Правовое регулирование охраны и использования вод 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование охраны и использования вод



Воды являются важнейшим компонентом окружающей среды, исчерпаемым и во-

зобновляемым природным ресурсом, используются и охраняются в России как основа

жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают эконо-

мическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного

и растительного мира.

В юридическом смысле вода представляет собой химическое соединение во-

дорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном со-

стоянии (Ст. 1 Водного кодекса РФ от 16.11.1995 г. № 167-ФЗ (в ред. от

30.06.2003 г.) (далее – ВК РФ)). Воды – это вся вода, находящаяся в водных

объектах. В свою очередь, водным объектом является сосредоточение вод на

поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы,

объем и черты водного режима.

Таким образом, поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ни-

ми (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект (ст. 7 ВК

РФ). Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как еди-

ный водный объект.

В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков

водные объекты подразделяются на:

– поверхностные воды;

– внутренние морские воды;

– территориальное море России;

– подземные воды (ст. 8 ВК РФ).

Кроме того, поверхностные водные объекты подразделяются на:

– поверхностные водотоки и водохранилища на них;

– поверхностные водоемы;

– ледники и снежники.

Специально уполномоченным государственным органом управления использова-

нием и охраной водного фонда является Федеральное агентство водных ресурсов, функ-

ция государственного контроля за использованием и охраной водных объектов возложе-

на на Федеральную службу по надзору в сфере экологии и природопользования.

Основными мерами государственного управления в области использования и ох-

раны водных объектов являются4:

– разработка водохозяйственных балансов – расчетных материалов, сопоставляющих по-

требность в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами;

– составление схем комплексного использования и охраны водных ресурсов. Схемы долж-

ны содержать систематизированные материалы исследований и проектных разработок о

состоянии водных ресурсов и перспективном использовании и охране водных объектов

(Постановление Правительства РФ от 13.09.1996 г. № 1097);

– принятие государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных

объектов, которые необходимы для планирования и осуществления рационального ис-

пользования, восстановления и охраны водных объектов на основе водохозяйственных

балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, данных государ-

ственного водного кадастра. Разрабатываются федеральные государственные, в том числе

бассейновые, и территориальные государственные программы;

– ведение государственного мониторинга водных объектов – системы регулярных наблю-

дений за гидрологическими или гидрогеологическими и гидрогеохимическими показа-

телями их состояния, обеспечивающей сбор, передачу и обработку полученной инфор-

мации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их

развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности

осуществляемых водоохранных мероприятий (ст. 78 ВК РФ);

– осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод – систематиче-

ского определения и фиксации в установленном порядке количества и качества водных

ресурсов, имеющихся на данной территории (Постановление Правительства РФ от

19.12.1996 г. № 1504);

– ведение государственного водного кадастра – свода данных о водных объектах, об их

водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях; ведется по еди-

ной системе и основывается на данных государственного учета вод (Постановление Пра-

вительства РФ от 23.11.1996 г. № 1403);

– проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации

на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на со-

стояние водных объектов, – проверка ее соответствия исходным данным, техническим

условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительст-

ву (Правительства РФ от 13.09.1996 г. № 1097);

– осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объ-

ектов, который призван обеспечить соблюдение: порядка использования и охраны вод-

ных объектов; лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения); стандартов,

нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов; режима ис-

пользования территорий водоохранных зон (Постановление Правительства РФ от

16.06.1997 г. № 716)

– работа по лицензированию в области использования и охраны водных объектов (Постанов-

ление Правительства РФ от 03.04.1997 г. № 383).

Общее водопользование предполагает использование водных объектов без

применения сооружений, технических средств и устройств, может осуществ-

ляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на во-

допользование на водных объектах как общего пользования, так и не состоя-

щих в общем пользовании (ст. 86 ВК РФ).

Специальное водопользование – это использование водных объектов с приме-

нением сооружений, технических средств и устройств, осуществляется граж-

данами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водо-

пользование, за исключением случаев использования водных объектов для

плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок

(взлетов) воздушных судов (ст. 86 ВК РФ).

Особое пользование водными объектами необходимо для обеспечения нужд

обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а

также для иных государственных и муниципальных нужд (ст. 87 ВК РФ).

Водопользование (водопотребление и водоотведение) регулируется следующими

правовыми мерами:

– установлением лимитов водопользования – предельно допустимых объемов изъятия

водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавлива-

ются на определенный срок (ст. 90 ВК РФ);

– выполнением антимонопольных требований в области использования водных объектов: за-

прещаются действия водопользователей, направленные на монополизацию и недобросо-

вестную конкуренцию, в результате которых ущемляются или могут быть ущемлены

права и законные интересы других водопользователей, а также иных граждан и юриди-

ческих лиц (ст. 93 ВК РФ).

Общие требования к охране водных объектов содержатся в главе 11 ВК РФ. Так, со-

гласно ст. 94 ВК РФ, органы государственной власти Российской Федерации и органы го-

сударственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательст-

вом РФ принимают совместимые с принципом устойчивого развития меры по сохране-

нию водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, а также

по ликвидации последствий указанных явлений. При использовании водных объектов

граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические,

мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия,

обеспечивающие охрану водных объектов. Использование водных объектов должно осу-

ществляться с минимально возможными для них негативными последствиями.

Необходимо отметить, что в водном законодательстве загрязнение водных объ-

ектов представляет собой сброс или поступление иным способом в водные объ-

екты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество

поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно

влияют на состояние дна и берегов водных объектов. Под засорением водных

объектов понимается сброс или поступление иным способом в водные объекты

предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих

использование водных объектов, а под истощением вод – устойчивое сокраще-

ние запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.

В целях предупреждения и устранения загрязнения водных объектов опре-

деляются источники их загрязнения (ст. 95 ВК РФ). При этом источниками

загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное

поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество по-

верхностных и подземных вод.

Запрещаются сброс и захоронение в водные объекты производственных, бытовых

и других отходов, а также радиоактивных и токсичных веществ (материалов). Содержа-

ние радиоактивных и токсичных веществ в водных объектах должно поддерживаться на

уровне, который не приведет к причинению вреда здоровью населения, а также окру-

жающей природной среде (ст. 104 ВК РФ).

Правовые меры по охране уникальной экологической системы России и природ-

ного объекта всемирного наследия – озера Байкал закреплены в Федеральном законе от

01.05.1999 г. «Об охране озера Байкал».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.124.236 (0.108 с.)