Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовое регулирование охраны и использования земельСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В законодательстве РФ отсутствует правовое определение понятия «земля», хотя согласно ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды», земля и почвы вы- ступают как объекты охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деграда- ции, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной дея- тельности. В земельном законодательстве закреплено понятие «земельный участок» (ст. 6 Земельного кодекса РФ от 25. 10.2001 г. № 136-ФЗ (далее – ЗК РФ), ст.1 Фе- дерального закона от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ) – земельный участок как объект земельных отношений представляет собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой удостоверены и описаны в уста- новленном порядке. Применительно к охране земель от загрязнения и иных факторов деграда- ции чаще говорится об охране почв. Почва представляет собой плодородный поверхностный слой земли, образовавшийся в результате продолжительного взаимодействия органических и неорганических природных факторов. Его толщина колеблется от нескольких миллиметров до 2 метров1. В свете ска- занного необходимо заметить, что целью правовой охраны земли является не сохранение ее общей площади, а сохранение, восстановление, улучшение качественного состояния земель. Охране земель посвящена гл. 2 ЗК РФ, и под ней понимают систему право- вых, организационных, экономических и других мероприятий, направлен- ных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воз- действий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе зе- мель лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почв2. Специализированным органом управления, обеспечивающим рациональное земле- пользование и охрану земель, является Федеральное агентство кадастра объектов недви- жимости, основные функции которого определены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2004 г. № 202 «Вопросы федерального агентства кадастра объектов недвижимости». Данное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуще- ствляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере ведения кадастров объек- тов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов недвижимости, государ- ственной кадастровой оценки земель, оценки иных объектов недвижимости и государст- венного мониторинга земель. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет свою дея- тельность непосредственно и через свои территориальные органы, и его основными функциями являются следующие: а) создание и ведение государственного кадастра объектов недвижимости на базе госу- дарственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра и сис- темы технического учета зданий и сооружений; б) организация проведения государственной кадастровой оценки земель и оценки иных объектов недвижимости, утверждение их результатов; в) землеустроительное обеспечение на землях, находящихся в федеральной собствен- ности; г) осуществление государственного мониторинга земель; д) предоставление сведений, содержащихся в государственном кадастре объектов не- движимости; е) предоставление сведений о налогооблагаемой базе при исчислении земельного на- лога и налогов на имущество; ж) оказание услуг в сфере землеустройства, государственного кадастрового учета, го- сударственной кадастровой оценки земель, оценки иных объектов недвижимости; з) проведение экспертизы землеустроительной документации. В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назна- чению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли поселений; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевиде- ния, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям как к сложным природным образованиям с учетом их зональных и региональных особенностей. Цели охраны земель определены в ст. 12 ЗК РФ, согласно которой земля в Россий- ской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Целями охраны земель являются: 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; 2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, за- грязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хо- зяйственной деятельности. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, зем- левладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) сохранению почв и их плодородия; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химиче скими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в ре- зультате которых происходит деградация земель; 3) защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально- паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сор- ными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель; 4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и за- хламления земель; 5) сохранению достигнутого уровня мелиорации; 6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевремен- ному вовлечению земель в оборот; 7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связан- ных с нарушением земель. Деградация почв и земель означает совокупность природных и антропоген- ных процессов, приводящих к изменению функций почв, количественному и качественному ухудшению их состава и свойств, снижению природно- хозяйственной значимости земель. Под степенью деградации почв и земель понимается характеристика их состояния, отражающая ухудшение состава и свойств. Крайней степенью деградации является уничтожение почвенного покрова и порча земель. Различаются следующие основные типы деградации почв и земель3: – технологическая (эксплуатационная), в том числе нарушение земель, физическая деградация, агроистощение; – эрозия в том числе водная, ветровая; – засоление, включая собственно засоление, осолонцевание; – заболачивание. В соответствии с п. 6 ст. 13 ЗК РФ, в целях предотвращения деградации земель, вос- становления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация зе- мель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 г. № 830 утверждено Поло- жение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота. Согласно указанному Положению, допускается консервация земель, подвергшихся негативным (вредным) воз- действиям, в результате которых происходят деградация земель и ухудшение экологиче- ской обстановки, а также загрязненных земель, использование которых приводит к нега- тивному воздействию на здоровье человека, в том числе: а) земель, подвергшихся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному за- солению, иссушению, уплотнению, а также земель в районах Крайнего Севера, занятых оленьими пастбищами, с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом; б) земель, имеющих просадки поверхности вследствие использования недр или естест- венных геологических процессов; в) земель, загрязненных радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тя- желыми металлами и другими токсичными химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций вредных веществ (микроорганизмов), включая земли, на которых в результате радиоактивного, хи- мического или биогенного загрязнения не обеспечивается производство продукции, соот- ветствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Предложения по консервации земель, находящихся в федеральной собственно- сти, рассматриваются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, – орга- нами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, земель, находящихся в муниципальной собственности, – органами местного самоуправления, которые прини- мают решения о консервации земель в пределах своей компетенции. Решения о консер- вации земель, находящихся в частной собственности, принимаются в отношении земель сельскохозяйственного назначения органами исполнительной власти субъектов Россий- ской Федерации, а в отношении земель иного целевого назначения – органами местно- го самоуправления. На основании принятого решения о консервации земель разрабатывается проект землеустройства, в котором определяются сроки консервации земель, мероприятия по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий, очередность их проведения и стоимость, а также предложения по использо- ванию земель после завершения указанных мероприятий. В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Кроме того, для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством РФ устанавливаются нормативы предельно допус- тимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняю- щих почву биологических веществ. Ст. 14 ЗК РФ установила, что земли, которые подверглись радиоактивному и хи- мическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соот- ветствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции. Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель направлено на повышение заинтересованности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, на защиту земель от негативных последствий производственной деятельности и включает: – выделение средств бюджетов субъектов Федерации или местных бюджетов для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли; – использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата (ст. 65 ЗК РФ); – частичную компенсацию из средств бюджета снижения дохода в результате вре- менной консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли; – поощрение граждан, ведущих крестьянское хозяйство, колхозов, совхозов, лесхозов и других предприятий, а также их руководителей и специалистов за улучшение качест- ва земель, повышение плодородия почвы, продуктивности земель лесного фонда;, – установление повышенных цен на экологически чистую продукцию. С учетом существующих в России масштабов деградации земель важное зна- чение играет Федеральный закон от 10.01.1996 г. № 4-ФЗ (в ред. от10.01.2003 г.) «О мелиорации земель». Согласно ст. 2 Закона, мелиорация земель представ- ляет собой коренное улучшение земель путем проведения гидротехниче- ских, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесоме- лиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий. В зависимости от характера мелиоративных мероприятий Закон предусматривает проведение следующих типов мелиорации земель: гидромелиорация; агролесомелиора- ция; культуртехническая мелиорация; химическая мелиорация. Гидромелиорация земель заключается в проведении комплекса мелиоративных ме- роприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, излишне увлажнен- ных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды. Гидромелиорация земель направлена на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорируемых землях посред- ством осуществления мер по подъему, подаче, распределению и отводу вод с помощью мелиоративных систем, а также отдельно расположенных гидротехнических сооружений. К этому типу мелиорации земель относятся оросительная, осушительная, противопавод- ковая, противоселевая, противоэрозионная, противооползневая и другие виды гидроме- лиорации земель. Агролесомелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных меро- приятий, обеспечивающих коренное улучшение земель посредством использования поч- возащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений. К этому типу мелиорации земель относятся следующие ее виды: – противоэрозионная – защита земель от эрозии путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и других территориях; – полезащитная – защита земель от воздействия неблагоприятных явлений природ- ного, антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения; – пастбищезащитная – предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений. Культуртехническая мелиорация земель направлена на проведение комплекса ме- лиоративных мероприятий по коренному улучшению земель. Этот тип мелиорации зе- мель подразделяется на следующие виды: – расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха; – расчистка мелиорируемых земель от камней и иных предметов; – мелиоративная обработка солонцов; – рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы; – проведение иных культуртехнических работ. Химическая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных ме- роприятий по улучшению химических и физических свойств почв. Химическая мелиора- ция земель включает в себя известкование почв, фосфоритование почв и гипсование почв. Регулируемый Федеральным законом порядок проведения мелиорации земель включает планирование мелиорации земель, разработку, согласование, утверждение и реализацию проектов мелиорации. При этом планирование мелиорации земель прово- дится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление сельским хозяйством, в соответствии с федеральными и региональными (территориаль- ными) программами в области мелиорации земель, а также по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.236 (0.007 с.) |