Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Групповое профессиональное сознание и его структураСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ориентация современной психологической науки на решение конкретных практических задач стимулировала резкое расширение арсенала психологического измерительного инструментария. Помимо использовавшихся ранее и уже зарекомендовавших себя психодиагностических методик общепсихологического плана потребовался более широкий спектр методов профессиональной психодиагностики. Наиболее адекватным по полноте и точности отражения того, что происходит в процессе вузовского обучения, является понятие профессионального сознания. Это мнение становится достаточно распространённым. Как центральную категорию психологии высшего образования рассматривает профессиональное сознание Н.Н.Нечаев, определяя вузовскую подготовку как "процесс системного формирования профессионального сознания" [16, с.24-26]. Автор данной статьи детально рассматривает некоторые динамические характеристики сознания, исследуя значение творческой активности студентов в вузовской подготовке. Однако в этой работе, как и во многих других, на обочине исследования остаются содержательные характеристики сознания. В то же время, как считал С.Л. Рубинштейн, "специфично для сознания, как такового, в его отличии от психики в целом, предметное значение, смысловое, семантическое содержание..." [21, с.4]. Необозримость объектов сознания ставит перед исследователем казалось бы неразрешимую задачу изучения содержательных компонентов сознания. Один из подходов выделения смысловых компонентов сознания был обозначен А.Н. Леонтьевым: "Сознание должно быть психологически раскрыто в его собственной характеристике. Оно должно быть понято не как знание только, но и как отношение, как направленность" [12. с.265]. Здесь позиция А.Н.Леонтьева тесно смыкается с точкой зрения В.Н.Мясищева, работавшего в русле теории отношений. Для случаев частного проявления, каким является профессиональное сознание, суть этого замечания сохраняется, но в виде своеобразной проекции одного компонента на другой и поэтому может специально не фиксироваться, т.к. в этом случае ответ на вопрос, что сознаётся, автоматически входит в "цель действия", не говоря уже о возможности дополнения этого "знания" информацией о характере потребностно-мотивационной сферы. Таким образом, понятие сознания изначально характеризуется бинарной структурой, выраженной В.Н.Мясищевым следующим образом: "В понятие сознания входит как знание, "осознавание" объектов внешнего мира, так и отношение человека к осознаваемым объектам" [15, с.126-132]. Вторая характеристика сознания – отношение, очевидно, не всегда и не в полном объёме "осознаваема" и её непосредственное исследование требует иных средств. Однако заметим, что изучение первой, вполне осознаваемой характеристики, весьма часто даёт возможность оценить также систему отношений. Для окончательного прояснения вопроса о сущности и структуре сознания обратимся к каноническим определениям. В Кратком психологическом словаре [9] сознание определяется как высший уровень психического отражения, присущий только человеку и эмпирически проявлявшийся в совокупности чувственных и умственных образов. Более конкретно, как "отношение к миру со знанием", определяется сознание в другом психологическом словаре [19]. Знаменательно, что в приведённых определениях противопоставлены две стороны сознания, а именно; процессы сознания (внимание, память, аффект и т.д.) и содержание сознания (если отношение понимать как "осознанное бытие"). Учитывая оба подхода, можно предположить, что термином "профессиональное сознание" охватываются все те проявления сознания личности, которые связаны с её профессиональной деятельностью. Они определяются: местом и значением данной профессии в профессиональной структуре общества; отношениями личности к профессии, её представителям и к себе как профессионалу; профессиональными идеалами; уровнем профессиональных знаний и умений; выраженностью профессиональных способностей; профессиональными перспективами и достижениями; переживаниями успехов и неудач профессиональной деятельности. Вопрос о структуре профессионального сознания, как и о структуре сознания вообще, можно ставить в двух планах: а) строение (компоненты) сознания; б) функции сознания. В компонентной структуре сознания наиболее просто решаются вопросы профессионализации элементов. Так можно говорить о профессиональном внимании, памяти, аффекте, перцепции, воле, мышлении и т.д. Путь профессионализации сознания посредством воздействия на его компоненты не является оптимальным, так как целое не сводимо к его частям. Удержать целое в процессе анализа удаётся посредством выделения основных функций исследуемого явления. В списке важнейших функций сознания, обычно выделяют: познание, целеполагание, отношение, а также функции идентификации, т.е. формирования образа "я" (различение субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит "я" человека и его "не-я"). Данной системе атрибутов сознания соответствует аналогичная по функциональному признаку структура профессионального сознания: профессиональные цели, профессиональные планы, программы, профессиональные отношения, прогнозы, оценки, самооценки, профессиональное самосознание.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.71.21 (0.008 с.) |