Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Из истории теории систем и системного анализаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К XX в. сложилось две формы культуры – естественнонаучная и гуманитарная, различающиеся методами познания. Произошло разделение на людей, мыслящих предпочтительно формально или, напротив, - гуманитарно. Эти формы мышления связывали с различными полушариями головного мозга. Гуманитарное познание формирует образ, целостность, а формальное мышление обеспечивает отображение элементов и законов их взаимодействия. Гуманитарное знание связано с определением смысла, назначения, целесообразности (телеология), цели. Вершиной гуманитарного знания традиционно считается философия. Формальное - традиционно базируется на математике. В европейской культуре более предпочтительными и развитыми оказались формальные методы. В то же время в XIX–XX вв. возник ряд проблем, труднообъяснимых с помощью формальных методов. Для решения этих проблем механическая концепция, превратившаяся в физико-математическую, оказалась недостаточной. Развивающаяся диалектическая концепция объясняла объективность противоречий, и даже необходимость их для существования и развития сложного мира, но не имела формализованного аппарата, которому отдает предпочтение европейская наука. Возникли попытки распространения на гуманитарную сферу познания физико-математических методов – физикализм. С помощью физикализма были объяснены некоторые проблемы. Однако к середине XX в. стал очевидным кризис концепции физикализма, что привело к возникновению интегральных концепций, объединяющих возможности гуманитарного и формального мышления. Формальные методы не позволяют выявить содержание исследуемых процессов, понять их целостность, хотя и могут помочь активизировать интуицию и опыт специалистов, гуманитарное мышление для выявления содержания и отобразить законы взаимодействия компонентов, полученные эмпирически. Анализ содержания, исследование процессов постановки задач позволили обратить внимание на особую роль человека: человек является носителем целостного восприятия, сохранения целостности при расчленении проблемы, распределении работ, носителем системы ценностей, критериев принятия решения (появился термин «лицо, принимающее решение» - ЛПР). Развитие научного знания и его приложений к практической деятельности в XYIII - XIX вв. привело к возрастающей дифференциации научных и прикладных направлений. Возникло много специальных дисциплин. Специальные дисциплины для исследования конкретных прикладных проблем часто используют сходные формальные методы, но настолько преломляют их с учетом потребностей конкретных приложений, что специалисты, работающие в разных прикладных областях, перестают понимать друг друга.
Французский математик Жак Адамар 1, исследуя процесс изобретательства, обнаружил, что для повышения эффективности процесса творчества необходимы обе формы мышления и переключение с одной формы на другую. После осознания необходимости интеграции гуманитарного и формального знания между философией и математикой появился спектр дисциплин, которые сочетают средства гуманитарного познания, помогающего отобразить содержание познаваемого объекта, и формальных методов, отражающих изученные законы строения и функционирования объектов и помогающих таким образом в развитии познания в обозримые сроки. В XX в. стало резко увеличиваться число комплексных проектов и проблем, требующих участия специалистов различных областей знаний. Появилась потребность в специалистах «широкого профиля», обладающих знаниями не только в своей области, но и в смежных областях и умеющих эти знания обобщать, использовать аналогии, формировать комплексные модели. Понятие системы, ранее употреблявшееся в обыденном смысле, превратилось в специальную общенаучную категорию, начали появляться обобщающие научные направления, которые исторически иногда возникали параллельно на разной прикладной или теоретической основе и носили различные наименования. Для выработки единых обобщающих терминов, единого языка общения представителей разных наук Н. Винер (Wiener N.) в 1934 г. собрал в Принстоне на семинар ученых многих специальностей (нейрофизиологов, инженеров-связистов, конструкторов вычислительной техники и т.д.). Для названия новой науки об общих принципах управления в живых организмах и машинах был принят термин кибернетика, кибернетический подход, который может рассматриваться как первая интегральная концепция естествознания, объединяющая гуманитарное и формальное знание. Однако в последующем в связи с неоднозначной трактовкой термина «кибернетика» и употреблением его во многих работах (особенно зарубежных), связанных с разработкой технических аналогов живых организмов, этот термин стал использоваться в более узком смысле - как одно из направлений теории систем, занимающееся процессами управления техническими объектами.
Для обобщения дисциплин, связанных с исследованием и проектированием сложных объектов различной природы, возникла теория систем и системный подход. Основоположником теории систем считают биолога Л. фон Берталанфи (L. von Bertalanfy) [16, 17, 107], который в 30-е гг. XX в. ввел понятие открытой системы и сформулировал основные идеи и закономерности обобщающего направления, названного теорией систем. Важный вклад в становление системных представлений внес в начале XIX в. (еще до Берталанфи) наш соотечественник А.А. Богданов (Александр Александрович Малиновский) [18]. Однако в силу исторических причин предложенная им всеобщая организационная наука - тектология (от греч. «тектон» - строитель) не нашла распространения и практического применения. В нашей стране теория систем активно развивалась, были разработаны концептуальные основы, терминологический аппарат, исследованы закономерности функционирования и развития сложных систем, поставлены другие проблемы, связанные с философскими и общенаучными основами системных исследований. Философами был предложен ряд вариантов теории систем (В.Н. Садовский [73], А.И. Уёмов [83], Ю.А. Урманцев [84], В.С. Тюхтин [82]) и др.. Однако философская терминология не всегда легко преломляется к практической деятельности. Поэтому потребности практики привели к тому, что в 60-е гг. XX в. при постановке и исследовании сложных проблем проектирования и управления довольно широкое распространение получили термины: · с истемотехника, предложенный при переводе книги Г. Гуда и Р. Макола «System Engineering» [31] в 1962 г. Ф.Е. Темниковым (основателем первой в стране кафедры, развивающей теорию систем, созданной в Московском энергетическом институте и названной кафедрой Системотехники) и широко используемый в последующем применительно к техническим системам; · системология, предложенный в 1965 г. И.Б. Новиком, независимо - В.Т.Куликом [45],использовавшийся Б.С. Флейшманом [85]), В.В. Дружининым, Д.С. Конторовым [36] и др. Эти термины являются прикладными направлениями теории систем. Отечественными и зарубежными специалистами по математике, техническим наукам, экономике был предложен ряд вариантов теории систем.
Параллельно развивались направления, родственные теории систем: исследование операций (это направление, возникшее для исследования военных операций, применялось в различных сферах, в том числе и в экономике), имитационное моделирование, ситуационное моделирование, синергетика, информационный подход. Для обобщения дисциплин, связанных с исследованием и проектированием сложных систем, используется термин системные исследования, а иногда сохраняется термин системный подход, который широко применялся в первые годы становления теории систем в двух смыслах - в смысле методологического направления философии, и в прикладном аспекте, как синоним понятия комплексный подход. Таким образом, между философией и математикой развивается спектр научных направлений с различной степенью сочетания гуманитарного и формального знания.
Наиболее конструктивным из направлений системных исследований в настоящее время считается системный анализ, который впервые появился в работах корпорации RAND в связи с задачами военного управления в 1948 г. [49], получил распространение в отечественной литературе после перевода книги С. Оптнера [65], широко использовался в работах Центрального экономико-математического института (работы Ю.И. Черняка [91–93 ] и др.), в работах томской школы системных исследований [9, 65] и других школ, и в 80-е гг. XX в. был введен в учебные планы вузов нашей страны Ф.И. Перегудовым (заместителем Министра высшего и среднего специального образования СССР того периода). Параллельно с направлениями, явно использовавшими термин «система», возникали междисциплинарные направления, которые развивались как самостоятельные, но фактически были ориентированы на системные исследования. Наиболее известными из этих направлений, возникших в 70-е гг. XX в., являются ситуационное моделирование или ситуационное управление (Д.А.Поспелов [68], Ю.И. Клыков, Л.С. Загадская-Болотова [80, гл. 7]) и информационный подход к анализу систем (А.А. Денисов [1, 5, 6, 32-33]); в 80-90-е гг. – концептуальное метамоделирование (В.В. Нечаев) [59], системология феноменального (Б.Ф. Фомин [41]). Междисциплинарные научные направления, возникшие между философией и узко специальными дисциплинами, можно расположить примерно так, как показано в табл. 1.1. Таблица 1.1
С 80-х гг. XX в. возникла синергетика – научное направление, занимающееся исследованием общих закономерностей в процессах образования, устойчивости и разрушения упорядоченных временных и пространственных структур в сложных неравновесных системах различной физической природы (физических, химических, биологических, социальных).
Термин синергетика (от греч. synergetikos – совместный, согласованно действующий) Термин ввел немецкий физик Г. Хакен при исследовании механизмов кооперативных процессов в лазере. Однако еще раньше, в 60-е гг. И. Пригожин [69и др.] пришел к идеям синергетики (хотя вначале этот термин не использовал) из анализа химических реакций. Теоретической основой его моделей является нелинейная термодинамика. Пригожин исследовал диссипативные процессы, в результате которых из неупорядоченных однородных состояний под воздействием флюктуаций могут возникать разрушения прежней и возникновении качественно новой организации за счет диссипации (рассеяния) энергии, использованной системой, и получения из среды новой энергии.
Синергетика развивается как самостоятельное научное направление. Однако в последнее время наблюдается все большее сближение теории систем и синергетики. В частности, синергетические исследования используются в теории систем при пояснении закономерности самоорганизации. В перспективе, по-видимому, на основе объединения теории систем и синергетики возможно становление теории развивающихся систем как интегральной концепции современной теории познания. Наиболее конструктивным из направлений системных исследований в настоящее время считается системный анализ (СА). Этот термин впервые появился в 1948 г. в работах корпорации RAND в связи с задачами военного управления, и в общем виде определялся как «…логический метод решения сложных проблем» [49, с. 21]. Получил распространение в отечественной литературе после перевода книги С. Оптнера «Системный анализ деловых и промышленных проблем» [65]. Широко использовался в работах Центрального экономико-математического института, в работах Ю.И.Черняка, в работах томской школы системных исследований. Введен в учебные планы вузов в конце 1980-х гг. Ф.И. Перегудовым (заместителем Министра высшего и среднего специального образования СССР того периода). Термин «системный анализ» трактовался в публикациях неоднозначно. В одних работах СА определяется как «приложение системных концепций к функциям управления, связанным с планированием» со стратегическим планированием и целевой стадией планирования. В других - СА употребляется как синоним термина «анализ систем» или «системное управление организацией». Трактовался СА и как развитие методологии исследования операций, и как «формализованный здравый смысл».
Во многих работах СА ориентирован на использование математических методов. Например, Н.Н. Моисеев связывает СА с принятием решений с помощью математических методов, но в то же время считает, что «системный анализ – это обширная синтетическая дисциплина, включающая в себя целый ряд разделов, носящих характер самостоятельных научных дисциплин». В то же время уже в первых работах по СА подчеркивалось, что СА – это способ мышления, способ решения проблемы, упрощение сложного и что математический аппарат вовсе не является неотъемлемой частью системного анализа. На основе обобщения различных точек зрения в [1, 2, 11, 12] дается следующее определение. Системный анализ – это прикладное направление теории систем, которое: 1) применяется в тех случаях, когда задача (проблема) не может быть сразу представлена с помощью формальных, математических методов, т. е. имеет место большая начальная неопределенность проблемной ситуации; 2) уделяет внимание процессу постановки задачи и использует не только формальные методы, но и методы качественного анализа; в [1, 2 10-12] эти группы методов названы методами формализованного представления систем - МФПС и методами активизации интуиции и опыта специалистов - МАИС; 3) опирается на основные понятия теории систем и философские концепции, лежащие в основе исследования общесистемных закономерностей; 4) помогает организовать процесс коллективного принятия решения, объединяя специалистов различных областей знаний; ФСА, мозговой штурм… 5) требует обязательной разработки методики системного анализа, определяющей последовательность этапов проведения анализа и методы их выполнения, объединяющая методы из групп МАИС и МФПС, а соответственно и специалистов различных областей знаний; 6) исследует процессы целеобразования и разработки средств работы с целями (в том числе занимается разработкой методик структуризации целей); 7) использует в качестве метода исследования расчленение большой неопределенности на более обозримые, лучше поддающиеся исследованию (что и соответствует понятию анализ), при сохранении целостного (системного) представления об объекте исследования и проблемной ситуации (благодаря понятиям цель и целеобразование).
Первые четыре особенности характерны для всех направлений системных исследований. В определение системного анализа, наряду с этими особенностями, включены еще три (5, 6, 7), уточняющие отличие СА от других системных направлений. 1. Независимо от того, применяется термин СА только к формированию целей и функций системы, к планированию развития организации, или к исследованию системы в целом, включая и цели, и структуру, работы этого направления отличаются от других направлений системных исследований тем, что в них предлагается методика проведения системного исследования, делается попытка предложить подходы к выполнению этапов методики в конкретных условиях. 2. И второе важное отличие СА от других направлений системных исследований - работа с целями (их исследование, формулирование, структуризация или декомпозиция). Некоторые авторы даже в определении системного анализа подчеркивают, что это методология исследования целенаправленных систем [91, 92]. При этом разработка методики и выбор методов и приемов выполнения ее этапов базируется на использовании понятий и закономерностей теории систем.
В 70-ее гг. XX в. возникла еще одна потребность в приложении системного анализа. По мере развития научно-технического прогресса усложняются выпускаемые изделия и технология производства промышленной продукции, расширяется ее номенклатура и ассортимент, увеличивается частота сменяемости выпускаемых изделий и технологий, возрастает наукоемкость продукции, растут потребности населения. Все это приводит к усложнению взаимоотношений человека с природой, к истощению ресурсов Земли, к экологическим проблемам. В результате усложняются процессы управления экономикой, возникает необходимость управления самим научно-техническим прогрессом. На эту проблему впервые в нашей стране в 60-е годы обратил внимание академик В.М.Глушков. В развитых капиталистических странах важность управления научно-техническим прогрессом и трудности, стоящие на пути решения этой проблемы, были осознаны примерно в те же годы. (Так, австрийский ученый Йозеф Шумпетер много занимался изучением развития НТП…) В США, в частности, с 50-х гг. XX в. велись интенсивные научные исследования по этой проблеме в специальных, так называемых «думающих», бесприбыльных корпорациях (типа известной корпорации RAND). Результатом этих исследований явилось создание первой методики системного анализа - ПАТТЕРН, основой которой является формирование и анализ «дерева целей», и других методов, широко используемых в США правительственными органами и крупными промышленными корпорациями для прогнозирования и управления в условиях ускоряющихся темпов НТП.
В нашей стране для решения проблемы управления экономикой Институтом Кибернетики Академии наук Украинской ССР под руководством В.М.Глушкова 1были проведены исследования, объясняющие сложность управления по мере развития цивилизации и возрастание роли информации в процессах управления.
Было обосновано, что сложность задач управления экономикой растет быстрее числа занятых в ней людей и что, если продолжить управлять страной прежними методами, на основе приоритета принципа контроля и переработки учетно-плановой информации, то в конце 70-х гг. в сфере управления только материальным производством нужно было бы занять чуть ли не все трудоспособное население страны. Теоретические исследования о тенденциях роста численности управленческого персонала подтверждались и статистикой. Например, в США в начале нынешнего столетия на одного конторского работника приходилось 40 рабочих; в 1940 г. - 10; в 1958 г. - 6; а в 1965 - всего лишь 1 рабочий2. Отечественная статистика аналогично констатировала рост численности управленческого персонала до 40% от общей численности работников предприятия. Аналогичная ситуация наблюдалась и с ростом численности управленческого персонала регионов. Для решения проблемы управления социально-экономическими объектами и научно-техническим прогрессом в целом первоначально В.М. Глушковым было предложено использовать автоматизацию управления (и в середине 60-х гг. XX.в. началась разработка автоматизированных систем управления - АСУ), но в дальнейшем стало ясно, что необходимы более радикальные изменения в управлении страной, учет закономерностей функционирования и развития сложных систем с активными элементами, разработка специальных методов их моделирования. В 70-е гг. для повышения эффективности управления в нашей стране было решено пойти по пути совершенствования программно-целевого механизма управления.
Был подготовлен и принят ряд постановлений Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР и развивающих их документов3, в которых определялся порядок разработки прогнозов, основных направлений развития, комплексных программ, перспективных планов на всех уровнях государственной структуры - от страны в целом до регионов, объединений и предприятий. Для управления НТП при Академии Наук СССР, Совете Министров СССР и Госплане СССР были созданы специальные комиссии, которые готовили прогнозы и основные направления экономического и социального развития страны (эти реформы, назывались косыгинскими, поскольку инициатором их был Председатель Совета Министров СССР того периода А.Н.Косыгин.) При реализации этих документов и в работе названных комиссий использовались методы системного анализа, и в частности -закономерности целеобразования и методики структуризации целей, что поставило системный анализ в особое положение среди других научных направлений и способствовало его развитию и введению в учебный процесс.
В настоящее время, в условиях внедрения в экономику рыночных принципов, предоставления большой самостоятельности предприятиям и регионам роль методов и моделей системного анализа как наиболее конструктивного направления системных исследований возрастает, соответственно возрастает необходимость развития этих методов и приближения их к практическим потребностям. В табл. 1.1 примерно среднее положение среди других междисциплинарных направлений занимает системный анализ, так как он использует примерно в одинаковых пропорциях концептуально-методологические представления (что характерно для философии и теории систем) и формализованные методы и модели (что характерно для специальных дисциплин).
Теория систем и системология в большей мере используют философские понятия и качественные представления. Исследование операций, кибернетика, системотехника, напротив, имеют более развитый формальный аппарат, но менее развитые средства качественного анализа и постановки сложных задач с большой неопределенностью и активными элементами. На технические специальности в большей мере ориентированы системотехника и кибернетика. Однако инженеры в перспективе становятся руководителями производства, предприятия, и важно, чтобы они получили необходимые сведения об организационном управления предприятием, о разработке автоматизированных систем управления объектами разного рода. Для понимания процессов управления и принятия решений полезны общеметодологические представления и закономерности теории систем. Разработка методик анализа целей, методов и моделей совершенствования организационной структуры, управления функционированием социально-экономических объектов, методов организации сложных экспертиз при принятии решений в различных сферах деятельности – основное приложение системного анализа. Поэтому специалисты считают эти направления наиболее необходимыми при подготовке экономистов и инженеров по любым специальностям.
Понятие о системе Можно считать, что понятие «система» возникло в древнем мире, когда Аристотель обратил внимание на то, что целое (т. е. система) несводимо к сумме частей, его образующих. Потребность в использовании этого термина возникает в тех случаях, когда невозможно что-то продемонстрировать, изобразить, представить математическим выражением и нужно подчеркнуть, что это будет большим, сложным, не полностью сразу понятным (с неопределенностью), при этом целым, единым, большим.
Например - солнечная система, система управления станком, система организационного управления предприятием (городом, регионом и т. п.), экономическая система, система кровообращения и т. д. В математике термин «система» используют для отображения совокупности математических выражений или правил - система уравнений, система исчисления, система мер и т. п. Казалось бы, в этих случаях можно было бы воспользоваться терминами «множество» или «совокупность». Однако понятие системы подчеркивает упорядоченность, целостность, наличие определенных закономерностей ее построения, функционирования и развития.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.112.243 (0.015 с.) |