Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовое регулирование охраны и использования водСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Воды являются важнейшим компонентом окружающей среды, исчерпаемым и во- зобновляемым природным ресурсом, используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают эконо- мическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. В юридическом смысле вода представляет собой химическое соединение во- дорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном со- стоянии (Ст. 1 Водного кодекса РФ от 16.11.1995 г. № 167-ФЗ (в ред. от 30.06.2003 г.) (далее – ВК РФ)). Воды – это вся вода, находящаяся в водных объектах. В свою очередь, водным объектом является сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Таким образом, поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ни- ми (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект (ст. 7 ВК РФ). Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как еди- ный водный объект. В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на: – поверхностные воды; – внутренние морские воды; – территориальное море России; – подземные воды (ст. 8 ВК РФ). Кроме того, поверхностные водные объекты подразделяются на: – поверхностные водотоки и водохранилища на них; – поверхностные водоемы; – ледники и снежники. Специально уполномоченным государственным органом управления использова- нием и охраной водного фонда является Федеральное агентство водных ресурсов, функ- ция государственного контроля за использованием и охраной водных объектов возложе- на на Федеральную службу по надзору в сфере экологии и природопользования. Основными мерами государственного управления в области использования и ох- раны водных объектов являются4: – разработка водохозяйственных балансов – расчетных материалов, сопоставляющих по- требность в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами; – составление схем комплексного использования и охраны водных ресурсов. Схемы долж- ны содержать систематизированные материалы исследований и проектных разработок о состоянии водных ресурсов и перспективном использовании и охране водных объектов (Постановление Правительства РФ от 13.09.1996 г. № 1097); – принятие государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, которые необходимы для планирования и осуществления рационального ис- пользования, восстановления и охраны водных объектов на основе водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, данных государ- ственного водного кадастра. Разрабатываются федеральные государственные, в том числе бассейновые, и территориальные государственные программы; – ведение государственного мониторинга водных объектов – системы регулярных наблю- дений за гидрологическими или гидрогеологическими и гидрогеохимическими показа- телями их состояния, обеспечивающей сбор, передачу и обработку полученной инфор- мации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий (ст. 78 ВК РФ); – осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод – систематиче- ского определения и фиксации в установленном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории (Постановление Правительства РФ от 19.12.1996 г. № 1504); – ведение государственного водного кадастра – свода данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях; ведется по еди- ной системе и основывается на данных государственного учета вод (Постановление Пра- вительства РФ от 23.11.1996 г. № 1403); – проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на со- стояние водных объектов, – проверка ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительст- ву (Правительства РФ от 13.09.1996 г. № 1097); – осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объ- ектов, который призван обеспечить соблюдение: порядка использования и охраны вод- ных объектов; лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения); стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов; режима ис- пользования территорий водоохранных зон (Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 г. № 716) – работа по лицензированию в области использования и охраны водных объектов (Постанов- ление Правительства РФ от 03.04.1997 г. № 383). Общее водопользование предполагает использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств, может осуществ- ляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на во- допользование на водных объектах как общего пользования, так и не состоя- щих в общем пользовании (ст. 86 ВК РФ). Специальное водопользование – это использование водных объектов с приме- нением сооружений, технических средств и устройств, осуществляется граж- данами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водо- пользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов (ст. 86 ВК РФ). Особое пользование водными объектами необходимо для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд (ст. 87 ВК РФ). Водопользование (водопотребление и водоотведение) регулируется следующими правовыми мерами: – установлением лимитов водопользования – предельно допустимых объемов изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавлива- ются на определенный срок (ст. 90 ВК РФ); – выполнением антимонопольных требований в области использования водных объектов: за- прещаются действия водопользователей, направленные на монополизацию и недобросо- вестную конкуренцию, в результате которых ущемляются или могут быть ущемлены права и законные интересы других водопользователей, а также иных граждан и юриди- ческих лиц (ст. 93 ВК РФ). Общие требования к охране водных объектов содержатся в главе 11 ВК РФ. Так, со- гласно ст. 94 ВК РФ, органы государственной власти Российской Федерации и органы го- сударственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательст- вом РФ принимают совместимые с принципом устойчивого развития меры по сохране- нию водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, а также по ликвидации последствий указанных явлений. При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Использование водных объектов должно осу- ществляться с минимально возможными для них негативными последствиями. Необходимо отметить, что в водном законодательстве загрязнение водных объ- ектов представляет собой сброс или поступление иным способом в водные объ- екты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов. Под засорением водных объектов понимается сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов, а под истощением вод – устойчивое сокраще- ние запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод. В целях предупреждения и устранения загрязнения водных объектов опре- деляются источники их загрязнения (ст. 95 ВК РФ). При этом источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество по- верхностных и подземных вод. Запрещаются сброс и захоронение в водные объекты производственных, бытовых и других отходов, а также радиоактивных и токсичных веществ (материалов). Содержа- ние радиоактивных и токсичных веществ в водных объектах должно поддерживаться на уровне, который не приведет к причинению вреда здоровью населения, а также окру- жающей природной среде (ст. 104 ВК РФ). Правовые меры по охране уникальной экологической системы России и природ- ного объекта всемирного наследия – озера Байкал закреплены в Федеральном законе от 01.05.1999 г. «Об охране озера Байкал».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.253.84 (0.011 с.) |