Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел «Анатомо – физиологические особенности системы органов дыхания».Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема. Особенности строения и функций органов дыхания у детей и подростков (2 часа). Цель: сформировать отчётливые представления о строении и функциях органов дыхания, их возрастных особенностях. Оборудование: таблица «Органы дыхания», муляж гортани, муляж лёгких, анатомические атласы. План: 1. Строение и функции дыхательных путей в различные возрастные периоды. 2. Возрастные особенности строения и функций органа дыхания - лёгких. 3. Типы дыхания и их характеристика. Жизненная ёмкость лёгких. Частота дыхания. Минутный объём дыхания. 1. Строение и функции дыхательных путей в различные возрастные периоды. Дыхание - обмен газов между организмом и окружающей средой. Дыхание обеспечивает: а) постоянное поступление в организм кислорода, необходимого для окислительных процессов, являющихся основным источником энергии; б) постоянное удаление из организма углекислого газа. Дыхательная система у человека формируется в период внутриутробного развития. К моменту рождения имеются все структуры дыхательной системы. Однако её становление продолжается ещё длительное время после рождения. В дыхательной системе различают дыхательные пути - трубки, проводящие воздух, и собственно дыхательный орган - лёгкие, в которых совершается газообмен. К дыхательным путям относятся нос, глотка, гортань, трахея, бронхи. Нос, глотка, гортань образуют верхние, трахея и бронхи - нижние дыхательные пути. Носовая полость выполняет двойную функцию - является началом дыхательных путей и органом обоняния. Проходя через носовую полость воздух очищается от механических частиц, увлажняется, согревается и обеззараживается - вот почему следует дышать носом, а не ртом. Через ноздри носовая полость соединяется с внешней средой, а через хоаны сзади - с глоткой. В носовую полость открываются воздухоносные придаточные полости (пазухи) носа: лобная, верхнечелюстная (гайморовы), клиновидная и решетчатые лабиринты. Гортань является органом дыхания и голосообразования, располагается в передней части шеи на уровне 4 - 6 шейных позвонков. Она имеет хрящевой скелет, состоящий из непарных хрящей - щитовидный, перстневидный и надгортанник, и парных - черпаловидные и более мелкие рожковидные, клиновидные и зерновидные. Сверху хрящи покрыты оболочкой из соединительной ткани, а изнутри - слизистой оболочкой, на которой находятся две пары складок - преддверная и голосовая, между которыми находится желудочек гортани. Преддверная складка имеет защитное значение, закрывая вход в гортань, а голосовая имеет две связки голосовые, которые образуют голосовую щель. При прохождении воздуха через голосовую щель голосовые связки колеблются и воспроизводят звуки. При спокойном дыхании ширина голосовой щели составляет около 5 мм.
Высота голоса зависит от длины голосовых связок: у мужчин длина голосовых связок больше, чем у женщин, поэтому голос у них более низкий. У женщин голосовые связки короче, и голос у них выше. Натяжение голосовых связок, ширина голосовых связок при дыхании и во время голосообразования регулируется мышцами гортани, которые делятся на 3 группы: 1. мышцы, расширяющие голосовую щель. 2. мышцы, суживающие голосовую щель. 3. мышцы, натягивающие голосовые связки. В формировании членораздельной речи участвуют язык, губы, зубы, полости рта и носа с её придаточными пазухами, которые играют роль резонаторов, придавая голосу силу и тембр. Трахея имеет скелет в виде 16 - 20 хрящевых полуколец, не замкнутых сзади и соединённых друг с другом кольцевидными связками. Задняя стенка трахеи, где нет хрящей, перепончатая. Она построена из соединительной ткани гладкомышечных пучков. Слизистая оболочка трахеи содержит клетки мерцательного эпителия, слизистых желёз и лимфоидных узелков. На уровне 5-го грудного позвонка трахея делится на два - правый и левый бронха. Деление бронхов имеет свою закономерность: главные бронхи - долевые - сегментарные - бронхи 4, 5, 6, 7, 8, и 9 порядков. Бронх 9-го порядка называется дольковым бронхом. Возрастные особенности дыхательных путей Полость носа у новорождённых низкая и узкая. Носовые раковины слабо развиты. К 6 месяцам жизни формируется средний носовой ход, к 2-м годам формируется нижний, а после 2 лет - верхний носовой ход. К 10 годам полость носа увеличивается в длину в 1, 5 раза, а к 20 годам - 2 раза по сравнению с новорожденным. Из околоносовых пазух у новорождённого имеется только верхнечелюстная, она развита слабо. Лобная пазуха появляется на 2-м году жизни, клиновидная - к 3-м годам, а решетчатая - к 6 годам.
Гортань у новорождённого короткая, широкая и располагается выше, чем у взрослого человека. Пластинки щитовидного хряща располагаются под тупым углом, выступ гортани отсутствует. Голосовая щель заметно увеличивается в первые 3 года жизни ребёнка, а затем в период полового созревания. Гортань быстро растёт в течении первых 4-х лет и в период полового созревания (12-15 лет) и продолжается до 25 лет у мужчин и 22 - 23 лет у женщин. Половые различия гортани начинаются с 6-7 лет: у мальчиков гортань крупнее, чем у девочек того же возраста. В 10 - 12 лет у мальчиков начинает увеличиваться выступ - кадык. Хрящи гортани, тонкие у новорождённого, с возрастом становятся более толстыми, однако долго сохраняют свою гибкость. В пожилом возрасте хрящи гортани окостеневают, становятся хрупкими и ломкими. На 1 году жизни наблюдается интенсивный рост бронхиол и бронхов - в 1, 5 - 2 раза. В период полового созревания рост бронхиального дерева вновь усиливается. 2. Возрастные особенности строения и функций органа дыхания - лёгких Легкие - парный орган, занимающий всю грудную полость. В них происходит газообмен между организмом и внешней средой: венозная кровь освобождается от углекислого газа и насыщается кислородом. Каждое лёгкое покрыто серозной оболочкой - плеврой, имеет форму конуса: внизу основание, вверху - верхушка (на 2-3 см выше ключицы). Имеют 3 поверхности: переднюю - рёберную, нижнюю - диафрагмальную, внутреннюю - среднестенную; 2 края - передний и нижний. На внутренней поверхности находятся ворота лёгких, через которые в лёгкие входит главный бронх, легочная артерия, а выходят из лёгкого 2 легочные вены и лимфатические сосуды. Бронхи, сосуды и нервы образуют корень лёгкого. Каждое лёгкое глубокими щелями разделено на доли: правое - 3 доли: верхняя, средняя и нижняя, левое - 2 доли: верхняя и нижняя. Доли делятся на сегменты, в которых выделяют дольки - в них находится самый мелкий бронх - дольковый бронх. Пористая легочная ткань пронизана бронхиальным и альвеолярным деревом. Дольки состоят из ацинусов, которых насчитывается около 800 000. Ацинус - структурная и функциональная единица лёгких. Он состоит: 1. дыхательная бронхиола 2. альвеолярный мешочек 3. альвеолы (легочные пузырьки) Альвеолы легкого являются концевыми отделами дыхательной части лёгкого. Они оплетены густой сетью капилляров. В них совершается газообмен - через тонкую альвеоло-капиллярную стенку молекулы кислорода и углекислого газа проходят в течение сотых долей секунды. Размеры альвеол с возрастом увеличиваются, что приводит к увеличению дыхательной поверхности лёгких.
Возрастные особенности 1. Масса лёгких составляет: новорождённого - 50 г; мл. школьного возраста -400 г; взрослого - 2000 г. Дыхательный объём лёгких: новорождённого - 30 см3 мл. школьного возраста - 150 см3 13 - 14 лет - 300 см3 взрослого - 500 см3. 2. Легкие новорождённого малоэлластичны, относительно велики и не спадаются при вскрытии грудной клетки. Растяжение во время вдоха увеличивает их дыхательный объём только на 10 - 15 см3, что объясняет частые дыхательные движения - 50-60 в 1 минуту. Через 10 дней после рождения дыхательный объём возрастает до 20-25 см3. 3. Легкие у детей растут за счёт увеличения объёма альвеол. До 3-х лет происходит усиленный рост лёгких, а к 8 годам число альвеол достигает числа их у взрослого человека.
4. В возрасте от 3-х до 7 лет темпы роста лёгких снижаются. Особенно энергично растут альвеолы после 12 лет, дых. объём увеличивается более чем в 10 раз по сравнению с новорожденным, а концу полового созревания - в 20 раз. 3. Типы дыхания и их характеристика. Жизненная ёмкость лёгких. Частота дыхания. Минутный объём дыхания. Обмен газов в альвеолах лёгких происходит благодаря ритмическому чередованию актов вдоха и выдоха. В лёгких нет мышц, поэтому они активно сокращаться не могут. активная роль актам вдоха и выдоха принадлежит дыхательным мышцам. Обмен газов в лёгких происходит на основе действия законов о диффузии газов: газ идёт из мест, где его давление выше, в места, где его давление ниже. В венозной крови, пришедшей в лёгкое, содержится 4, 4 % углекислого газа, а в воздухе альвеол лёгких 0, 03 %, следовательно, углекислый газ пойдёт из крови в альвеолы лёгких и на выдыхание. В венозной крови кислорода содержится 15, 4 %, а в альвеолах лёгких - 20, 7 %, следовательно, кислород пойдёт из альвеол в кровь. При вдохе сокращаются наружные межрёберные мышцы и диафрагма. Межрёберные мышцы поднимают рёбра и отводят их в стороны. Объём грудной клетки увеличивается, легкие пассивно увлекаются за грудной клеткой, в них создаётся отрицательное давление, и воздух заполняет лёгкие - происходит вдох. При выдохе наружные межрёберные мышцы и диафрагма расслабляются, сокращаются внутренние межрёберные мышцы живота, опускающие рёбра, в лёгких создаётся высокое давление - происходит выдох. При покойном дыхании сокращаются наружные межрёберные мышцы и диафрагма - вдох, а выдох происходит пассивно, т.е. расслабляются наружные межрёберные мышцы и диафрагма. Т.о. при покойном дыхании мышцы сокращаются только при вдохе. При глубоком дыхании помимо названных выше мышц участвуют и другие мышцы груди, а при глубоком выдохе участвуют мышцы брюшного пресса и другие мышцы. Существует 3 типа дыхания: 1. диафрагмальное (брюшное); 2. рёберное (грудное); 3. полное (смешанное).
У детей раннего возраста рёбра имеют малый изгиб и расположены почти горизонтально - у них преобладает диафрагмальное (брюшное) дыхание, которое сохраняется до 2-й половины 1-го года жизни. Постепенно дыхание грудных детей становится грудобрюшным, а возрасте от 3 до 7 лет в связи с развитием плечевого пояса начинает преобладать грудной тип дыхания. В 7-8 лет проявляются половые отличия в типе дыхания: у мальчиков становится преобладающим брюшной тип дыхания, а у девочек - грудной.
Заканчивается формирование дыхания к 14-17 годам. При физическом труде, занятиях физкультурой и спортом у юношей и девушек вырабатывается полное (смешанное) дыхание. При покое взрослый человек вдыхает 500 мл воздуха и столько же выдыхает - это дыхательный объём (ДО). Помимо этого объёма человек может дополнительно вдохнуть 1500 мл воздуха - это резервный объём вдоха (РОВд) и, сделав самый глубокий выдох, может выдохнуть ещё 1500 мл воздуха - это резервный объём выдоха (РОВыд.). Сумма 3-х объёмов даст жизненную ёмкость лёгких (ЖЕЛ). ДО + РОвд. РОвыд __________ ЖЁЛ - 3500 мл ЖЁЛ - наибольшее количество воздуха, которое может выдохнуть человек после самого глубокого вдоха.
ЖЁЛ - максимальный выдох после максимального вдоха. ЖЁЛ - важнейший показатель физического здоровья человека. ЖЁЛ зависит от роста, возраста, пола, состояния здоровья рода, деятельности. Частота дыхания (ЧД) - количество дыхательных движений в минуту. Дыхание новорождённого частое и поверхностное 48 - 63 движений в минуту, 1 год - 50 - 60, 2 года - 35 - 40, 3 года - 25 - 35, 4 - 6 лет - 23 - 26, школьников - 18 - 20, взрослых - 15 - 17. Дыхательный объём (ДО) ребёнка месячного возраста - 30 мл, 1 год - 70 мл, 6 лет - 150 мл, 10 лет - 240, 14 лет - 300 мл, взрослого - 500 мл. Минутный объём дыхания (МОД) - количество воздуха, потребляемое человеком за 1 минуту. МОД = ДО + ЧД МОД = 500 мл × 15 = 7, 5 л Спирометр - прибор для измерения ЖЁЛ
Тема. Гигиенические требования к классным помещениям. Вентиляция. Гигиена дыхания (1 час) Цель: познакомить студентов с главными гигиеническими требованиями к классным помещениям, видами вентиляции, правилами гигиены дыхания. План: 1. Гигиенические требования к воздушной среде школы (ДДУ) 2. Вентиляция. 3. Борьба с пылью. 4. Гигиена дыхания. 1. Гигиенические требования к воздушной среде школы (ДДУ). Чистота воздуха и его физико-химические свойства имеют огромное значение для работоспособности детей и подростков. Пребывание детей в запыленном, плохо проветриваемом помещении является причиной не только ухудшения функционального состояния организма, но и многих заболеваний. Известно, что в закрытых, плохо проветриваемых помещениях одновременно с повышением температуры воздуха резко ухудшается его физико-химические свойства. Для человека небезразлично содержание в воздухе + и - ионов. В атмосферном воздухе количество + и - почти одинаково, легкие ионы значительно преобладают над тяжелыми. Исследования показали, что на человека благоприятно влияют легкие и — ноны, а число их в рабочих помещениях постепенно уменьшается. Атмовитамины – легкие, и - ионы начинают преобладать + и тяжелые ионы, которые угнетают жизнедеятельность человека. В школах (ДДУ) перед уроками в 1 см воздуха содержится около 500 тыс. легких и 10 тыс. тяжелых ионов, а в конце дня количество легких снижается до 220 тыс, а тяжелых увеличивается до 24 тысяч.
Благотворное физиологическое действие - аэроионов явилось основанием к применению искусственной ионизации воздуха закрытых помещений детских учреждений, спортзалов. Сеансы непродолжительного (10мин.) пребывания в помещении, где в 1 куб. см воздуха содержится около 500 тыс. легких ионов, продуцируемых специальным аэроионизатором, не только положительно сказываются на работоспособности, но и оказывают закаливающее влияние. Параллельно с ухудшением ионного состава, повышением температуры и влажности воздуха в классных помещениях (групповых комнатах) увеличивается концентрация СО, HS, NH и др. Ухудшение физико-химических свойств воздуха, особенно в низких по высоте помещениях, влечет за собой собственное ухудшение работоспособности клеток коры больших полушарий. От начала к концу занятий возрастает запыленность воздуха и его бактериальная загрязненность, особенно если к началу занятий были плохо проведены уборка помещений влажным способом и проветривание. Количество колоний микроорганизмов в 1 куб. м воздуха в таких условиях к концу занятий возрастает в 6-7 раз. Школа
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.126.241 (0.015 с.) |