Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Групповое профессиональное сознание и его структура

Поиск

Ориентация современной психологической науки на решение конкретных практических задач стимулировала резкое расширение арсенала психологического измерительного инструментария. Помимо использовавшихся ранее и уже зарекомендовавших себя психодиагностических методик общепсихологического плана потребовался более широкий спектр методов профессиональной психодиагностики.

Наиболее адекватным по полноте и точности отражения того, что происходит в процессе вузовского обучения, является понятие профессионального сознания. Это мнение становится достаточно распространённым. Как центральную категорию психоло­гии высшего образования рассматривает профессиональное со­знание Н.Н.Нечаев, определяя вузовскую подготовку как "процесс системного формирования профессионального сознания" [16, с.24-26].

Автор данной статьи детально рассматривает некоторые динамические характерис­тики сознания, исследуя значение творческой активности студен­тов в вузовской подготовке. Однако в этой работе, как и во мно­гих других, на обочине исследования остаются содержательные характеристики сознания. В то же время, как считал С.Л. Рубинш­тейн, "специфично для сознания, как такового, в его отличии от психики в целом, предметное значение, смысловое, семантичес­кое содержание..." [21, с.4]. Необозримость объектов сознания ставит перед исследователем казалось бы неразрешимую задачу изу­чения содержательных компонентов сознания. Один из подходов выделения смысловых компонентов сознания был обозначен А.Н. Леонтьевым: "Сознание должно быть психологически раскрыто в его собственной характеристике. Оно должно быть понято не как знание только, но и как отношение, как направленность" [12. с.265]. Здесь позиция А.Н.Леонтьева тесно смыкается с точкой зрения В.Н.Мясищева, работавшего в русле теории отношений. Для случаев частного проявления, каким является профессиональное сознание, суть этого замечания сохраняется, но в виде своеобразной проекции одного компонента на другой и поэтому может специ­ально не фиксироваться, т.к. в этом случае ответ на вопрос, что сознаётся, автоматически входит в "цель действия", не говоря уже о возможности дополнения этого "знания" информацией о ха­рактере потребностно-мотивационной сферы.

Таким образом, понятие сознания изначально характеризуется бинарной структурой, выраженной В.Н.Мясищевым следующим образом: "В понятие сознания входит как знание, "осознавание" объектов внешнего мира, так и отношение человека к осознавае­мым объектам" [15, с.126-132]. Вторая характеристика сознания – отношение, очевидно, не всегда и не в полном объёме "осознаваема" и её не­посредственное исследование требует иных средств. Однако за­метим, что изучение первой, вполне осознаваемой характеристи­ки, весьма часто даёт возможность оценить также систему отно­шений. Для окончательного прояснения вопроса о сущности и струк­туре сознания обратимся к каноническим определениям.

В Кратком психологическом словаре [9] сознание определяется как высший уровень психического отражения, присущий только человеку и эмпирически проявлявшийся в совокупности чув­ственных и умственных образов.

Более конкретно, как "отношение к миру со знанием", опре­деляется сознание в другом психологическом словаре [19]. Знаме­нательно, что в приведённых определениях противопоставле­ны две стороны сознания, а именно; процессы сознания (вни­мание, память, аффект и т.д.) и содержание сознания (если от­ношение понимать как "осознанное бытие"). Учитывая оба под­хода, можно предположить, что термином "профессиональное сознание" охватываются все те проявления сознания личности, которые связаны с её профессиональной деятельностью. Они определяются: местом и значением данной профессии в про­фессиональной структуре общества; отношениями личности к профессии, её представителям и к себе как профессионалу; профессиональными идеалами; уровнем профессиональных зна­ний и умений; выраженностью профессиональных способностей; профессиональными перспективами и достижениями; пережи­ваниями успехов и неудач профессиональной деятельности.

Вопрос о структуре профессионального сознания, как и о струк­туре сознания вообще, можно ставить в двух планах: а) строение (компоненты) сознания; б) функции сознания. В компонентной струк­туре сознания наиболее просто решаются вопросы профессиона­лизации элементов. Так можно говорить о профессиональном вни­мании, памяти, аффекте, перцепции, воле, мышлении и т.д.

Путь профессионализации сознания посредством воздей­ствия на его компоненты не является оптимальным, так как целое не сводимо к его частям. Удержать целое в процессе анализа удаётся посредством выделения основных функций исследуе­мого явления. В списке важнейших функций сознания, обычно выделяют: познание, целеполагание, отношение, а также функ­ции идентификации, т.е. формирования образа "я" (различение субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит "я" человека и его "не-я"). Данной системе атрибутов сознания соответствует аналогичная по функциональному признаку структура профес­сионального сознания: профессиональные цели, профессиональ­ные планы, программы, профессиональные отношения, прогно­зы, оценки, самооценки, профессиональное самосознание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.71.21 (0.008 с.)