Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовое регулирование охраны атмосферного воздухаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружаю- щей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и жи- вотных, и представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находя- щуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений (ст. 1 Фе- дерального закона от 04.05.1999 г. № 96 «Об охране атмосферного воздуха»). Охрана атмосферного воздуха состоит в системе мер, осуществляемых орга- нами государственной власти России, субъектов Федерации, местного само- управления, а также юридическими и физическими лицами в целях улуч- шения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воз- действия на здоровье человека и окружающую среду. В свою очередь, качество атмосферного воздуха – это совокупность физиче- ских, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражаю- щих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмо- сферного воздуха и экологическим нормативам качества атмосферного воз- духа (ст. 1 Закона «Об охране атмосферного воздуха»). Гигиенический норматив качества атмосферного воздуха представляет со- бой критерий качества воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в нем и при ко- тором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека; экологический норматив качества атмосферного воздуха – это критерий качества атмо- сферы, отражающий предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в воздухе и при котором отсутствует вред- ное воздействие на окружающую среду. Вредным (загрязняющим) веществом является химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в воздухе и которые в определенных концентрациях ока- зывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. Загрязнение атмосферного воздуха зависит от поступления в атмосферу или образова- ния в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Кроме того, технический норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух устанавливается для передвижных и стационарных источников вы- бросов, технологических процессов, оборудования. Он отражает максимально допусти- мую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели. Эти нормативы устанавливает специально уполномоченный федеральный орган испол- нительной власти в области охраны атмосферного воздуха или другой специально упол- номоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по согла- сованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для стационарных источников выбросов отдель- ных видов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являю- щихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных пере- движных средств и установок всех видов. С учетом этого технического норматива, а также фонового загрязнения воздуха устанавливается норматив предельно допустимого выбро- са вредного (загрязняющего) вещества в атмосферу для стационарного источника загряз- нения воздуха при условии непревышения им гигиенических и экологических нормати- вов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов. Этот норматив устанавлива- ется территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного ста- ционарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воз- дух и их совокупности (организации в целом). Помимо указанных нормативов, Закон «Об охране атмосферного воздуха» вводит понятие временно согласованного выброса, который представляет со- бой временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмо- сферу устанавливается для действующих стационарных источников выбро- сов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических ус- ловий развития соответствующей территории в целях поэтапного достиже- ния установленного предельно допустимого выброса. Кроме химического загрязнения атмосферного воздуха выделяют вредное физическое воздействие, под которым подразумевают воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиа- ционные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду. Предельно допустимая (критическая) нагрузка является показателем воздей- ствия одного или нескольких вредных (загрязняющих) веществ на окружаю- щую среду, превышение которого может привести к вредному воздействию на природу. Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Правительством РФ непосредственно или через специально уполномоченный федераль- ный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, а также ор- ганами государственной власти субъектов Федерации. Принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха закреплены в ст. 3 Закона «Об охране атмосферного воздуха». К ним относятся: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды; обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняю- щих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воз- духа, его загрязнении; научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмо- сферного воздуха и охране окружающей природной среды в целом; обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства. В ст. 5-7 Закона «Об охране атмосферного воздуха» определены полномочия орга- нов государственной власти России, субъектов Федерации и органов местного само- управления в области охраны атмосферного воздуха. Основными правовыми средствами охраны атмосферного воздуха являются нор- мирование качества атмосферного воздуха, предельно допустимых воздействий со сто- роны отдельных источников, регулирование размещения источников вредных воздейст- вий на атмосферу, экологическая экспертиза проектов предприятий и иных объектов, эксплуатация которых сопровождается загрязнением атмосферы, разрешительный поря- док вредных воздействий на состояние атмосферного воздуха. К специфическим требованиям законодательства об охране атмосферного воздуха относится регулирование воздействия на погоду и климат (ст. 42 Закона «Об охране ат- мосферного воздуха»). Действия, направленные на искусственные изменения состояния атмосферы и атмосферных явлений в народнохозяйственных целях, могут осуществлять- ся только по разрешениям специально уполномоченных на то государственных органов и лишь при условии, что это не приведет к неблагоприятному воздействию на погоду и климат. Такие воздействия на погоду проводятся в сельскохозяйственных и иных общест- венно значимых целях – например, для предупреждения выпадения града или дождя или, наоборот, для стимулирования осадков. Правительством РФ разрабатываются и утверждаются программы и мероприятия по охране атмосферного воздуха. Так, юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ или вредного физического воздействия на атмосфер- ный воздух, разрабатывают и осуществляют мероприятия по охране атмосферного воз- духа, согласованные с территориальными органами специально уполномоченного феде- рального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха (ст. 9 Закона «Об охране атмосферного воздуха»). Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области ох- раны атмосферного воздуха, его территориальные органы разрабатывают соответствую- щие федеральные целевые программы, программы субъектов Федерации и местные про- граммы охраны атмосферного воздуха. Проекты программ могут выноситься на обсуж- дение граждан и общественных объединений в целях учета их предложений при плани- ровании и осуществлении мероприятий по улучшению качества атмосферного воздуха. Функция по осуществлению государственного контроля за охраной атмосферного воздуха в настоящее время возложена на Федеральную службу по надзору в сфере эколо- гии и природопользования. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха обеспечивает соблюдение: - условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) ве- ществ в воздух и на вредные физические воздействия на него; - стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного возду- ха, в том числе проведения производственного контроля; - режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу; - выполнения федеральных целевых программ и программ субъектов Федерации охраны атмосферного воздуха и выполнения мероприятий по его охране; - иных требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха. Помимо государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, выделяют производственный и общественный контроль в данной области. При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселе- ний должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий (ст. 16 За- кона «Об охране атмосферного воздуха»). Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха совместно с другими федеральными органами исполнитель- ной власти осуществляет организацию регистрационных испытаний вредных (загрязняю- щих) веществ и потенциально опасных веществ, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на человека и окружающую природную среду, и их государственную регистрацию в соответствии с положением, утвержденным Правительством РФ. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавли- ваются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной дея- тельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного возду- ха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ. Запрещаются проектирование, размещение и строительство объектов хозяйст- венной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблаго- приятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей среды. Если в отношении таких природных ресурсов, как земля, недра, воды, животный мир, предмет правового регулирования включает и регулирование использования и охра- ны, то регулирование использования атмосферного воздуха в законодательстве осуществ- ляется в незначительной степени. Так, ст. 40 и 41 Закона «Об охране атмосферного возду- ха» предусматривают регулирование потребления атмосферного воздуха для промыш- ленных и иных народнохозяйственных нужд. При проектировании предприятий, соору- жений и других объектов, а также при создании и совершенствовании технологических процессов и оборудования должны предусматриваться меры, обеспечивающие минимально необходимое потребление атмосферного воздуха для производственных нужд. Потребление воздуха для производственных нужд может быть ограничено, приостановлено или запреще- но органами, осуществляющими государственный контроль за охраной атмосферного воз- духа, в случае, когда это приводит к изменениям состояния атмосферного воздуха, оказы- вающим вредное воздействие на здоровье людей, растительный и животный мир. Принципиальное значение имеет в области обеспечения эффективной охраны атмосферного воздуха имеет ст. 29 Закона «Об охране атмосферного воздуха», закрепив- шая права граждан, юридических лиц и общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха, согласно которой они имеют право на: - информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об ис- точниках загрязнения воздуха и вредного физического воздействия на него; - участие в проведении мероприятий по охране атмосферного воздуха и их финан- сирование; - участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха; - обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих пред- ложений об улучшении его качества; - – предъявление исков о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, окру- жающей среде, причиненного загрязнением атмосферного воздуха. Представители общественных объединений имеют право доступа на территории объектов хозяйственной и иной деятельности, имеющих источники загрязнения атмо- сферного воздуха и вредного физического воздействия на него. Озоновый слой, представляющий часть атмосферы Земли, также выступает само- стоятельным объектом охраны окружающей среды (ст. 4 Закона «Об охране окружающей среды»). По мнению специалистов, правового механизма регулирования охраны озоново- го слоя в России практически не существует5. Необходимость его охраны отмечена в 1977 г. в Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП) «Мировой план действий по озоновому слою». Порядок ввоза в Россию и вывоза из нее озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции регулируется Постановлением Правительства РФ от 08.05.1996 г. № 563.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.114.150 (0.008 с.) |