Функционирование малого бизнеса в Республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функционирование малого бизнеса в Республике Беларусь



 

 

История развития малого предпринимательства в Республи­ке Беларусь насчитывает около 20 лет. За этот период произош­ли значительные изменения в количественном и качественном составе малого бизнеса, в макроэконо­мической и правовой среде, а также в государственной полити­ке в области стимулирования и его развития. Однако в Республике Беларусь оно идет медленными темпами, что объясняется существованием ряда барьеров, как административного, так и экономического характеров. Для развития важно создание институциональной среды, обеспечивающей защиту прав собственности, низкие барьеры входа-выхода, а также создание условий, обеспечивающих доступность капитала, новых знаний и управленческого опыта. Большинство предпринимателей придерживаются мнения, что в современных условиях малый бизнес в Республике Беларусь развивать достаточно сложно. Последствия мирового финансового кризиса отразились в той или иной степени на всех сферах экономики, у людей снизились доходы и, как следствие, уменьшился спрос на товары и предлагаемые услуги. Малым предприятиям приходится прилагать большие усилия, чтобы "остаться на плаву" и получать хотя бы минимальные доходы от своей деятельности. К середине 2015 года настроение у производителей товаров и услуг Беларуси было на подъёме. Об этом свидетельствовал опрос Национальным банком предприятий реального сектора. В марте 2015г. 32,1% коммерческих организаций ожидали роста физического объёма производства, однако этот процент немного ниже, чем был в том же мае 2014 г.

Анализ опросов предпринимателей по поводу нынешнего и будущего изменения состояния малого бизнеса, представленный в таблицах 3 и 4(приложение А), показывает существенное изменение настроения предприятий к февралю 2016 года. В сентябре 2015г. зафиксирован самый низкий уровень ожиданий роста физического объёма производства – 16,0%. Это более чем в 2 раза меньше, чем было в марте этого же года. Присутствовали и достаточно пессимистические ожидания по снижению физического объёма производства в январе – марте 2016г. – 29,9% респондентов. И ещё один негативный антирекорд – ожидание роста спроса в течение ближайших трёх месяцев. Оптимистов оказалось только 18,7%. Хуже не было ни в кризисном 2009-ом, ни в инфляционно-девальвационном 2011-ом. Эти и другие факторы индекса делового климата в декабре 2015 г. обусловили рекордно низкий показатель – минус 16 пунктов. Пессимизм предприятий в декабре 2015г. оказался пророческим. В январе 2016 года экономика оказалась в минусе, промышленность сократила объём производства на 6,8%, перевозка грузов – на 5,9%, инвестиции в основной капитал упали на 0,5%, сельское хозяйство – на 3,0%,. Возможными причинами этого могут являться: российская рецессия, калийные недоговорённости и депрессия украинской экономики, на долю которой приходится около 7% торгового оборота Беларуси.

Проанализировав ряд основных проблем, выделяемых на основе проведенных опросов (Табл.5,прил. А), можно говорить как об улучшении некоторых институциональных условий ведения бизнеса, так и об их ухудшении.

Двадцать седьмого октября 2015 г. был представлен очередной (тринадцатый) доклад Всемирного банка и Международной финансовой корпорации "Ведение бизнеса-2016. Выходя за рамки эффективности". Рейтинг отдельных стран мира по ведению бизнеса представлен в таблице 1. Республика Беларусь заняла 44-е место среди представленных исследованием 189-ти государств. Согласно такому же отчету прошлого года, наша страна занимала 57-е место. Но также стоит отметить, что проводился пересмотр результатов прошлого года, который сопровождался представлением странами собственных исследований, материалов и комментариев к ним. Поэтому в связи с обновлением данных в отчете Республика Беларусь на 2016 г. занимала не 57-е, а 43-е место. Зафиксированы две положительные реформы – сокращение общего срока государственной регистрации недвижимого имущества, а также введение для субъектов хозяйствования электронной государственной регистрации.

Отчет "Ведение бизнеса – 2016" показывает, что Республика Беларусь стала выглядеть более привлекательно на фоне стран-партнеров по Таможенному союзу. К примеру, Россия занимает 51-е место в данном исследовании. (Табл.2,прил. А). И если сравнивать результаты нашей страны с другими странами, ранее входящим в СССР, то она тоже имеет более сильную позицию в нем.

В исследовании, происходившем при составлении отчета "Ведение бизнеса 2016" в сфере ведения бизнеса Республики Беларусь можно отметить следующее:

1.Рейтинг страны вырос только лишь по одному из показателей, вместе с тем по трем показателям не произошло никаких изменений. В категории "Регистрация предприятий" произошел большой прогресс: рейтинг страны вырос с 39 до 12 (+27 пунктов). Во многом достичь этого удалось благодаря упрощению правил вхождения в бизнес. Не произошло изменений рейтинга в таких категориях, как "Получение разрешений на строительство", "Международная торговля" и "Обеспечение исполнения контрактов". Отрицательный результат был отмечен в категории "Налогообложение" (–3 пункта): по данному показателю в последнем докладе "Ведение бизнеса – 2016" Республика Беларусь занимает 63-ю позицию. При этом ВБ насчитал у нас, как и в прошлый раз, 7 налоговых платежей в год. Согласно исследованию время на подготовку налоговых деклараций удалось сократить с 183 до 176 часов, общая налоговая ставка составляет 51,8% прибыли (на 0,2 п.п. меньше), налог и выплаты на зарплату – 39%, налог на прибыль – 11,7%.
Во многом такое снижение в рейтинге обусловлено очередной сменой методологии Всемирного банка, так как оцениваемые индикаторы остались на прежнем уровне или даже были улучшены. Однако не стоит забывать, что за последние несколько лет позиция нашей страны улучшилась на 95 пунктов. Учтем и то, что согласно методике Всемирного банка при подготовке доклада во внимание принимается налоговое законодательство с "опозданием" на два года. То есть налоговая часть доклада "Ведение бизнеса – 2016" составлена на основе законодательства 2014 г., поэтому можно говорить о неполной картине системы налогообложения на современной этапе. В отчете "Ведение бизнеса – 2016" сказано, что в Республике Беларусь намечены цели по улучшению показателя "Налогообложение". Это предполагает упрощение процесса налогообложения для компаний за счет внедрения электронной системы деклараций и уплаты обязательных взносов по страхованию от несчастных случаев на рабочем месте, а также за счет упрощения требований к правилам подачи деклараций по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость. Однако условия для успешной конкуренции на рынке ухудшают дискриминационные практики со стороны государственного сектора.

По мнению 24,2% предприниматели малого и среднего бизнеса ощущают неравные условия ведения бизнеса при налогообложении. Отношение контрольных органов считают дискриминационным по отношению к частному сектору 33% опрошенных, по арендным ставкам – 32%, по ценам на сырье – 21,6%, по доступу к кредитным ресурсам – 21%. 31,3% малого и среднего бизнеса считают, что местные органы власти практикуют фаворитизм в отношении государственного сектора. Только 13% предпринимателей согласилось с тем, что частный и государственный сектор находятся в равных положениях. Этот результат – повод для серьёзной аналитической работы для Конституционного суда, который продолжает считать, что в стране соблюдается конституционный принцип равенства условий хозяйствования.

Частный малый и средний бизнес готов был бы соревноваться на равных с госсектором, но распорядители чужого (политики и чиновники) до сих пор не создали институциональной среды, гарантирующей честную, открытую конкуренцию. В Республике Беларусь, по сути дела, функционируют две экономики в одной стране. Одна – с льготными условиями доступа к кредиту, налоговыми каникулами, дешёвой арендой и сырьем, с лояльным отношением контрольных и исполнительных органов, другая – с запредельными ставками по кредитам, тяжелым налоговым и арендным бременем и предвзятым отношением контрольных органов и чиновников. В их руках находится широкий ассортимент инструментов по секторальной или точечной дискриминации конкурентов государственных коммерческих организаций.

Бизнес-сообщество через Национальную платформу бизнеса Беларуси (НПББ) чётко ранжировало важность задач по улучшению делового климата. По шкале от 1 (самая важная задача) до 6 (не очень важная задача) "добросовестная конкуренция" получила 63,7% (оценки 1 и 2). Средний балл по всем ответам составил 2,47. Вторым по значимости фактором стало "регулирование бизнес-среды" (3,27 баллов и 36,9%), на третьем – полноценная "модернизация" (3,53 балла и 31,8%).[18]

2.В исследовании "Ведение бизнеса – 2016" Республика Беларусь улучшила значение показателя удаленности от передового рубежа по сравнению с предыдущим отчетным периодом на 0,54 процентного пункта и составил 72,3 процента, тем самым сокращен разрыв между достижениями нашей страны и передовым рубежом, рассчитанным на основе наилучших показателей по всем странам за все годы. Наша страна стала одним из лидеров мира по скорости сокращения расстояния до лучшей страны мира по Индексу легкости ведения бизнеса. В 2005 г. Республика Беларусь отставала от лучшей страны в мире на 58,9 процентных пункта, а в 2013 г. – на 32,9 процентных пункта. Скачок на 26 процентных пунктов стал возможным благодаря 29 регуляторным реформам. Они сделали Беларусь на этом временном промежутке одним из самых быстрых реформаторов в мире.

3.В среднем по миру для открытия бизнеса требуется пройти семь процедур. Это занимает 25 дней и стоит 32% дохода на душу населения. В Беларуси для открытия бизнеса нужно пройти 5 процедур (в докладе 2013 года было 6).Это длится 9 дней (было 10) и стоит всего 0,8% дохода на душу населения (было 2,3%).Мировым лидером по легкости открытия бизнеса является Новая Зеландия. В этой стране нужно пройти всего одну процедуру. Это занимает полдня и почти ничего не стоит. На втором месте в мире по данному фактору оказалась Канада, на третьем – Сингапур. Наше 15-ое место – вполне достойный результат по мировым стандартам.

4. По подключению к системе электроснабжения Беларусь ухудшила свои позиции на 4 пункта. В рейтинге 2015 года наша страна была на 85-м месте, теперь же в 2016-м – на 89-м. Однако, к сравнению, в 2014 году страна занимала 148-е место. Чтобы подключить новое производство к энергосети, нужно пройти 7 процедур. Это занимает 161 день и стоит 431,7% дохода на душу населения.

5. Почётно и достойно уважения третье место Беларуси в мире по легкости регистрации собственности. Мы остались на той же позиции, имея всего две процедуры, которые можно пройти на 4 дня, не заплатив ни цента. А вот по фактору "получение кредита" Республика Беларусь ухудшила своё положение, с 105-го места в 2015 до 109-го места в 2016. Снижения рейтинга по этой категории наблюдается уже несколько лет подряд.

В целом результаты исследования "Ведения бизнеса – 2016" показали, что, несмотря на имеющиеся достижения в создании благоприятных условий для развития бизнеса, резерв в этом направлении для Республики Беларусь остается значительным. Правительство страны намерено и дальше проводить реформы во всех сферах предпринимательской деятельности, в том числе, с учетом рекомендаций Всемирного банка и положительного опыта зарубежных стран, с целью развития частного сектора экономики.[19]

На 2016 год малые предприятия представлены практически во всех отраслях экономики. Они функционируют не только в таких традиционных сферах, как легкая и пищевая промышленность, но и появляются в машиностроении, производстве оптических приборов, химической и электрохимической промышленности.

 

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенные исследования позволили изучить сущность и роль малого бизнеса в рыночной экономике, проанализировать зарубежный опыт его поддержки и выявить проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь. Подводя итог курсовой работы, следует отметить, что рассмотренная тема сложна в анализе, а исследование роли малого бизнеса и мероприятия, которые необходимо проводить в направлении этого сектора экономики требуют регулярного совершенствования.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

- малое предпринимательство является неотъемлемым элементом рыночной экономики, без которого государство не может гармонично развиваться. Важная роль малого бизнеса заключается в обеспечении значительным количеством новых рабочих мест, насыщении рынка новыми товарами и услугами, удовлетворении многочисленных нужд крупных предприятий, выпуске специальных товаров.

- малые предприятия сегодня стали неотъемлемой частью экономик большинства промышленно развитых государств. Таких успехов малый бизнес зарубежных стран достиг благодаря системной поддержке со стороны государства в самых разных областях.

- малый бизнес Республики Беларусь представляет сегодня перспективный развивающийся сектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в обеспеченности общего экономического роста страны. Малые предприятия могут внести значительный вклад в решение проблем экономического роста и занятости.

- эффективность малых предприятий достигается лишь при определенных условиях: необходима грамотная экономическая политика, которая позволила бы и в Беларуси полностью реализовать потенциал малых предприятий.

На сегодня существует еще целый ряд возможностей для того, чтобы вклад малого и среднего бизнеса в ВВП значительно увеличился. По-прежнему остро стоят вопросы, требующие пристального внимания: отмена регулирования цен, совершенствование антимонопольного законодательства, сокращение числа налогов, уменьшение размеров штрафных санкций, упрощение документооборота, ускорение приватизации, упрощение сертификации товаров и услуг, обеспечение доступности кредитных ресурсов, прозрачность в экономической политике. И, тем не менее, вектор на либерализацию задан, есть надежды, что правительство будет предпринимать дальнейшие шаги по улучшению условий функционирования бизнеса, деловой климат в Республике значительно улучшится и белорусский бизнес выйдет на передовые позиции.

Таким образом, в своем развитии Беларусь должна активно использовать богатейший опыт экономически развитых стран. Одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.018 с.)