Моральные концепции иудаизма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Моральные концепции иудаизма.



Иудаизм - древнейшая монотеистическая религия, лежащая в основе верований, жизненного уклада и культуры евреев.

Формирование иудаизма началось со 2-го тыс. до н. э. в среде скотоводческого и земледельческого населения восточного Средиземноморья, когда внедрялась принципиально новая религиозная концепция единого Бога, творца и властелина всей Вселенной, в центре которой стояло формирование народа Израиля и его завет с Богом (богоизбранность еврейского народа).

Слово «иудаизм» происходит от греческого ioudaismos, введенного в употребление грекоязычными евреями ок. 100 до н. э., чтобы отличить свою религию от греческой. Оно восходит к имени четвертого сына Иакова -Иуда (Йехуда), чьи потомки, вместе с потомками Вениамина, образовали южное - Иудейское - царство со столицей в Иерусалиме. После падения северного - Израильского - царства и рассеяния населявших его племен народ Иуды (известный впоследствии под названием «йехудим», «иудеи» или «евреи») стал основным носителем еврейской культуры и остался им даже после разрушения своего государства.

Развитие иудаизма сопровождалось преодолением пережитков политеизма, которые поддерживались в еврейской среде под влиянием окружающих народов. В столкновении и преодолении влияния эллинистического мировоззрения иудаизм получил более широкое распространение. Возросла роль Иерусалимского храма, ставшего центром притяжения приверженцев и многочисленной диаспоры.

Уже для ранней стадии развития иудаизма характерны поиски равновесия между культово-обрядовой и моральной сторонами религии. Библейские пророки впервые в истории провозгласили примат морали над отправлением культа, которое лишено ценности в отрыве от исполнения индивидом своих моральных обязанностей, трактуемых пророками как универсальные общечеловеческие нормы поведения. Народ Израиля - единственный, для которого эти нормы являются религиозным императивом, - обязан служить моральным образцом для остальных народов.

Главным обоснованием нравственных эталонов, ключевых верований и практики иудаизма служит история еврейского народа. Даже заимствуя древние праздники или обряды у развитых культур Ханаана и Вавилонии, иудаизм изменял их главный смысл, дополняя, а затем и вытесняя естественную интерпретацию исторической. Например, Песах (еврейская Пасха), первоначально праздник весенней жатвы, стал праздником освобождения из египетского рабства. Древний обычай обрезания, изначально бытовавший у других народов как обряд, отмечавший вступление мальчика в период полового созревания, трансформировался в акт, совершаемый при рождении мальчика и символизирующий введение ребенка в завет (союз-договор), который Бог заключил с Авраамом.

В эпоху Второго храма напряженность между обрядовой и моральной стороной иудаизма продолжала сохраняться и была одной из подспудных причин идеологического конфликта между саддукеями и фарисеями; представления пророков о грядущем морально совершенном мире нашли свое наиболее радикальное развитие в мессианской доктрине ессеев.

Однако законоучители, подчеркивавшие важность морального аспекта иудаизма, не преуменьшали значения его обрядовой стороны, призывали к гармонизации обеих сторон религии, а не к формальному отправлению культа. Крупнейший авторитет Устного Закона Хиллел как основу иудаизма сформулировал «золотое правило»: «То, что ненавистно тебе, не делай своему ближнему». Акцентирование морального аспекта иудаизма в ущерб обрядовому встречало резкую оппозицию со стороны законоучителей и ставило сторонников такого подхода на грань разрыва с иудаизмом.

Моральные концепции христианства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.004 с.)