Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие малого предпринимательства в странах ЕССодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Развитие малого предпринимательства в разных частях мира происходило по-разному, в силу этого в каждой стране имеются свои особенности, касающиеся этого вопроса. По большей части такое различие наблюдается между странами Европы и странами западного мира, поэтому развитие малого бизнеса мы рассматриваем на примере этих стран. В данной главе мы уделим внимание членам ЕС, включающие такие страны как Греция, Германия, Италия, Испания, Нидерланды, Швеция, Чехия и др. Прежде всего, при рассмотрении данного вопроса стоит начать с того, как происходило развитие данного вида бизнеса и какие экономические и политические факторы оказывали на это влияние. В странах европейского союза (ЕС) в результате различных экономических процессов, которые проходили как внутри стран, так и на международном уровне, государственная политика в отношении малого и среднего бизнеса претерпела существенную эволюцию. Почти до середины 1970-х гг. в странах ЕС практиковалась политика, где центральное место отводилось поддержке и развитию именно крупного предпринимательства. Опять же малый бизнес вызывал неоднозначное отношение: многие видели в нем возврат к прошлому и, соответственно, к прошлой промышленной структуре. Поэтому чаще всего экономисты наделяли данный вид деятельности лишь второстепенной ролью. В данный период времени государство активно вмешивалось в экономику путем центрального регулирования, планирования и организации. Но при всем этом оно не переставало акцентировать свое внимание на поддержании высокого уровня занятости и сокращению безработицы, снижению инфляции и обеспечению социальной защиты населения, поддержке отдельных предприятий и др. Однако именно в это время стало наблюдаться увеличение безработицы в результате снижения темпов экономического роста. Это заставило государства задуматься об эффективности экономической модели, где главенствующую роль занимали крупные предприятия и традиционная социальная политика. Потребовалось не так много времени для осознания ограниченности существовавшей экономической модели, в результате чего стратегия государств - членов ЕС стала ориентироваться на либерализацию экономических отношений. И прежде всего данная политика ставила целью улучшение условий для существования не только крупного, но и малого бизнеса, а также всяческому способствованию конкуренции. К примеру, уже в 1980-е гг. в Италии среди всего экономически активного населения от 30 % до 45 % было занято в сфере малого и среднего предпринимательства. Путем малого и среднего бизнеса большое количество людей могли реализовать свое стремление к независимости в хозяйственной жизни. Важную роль здесь играло и усовершенствование технологий, появление новых видов оборудования и техники, научных разработок, которые позволяли создавать небольшие предприятия с эффективным производством. Плюс ко всему, опыт последних десятилетий показал, что эффективность коллективного творчества, включающего предоставление новых разработок, значительно выше в относительно небольших рабочих коллективах. К 1990-ым гг. стал наблюдаться существенный рост активности в сфере малого бизнеса. По этому поводу очень специфическую точку зрения высказал ученый-химик О.Лебедев. Причину такого роста малых предприятий он видел в действии второго закона термодинамики, который направляет все процессы в сторону распыления. Уже к 1995 г. были приняты Специальные рекомендации Мадридской сессии Совета ЕС, предусматривающие подходы в области поддержки малого бизнеса. Теперь малое предпринимательство имело роль главного источника для обеспечения высокого уровня занятости и стабильных темпов экономического роста. Наблюдался рост малых и средних предприятий в сферах, где пока еще не требовались наличие значительного капитала, большого количества оборудования и кооперации множества работников. Это явление было особенно характерно для отраслей, ориентированных на производство потребительских товаров и услуг, а также наукоемких производств. Со времени вступления в силу различных актов и законов, которые расширяли и укрепляли правовое поле малого бизнеса, он стал занимать достаточно прочные позиции в экономике различных стран. Сегодня в странах ЕС на долю малого и среднего предпринимательства приходится более 95% предприятий. Ими создается около 60% ВВП и обеспечивается от 60 до 70% занятости. Само же количество малых и средних фирм приближается к 16 тыс. Большинство стран имеют плотность малых предприятий на уровне 35-55 субъектов на 1000 жителей, в том числе: Чехия – 86 малых предприятий, Португалия – 83, Испания – 72, Италия – 68, Швеция – 65. В среднем по ЕС этот показатель составляет почти 40 предприятий на 1000 жителей. [2, с.69]. Данный вид бизнеса приобрел существенную значимость и стал восприниматься как настоящий экономический феномен, поэтому многолетний опыт стран ЕС в его развитии на сегодняшний момент особенно важен для нашей республики. Стоит упомянуть и о том, что в европейском союзе приняты свои критерии отнесения предприятий к малым и средним. Эти стандарты были введены Европейской комиссией в 2003 г., а действовать начали с 1 января 2005 г. Размеры такого сектора как малый бизнес могут существенно отличаться не только по странам, но и по региону в целом. В Швеции за последнюю сотню лет малый бизнес сконцентрировался в южной части страны, тогда как в остальных районах значительно преобладали крупные предпринимательства. Нехватка малого бизнеса в этих частях страны стало следствием введения зонирования. Зонирование представляло собой ситуацию, при которой предприятия не подлежали никакому освобождению от налогов (их сумма составляла около 16 % от всего объема продаж), если оно не имело земли. Так, к примеру, в Италии большинство мелких предприятий расположено на севере страны в провинции Эмилия, тогда как довольно небольшое количество разбросано по югу страны. Объяснение этому явлению находиться очень быстро, а в частности она заключается в исторических различиях способов и объемов накопленного в обществе капитала. Также некоторыми исследователями было высказано мнение о том, что на территориях, где уровень доверия к малому предпринимательству в прошлом был низким, никогда не сможет в полной мере существовать сотрудничество и частное предпринимательство. Однако данные тезисы во многом противоречат действительности. К примеру, в Чехословакии практические не было малых предприятии, хотя в периоды между мировыми войнами она славилась своим малым бизнесом, в то время как в той же социалистической Польше происходил значительное увеличение числа малых предприятий и активности в области малого бизнеса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что небольшие институциональные различия могут оказывать существенное влияние на размеры такого сектора предпринимательства, как малый бизнес. И если долгое время не происходит институциональных перемен, то доля данного вида предпринимательства в разных экономических районах одной и той же страны может сильно различать на протяжении длительного времени. Стала наблюдаться концентрация и централизация капитала в странах ЕС, важнейшей чертой которой стало то, что разорение и закрытие многих мелких и средних предприятий не привело к исчезновению малого бизнеса. Это, несомненно, вызвало интерес со стороны многих крупных концернов к такому виду бизнеса и проявило, в первую очередь, его живучесть и способность к воспроизводству. Таким образом, на месте разорившихся малых предприятий возникают все новые и новые фирмы, что и обуславливает их воспроизводство в процессе деятельности. Это объясняет тот факт, что в условиях кризиса занятость в малом бизнесе не сокращалась, а если и сокращалась, то не так значительно как в крупном. Сейчас довольно часто малый бизнес отыскивает специализированные ниши, где становится представителем крупных предприятий, занимающихся широкомасштабным производством. В данной теме стоит подробнее остановиться на вопросе политики стран ЕС в отношении малого бизнеса, так как она оказывается достаточно большое влияние на его развитие и функционирование в целом. Так, например, все страны-члены имеют хорошо развитую сеть как государственных, так и частных организаций по регулированию развития и поддержке малого и среднего бизнеса. Существует множество различных организаций, которые занимаются вопросами данного вида бизнеса, поэтому можно смело утверждать, что в ЕС сложилась достаточно отлаженная инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса. В большинстве своем, такая политика реализуется министерствами (экономики, промышленности и торговли, занятости) или специальными отраслями внутри министерств. Вопросами малого и среднего предпринимательства также занимаются такие институты, как торговые палаты, финансовые учреждения множество консалтинговых и юридических фирм. В различных странах имеет место различная разноска отделов малого и среднего бизнеса к вышеперечисленным министерствам. К примеру, во Франции малый и средний бизнес находится в структуре Министерства экономики, а в Германии и Нидерландах – в Министерстве промышленности. Особое Министерство малого предпринимательства было образовано в Великобритании. Можно выделить следующие общие подходы в политике поддержки малого бизнеса в ЕС: - административная и регулирующая бизнес-среда (упрощение системы налогообложения, сокращение статистической и налоговой отчетности, упрощение порядка получения лицензий и др.); - финансовые условия (предоставление гарантий займов, используемых для модернизации оборудования либо расширения производства с увеличением численности занятых); - формирование специальных резервов поддержки малого предпринимательства, применение фискальных льгот и дотаций. [2, с.71] Малому бизнесу принадлежит ведущая роль в обеспечении научно-технического прогресса и внедрении различных инновационных технологий в производственную деятельность, поэтому осуществляется всесторонняя поддержка малых и средних предприятий как со стороны правительства, так и со стороны множества крупных предприятий. В процессе этой поддержки чаще всего устанавливаются налоговые льготы и предоставляются широкие возможности в получении кредита. Такая практика осуществляется и в странах ЕС: с ее помощью удалось сократить безработицу после кризиса, произошедшего в 2008-2009 гг. В ее процессе государства предоставляли населению кредиты для того, чтобы оно смогло обеспечить себя в самозанятости и послужить материальной основой к развитию малого бизнеса. Также не стоит обходить вниманием и то, что в отношении малого бизнеса наблюдается возрастающая роль регионов. В мировой практике было выделено всего две группы стран (в разрезе стран ЕС). К первой группе относятся страны, где политика и поддержка в отношении малого предпринимательства происходит на уровне центральной и региональной власти. Испания, Италия, Бельгия, Франция, Германия – страны-представители данной группы. В другой же группе только правительство имеет законодательное право по выработке стратегии и мер поддержки малого бизнеса. Таким образом, именно оно осуществляет формирование этой политики. К ряду таких стран относят Великобританию, Грецию, Португалия, Ирландию, Данию, Нидерланды и др. В целом системная политика, осуществляемая странами ЕС и нацеленная на поддержание малого и среднего бизнеса, имеет в своем составе три главных ориентира, включающие конкретного индивида, фирму и общество. При этом главной целью становится эффективное взаимодействие государства и общества, в ходе которого происходит сопоставление их интересов. В то же время главными задачами малого и среднего бизнеса могут являться следующие: - упразднение различных административных барьеров; - создание единого экономического пространства в ЕС путем унификации законодательной базы по малому бизнесу; - укрепление единого внутреннего рынка; - развитие экономического и валютного сотрудничества путем взаимодействия стран-участниц; - интернационализация предпринимательской деятельности на уровне малых предприятий. Целью государства, в большинстве своем, является достижение оптимального равновесия в экономике и чаще всего для этого необходимо привести к данному состоянию и отдельные ее секторы. В странах ЕС сложились наиболее общие подходы в достижении оптимальной среды для существования и формирования малого бизнеса, которые можно разделить по предпринимаемым мерам. Прежде всего, это создание оптимальных финансовых условий: финансирование частного сектора на возмездной, предполагающей льготное кредитование, и безвозмездной основе - выдаче грантов, совместное финансирование различных проектов по развитию инфраструктуры, консалтингу, повышение образовательного уровня предпринимательства. В странах ЕС данными вопросами занимается Международная финансовая корпорация, которая является структурным подразделением Всемирного банка. Еще одной, но не менее важной мерой, должно стать формирование административной и регулирующей бизнес-среды. Вопросами формирования специальных резервов поддержки малого бизнеса, применения дотаций и льгот занимается Европейский банк реконструкции и развития. В частности, он предоставляет странам с переходной экономикой льготное кредитование малого предпринимательства, в том числе с использованием микрозаймов, создание фондов и центров поддержки предпринимательства. В Германии, к примеру, для этих целей был создан специальный бюджетных фонд, во Франции и Нидерландах – осуществляется обеспечение малого предпринимательства рискованным капиталом (при этом государства гарантируют возмещение возможных убытков). Делая выводы к данной главе, можно отметить то, что развитие малого предпринимательства в странах ЕС осуществлялась на протяжении долго периода. В это время происходило как увеличение, так и снижение активности в такой сфере деятельности. И, конечно же, малый бизнес встречался с некоторыми трудностями, но в результате эффективной поддержки и регулирования со стороны государств их удалось преодолеть с наименьшими потерями. Сейчас также наблюдается повышенное внимание к малому бизнесу, что подтверждается действием различных экономических организаций и программ ООН, организации и соглашения, действующие в рамках СНГ. Неоценимую помощь оказывает агентство международного развития США.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.36.215 (0.008 с.) |