Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы становления и развития экологического права.

Поиск

Нормы об охране природы можно найти уже в первых нормативных актах Российского государства. Вопрос об истории развития нормативного регулирования защиты прав собственности на природные ресурсы, охраны природы и природопользования в России целесообразно рассмотреть применительно к трем периодам: а) до 1917 г., б) в советский период и в) на современном этапе.

А. Как и в других древних или средневековых государствах, охрана природных ресурсов на начальном этапе и в значительной степени в последующем осуществлялась прежде всего через защиту прав собственности, экономических, военных и налоговых интересов государства. Так, в "Русской правде" (1016 г.) предусматривалась охрана общинной собственности, объектом которой, к примеру, был лес, или собственности князя. В "Русской правде" устанавливался штраф за кражу дров. Здесь же предусматривался штраф за уничтожение или повреждение борти, то есть дупла, наполненного сотами с медом. Статья 69 "Пространной правды" за покражу бобра предусматривала штраф в 12 гривен, т.е. такое же наказание, как и за убийство холопа <26>. В соответствии с Соборным уложением 1649 г. ловля рыбы в чужом пруду или садке, бобров и выдр также рассматривалась как кража имущества.

--------------------------------

<26> Булгаков М.Б., Ялбулганов А.А. Природоохранные акты: от "Русской правды" до петровских времен // Государство и право. 1996. N 8. С. 136 - 146.

 

Особое отношение к охране лесных ресурсов проявилось и по военным соображениям. Уже с XIV века был установлен заповедный характер оборонительных лесных засек, которые служили средством защиты от набегов татар. (Засека - преграда из срубленных и наваленных деревьев). Законодательством того времени строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте. Такие леса охранялись специальными сторожами.

В русском законодательстве средних веков предусматривался довольно широкий набор санкций за нарушение правил, касающихся природных объектов: штраф, "бить батогами нещадно" (батог - палка, прут, трость), "бити кнутом без всякой пощады", отсечение левой кисти руки. При наказании принимался во внимание факт повторения нарушения. Так, в соответствии с Соборным уложением 1649 г. за лов рыбы в чужом пруду пойманный с поличным подвергался в первый раз битью батогами, во второй раз - кнутом, а в третий раз - отрезанию уха. Широко применялась смертная казнь (за порубку деревьев в заповедном засечном лесу, лов мелкой сельди и др.).

С XVII века охрана лесных массивов в Сибири была связана с пушным промыслом. Так, в 1681 г. был принят царский указ (по Якутии), предусмотревший, "чтобы в ясачных местах лесов не секли и не жгли и оттого бы зверь вдаль не бежал и... ясачному сбору порухи и недоброму не было" (ясак - натуральный налог, которым облагались в старину народы Поволжья, Сибири и Дальнего Востока).

В XVII веке в России проявилась потребность в регулировании добычи объектов животного мира как мере по предотвращению их истощения. При этом регламентировались как способы добычи, так и размеры добываемых видов, например рыб.

Так как ловля бобров и выдр капканами грозила их полным истреблением, 28 августа 1635 г. в Пермь Великую была направлена царская грамота "О воспрещении ловить капканами бобров и выдр" <27>.

--------------------------------

<27> Российское законодательство X - XX веков. Т. 2. С. 73.

 

В XVII веке, когда соболиный промысел становился хищническим и при добыче свыше трети осенней численности соболей прекращался их естественный рост, для регулирования соболиной охоты в Сибири были объявлены заповедными целые районы. В принятом в 1676 г. царском указе о порядке ловли рыбы в Плещееве озере предписывалось ловить только большую сельдь. За ловлю мелкой сельди "старосте и рыбным ловцам быть в смертной казни".

В XVII же веке было введено ограничение права собственности на природные объекты и право пользования ими в интересах государства, а позже и третьих лиц <28>. Так, Петр I запрещал своими указами уничтожать леса вдоль рек, удобных для лесосплава. Некоторые особо ценные леса и деревья объявлялись заповедными, т.е. неприкосновенными, запретными <29>.

--------------------------------

<28> Голиченков А.К., Новицкая Т.Е., Чиркин С.В. Очерки истории экологического права: развитие правовых идей охраны природы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11: Право. 1991. N 1. С. 50 - 57.

<29> Российское законодательство X - XX веков. Т. 5. С. 58.

 

Если требования по природопользованию и охране объектов живой природы осуществлялись изначально в рамках института права собственности, то требования по охране воздуха, воды и общественных мест от загрязнения получили развитие в законодательстве, которое позже стало называться санитарным. Потребность в таких нормах возникла в России в XVII веке. Так, по указу Михаила Федоровича Романова, принятому в 1640 г., для профилактики в Москве предписывалось, чтобы "...падежные лошади и всякую скотину за Земляным городом на голых местах копали в землю не мелко... а в улицах и за городом, в слободах падежных лошадей и всякую падежную скотину и собак мертвых и кошек и... ничего мертвого... нигде не метали...". В соответствии с правовым актом "Учреждения для управления губерний" 1775 г. земский исправник обязан был наблюдать, чтобы везде на местах и дорогах была чистота. Устав благочиния, или полицейский, 1782 г. возлагал обязанности "смотрения о чищении, о мощении улиц" на частного пристава. Согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., "если кто-либо построит признанные по закону вредными для чистоты воздуха или воды фабрику или завод в городе или хотя и вне города, но выше онаго по течению реки или протоки, то сии заведения уничтожаются за счет виновного и он подвергается аресту на время от семи дней до трех месяцев или денежному взысканию не свыше трехсот рублей" <30>. В 1833 г. были изданы Правила "О размещении и устройстве частных заводов, мануфактурных, фабричных и иных заведений в С.-Петербурге", которые предусматривали, что "все вредные газы, могущие отделяться при производстве работ, должны быть непременно поглощаемы или сжигаемы". В этом же документе промышленные предприятия в зависимости от вредности воздействия на атмосферный воздух делились на три категории, причем предприятия третьей категории не должны были размещаться в городе <31>.

--------------------------------

<30> Цит. по: Голиченков А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. С. 13.

<31> Цит. по: Малышко Н.И. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Киев, 1982. С. 19 - 20.

 

В начале XX века в России обсуждался вопрос о создании специального органа по контролю за соблюдением природоохранных правил. Так как идея принадлежала ученым, то создание такого учреждения предполагалось под эгидой Академии наук или Министерства просвещения <32>.

--------------------------------

<32> Голиченков А.К., Новицкая Т.Е., Чиркин С.В. Очерки истории экологического права. Управление и контроль за природопользованием по советскому законодательству 1917 - 1930 годов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11: Право. 1991. N 3. С. 62.

 

Выступая на конференции по международной охране природы (Берн, 1913 г.), делегат от России профессор Г.А. Кожевников отмечал: "В России не существует специального закона для охраны природы. Причиной этому является то, что до последнего времени Россия обладала и обладает таким количеством диких животных, что сама мысль об охране природы была чужда как народу, так и правительству". Но уже в 1915 - 1916 гг. под руководством академика И.П. Бородина, пионера серьезной научной природоохранной деятельности в России, был разработан первый (неосуществленный) проект российского Закона об охране природы <33>.

--------------------------------

<33> Зеленый мир. 1997. N 6. С. 4.

 

Б. Основные особенности развития правового регулирования природопользования и охраны природы в России в советский период проявились в следующем.

Вплоть до 70-х годов в развитии законодательства рассматриваемой сферы господствующим был природоресурсный подход. Это означает, что регулирование природопользования и охраны природы осуществлялось применительно к отдельным природным ресурсам. В начале 20-х годов был принят ряд законов и декретов Правительства, включая Земельный кодекс РСФСР (1922 г.), Лесной кодекс РСФСР (1923 г.), Декрет СНК РСФСР "О недрах земли" (1920 г.), Постановление ЦИК и СНК СССР "Об основах организации рыбного хозяйства Союза ССР" (1924 г.), Декрет СНК РСФСР "Об охоте" (1920 г.), Декрет СНК РСФСР "Об охране памятников природы, садов и парков" (1921 г.), Декрет СНК РСФСР "О санитарной охране жилищ" (1919 г.) и др.

Что касается отношений собственности на природные ресурсы, то эти ресурсы находились в исключительной собственности государства. Декретом "О земле", принятым II Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г., была проведена сплошная национализация земли вместе с другими природными богатствами. Частная собственность на землю и другие природные ресурсы была отменена, они были изъяты из гражданского оборота.

Проблема охраны природы от загрязнения оценивалась в этот период в основном как санитарная, а не экологическая. Это означало, что при регулировании охраны атмосферного воздуха и вод учитывались преимущественно интересы охраны здоровья человека, а не всех живых организмов, страдающих от загрязнения. Соответственно, отношения по охране вод и атмосферного воздуха в определенной мере регулировались санитарным законодательством. Лишь в 70-е годы применительно к водам и в 80-е применительно к атмосферному воздуху проблемы охраны окружающей среды от загрязнения стали оцениваться и регулироваться как экологические.

Массив кодификационного природоресурсного законодательства сложился в основном в период с 1970 по 1982 гг. Он включал такие акты, как Земельный кодекс РСФСР (1970 г.), Водный кодекс РСФСР (1972 г.), Кодекс РСФСР о недрах (1976 г.), Лесной кодекс РСФСР (1978 г.), Закон РСФСР об охране атмосферного воздуха (1982 г.), Закон РСФСР об охране и использовании животного мира (1982 г.). Эти Законы были приняты в соответствии с Основами земельного, водного, лесного и горного законодательства Союза ССР и союзных республик, Законами СССР об охране атмосферного воздуха и об охране и использовании животного мира. С принятием в 1968 г. Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик иные отрасли - водное, лесное, горное - стали развиваться как самостоятельные отрасли права и законодательства и получили научное и официальное признание в качестве таковых. В этот период и до сих пор не получило требуемого развития право о регулировании использования и охраны растительного мира вне лесов.

Основное внимание в природоресурсном законодательстве уделялось регулированию использования земель, вод, лесов, других природных ресурсов. За исключением Закона об охране атмосферного воздуха, отношения по охране соответствующего природного объекта от загрязнения и других вредных воздействий регулировались в них фрагментарно, в общем виде. Это объясняется отчасти тем, что в конце 60-х и начале 70-х годов, во время их разработки и принятия, проблема охраны окружающей среды от загрязнения не имела в России сегодняшней остроты, не была достаточно осознана высшими органами государства, в том числе Верховным Советом РСФСР, и к тому же не имела достаточной научной разработки.

Правда, в начале 60-х годов в связи с повышением интенсивности вовлечения в хозяйственный оборот богатых природных ресурсов страны, в период развернутого строительства коммунизма на национальном уровне была осознана необходимость установления системы мероприятий, направленных на охрану, использование и воспроизводство природных ресурсов. 27 октября 1960 г. был принят Закон РСФСР "Об охране природы в РСФСР" <34>. Он содержал статьи по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира. Но заметной роли в регулировании природопользования и охраны природы этот Закон не сыграл. Он не предлагал эффективных природоохранных мер и механизма обеспечения их выполнения.

--------------------------------

<34> Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. N 40. Ст. 586.

 

В основном с принятием в 1980 г. Закона СССР "Об охране атмосферного воздуха" в сферу правового регулирования были включены отношения по охране окружающей среды от физических и биологических воздействий.

В системе источников экологического права в этот период преобладали не законы, а подзаконные акты в виде постановлений Правительства СССР и РСФСР, ведомственных правил и инструкций. В то время не законы, а именно правительственные постановления определяли некоторые комплексные подходы к регулированию природопользования и охраны окружающей среды как единого объекта.

Забота об охране природы и лучшем использовании природных ресурсов была признана на сессии Верховного Совета СССР в сентябре 1972 г. как одна из важнейших государственных задач. При этом мероприятия по дальнейшему усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов поручалось разработать Правительству СССР. Впоследствии эти мероприятия были закреплены не в законах, а в совместном Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 декабря 1972 г. "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов" <35>. Наряду с требованиями о развитии экологического нормирования, мониторинга окружающей среды, другими мерами, это Постановление предусмотрело необходимость обязательного планирования мероприятий по охране природы и природопользованию в системе государственных планов социального и экономического развития. План охраны природы, утвержденный соответствующим представительным органом, становился юридически обязательным.

--------------------------------

<35> СП СССР. 1973. N 2. Ст. 6.

 

Позже, 1 декабря 1978 г., было принято другое совместное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов" <36>. С учетом роли, которая отводилась планированию как одному из главных инструментов регулирования общественного развития, с целью его совершенствования Постановление предусматривало новую форму предпланового документа - территориальных комплексных схем охраны природы.

--------------------------------

<36> СП СССР. 1979. N 2. Ст. 6.

 

Усилия по обеспечению рационального природопользования и охраны природы, предпринимаемые на основе природоресурсного законодательства и названных правительственных постановлений, не давали, однако, видимых и ощутимых результатов. В конце 80-х годов ЦК КПСС и Правительство СССР осознавали, что основными причинами резкого ухудшения состояния окружающей среды в стране являлись: слабое правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды, несовершенная организация государственного управления в этой сфере, "остаточный" принцип финансирования природоохранительной деятельности, отсутствие у предприятий экономических стимулов к рациональному использованию природных ресурсов и охране природы от загрязнения. 7 января 1988 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление "О коренной перестройке дела охраны природы в стране" <37>.

--------------------------------

<37> СП СССР. 1988. N 6. Ст. 14.

 

Это Постановление давало ряд существенных директив. Основные из них: 1) консолидация государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды путем образования Государственного комитета СССР по охране природы (на основе подразделений природоресурсных министерств и ведомств, которые дублировали друг друга); 2) совершенствование экономического механизма, обеспечивающего эффективное использование и охрану природных богатств (прежде всего путем регулирования платы за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды); 3) решение о подготовке проекта Закона СССР об охране природы.

Эти директивы предстояло выполнять уже в новых политических и социально-экономических условиях и фактически в новом государстве.

Если не считать Закона "Об охране природы в РСФСР", правовое регулирование по поводу природы (окружающей среды) как интегрированного объекта осуществлялось главным образом в совместных постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

Основным общим недостатком российского законодательства в социалистический период, помимо существенных пробелов, было отсутствие в нем "работающего" механизма обеспечения реализации норм. Низкая эффективность законодательства, истощение природных богатств и постоянное ухудшение качественного состояния окружающей среды - эти и другие факторы требовали новых подходов к правовому регулированию природопользования и охраны окружающей среды.

в) Новые подходы к развитию права окружающей среды получают реализацию на современном этапе развития российского общества. Переход к рыночным отношениям в экономике, отказ от идеологических догм в праве, стремление российского общества к созданию в перспективе правового и социального государства, к установлению правовых норм по природопользованию и охране окружающей среды преимущественно в законах, а не в подзаконных актах - это те явления в экологическом праве, которые знаменуют начало нового этапа в его развитии.

На современном этапе экологическое право развивается с учетом следующих важнейших факторов: кризисного состояния окружающей среды в стране и общественных потребностей в восстановлении благоприятной окружающей среды; дефектов существующего экологического законодательства, для которого характерны наличие пробелов и фрагментарность в правовом регулировании экологических отношений; перспектив создания правового и социального государства; происходящей трансформации общественных экономических отношений; введения ряда форм собственности на природные ресурсы; тенденций развития взаимоотношений общества и природы и экологического права в мире. Важнейшим принципом формирования экологического законодательства на современном этапе является его гармонизация с передовым мировым законодательством.

1.7. Место экологического права в системе российского права и его взаимодействие с другими отраслями российского права. [1]

Экологическое и конституционное право

Являясь отраслью российского права, экологическое право от-
граничивается от остальных отраслей своими предметом, систе-
мой и методами регулирования и находится с другими отраслями
в определенном взаимодействии.

В ст. 9 Конституции РФ предусматривается, что земля и другие
природные ресурсы используются и охраняются в Российской Фе-
дерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих
на соответствующей территории.

Конституционный Суд РФ в постановлении 2000 г. по делу о кон-
ституционности Конституции Республики Алтай отметил понима-
ние этой формулы как принадлежность природных ресурсов наро-
дам, проживающим на территории Российской Федерации, по-
скольку иное означало бы ущемление суверенитета России и ее
собственности на находящиеся в ее пределах природные ресурсы.

Согласно ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распо-
ряжение природными ресурсами осуществляются их собственни-
ками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не
нарушает прав и законных интересов иных лиц. Экологические
приоритеты предусматриваются в ст. 41, 42, 58, п. «е» ст. 71, пп. «в»,
«д», «к» ст. 72 и ст. 114 Конституции РФ. Таким образом, конститу-
ционное право является, как и для других отраслей права, основой
экологического права.

Экологизированные нормы других отраслей права

В экологическое право входят и его обслуживают нормы других
отраслей российского права, которые, не являясь природоохран-
ными и природоресурсными, оказывают на охрану и рациональное
использование природных ресурсов непосредственное влияние.

Отношения финансовые, возникающие при использовании и
охране природных ресурсов, регулируются в соответствии с фи-
нансовым (бюджетным, налоговым) законодательством РФ (норма
об этом имеется в Земельном, Водном и Лесном кодексах РФ).

В Кодексе об административных правонарушениях РФ (да-
лее — КоАП РФ) предусматривается гл. 7 об ответственности за
посягательство на собственность и гл. 8 об ответственности за ад-
министративные правонарушения в области природопользования
и охраны окружающей среды. В Уголовном кодексе РФ (далее —
УК РФ) имеется гл. 26 «Экологические преступления». Указанные нормы законов не нарушили своих связей с другими
отраслями права, но и обеспечивают действие норм экологического
права, которое без предусмотренных в иных отраслях отрицатель-
ных последствий стало бы неэффективным, потеряло бы взаимо-
связь между гипотезами, диспозицией и санкциями.

Соотношение с гражданским правом

Актуальным представляется взаимодействие экологического
и гражданского права и законодательства РФ, тем более что
в ряде норм Земельного и иных кодексов и законов РФ предус-
матриваются, например, недопущение приватизации определен-
ного имущества в отрыве от земли, заключение гражданско-пра-
вовых договоров и других сделок по поводу земли и иных природ-
ных объектов.

Концептуальными, имеющими отношение к экологическим от-
ношениям положениями Гражданского кодекса РФ (далее —
ГК РФ) являются его ст. 129, 130 и 209:

•—• земельные и иные природные ресурсы могут отчуждаться
или переходить от одного лица к другому иными способами в той
мере, в какой их оборот допускается законами о земле и иных при-
родных ресурсах;

— к недвижимым вещам (недвижимости) относятся земельные
участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что
прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без
несоразмерного ущерба их назначению невозможно (о государ-
ственной регистрации недвижимости см. ст. 131 ГК РФ);

— владение, пользование и распоряжение земельными и иными
природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается
законом, осуществляется их собственником (в отношении недр —
государством) свободно, если это не наносит ущерба окружающей
среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Гражданское законодательство относится к ведению России,
земельное, природоресурсное, природоохранное — к совместному
ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Разграничение
земельных, иных природоресурсных и связанных с ними имуще-
ственных полномочий между Российской Федерацией и ее субъек-
тами напрямую зависит от указанного конституционного разграни-
чения предметов ведения между ними, размежевания и взаимодей-
ствия экологического, гражданского и иных отраслей российского
законодательства.

Выбор соответствующих норм и требований отраслей права и
законодательства при правоприменении имеет немаловажное зна-
чение для упорядочения общественных отношений, определения

вещных и иных прав на земли и иные ресурсы, на объекты приро-
допользования, для решения экологических и иных споров.

Экологическое и международное право

Экологическое право взаимодействует с международным пра-
вом, включающим среди других немало природоохранных требова-
ний. Согласно ст. 15 Конституции РФ если международным догово-
ром Российской Федерации, ратифицированным в установленном
порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмот-
рены законом, то применяются правила международного договора.
Подобная норма имеется и в других отраслях российского права

Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные договоры Россий-
ской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Нормативного акта, однако, который бы исчерпывающе перечис-
лял общепризнанные принципы и нормы, не существует; принято
считать таковыми те, которые одобрены в Организации Объеди-
ненных Наций, в других авторитетных международных организа-
циях после признания их Россией.

Ратификация осуществляется парламентом в форме федераль-
ного закона, при этом могут быть при необходимости сразу внесе-
ны изменения и дополнения в российское законодательство. Рати-
фикации подлежат международные договоры:

— исполнение которых требует принятия новых федеральных
законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмот-
ренные законом; предметом которых являются основные права и
свободы человека и гражданина;

— об участии Российской Федерации в межгосударственных
союзах, международных организациях и иных межгосударствен-
ных объединениях, если такие договоры предусматривают переда-
чу им осуществления части полномочий Российской Федерации
или устанавливают юридическую обязательность решений их ор-
ганов для Российской Федерации.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.139.144 (0.012 с.)