Дидактический материал для групповой работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактический материал для групповой работы



С замещающими родителями

(игры и упражнения)

Материал рекомендуется специалисту, организующему цикл занятий для замещающих родителей. Если какое-либо упражнение не подходит для работы с данной группой, он всегда может заменить его по своему усмотрению. Более опытный профессионал всегда имеет свой набор упражнений для групповой работы, тогда как начинающий специалист может испытать трудности при проведении встреч.

Знакомство и приветствие. Упражнения на знакомство необходимы для создания позитивной, доброжелательной и доверительной атмосферы, способствующей сплочению группы.

«Знакомство». Участники делятся на пары и в течение 5 минут представляют себя партнеру, называя имя, свои интересы, ожидания от работы в группе. Затем каждый представляет своего партнера группе.

«История моего имени». Каждый участник рассказывает, почему ему (ей) дали такое имя, какие чувства вызывает его (ее) имя, что оно означает. В конце упражнения кто-нибудь из участников повторяет то, что помнит об истории имени каждого. Вся группа помогает ему.

Чувства. Участники по очереди рассказывают о чувствах, которые они испытывали с момента последней встречи: «Что с Вами произошло? Как Вы себя ощущали в течение недели?»

«Двухминутка». Каждому участнику дается 2 минуты, чтобы рассказать о том, что произошло за последнюю неделю или о чем они вообще хотят рассказать, но без остановки. Это даст возможность всем членам группы привести свои мысли в порядок и избавиться от мешающих мыслей на занятии. В то же время упражнение способствует сплочению участников, так как все узнают друг у друга о ситуации в данный момент.

«Добрый вечер». Каждый член группы по кругу говорит фразу «Добрый вечер»: грустно, весело, удивленно, разочарованно, обиженно, растерянно, восторженно, доверительно, нежно и т.д.

«Успех». Участники рассказывают о самом большом успехе прошедшей недели. Затем на карточках пишут свое имя, жизненный девиз, коммуникативные качества, хобби и по очереди зачитывают вслух.

«Анкета». Участники заполняют заранее подготовленную анкету для того, чтобы учесть сиюминутное настроение. Затем все зачитывают.

Какое животное сейчас отражает твое настроение?

Какое растение?

Какое время года?

Какое блюдо?

Какая местность?

Какой герой из фильма или мультфильма?

Какая геометрическая фигура?

Какой предмет мебели?

Разминка. Это своего рода энергоподпитка или «встряска». Краткие и простые мероприятия, непосредственно не связанные с основной деятельностью. Их можно использовать в любое время, пока идет программа, для того чтобы повысить энергетический уровень внутри группы. Такие игры вносят разнообразие в работу группы, позволяют отдохнуть от интенсивной эмоциональной нагрузки и доставляют удовольствие; вызывают смех, способствуют сплочению группы и преодолению различий между детьми.

Пустой портфель. Портфель передается одному из участников, и тренер задает ему весьма неожиданный вопрос. Например: «Почему ты держишь голубя в портфеле?» Получивший портфель должен очень быстро придумать остроумный и оригинальный ответ, после чего должен передать его другому члену группы, задав ему новый вопрос. Этот вопрос должен отличаться от вопроса ведущего, но не слишком, фактически он должен быть его вариантом. Например: «Почему у тебя в портфеле молоток?».

Работа в кругу. Участники кладут руки на плечи впереди стоящего человека. По просьбе фасилитатора все закрывают глаза. Передают по кругу движения, которые ведущий проделывает на фоне проговариваемого текста: «Мы лежим на пляже в Сочи. Ласково греет солнышко. На небе собираются тучи. Тучи заслоняют солнышко. Начинается мелкий дождик. Мелкий дождик перерастает в сильный ливень, а ливень становится градом. Постепенно град заканчивается. Снова идет дождь. Дождь затихает, становится все мельче и мельче. Тучи рассеиваются. На небе яркое солнышко. Мы лежим на пляже в Сочи, загораем».

Поезд. Ведущий рассказывает об ощущениях пассажиров в метро, ожидающих поезд. «Вначале ничего не слышно, потом появляется легкий шум, который, постепенно нарастая, переходит в грохот. Сейчас мы попробуем показать появление поезда из туннеля в метро». Участникам предлагается точно повторять движения за ведущим в следующей последовательности: легкие касания ладонями; нарастающие по громкости хлопки; топаем одной ногой; топаем двумя ногами; по сигналу ведущего («Раз, два, три!») каждый выкрикивает свое имя.

Где же ты? 1) Ведущему необходимо прервать текущую работу в группе и предложить сделать небольшую паузу, чтобы встряхнуться. Участники попарно разговаривают друг с другом и рассказывают, где они находятся в данный момент в своих мыслях и эмоциях и как себя чувствуют физически. На этот процесс отводится 2-4 минуты. 2) Далее все снова направляют свое внимание на то, что происходит в группе, и дают краткую характеристику своего настроения.

Основная часть. В основной части члены группы обсуждают свои проблемы, чувства и переживания. Для того чтобы обсуждение было конструктивным, можно использовать:

- ролевые игры;

- упражнения для понимания самого себя;

- упражнения на развитие самоценности;

- мозговой штурм;

- визуализацию;

- рисование;

- истории.

Ролевые игры. Такой метод дает участникам возможность попрактиковаться в искусственно созданных условиях, которые можно максимально приблизить к реальным.

Конфликт. Можно смоделировать возникший между членами группы конфликт и выработать пути его преодоления. Следует создать соответствующую обстановку и раздать каждому участнику игры карточки с описанием их роли. Участники проигрывают свои роли. Назначенные наблюдатели из числа остальных участников или вся группа высказывают свои комментарии после представления.

Проблема. Группа обговаривает важную проблему и описывает ситуацию, связанную с ней. Эту ситуацию проигрывают и затем обсуждают, что произошло во время ролевой игры:

- является ли эта проблема реальной или она надумана?

- можно ли ее разрешить, если да, то как, если нет, то почему?

- как справились с ней участники?

- что участники чувствуют в данный момент?

Затем участники проигрывают возможные решения данной проблемы.

Упражнения для понимания самого себя. Такие упражнения не только помогают разобраться с самим собой, но и обратиться к внутренним резервам человека.

Как меня воспринимают другие люди? Каждый участник на листе бумаги заполняет три столбика: «люди», «сильные стороны», «слабые стороны». В первом столбике участники отмечают тех людей, с которыми у них есть отношения: муж, жена, подруга, друг, сестра, сосед, дочь, сын и т.д. Во втором и третьем столбиках каждый член группы отмечает мнения перечисленных людей, связанных с его сильными и слабыми сторонами.

Ожидания. Участник группы выбирает из своего окружения четырех близких ему людей и пробует ответить от их лица на поставленные вопросы. Например, «Чего они от меня ждут?»

Упражнения на развитие самоценности. Данные упражнения помогают повысить уровень самооценки человека.

Я о себе. Члены группы пишут короткий очерк на тему «Я о себе» в течение 2-3 минут. Затем по желанию их зачитывают. После этого участники пишут второй очерк о себе, но уже с определенным ограничением: говорить о себе только хорошее. В конце упражнения дается сравнительный анализ очерков.

Мозговой штурм. Данный метод позволяет генерировать огромное количество идей. Следует сформулировать проблему в виде вопроса и предложить всем членам группы в любом порядке высказываться по данной теме. В данном упражнении запрещается любая критика идей. После высказываний участникам надо будет выбрать несколько идей, которые всем показались наиболее интересными.

Древо проблем. Группа при помощи мозгового штурма выявляет наиважнейшие проблемы и определяет из всех главную. Затем каждый записывает на своем листе бумаги отдельные вопросы, которые возникают в связи с этой проблемой. После этого все члены группы выражают свои идеи по ее разрешению. Проанализировав все предложения, участники решают, порождает ли их основная проблема или они полностью зависят от самих людей.

Визуализация. При помощи зрительных представлений члены группы пытаются понять собственные проблемы и преодолеть в своем воображении трудную ситуацию.

Ситуация. Участники располагаются удобнее, закрывают глаза и начинают создавать образ ситуации. Фасилитатор помогает разобраться с ситуацией: он подсказывает, что происходит с членами группы в воображаемой ситуации и как они себя ведут. После упражнения следует обсудить чувства участников и сделать определенные выводы.

Кодовые картинки. В данном упражнении используют иллюстрации без пояснений, размером с плакат, изображающие конкретные ситуации (например, человек, употребляющий ПАВ, конфликт с приемным ребенком). Для стимулирования дискуссии группа отвечает на ряд вопросов:

- Что происходит на картинке?

- Как вы себя чувствуете при виде этой ситуации?

- Создает ли данная ситуация проблемы или преимущества?

- Каковы основные причины?

- Что по этому поводу можно предпринять?

В конце дискуссии необходимо подвести итоги сказанного.

Рисование. Этот метод помогает осознать собственное представление о себе, понять взаимоотношения с другими людьми.

Проблема. Участники рисуют рисунок, связанный с их жизненной ситуацией. Например: «Нарисуйте свою проблему или сложную ситуацию в вашей жизни», «Нарисуйте то, с чем у вас ассоциируется ваша проблема», «Изобразите себя среди людей (нарисуйте Ваше местоположение и местоположение других людей, расстояние между Вами и другими людьми)», «Изобразите свои отношения с конкретным человеком». В данном упражнении не надо заставлять других людей объяснять и толковать рисунки. Можно это сделать только в том случае, если кто-то из участников захочет это сделать.

Лицо группы. Участникам предлагается нарисовать в течение 5 минут «лицо группы», дав название своей картине. По окончании выполнения работы участники устраивают общий просмотр и обсуждение.

Истории. Такие упражнения помогают лучше понять свои проблемы и разобраться в них.

Незаконченные истории. Фасилитатор рассказывает короткую историю, отражающую ситуацию реальной жизни, с которой могут столкнуться члены группы. После рассказа участники начинают обсуждение возможных вариантов выхода из сложившейся ситуации.

Обратная связь. Обратная связь необходима для информирования человека в том, что он действует правильно. Положительная обратная связь обеспечивает функцию поддержки, и, благодаря подкрепительному действию успеха, член группы начинает проявлять себя более уверенно. Важным моментом в работе фасилитатора является использование открытых вопросов. Вопросы такого типа призваны извлечь как можно больше информации без необходимости задавать дополнительные вопросы. Эти вопросы побуждают отвечающего давать такие же «открытые» ответы. Многие подобные вопросы начинаются со слов «что», «до какой степени», «как», «когда», «кто», «где» и «почему». Вопросы такого типа используются для того, чтобы завязать дискуссию, поскольку ответ на них вряд ли будет односложным. Например:

- Что Вам понравилось во время встречи?

- Какие трудности Вы испытали во время встречи?

- Какие чувства Вы испытывали на протяжении всей встречи?

- Что было наиболее сложным?

- Что нового Вы узнали о себе, для себя?

- Изменилось ли у Вас представление о себе самом?

- Что Вы ожидаете от следующей встречи?

- Что было наиболее значимым?

- Что Вам мешало во время встречи?

- Какие условия Вам необходимы, чтобы раскрыться в группе?

- Что помогло Вам изменить свое мнение?

- Что Вы ожидаете от следующей встречи?

- Смогли ли Вы быть откровенным во время встречи?

- Что бы Вам хотелось сказать дополнительно?

- Как Вы себя чувствуете сейчас?

Помимо вопросов можно использовать и различные упражнения.

За и против. Участники пишут 10 «за» - моментов, которые нравятся и побуждают приходить на встречи группы (например, возможность поделиться друг с другом, ничего не скрывать, уютное помещение и т.д.), 10 «против» - то, что им не нравится («доминирование» в общении кого-либо из участников, опоздания участников, не всегда интересные темы для обсуждения).

Наша сила. Участники сначала индивидуально, а потом все вместе разбирают сильные и слабые стороны группы.

Наши возможности. Члены группы рассматривают возможности и барьеры, которые мешают группе идти дальше.

Тематические дискуссии. Участники, разделившись на подгруппы, обсуждают вопрос, каковы главные успехи и возникшие проблемы, с которыми члены группы столкнулись во время совместной работы? Во время обсуждения записывают ответы в порядке важности. Затем подгруппы обмениваются ответами друг друга, обсуждают сходства и различия и приходят к соглашению по поводу приоритетов.

Мои ощущения. Стоя в кругу, участники берут друг друга за руки. Закрывают глаза. Ведущий говорит: «Сосредоточьтесь только на своих ощущениях. Постарайтесь передать при помощи ваших рук свое тепло и поддержку соседям, находящимся справа и слева от вас. Ощутите то, что вам передают ваши соседи».

Любимая фраза. Каждый участник по кругу приводит какой-нибудь афоризм, строчку из стихотворения, песни, цитаты, которые ему поднимают настроение.

Завершение. Заключительный этап работы способствует поддержанию дружеских отношений в группе. Организуется обмен оптимистичными, радостными и приятными для всех членов группы пожеланиями и выражениями благодарности за поддержку. Данный этап предполагает использование релаксационных методик или включение завершающей игры.

Релаксационные упражнения. Использование на встречах групп релаксационных упражнений, может изменить негативную реакцию участников на противоположную. Применяя упражнения по релаксации для регулирования реакции на стресс, взрослый учится справляться с пугающими для него ситуациями.

Дорога к мудрецу. Описание: «Разгорается день. Вы медленно поднимаетесь в гору. По какой дороге вы идете? Остановитесь на минутку. Вглядитесь в пейзаж! Как красиво! Если хотите, вы можете задержаться здесь, раствориться в этой величественной, прекрасной, доброй природе... Отправляйтесь дальше в путь. Поднимайтесь все выше в гору. Вы немного устали? Почувствуйте усталость. Это приятная усталость. Но надо идти. Там на вершине горы живет человек. Он - само понимание и мудрость. Его можно спросить о самом важном, самом интимном, задать самый сложный вопрос... Вы уже видите дом, где живет этот человек. Вас ждут. Вам рады. Вас встречает понимание и желание помочь. Побудьте там. Рассмотрите все: дом, пейзаж, а главное - человека. Может, вы беседуете о чем-то? Спрашиваете? Вам отвечают? Что? Может быть, вам хочется рассказать о себе? Вечереет, пора возвращаться. Вы идете по той же дороге, приближаетесь к реке. Умойтесь в чистой, кристальной, прохладной воде... Возвращайтесь в группу».

Театр. Когда группа погружается в расслабленное, комфортное состояние, ведущий говорит следующий текст: «Представьте перед вашим внутренним взором расшитый узорами тяжелый театральный занавес. Он медленно раздвигается. Вы знаете, что эта пьеса о вашей жизни. На сцене вы видите знакомых людей в конфликтной ситуации. Вы смотрите эту пьесу из зрительного зала, а среди людей на сцене узнаете себя. Вы слышите голоса... О чем говорят эти люди? Вы разглядываете их одежду. Она вам не нравится, и вы решаете переодеть всех в костюмы другой эпохи. Это пьеса вашей жизни, и вы - ее режиссер. Попробуйте представить все в цветном изображении. Попробуйте выключить звук. Теперь участники вашей пьесы жестикулируют в полном безмолвии. Через некоторое время вы включаете звук и слышите доброжелательный голос главного героя - себя. Конфликтная ситуация разрешена и вы пожимаете своему другу руку...»

Океан. Описание: «Сядьте в кресло прямо, ноги не должны касаться пола. Закройте глаза. Представьте океан. Вы видите уходящую в бесконечность водную гладь, волны поднимаются, растут и, разбиваясь на песке прямо у ваших ног, отползают обратно. Продолжайте наблюдать за тем, как волны набегают на берег и откатываются назад. Если вы о чем-то думаете, то мысли уносятся вместе с волнами. Смотрите на океан. Вы смотрите на волны, и чувство покоя переполняет вашу душу. Это - ваш собственный мир, полный спокойствия, вы можете ощутить его в любой момент. Откройте глаза. Если хотите, посидите несколько минут. Вставайте медленно».

Массаж по кругу. Все участники встают в круг, закрывают глаза, каждый кладет ладони на плечи впереди стоящего участника. По команде все начинают осторожно массировать плечи друг другу. Через две-три минуты все поворачиваются и, не открывая глаз, делают массаж своим партнерам. Затем все участники говорят благодарственные слова друг другу.

Заключительные упражнения

Ладошка. Каждый участник обводит на листе бумаги контур собственной ладони и в центре пишет свое имя. Затем лист передается соседу справа: он пишет то, что ему нравится в хозяине ладони. Лист проходит весь круг и возвращается к хозяину.

Положительное. Участники разбиваются на пары, в течение 30 секунд один из игроков начинает говорить о себе только хорошее: положительные черты характера, уникальные знания, преодоленные трудности, свершения, добрые дела и т.д. Следует называть все, что приходит в голову и делать это быстро. Партнер должен громко считать перечисленные другим участником достоинства и поддерживать во всем другого игрока. Затем участники меняются ролями.

Да. Участники встают в круг, представляют мысленно те положительные эмоции, с которыми они пришли на встречу, и зажимают их в левую руку, затем - положительные эмоции, которыми они зарядились во время занятия, и зажимают их в правую руку. Когда ведущий скажет: «Готово!», все остальные должны хлопнуть руками и сказать при этом: «Да!»


Приложение 8

Примеры практических занятий с замещающими семьями



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.112.220 (0.029 с.)