Формы и методы психологического сопровождения замещающей семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и методы психологического сопровождения замещающей семьи



При принятии ребенка в семью замещающие родители нередко сталкиваются с рядом сложных, а порой и неразрешимых проблем. Решить их помогают специалисты разного профиля: психологи, социальные педагоги, специалисты по социальной работе, медицинские работники, юристы. Все перечисленные специалисты занимаются сопровождением замещающей семьи.

Целью психологического сопровождения является оказание квалифицированной психологической помощи, направленной на создание условий для успешной адаптации ребенка в семье.

В своей работе с замещающей семьей специалист-психолог должен руководствоваться следующими принципами:

1. Индивидуальный подход к каждой замещающей семье;

2. Вовлечение в работу всех членов семьи;

3. Доброжелательное и уважительное отношение ко всем членам семьи;

4. Открытость в обсуждении проблемных ситуаций;

5. Сочетание индивидуальных и групповых методов работы;

6. Конфиденциальность (информация, полученная от клиента, сохраняется в тайне, в том числе и от третьих заинтересованных лиц).

Основные задачи психологического сопровождения замещающей семьи:

· помощь в создании условий для адекватного психологического развития ребенка в семье, компенсации депривационных расстройств;

· поддержка функционирования семьи;

· повышение уровня психологической и педагогической грамотности замещающих родителей;

· оказание психологической поддержки в кризисные периоды адаптации.

Таким образом, деятельность психолога направлена на решение проблем семьи, возникающих на новом этапе ее функционирования в качестве «семьи с приемным ребенком».

В процессе осуществления психологического сопровождения замещающей семьи могут использоваться различные групповые и индивидуальные методы работы:

· индивидуальное и семейное консультирование, осуществляется по запросу одного из членов семьи, организуется в соответствии с принципами и правилами психологического консультирования;

· групповые тренинговые занятия могут проводиться как по запросу семей, так и по инициативе государственного учреждения, направлены на развитие навыков эффективного общения, конструктивного разрешения конфликтов и т.д.;

· психокоррекционные занятия, целью которых является коррекция имеющихся у приемного ребенка нарушений интеллектуального развития и поведения;

· психопрофилактическая работа -выступления на семинарах и конференциях замещающих семей, направленные на повышение психологической и педагогической грамотности замещающих родителей;

· проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения - организация деятельности группы по принципу уважения и доверия, работа по запросу группы.

Сопровождение семьи с приемным ребенком теоретически включает в себя несколько этапов, начиная от подготовки кандидатов в замещающие родители и заканчивая совершеннолетием приемного ребенка, его уходом из семьи. В настоящее время в нашей республике идет процесс активного становления системы подготовки и сопровождения замещающих семей, поэтому требуется разработка конкретных технологий сопровождения семьи, методик оценки эффективности сопровождения и т.д.

Для организации эффективного психологического сопровождения психологу необходимо установить доверительные отношения с семьей и поддерживать с ней регулярный контакт.

Продуктивным является сочетание очного и дистанционного сопровождения замещающей семьи. Дистанционное сопровождение может осуществляться по телефону или электронной почте, в этом случае психологу желательно периодически (один раз в месяц) связываться с замещающей семьей, узнавать, как протекает адаптация ребенка в семье, какие сложности возникают и насколько успешно удается с ними справляться. Важно понимать, что речь не идет о телефонном консультировании семьи, это лишь один из способов поддержания контакта между семьей и психологом. При выявлении сложностей в функционировании семьи следует пригласить родителей на индивидуальную консультацию.

Любая замещающая семья, независимо от статуса и возраста ребенка, нуждается в хорошо отлаженной системе социальной и психологической помощи. Психолог, работающий с замещающей семьей, является частью единой команды, сопровождающей семью, и поэтому должен поддерживать активные контакты со специалистами органов опеки, социальными работниками и т.д. Кроме того, для оказания адекватной помощи замещающей семье психолог должен иметь специальную подготовку: знать основные нормативные документы РФ и РК, регулирующие деятельность государства по опеке и попечительству, а также возрастную и семейную психологию, особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, психологические закономерности функционирования замещающей семьи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.004 с.)