Малый бизнес как особый тип предпринимательской деятельности: возникновение, сущность, особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Малый бизнес как особый тип предпринимательской деятельности: возникновение, сущность, особенности



 

 

Прежде чем перейти к определению малого бизнеса, как особого типа предпринимательской деятельности, и его различных характеристик, будь то его сущность, содержание или особенности, необходимо вначале определиться с тем, что же представляет собой предпринимательство (здесь попробуем дать наиболее точную формулировку этого термина), и как оно возникло.

Предпринимательство известно с давних времен и прошло достаточно долгий путь развития. Все началось с появления свободы индивидов и возможности преследования ими своих целей, при наличии имеющихся у них знаний, опыта и ресурсов. Благодаря этому стало возможным закрепление со стороны отдельных лиц контроля над производством и прежде всего его средствами, а также признание законным передачу этого контроля, что является практически неотделимым от первого. Это признание делает узаконенным право на частную жить, в рамках которой индивид может распоряжаться имеющимися у него ресурсами в зависимости от его ожиданий, мотивов и целей, путем применения ранее накопленного знания и опыта. Таким образом, можно сказать, что личная свобода является неотъемлемой частью частной собственности и необходимым элементом формирования этой свободы. Все эти факторы сыграли решающую роль в зарождении рыночных отношений в торговле, которая является наиболее ранней формой предпринимательской деятельности. С этого и началось развитие малого бизнеса.

Как уже упоминалось, предпринимательство как форма участия людей в экономической деятельности прошло долгий путь развития, начиная с античных времен и по наши дни. Стоит отметить и то, что оно продолжает развиваться до сих пор, совершенствуясь в своем взаимодействии и привнося все новые характеристики и качества этому понятию. Самой же древнейшей и основополагающей формой предпринимательской деятельности является, конечно же, торговля.

Еще в античные времена деятельность купцов и торговцев рассматривалась со стороны христианской церкви как "греховная" и "неправильная". Корни подобного отношения уходят в глубину веков. Так, к примеру, Аристотель выступал против такой деятельности, объясняя это тем, что окрашенный финансовым интересом своего образ мышления приводит к разрушению "природного" общественного уклада. Таких же взглядов придерживался Фома Аквинский, провозгласив данную этику официальным учением римско-католической церкви.

По мнению многих исследователей, такая негативная реакция на предпринимательскую деятельность и враждебное отношение к предпринимательству в целом было связано с тем, что оно играло малую роль на доиндустиальном этапе, когда домашнее хозяйство и производство составляли единое целое.

Многие ученые также придерживаются мнения, что многовековая человеческая неприязнь к такому типу деятельности носит социально-психологический характер. Прежде всего, говорилось о том, что от деятельности человека, производящего дополнительное богатство, казалось бы, "из пустоты", то есть не производя каких-либо дополнительных вещей, а всего лишь правильно распределяя имеющиеся ресурсы, "попахивает" колдовством.

В то же время в головах людей сложился идеальный образ крестьянина, с динамичным ритмом жизни, работающего сутра до вечера, обрабатывающего земли, что отождествлялось с мирным развитием общества и, прежде всего, олицетворяло стабильность. Предпринимательство же, напротив, представлялось некой демонической фигурой, которая нарушала все устоявшиеся порядки, вследствие чего и вызвала такое откровенное недоверие со стороны некоторых людей.

Предпринимательская теория формировалась на протяжения нескольких веков. Но, если у многих ученых и исследователей сложились различные взгляды на природу возникновения предпринимательства, то на то, кто же является родоначальником данного термина, и почти во всех научных изданиях, посвященных данному вопросу, имеются общие взгляды. Принято считать, что у истоков этого понятия были французский ученый и экономист Ж.Б.Сей (1760-1882) и английский банкир Р.Катильон (1680-1784).

Понятие "предприниматель" было впервые введено в научный оборот в книге Р. Катильона на французском языке, изданной уже после его смерти, где также описывались и исследовались условия его функционирования. Банкиром подчеркивалась особенность предпринимателя в отличие от обычного государственного служащего и рабочего. Она заключалась в отсутствии твердого жалования у первого, в отличие от двух других. Его доход является непостоянным в силу того, что он на свой страх и риск организовывает производство и обмен товарами в условиях непостоянности рыночной конъюнктуры. А действительную стоимость экономических благ определяли такие источники богатства, как земля и труд.

В связи с этим, предпринимательство – инициативная, самостоятельная, не противоречащая законодательству, осуществляемая под свою имущественную ответственность деятельность физических лиц и (или) юридических лиц, направленная на получение дохода, прибыли, повышения имиджа, статуса. [15, с. 286-287].

В отличие от Катильона, Сей считал, что основополагающим фактором в развитии предпринимательства и создании с помощью него дохода, является непосредственно не торговля, а производство. Им были выделены три стадии производственного процесса: научная, предпринимательская и производственная. В качестве действующего лица на второй и третьей стадии выступает предприниматель, то есть лицо, которое на свой страх и риск и за счет своих средств берется произвести какой-либо продукт. Сей выделял идею о том, что предприниматель, выступая в качестве действующего экономического агента, производит перемещение экономических ресурсов из зоны малых доходов и малой производительности в зону, соответственно, высоких доходов и высокой производительности и играет активную роль в создании продукта.

Большой вклад в развитие теории предпринимательства внесли классики экономической теории, такие как Д.Рикардо, А.Маршал, А.Смит. Они отдавали предпринимателю роль собственника капитала, который комбинирует различные ресурсы производства, производит продукт и реализует его, рассчитывая получить доход, опять же, на свой страх и риск. Таким образом, можно сказать, что организуя свою деятельность, индивид преследуют цель получения прибыли, однако в то же время понимает, что функционирует в условиях неопределенности, когда его действия не обязательно должны привести к получению дохода.

Следует отметить и то, что большинство основателей классической экономической теории не видели предпринимателя в качестве основной фигуры экономического процесса. И в настоящее время можно утверждать что предпринимательство, включающее малый и средний бизнес, является важнейшим фактором устойчивого экономического развития, достижения стабильного уровня жизни, которой будет удовлетворять потребностям населения. Но данная идея была принята только на рубеже 19-20 вв., когда началось осознание значения и роли данного понятия. Впоследствии, к трем основным факторам производства был добавлен четвертый – организационный.

Понятие "предпринимательство" нередко отождествляется с термином "бизнес", однако под бизнесом принято понимать не только предпринимательскую деятельность, но и их субъекты, то есть фирмы и предприятия, осуществляющие эту деятельность. Причем термин "малый бизнес" больше применяется в практике англоязычных стран, в то время как страны Европы больше склонны к употреблению термина "мелкие и средние предприятия" или "малое и среднее предпринимательство".

В настоящие время в экономиках разных стран одновременно функционируют большие, средние и мелкие предприятия и организуется активность, базирующаяся на семейном и личном труде. По всему миру в сфере малого бизнеса действует огромное количество небольших предприятий различного профиля, что отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов в формировании малых рыночных структур во всех сферах и отраслях национальной экономики. Поэтому малый и средний бизнес, а так же предпринимательство, в целом, необходимо рассматривать как важнейший элемент рыночной экономики страны, без которого не может гармонично развиваться государство.

Малый бизнес, конечно же, имеет свои отличительные особенности, которые позволяют выделить его из массы других видов деятельности, хотя именно по целям деятельности он не отличается от большого. Но, исходя из опыта, и несмотря на важную социально-экономическую роль, они обладают меньшей степенью выживаемости при рыночной экономике, поэтому нуждаются в поддержке.

Однако стоит сказать и о том, что в разных странах до сих пор не установились единые критерии отнесения предприятий к большим, средним и крупным. Объяснение этому служат, прежде всего, национальные особенности функционирования экономик разных стран мира, в которых открывается данный бизнес. К примеру, в Японии, Италии и Англии главным критерием отнесения предприятия к малому бизнесу является величина капитала и объем продаж, в США – немонополистическое положение на рынке, во Франции – правовой статус, а в Венгрии – форма собственности. При непосредственном разграничении предприятий, используются качественные и количественные критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства. В целом критерии обоих видов дают довольно целостное представлении о предприятии, функционировании и масштабов его деятельности. По данным, предоставленным Всемирным банком, общее число показателей, в соответствии с которыми предприятия относятся к субъектам малого бизнеса, переходят за 50. Однако важнейшими являются количество работающего персонала и объем хозяйственного оборота. В данном случае Республика Беларусь не является исключением.

В соответствии со статьей 3 Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» к субъектам малого предпринимательства относятся:

- индивидуальные предприниматели;

- микроорганизации со средней численностью работников до 15 человек;

- малые организации со средней численностью работников от 16 до 100 человек; [12]

Важным фактором, отличающим малое предпринимательство от крупного, является в большей степени не масштаб производство, а скорее подход к организации бизнеса.

Ввиду небольшой численности рабочих специализация выполняемых функций представлена слабо: незачем создавать отдел кадров для предприятия с численностью персонала менее 15 человек.

Центр принятия управленческих решений на малом предприятии, как правило, только один. Причина заключается в том, что контроль малых предприятий по большей части скоординирован в руках одного или нескольких лиц, которые осуществляют прямой контроль над всеми сторонами деятельности фирмы и выполняют функции стратегического и оперативного управления. Планирование обычно осуществляется на срок, не более одного года, так как имеется небольшой объем располагаемых ресурсов. Соответственно можно отметить зависимость между размером предприятия и циклом принятия решений: чем меньше размер предприятия, тем короче цикл принятия управленческих решений.

Одной из важных особенностей малого бизнеса является их большая, по сравнению с крупным предприятием, чувствительность к изменениям экономической среды. Таким образом, малые и средние по величине предприятия довольно быстро реагируют на изменение экономической ситуации в стране и колебания потребительского спроса со стороны населения.

На сегодняшний момент перед малыми и средними предприятий до сих пор стоит проблема выживаемости в условиях существующей конкуренции, которую не все способны преодолеть. Обычно появления новых предприятий, относящихся к малому бизнесу, ведет к разорению уже существующих. Их выживаемость определена условиями, в которых они находятся, по сравнению с крупными предприятиями: возможность накопления капитала, управленческие возможности, особенности кредитования, начало деятельности, издержками производства и т.д. Предприятию необходимо иметь в наличии достаточно резервов, чтобы благополучно пережить спад экономки и дождаться ее подъема. Например, при подъеме оно должно накопить достаточно денежных средств, по большей части прибыли, чтобы возместить свои постоянные издержки, в периоде спада к таким издержкам относятся: арендная плата, заработная плата, уплата налогов, кредитов и т.д. Для большего понимания, можно рассмотреть это на примере организации, занимающейся продажей горнолыжного оборудования: подъем спроса наблюдается в зимний период, тогда как спад – в остальные.

Существуют различные пути развития малых предприятий:

- консервация масштабов деятельности с последующим сохранением статус-кво;

- медленное расширение деловой активности;

- быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании. [5, с.24]

Подводя итог данной главы, можно начать с достаточно важного упоминания о том, что малое предпринимательство прошло очень долгий путь развития от доиндустриального до нашего времени. За этот период оно усовершенствовалось и все больше и больше укреплялось в качестве важнейшего фактора для эффективного функционирования рыночной экономики. Поэтому его изучение необходимо для стабильного развития как национальной экономики, так и государства в целом. Известно, что малым предприятиям присуще множество положительных качеств, но так же существуют и достаточное количество недостатков, которые непосредственно оказывают влияние на выживаемость бизнеса.

Понятие малого бизнеса не означает особую организационно-правовую форму субъекта хозяйствования, а дает нам отсылки на объем хозяйственного оборота и численность персонала. Оно ориентировано на нужды общества, ему присущи возможность быстрого реагирования на изменение экономической ситуации в стране, умение рисковать, гибкость. Поэтому невозможно представить современную экономику без хорошо развитой структуры малого бизнеса.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 679; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.012 с.)