Развитие малого предпринимательства в странах ЕС 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие малого предпринимательства в странах ЕС



 

 

Развитие малого предпринимательства в разных частях мира происходило по-разному, в силу этого в каждой стране имеются свои особенности, касающиеся этого вопроса. По большей части такое различие наблюдается между странами Европы и странами западного мира, поэтому развитие малого бизнеса мы рассматриваем на примере этих стран. В данной главе мы уделим внимание членам ЕС, включающие такие страны как Греция, Германия, Италия, Испания, Нидерланды, Швеция, Чехия и др. Прежде всего, при рассмотрении данного вопроса стоит начать с того, как происходило развитие данного вида бизнеса и какие экономические и политические факторы оказывали на это влияние.

В странах европейского союза (ЕС) в результате различных экономических процессов, которые проходили как внутри стран, так и на международном уровне, государственная политика в отношении малого и среднего бизнеса претерпела существенную эволюцию. Почти до середины 1970-х гг. в странах ЕС практиковалась политика, где центральное место отводилось поддержке и развитию именно крупного предпринимательства. Опять же малый бизнес вызывал неоднозначное отношение: многие видели в нем возврат к прошлому и, соответственно, к прошлой промышленной структуре. Поэтому чаще всего экономисты наделяли данный вид деятельности лишь второстепенной ролью. В данный период времени государство активно вмешивалось в экономику путем центрального регулирования, планирования и организации. Но при всем этом оно не переставало акцентировать свое внимание на поддержании высокого уровня занятости и сокращению безработицы, снижению инфляции и обеспечению социальной защиты населения, поддержке отдельных предприятий и др. Однако именно в это время стало наблюдаться увеличение безработицы в результате снижения темпов экономического роста. Это заставило государства задуматься об эффективности экономической модели, где главенствующую роль занимали крупные предприятия и традиционная социальная политика.

Потребовалось не так много времени для осознания ограниченности существовавшей экономической модели, в результате чего стратегия государств - членов ЕС стала ориентироваться на либерализацию экономических отношений. И прежде всего данная политика ставила целью улучшение условий для существования не только крупного, но и малого бизнеса, а также всяческому способствованию конкуренции.

К примеру, уже в 1980-е гг. в Италии среди всего экономически активного населения от 30 % до 45 % было занято в сфере малого и среднего предпринимательства. Путем малого и среднего бизнеса большое количество людей могли реализовать свое стремление к независимости в хозяйственной жизни. Важную роль здесь играло и усовершенствование технологий, появление новых видов оборудования и техники, научных разработок, которые позволяли создавать небольшие предприятия с эффективным производством. Плюс ко всему, опыт последних десятилетий показал, что эффективность коллективного творчества, включающего предоставление новых разработок, значительно выше в относительно небольших рабочих коллективах.

К 1990-ым гг. стал наблюдаться существенный рост активности в сфере малого бизнеса. По этому поводу очень специфическую точку зрения высказал ученый-химик О.Лебедев. Причину такого роста малых предприятий он видел в действии второго закона термодинамики, который направляет все процессы в сторону распыления.

Уже к 1995 г. были приняты Специальные рекомендации Мадридской сессии Совета ЕС, предусматривающие подходы в области поддержки малого бизнеса. Теперь малое предпринимательство имело роль главного источника для обеспечения высокого уровня занятости и стабильных темпов экономического роста. Наблюдался рост малых и средних предприятий в сферах, где пока еще не требовались наличие значительного капитала, большого количества оборудования и кооперации множества работников. Это явление было особенно характерно для отраслей, ориентированных на производство потребительских товаров и услуг, а также наукоемких производств. Со времени вступления в силу различных актов и законов, которые расширяли и укрепляли правовое поле малого бизнеса, он стал занимать достаточно прочные позиции в экономике различных стран.

Сегодня в странах ЕС на долю малого и среднего предпринимательства приходится более 95% предприятий. Ими создается около 60% ВВП и обеспечивается от 60 до 70% занятости. Само же количество малых и средних фирм приближается к 16 тыс. Большинство стран имеют плотность малых предприятий на уровне 35-55 субъектов на 1000 жителей, в том числе: Чехия – 86 малых предприятий, Португалия – 83, Испания – 72, Италия – 68, Швеция – 65. В среднем по ЕС этот показатель составляет почти 40 предприятий на 1000 жителей. [2, с.69].

Данный вид бизнеса приобрел существенную значимость и стал восприниматься как настоящий экономический феномен, поэтому многолетний опыт стран ЕС в его развитии на сегодняшний момент особенно важен для нашей республики. Стоит упомянуть и о том, что в европейском союзе приняты свои критерии отнесения предприятий к малым и средним. Эти стандарты были введены Европейской комиссией в 2003 г., а действовать начали с 1 января 2005 г.

Размеры такого сектора как малый бизнес могут существенно отличаться не только по странам, но и по региону в целом. В Швеции за последнюю сотню лет малый бизнес сконцентрировался в южной части страны, тогда как в остальных районах значительно преобладали крупные предпринимательства. Нехватка малого бизнеса в этих частях страны стало следствием введения зонирования. Зонирование представляло собой ситуацию, при которой предприятия не подлежали никакому освобождению от налогов (их сумма составляла около 16 % от всего объема продаж), если оно не имело земли. Так, к примеру, в Италии большинство мелких предприятий расположено на севере страны в провинции Эмилия, тогда как довольно небольшое количество разбросано по югу страны. Объяснение этому явлению находиться очень быстро, а в частности она заключается в исторических различиях способов и объемов накопленного в обществе капитала. Также некоторыми исследователями было высказано мнение о том, что на территориях, где уровень доверия к малому предпринимательству в прошлом был низким, никогда не сможет в полной мере существовать сотрудничество и частное предпринимательство. Однако данные тезисы во многом противоречат действительности. К примеру, в Чехословакии практические не было малых предприятии, хотя в периоды между мировыми войнами она славилась своим малым бизнесом, в то время как в той же социалистической Польше происходил значительное увеличение числа малых предприятий и активности в области малого бизнеса.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что небольшие институциональные различия могут оказывать существенное влияние на размеры такого сектора предпринимательства, как малый бизнес. И если долгое время не происходит институциональных перемен, то доля данного вида предпринимательства в разных экономических районах одной и той же страны может сильно различать на протяжении длительного времени.

Стала наблюдаться концентрация и централизация капитала в странах ЕС, важнейшей чертой которой стало то, что разорение и закрытие многих мелких и средних предприятий не привело к исчезновению малого бизнеса. Это, несомненно, вызвало интерес со стороны многих крупных концернов к такому виду бизнеса и проявило, в первую очередь, его живучесть и способность к воспроизводству. Таким образом, на месте разорившихся малых предприятий возникают все новые и новые фирмы, что и обуславливает их воспроизводство в процессе деятельности. Это объясняет тот факт, что в условиях кризиса занятость в малом бизнесе не сокращалась, а если и сокращалась, то не так значительно как в крупном. Сейчас довольно часто малый бизнес отыскивает специализированные ниши, где становится представителем крупных предприятий, занимающихся широкомасштабным производством.

В данной теме стоит подробнее остановиться на вопросе политики стран ЕС в отношении малого бизнеса, так как она оказывается достаточно большое влияние на его развитие и функционирование в целом. Так, например, все страны-члены имеют хорошо развитую сеть как государственных, так и частных организаций по регулированию развития и поддержке малого и среднего бизнеса. Существует множество различных организаций, которые занимаются вопросами данного вида бизнеса, поэтому можно смело утверждать, что в ЕС сложилась достаточно отлаженная инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса. В большинстве своем, такая политика реализуется министерствами (экономики, промышленности и торговли, занятости) или специальными отраслями внутри министерств. Вопросами малого и среднего предпринимательства также занимаются такие институты, как торговые палаты, финансовые учреждения множество консалтинговых и юридических фирм. В различных странах имеет место различная разноска отделов малого и среднего бизнеса к вышеперечисленным министерствам. К примеру, во Франции малый и средний бизнес находится в структуре Министерства экономики, а в Германии и Нидерландах – в Министерстве промышленности. Особое Министерство малого предпринимательства было образовано в Великобритании.

Можно выделить следующие общие подходы в политике поддержки малого бизнеса в ЕС:

- административная и регулирующая бизнес-среда (упрощение системы налогообложения, сокращение статистической и налоговой отчетности, упрощение порядка получения лицензий и др.);

- финансовые условия (предоставление гарантий займов, используемых для модернизации оборудования либо расширения производства с увеличением численности занятых);

- формирование специальных резервов поддержки малого предпринимательства, применение фискальных льгот и дотаций. [2, с.71]

Малому бизнесу принадлежит ведущая роль в обеспечении научно-технического прогресса и внедрении различных инновационных технологий в производственную деятельность, поэтому осуществляется всесторонняя поддержка малых и средних предприятий как со стороны правительства, так и со стороны множества крупных предприятий. В процессе этой поддержки чаще всего устанавливаются налоговые льготы и предоставляются широкие возможности в получении кредита. Такая практика осуществляется и в странах ЕС: с ее помощью удалось сократить безработицу после кризиса, произошедшего в 2008-2009 гг. В ее процессе государства предоставляли населению кредиты для того, чтобы оно смогло обеспечить себя в самозанятости и послужить материальной основой к развитию малого бизнеса.

Также не стоит обходить вниманием и то, что в отношении малого бизнеса наблюдается возрастающая роль регионов. В мировой практике было выделено всего две группы стран (в разрезе стран ЕС). К первой группе относятся страны, где политика и поддержка в отношении малого предпринимательства происходит на уровне центральной и региональной власти. Испания, Италия, Бельгия, Франция, Германия – страны-представители данной группы. В другой же группе только правительство имеет законодательное право по выработке стратегии и мер поддержки малого бизнеса. Таким образом, именно оно осуществляет формирование этой политики. К ряду таких стран относят Великобританию, Грецию, Португалия, Ирландию, Данию, Нидерланды и др.

В целом системная политика, осуществляемая странами ЕС и нацеленная на поддержание малого и среднего бизнеса, имеет в своем составе три главных ориентира, включающие конкретного индивида, фирму и общество. При этом главной целью становится эффективное взаимодействие государства и общества, в ходе которого происходит сопоставление их интересов. В то же время главными задачами малого и среднего бизнеса могут являться следующие:

- упразднение различных административных барьеров;

- создание единого экономического пространства в ЕС путем унификации законодательной базы по малому бизнесу;

- укрепление единого внутреннего рынка;

- развитие экономического и валютного сотрудничества путем взаимодействия стран-участниц;

- интернационализация предпринимательской деятельности на уровне малых предприятий.

Целью государства, в большинстве своем, является достижение оптимального равновесия в экономике и чаще всего для этого необходимо привести к данному состоянию и отдельные ее секторы. В странах ЕС сложились наиболее общие подходы в достижении оптимальной среды для существования и формирования малого бизнеса, которые можно разделить по предпринимаемым мерам. Прежде всего, это создание оптимальных финансовых условий: финансирование частного сектора на возмездной, предполагающей льготное кредитование, и безвозмездной основе - выдаче грантов, совместное финансирование различных проектов по развитию инфраструктуры, консалтингу, повышение образовательного уровня предпринимательства. В странах ЕС данными вопросами занимается Международная финансовая корпорация, которая является структурным подразделением Всемирного банка. Еще одной, но не менее важной мерой, должно стать формирование административной и регулирующей бизнес-среды. Вопросами формирования специальных резервов поддержки малого бизнеса, применения дотаций и льгот занимается Европейский банк реконструкции и развития. В частности, он предоставляет странам с переходной экономикой льготное кредитование малого предпринимательства, в том числе с использованием микрозаймов, создание фондов и центров поддержки предпринимательства. В Германии, к примеру, для этих целей был создан специальный бюджетных фонд, во Франции и Нидерландах – осуществляется обеспечение малого предпринимательства рискованным капиталом (при этом государства гарантируют возмещение возможных убытков).

Делая выводы к данной главе, можно отметить то, что развитие малого предпринимательства в странах ЕС осуществлялась на протяжении долго периода. В это время происходило как увеличение, так и снижение активности в такой сфере деятельности. И, конечно же, малый бизнес встречался с некоторыми трудностями, но в результате эффективной поддержки и регулирования со стороны государств их удалось преодолеть с наименьшими потерями.

Сейчас также наблюдается повышенное внимание к малому бизнесу, что подтверждается действием различных экономических организаций и программ ООН, организации и соглашения, действующие в рамках СНГ. Неоценимую помощь оказывает агентство международного развития США.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.015 с.)