентационных мероприятий; конкурсов, семинаров для педагогов; – музеи – организация совместных мероприятий, конкурсов, выставок; ведение работы краеведческой направленности; организация и проведение экскурсий; – Центры занятости населения – совместные мероприятия по профессиональной ориентации подростков (консультированию, диагностике и др.); содействие трудоустройству подростков; – промышленные предприятия, предприятия малого бизнеса (основные заказчики кадров соответствующего профиля) – мероприятия по популяризации востребованных рабочих профессий и специальностей, содействие в организации временного трудоустройства обучающихся в свободное от учебы время, предоставление материально-технической базы для создания современной образовательной инфраструктуры при организации профориентационной работы с обучающимися; организации, осуществляющие информационное обеспечение – информационная поддержка; трансляция web-конференций, мероприятий; техническое оснащение образовательных организаций интернет-ресурсами; обеспечение доступа к информации об образовательных услугах, спросе и предложении на рынке труда, о возможностях карьерного роста; – родительская общественность – работа родительских комитетов и объединений, встречи с интересными людьми; профориентационные мероприятия в течение года. В современной практике сетевого взаимодействия решаются следующие задачи: – обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив, совершенствование образовательной среды организаций; – расширение круга общения обучающихся, направленного на получение ими социального опыта формирования их мировоззрения; – расширение возможностей для профессионального диалога педагогов, реализующих программы дополнительного образования детей; – объединение образовательных ресурсов школ и организаций дополнительного образования, создание общего программно-методического пространства; – мотивирование детей на участие в социальных практиках через сетевое взаимодействие; – организация творческого взаимодействия с родителями обучающихся и социальными партнерами. Особенности сетевых образовательных программ: – направленность на создание образовательного пространства, востребованного социумом, которое позволяет развиваться ребенку в разных творческих областях; – предоставление возможности обучения по индивидуальному учебному плану, индивидуальной образовательной траектории обучающихся; – направленность на допрофессиональное образование и профессиональный выбор детей, вовлечение их в организацию социально-профессиональных проб за счет использования возможностей различных организаций; – создание условий для организации широкой практики за пределами образовательной организации (на базе профессиональных образовательных организаций, вузов, организаций культуры, спорта, предприятий, бизнес-сообществ и др.), позволяющей осваивать и совершенствовать мастерство в выбранном виде деятельности; – привлечение узких специалистов, студентов, а также взаимообмен педагогов школ, организаций дополнительного образования детей и других учреждений; – обеспечение активной вовлеченности и включенности обучающихся в подготовку и проведение совместных досуговых мероприятий с другими организациями; – создание условий для получения профориентационных услуг и дополнительного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, как в очной форме, так и в форме дистанционного обучения; – наличие деятельности по психолого-педагогическому сопровождению профориентации обучающихся на основе выявления их индивидуальных особенностей, склонностей, способностей, интересов; – направленность на решение задачи успешной социализации обучающихся и др. Способы (методы и приемы), реализуемые в процессе сетевого взаимодействия: – в работе с обучающимися реализуются: индивидуальное обучение, групповое обучение, дистанционное обучение, виртуальные и интерактивные технологии, обмен опытом. К методам обучения относятся: исследовательская деятельность, учебные проекты, практикумы, социально-экономические проекты, интернет-конференции. При проведении занятий используются игровые, проектные, социальные педагогические технологии, технологии детских коллективных дел, а также массовые мероприятия (праздники, акции, фестивали, конференции, семинары, круглые столы, выставки, сборы актива и др.); – в работе с педагогами используются: стажировочная площадка (с частичным дистанционным обучением), мастер-классы, подготовка материалов к публикации, конкурсы, акции, соревнования, краткосрочные предметные курсы, семинары и пр. Для реализации программ сетевого взаимодействия должен быть создан комплекс необходимых условий: – организационные условия: создание информационно-образовательной среды, обеспечение добровольности участия, наличие ресурсов у участников взаимодействия, ясность общей цели и понимание путей ее достижения, создание координирующего центра, совместное планирование и согласованность действий, коммуникационная доступность сетевых участников, деятельность в нормативно-правовом поле; – финансовые условия: обеспечение экономической эффективности сетевого взаимодействия, развитие платных образовательных услуг. – материально-технические условия: использование возможностей сетевых партнеров для восполнения недостатка материально-технических ресурсов; – кадровые условия: наличие педагогов, отвечающих требованиям конкретного сетевого проекта, профессиональная компетентность ключевых исполнителей сети, готовность участников к обучению, переменам, формированию и развитию инновационного и креативного мышления; – нормативно-правовые условия: разработка пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок построения правоотношений в условия сетевого взаимодействия; – информационные условия: взаимодействие со СМИ, выпуск печатной продукции, наличие скоростного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, предоставление информации на сайтах; – научно-методические условия: разработка сетевых планов, образовательных программ, программ психолого-педагогического сопровождения, проведение методических семинаров, мастер-классов и др.; разработка и распространение методических рекомендаций, опыта работы и результатов сетевого взаимодействия и др. В процессе сетевого взаимодействия используется следующий комплекс организационно-правовых механизмов и нормативно-правовых документов: – договор с учредителем, государственное или муниципальное задание – определяют статус, ответственность участников сети; – договоры о сотрудничестве – позволяют закрепить гражданско-правовые отношения участников взаимодействия и регулировать вопросы: проведения совместных мероприятий, использование собственности и денежных средств образовательных учреждений, распределение кадровых ресурсов, полномочий и ответственности, организационные схемы и процедуры управления совместной деятельностью и отчетности ее результатов; – договоры возмездного оказания услуг, трудовые договоры, договоры гражданско-правового характера – определяют правила отношений участников сети; – планы, проекты, программы – определяют содержание деятельности в рамках сетевого взаимодействия. Таким образом, объединение ресурсов партнеров сети позволяет обеспечить доступное качественное, непрерывное образование обучающихся, содействовать развитию осознанного личностного и профессионального самоопределения школьников на основе адекватной оценки их возможностей и способностей и успешности социальной и профессиональной адаптации.
Система дополнительного образования как сфера свободного самоопределения личности Особую роль в выборе школьниками профильных, а в последствии и профессиональных предпочтений играет дополнительное образование. Основным критерием выбора объединения становится личный интерес, склонности и способности обучающегося. И не страшно, если на первоначальном этапе ребенок может сменить кружок или секцию – идёт процесс знакомства с различными видами деятельности, можно сказать предпрофессиональных проб, поиск и развитие личных увлечений. И это является одним из важнейших элементов формирования индивидуального образовательного маршрута. В Калужской области дополнительное образование охватывает 76,7% обучающихся от 5 до 18 лет по различным направлениям деятельности, включая художественное творчество, углублённое изучение предметов, проектную деятельность, технические прикладные кружки и т.д. Необходимо подчеркнуть, что зачисление в объединения дополнительного образования общеобразовательных организаций осуществляется только на добровольной основе, а их востребованность говорит о высоком уровне их проведения, что в свою очередь является следствием высокого профессионализма педагогов дополнительного образования. Система дополнительного образования обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманитаризации. Все виды добровольных детских объединений, независимо от их профиля, развивают у детей способности к самопознанию и самоопределению. Дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Условием становления дополнительного образования как сферы свободного самоопределения личности является реализация вариативных и дифференцированных педагогических программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию образовательные потребности заказчиков, основными из которых являются дети и их родители. К числу ведущих видов потребностей следует отнести: - творческие потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности; - познавательные потребности, определяемые стремлением к расширению объема знаний; - коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами; - компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения; - профориентированные прагматические потребности школьников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку; - досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени. Таким образом, дополнительное образование существенно расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых, способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности; создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей. В ряде случаев дополнительное образование становится фактором реабилитации личности за счет компенсации школьных неудач достижениями в области дополнительного образования. Занятия по программам дополнительного образования формируют у обучающихся потребность в профессиональном самоопределении, дают возможность изучить, оценить и развить свои способности для будущей профессии. В современных условиях большое значение приобретает развитие научно-технического творчества детей и подростков. Обучение творческому труду – это воспитание нового отношения к профессии. Усвоение основ научно-технического творчества, творческого труда поможет обучающимся, а в последующем и будущим специалистам, повысить профессиональную и социальную активность, что, в свою очередь, приведет к сознательному профессиональному самоопределению по профессиям технической сферы, повышению производительности, качества труда, ускорению развития научно-технической сферы производства. Взаимодействие с реальным сектором экономики в части прохождения учебно-ознакомительной (профориентационные экскурсии) и производственной практик с целью получения профессиональных знаний, практических навыков и производственного опыта Механизмы взаимодействия общеобразовательных организаций с работодателями могут быть выработаны лишь в процессе реализации совместных мероприятий. Важным условием конструктивного диалога является единое и точное понимание целей и средств совместной деятельности. Иными словами, сотрудничество должно приносить понятную взаимную «выгоду» всем сторонам и иметь четкую реализуемую программу. В связи с этим целью общеобразовательных организаций является формирование у обучающихся представлений о структуре современного производства, содержании труда профессионалов в различных отраслях, актуальном «профессиональном окружении». Цели предприятий-работодателей сводятся к информированию обучающихся о преимуществах работы, то есть формированию позитивного, привлекательного образа своей организации. Среди форм сотрудничества производственной и образовательной сфер традиционно выделяют профориентационные экскурсии на промышленные предприятия, организацию профессиональных проб, мастер – классов, целевой подготовки. Профессиональные пробы и целевая подготовка требуют высокой степени интеграции субъектов рынка труда с образовательными организациями. В условиях, когда межсистемные связи лишь намечаются, наиболее «интуитивно понятной» формой совместной работы является организация экскурсий на предприятия. Профориентационная экскурсия – одна из самых эффективных форм ознакомления обучающихся с производством, техникой, технологией различных предприятий и основами профессий. Можно выделить следующие типы профориентационных экскурсий: - О бзорные экскурсии организуются с целью общего знакомства с предприятием. Такая экскурсия проводится по определенному маршруту: музей, цех, отдел технического обучения. Она, по возможности, сопровождается короткой беседой с одним-двумя рабочими на каждом участке по ходу экскурсии, рассказом об условиях для подготовки и повышения квалификации рабочих. - Тематические экскурсии проводятся по темам школьных предметов по плану школы. Школа разрабатывает тематический цикл экскурсий в соответствии со школьной программой в целях всестороннего ознакомления с предприятиями и пропаганды определенных профессий для подростков и старшеклассников. - В профессиографических экскурсиях раскрывается содержание той или иной профессии. Группы обучающихся формируются по интересам с учетом их мотивированных профессиональных намерений. На предприятии обучающиеся знакомятся с содержанием деятельности специалиста и степенью механизации труда, связью с другими специалистами в процессе труда, потребностью в кадрах, возможностями совмещения работы с учебой, перспективой роста квалификации, требованиями, предъявляемыми профессией к личностным качествам человека, возможными противопоказаниями, примерами успешного овладения профессией молодежью, их творчеством и т. д. в соответствии с профессиограммой. Привлекательность данной формы профориентации определяется следующими факторами: во-первых, проведение экскурсий не требует от сторон больших кадровых, правовых и инфраструктурных затрат, во-вторых, экскурсии являются наиболее традиционной и естественной формой сотрудничества, в третьих эта форма профориентационной работы (информационно-просветительская) является необходимым элементом профессионального самоопределения, формирующая у учащихся положительное отношение к рабочим профессиям. Профориентационные экскурсии следует проводить с уровня начального общего образования. В начальной школе начинается формирование профессиональных интересов детей. На этом этапе важно знакомить их с разнообразными видами трудовой деятельности, формировать интерес к профессиям, элементарные представления о культуре труда (содержать рабочее место в порядке, бережно относиться к материалам и инструментам, выстраивать положительные взаимоотношения в коллективе). Организация рабочих мест для обучающихся, особенно во время каникул, в современных условиях приобретает большое социальное значение. Обучающиеся получают опыт работы, часто впервые в жизни, представление о работе, отрасли, предприятии. Школьники могут наблюдать и изучать процесс работы, а также непосредственно участвовать в производительном труде. Производственная практика на предприятии (далее – практика) служит цели профессиональной ориентации школьников. Практика проходит в помещениях работодателя и дает огромное преимущество обучающимся, так как это их возможность: - поработать наряду со взрослыми в команде, получая представление о процессе работы; - развить и попрактиковать ряд новых навыков; - стать более независимыми и приобрести уверенность в собственных силах; - понять взаимосвязь между школьной программой и рабочим местом; - мотивировать дальнейшее обучение и/или профессиональную подготовку; - исследовать возможности для будущей карьеры. Прохождение практики целесообразно организовывать для обучающихся 9 и 10 классов. Время прохождения практики устанавливается общеобразовательной организацией по согласованию с предприятием (организацией, фирмой и т.д.). Это может быть определенное время для прохождения практики (например, каникулы), или в течение учебного года обучающиеся направляются небольшими группами для прохождения практики. Продолжительность практики не должна превышать 4 недели. Обучающее предприятие должно строго следить за тем, чтобы рабочее время каждого школьника соответствовало степени его физической зрелости и психическому состоянию. Индивидуальная трудовая нагрузка на школьника, который впервые стал выполнять настоящую работу, должна строго регулироваться обучающим предприятием. В качестве правовых рамок для трудовых отношений в ходе практики может служить оформленный в письменном виде договор на практику, в котором указываются: - договорные стороны, - начало и продолжительность практики, - вознаграждение, - отпуск (при длительной практике), - рабочее время, - вид работы, - план обучения. В отдельных случаях дополнительно может быть оформлено соглашение о неразглашении производственной тайны, если интересы предприятия требуют особой защиты в части применения текущих знаний или конфиденциальности в отношениях с его клиентами. Т.о., проведение экскурсий на предприятия региона, организация практики и другие виды взаимодействия позволят решить проблему привлечения обучающихся школ к освоению рабочих профессий, что в свою очередь создаст условия для расширения форм сотрудничества образовательных и производственных сфер деятельности, урегулирования дисбаланса между спросом современного рынка труда и предложение рынка образовательных услуг.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 2487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.200.33 (0.013 с.) |