Роль малого бизнеса в современной экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль малого бизнеса в современной экономике



Исходя из предыдущего пункта данной главы, где мы осветили вопросы возникновения, становления и развития малого предпринимательства, а также его сущностей и отличия от большого и среднего бизнеса, уже можно получить некоторое представление о том, как же важна роль малого предпринимательства в экономике разных стран. На самом деле роль малого бизнеса несколько шире, чем описывалось ранее, и поэтому следует рассмотреть его более детально в разрезе современной экономики. В начале своего развития малый бизнес не воспринимался в качестве инструмента регулирования экономикой и ее поддержания, поэтому не получал должного развития и в своем существовании сталкивался с некоторыми проблемами и преградами. Эти преграды были как внешними, так и внутренними, в равнозначной степени оказывая на его влияние. Мы рассмотрим несколько из них, постараемся выяснить причины их возникновения и последствия, которые привели к некоторому сдерживанию развития малого бизнеса в экономике.

Во-первых, следует отметить: значительная роль малого бизнеса еще не говорит о том, что все страны правильно используют потенциал и раскрывают его в той степени, в которой необходимо для налаживания стабильного и устойчивого развития экономики. Очень часто государство не придает особой роли этому субъекту и нередко относит его на второй план, вследствие чего предпринимательство вносит небольшой вклад в национальную экономику. Если затрагивать и учитывать статистические данные, то большая часть внутреннего валового продукта стран производится на государственных средних и крупных предприятиях. Это известно априори, так как малый бизнес просто не в состоянии осуществить производство огромного количества товаров и услуг, имея при этом не очень большие запасы предметов и средств производства.

Не будем отрицать и того, что предпринимательство после распада СССР, стало развиваться куда более активно, но этот процесс сопровождался различными трудностями и во много был стихийным явлением. У большинства населения страны, которая многие годы развивалась в условиях общественной собственности на средства производства и следовала установленному государством принципу всеобщего равенства, до сих пор осталось некое недоверие к рыночным отношениям и предпринимательству. Люди практически не были готовы к данному виду деятельности как в социально-психологическом, так и в юридическом плане.

И как говорилось ранее, деятельность предпринимателей в организации бизнеса, сюда подключаем все его виды, направлена на получение выгоды или прибыли от использования предметов и средств производства. Данное положение также закреплено и в Законодательстве Республики Беларусь, что указывает нам на отсутствие какого-либо напоминания о социальной ответственности бизнеса. А это как раз является еще одной причиной формирования у населения негативного отношения к бизнесу, вследствие чего его потенциал используется не в полной мере. Так, в ходе недавнего опроса, проведенного на территории бывших стран СССР, выяснилось, что только одна третья всех опрошенных относятся позитивно к такому виду бизнеса. В частности, суть опроса была такова: всем задавался один и тот же вопрос, отражающий утвердительный или отрицательный ответ на возможность увеличения дохода у 100 тыс. человек в 3 раза, при том же увеличении дохода предпринимателя, но уже в 10 раз, в процессе его честного труда. В результате только лишь 20 % опрошенных ответили согласием. В сравнении, на такой же вопрос 80 % жителей Германии ответили положительно.

Из-за недостаточной реализации экономической государственной политики, более чем половина всех предприятий малого бизнеса открывается не в промышленной, а в посреднической сфере, к примеру, в промышленном питании, сфере услуг и торговле. Предприниматели испытывают давление со стороны различных факторов, не позволяющих им открыть данный вид деятельности, начиная от слабой развитости финансового рынка и заканчивая наличием достаточно высоких издержек при относительно жесткой конкуренции, что, в конечном счете, приведет к разорению и закрытию бизнеса.

Государство, несомненно, должно укреплять и расширять предпринимательскую сферу, способствовать предпринимательской активности, создавать многообразные предпосылки, именуемые "маяками", чтобы предпринимателем мог стать каждый, кто на это способен. Конечно же, оно всячески старается помочь данному виду бизнеса (путем льгот, преференций, выдачи кредитов перспективным предприятиям, инвестиций в высокотехничные проекты и т.д.), но в большей степени ее заботит развитие именно государственного сектора экономики, нежели негосударственного. Оно проявляет в этом плане только лишь контролирующую и сдерживающую функции, тогда как малый бизнес развивается как бы параллельно. Неуверенность в завтрашнем дне сказывается на росте цен и низкой ответственности.

Однако практика многих современных стран показывает, что наемный работник, который не имеет социальных и экономических начал в обществе, выступает в качестве плохого работника. В связи с этим развитые государства стали проводить политику, направленную на превращение людей в собственников. Америка была одной из первых стран, показавшей применение данной политики на практике: некоторые компании производили передачу предприятий малого бизнеса в частную собственность. Результатом этому было появления ряда преимуществ:

- создавалась конкурентная среда;

- происходил рост наиболее активной части населения, числа собственников;

- расширялись сферы, развитие которых происходило на базе малых предприятий;

- создавались новые рабочие места с относительно низкими затратами;

- осуществлялась подготовка квалифицированных кадров;

- постепенное восстановление заброшенных производств;

- ликвидировалась монополия производителей;

- быстрая окупаемость вложений;

- улучшались взаимосвязи между различными секторами экономики;

- осваивались новые рынки, которые крупные фирмы считали недостаточно емкими.

На сегодняшний момент больше, чем когда-либо прежде, растет понимание того, как важны малые частные предприятия. Впоследствии в ряде европейских страны стали действовать государственные управления и агентства в помощь малому бизнесу. В США по сей день существует такая организация, как "Управление малых предприятий". В ЕС стало осуществляться планирование долгосрочного финансирования малых предприятий, поддержку которого оказывает "Фонд регионального развития", а также социальный фонд.

Наконец, достижения научно-технического прогресса, которые привели к ускорению развития малого бизнеса, дают возможность, протестировать на нем новые технологические идеи и новшества. Тогда как крупные предприятия тратят значительную часть своего времени и денег на усовершенствования технологий производства, малый бизнес способствует эффективному выпуску принципиально новых продуктов. В этом заключается его мобильность, которая достигается благодаря быстрой переориентации на нужды потребителя, гибкость в принятии решений и отсутствии бюрократизма, в отличие от громоздкого и медленного механизма крупного бизнеса. Малый бизнес – это один из ведущих секторов экономики, определяющий темпы ее развития и усовершенствования, состояние занятости, объем и качество ВНП.

Малый бизнес важен не только для экономики страны и ее развития, но в первую очередь для самого населения этой страны. Со стороны психологии он играет значительную роль в формировании самостоятельности у людей. Вырабатывает умение рассчитывать собственные силы, принимать правильные решения и быстро действовать при сложившихся кризисных ситуациях. Все это также способствует становлению конкурентной экономики.

К интересному заключению пришел ученый из России Ч. Кагов, который исследовал мотивы малых предпринимателей в США. Им говорилось, что при достижении определенного возраста, люди все чаще стараются уйти с крупных предприятий в уже существующий малый бизнес или путем создания собственного. В ходе исследования, причин, логически объясняющее это поведение, было найдено достаточно много. Многие люди, проработав несколько лет на крупных предприятиях, наблюдая за непосредственным развитием бизнеса, выявляя и подчеркивая для себя какие-то ошибки или наоборот положительные факторы его функционирования, накопили достаточно опыта, чтобы попробовать создать собственный бизнес. Другие, к примеру, боялись со временем потерять свое рабочее место в компании. Всем известно, что любая фирма заинтересована в привлечении молодых и энергичных кадров, с новыми идеями и взглядами на давно устоявшиеся порядки. И в случае, если человек проработал около десяти лет на предприятии и при этом не добился руководящей должности, то, вероятно, он не сможет выдержать конкуренцию, и рано или поздно её все равно уволят.

Ввиду общемировых тенденций, где определяющую роль играет формирование гибкой смешанной экономики, комбинации разных видов собственности и соответствующей модели хозяйствования, происходит объединения механизма, функционирующего на рынке, и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого бизнеса. Таким образом, крупный и мелкий бизнес взаимозависимые понятия и если первый – это, своего рода, скелет и основа, то другой – мышцы и связки экономики. Вместе они позволяют добиться наиболее эффективного результата, так как без одного другое существовать не может. Нельзя отрицать, что поведение малого бизнеса оказывает влияние на экономическое поведение крупного. В ряде случаев у них возникает интерес к взаимовыгодному взаимодействию, но чаще всего крупные предприятия используют и в дальнейшем опираются на опыт малых предприятий, тем самым предоставляя своим подразделениям хозяйственную свободу и самостоятельность в принятии решений.

В условиях рыночной экономики нередко возникают условия, благоприятные малым предприятиям и по разным причинам неприемлемые для крупных:

- региональная дифференциация рынка – крупным предприятиям не везде выгодно открывать свои точки из-за слишком узких рыночных параметров;

- необходимость какого-либо специализированного ремесла – изготовление индивидуальной одежды и обуви, ремонтные мастерские, столяры, кулинары и т.д.;

- важность персонального обслуживания;

- нерегулярность спроса – деятельность сезонного характера не способствует созданию и развитию крупных предприятий (например, пункты проката лыж, лодок, летние палатки в зонах отдыха и т.д.);

- оперативность и гибкость структур, что особенно важно при разработке и внедрении наукоемких проектов и др. [5, с.24]

С помощью малого бизнеса можно с наименьшими потерями и наиболее эффективно преодолеть экономические и социальные кризисы, а также спады в экономике и послужить стимулом к ее подъему. Также малый бизнес помогает осуществить поворот к позитивным хозяйственным процессам, с его помощью создается устойчивая предпринимательская хозяйственная среда. Здесь отметим, мы не говорим о том, что все силы и ресурсы государства должны быть направлены на развитие малого бизнеса и что необходимо развивать только его. Да, о необходимости поддержки не стоит забывать, но малый бизнес в экономической хозяйственной сфере не должен выбиваться из общей схемы проведения хозяйственной политики в стране: одному все, другому – ничего, то есть малому бизнесу предоставляем поддержку, а крупному – преграды. В основе поддержки и развития того и другого вида бизнеса должны лежать принципы эффективности и целесообразности.

Несмотря на все трудности и неудачи со стороны малого бизнеса, оно продолжает развиваться, не снижая обороты этого развития, и успешно решает научно-технические, социальные и экономические проблемы. Но в разных странных преодоление данных проблем происходит не всего одинаково. Так, например, по решению социальных задач малое предпринимательство в постсоветских странах значительно уступает малому предпринимательству в развитых странах западного мира. Это во многом происходим потому, что экономика западных стран развивается быстрее нашей, и даже на данном этапе мы видим эти различия в развитии, ибо они успешно смогли отказаться от давно устаревших и потерявших смысл идей, разрушить все старое и "построить" новое и более эффективное.

Говоря о роли малого бизнеса в современной экономике, принимая во внимание опыт разных стран, можно сформулировать мысль о том, что малое предпринимательство поступательно развивается и ведет к успешному решению возникающих в экономике проблем:

- избавление государства от убыточных и низкорентабельных предприятий. Чаще всего это происходит за счет их аренды, частичного или полного выкупа;

- отнесение мест производства товаров и услуг к конкурентным потребителям, то есть близость к источникам сбыта;

- возможность вовлечения в трудовую деятельность и создания малого предприятия отдельными группами населения, у которых существуют ограничения для создания крупного бизнеса. К таким группам населения обычно относят учащихся, инвалидов, домохозяек и пенсионеров;

- создание вспомогательного и обслуживающего производства для содействия деятельности малого предприятия;

- способствование вложению населения своего капитала в производство для его развития;

- создания действенных толчков к развитию НТП;

- уменьшение уровня безработицы путем создания дополнительных рабочих мест;

- формирование усовершенствованных рыночных отношений, которые будут лучше удовлетворять потребности общества в товарах и услугах.

Подводя итоги, можно сказать, что развитие малого бизнеса в разных странах осуществлялась по-разному. Но едино оно в том, что в каждой из них на начальном этапе своего развития малый бизнес сталкивался с некоторыми проблемами и преградами, не позволяя в полной мере раскрыть ему свой потенциал. Постепенно эти проблемы стали решаться, во многом благодаря осознанию важности и значимой его роли в экономике. Главное – это активная поддержка данного вида предпринимательства со стороны государства, так как это, в первую очередь, важно ему самому. Малый бизнес во много способствует созданию единого экономического пространства и, как следствие, укреплению единого внутреннего рынка. В связи с этим массовое появление малых предприятий дало толчки к ускоренному развитию рыночных отношений, стабильной структуры социальной и экономической сферы. По этому поводу известный немецкий ученый Й. Штраус высказал занимательную мысль. Он отождествлял малый бизнес с маленькими деталями, которые создают обширную разветвленную сеть и совокупность пружин, являющиеся, в свою очередь, частями огромного механизма экономической системы, и приводящие к ее дееспособному и эластичному функционированию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 898; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.015 с.)