Тема. Анатомо-физиологические особенности слухового анализатора (1час). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Анатомо-физиологические особенности слухового анализатора (1час).



Цель: познакомить с особенностями строения, возрастными особенностями, физиологией слухового анализатора.

Оборудование: модель уха, таблица «Слуховой анализатор».

План: 1. Строение слухового анализатора.

2. Возрастные особенности слухового анализатора.

3. Гигиена слуха.

4. Механизм восприятия звука.

5. Значение речи учителя.

6. Развитие музыкального слуха детей.

Строение слухового анализатора.

Этот второй по значению анализатор в обеспечении адаптивных реакций и познавательной деятельности человека. Роль слухового анализатора связана с членораздельной речью. Слуховое восприятие - основа членораздельной речи. Ребёнок, потерявший слух в раннем детстве, утрачивает речевую способность.

СА = спиральный орган + слуховой нерв + слуховая зона

 

Орган слуха - ух о состоит из 3-х частей - наружного, среднего и внутреннего уха.

 

Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Наружное ухо служит для улавливания звуков. На границе между наружным и средним ухом находится барабанная перепонка - это тонкая соединительно-тканная пластинка толщиной 0,1 мм. Барабанная перепонка начинает колебаться под действием слуховых волн со стороны слухового прохода.

Среднее ухо представлено барабанной полостью, имеющий форму маленького плоского барабана. Внутри полости расположены сочленяющие между собой слуховые косточки - молоточек, наковальня и стремечко. Среднее ухо отделено от внутреннего перепонкой овального окна. Система слуховых косточек обеспечивает увеличения давления звуковой волны на перепонку овального окна в 30-40 раз. Барабанная полость соединена с носоглоткой при помощи слуховой (евстахиевой) трубы длиной 3, 5 см и шириной 2 мм. Труба поддерживает одинаковое давление на барабанную перепонку снаружи и изнутри. Проход воздуха в барабанную полость происходит во время акта глотания и зевания, и давление воздуха по обе стороны барабанной перепонки выравнивается.

Внутренне ухо располагается в височной кости и представляет собой костный лабиринт внутри которого находится перепончатый лабиринт из соединительной ткани. Перепончатый лабиринт как бы вставлен в костный лабиринт и повторяет его форму. Между костным и перепончатым лабиринтами находится жидкость - перилимфа, а внутри перепончатого лабиринта - эндолимфа. Костный лабиринт состоит из 3-х частей: преддверия, улитки и 3-х полукружных каналов. Костная улитка - это канал, делающий 2, 5 оборота вокруг конического стержня, от которого отходит спиральная пластинка, которую продолжает спиральная мембрана, на которой расположен спиральный (кортиев орган), состоящий из 5 рядов волосковых чувствительных клеток, которые являются слуховыми рецепторами.

Спиральная (основная) мембрана состоит из 24 000 тончайших волоконец различной длины, очень упругих и эластичных, настроенные на различные звуковые частоты: у основания улитки - высокие звуки, а у верхушки - низкие.

 

Возрастные особенности.

1. У новорождённых орган слуха сформирован и способен нормально функционировать.

2. Наружный слуховой проход у них короткий и узкий, в первое время расположен вертикально. До 1-го года наружный слуховой проход состоит из хряща, который впоследствии окостеневает.

3. Барабанная перепонка толще, чем у взрослых и расположена горизонтально.

4. Полость среднего уха заполнена жидкостью, что затрудняет колебания слуховых косточек - отсюда относительна глухота детей. Жидкость рассасывается, через слуховую трубу проникает воздух. Труба короткая, но широкая, что создаёт условия для попадания микробов, слизи и жидкости при срыгивании, рвоте, насморке.

5. Новорождённый реагирует на звуки вздрагиванием, изменением дыхания, прекращением плача. К концу 2-го и началу 3-го месяца ребёнок отчётливо слышит. В 3-4 месяца различает высоту звука, в 4-5 месяцев звуки становятся условнорефлекторными раздражителями. К 1-2 годам дети различают звуки с разницей 1-2 тона, а к 4-5 годам - 3/4 и 1/2 музыкального тона.

6. Острота слуха, т.е наименьшая сила звука, которая может вызвать звуковое ощущение, увеличивается в среднем и старшем школьном возрасте (14-15 лет).

У детей следует развивать слух слушанием музыки, обучением игры на музыкальном инструменте, пением. Развивать голос. Во время прогулок, экскурсий следует приучать детей слушать шум леса, пение птиц, шорох листьев, плеск воды и т.д.

 

Гигиена слуха.

1. Для слуха человека чрезвычайно вредны сильные звуки. которые не только притупляют слух, но и понижают возбудимость клеток коры больших полушарий, ухудшают координацию движений, снижают остроту зрения. приводят к торможению. Необходима борьба с шумами в школе.

Шелест листьев - 10 дба, звук часов - 30, уличный шум - 70, мотоцикл - 100, самолёт реактивный - 150. Громкость в 120 дба - болевой порог, а в 180 дба - смертельна.

2. В целях борьбы с шумом необходима организация зелёной зоны по периметру школы (ДДУ) - посадка деревьев, кустарников.

3. Мастерские, гимнастические залы должны находится на первом этаже в отдельном крыле или пристрое к основному зданию.

4. Длина классной комнаты должна быть 8 м. и обеспечивать чёткое восприятие речи учителя и ясное различение написанного на доске.

5. Не допускать чрезмерных шумов, криков в помещениях. Воспитывать у детей чувства сохранения рабочей обстановки, соблюдение тишины.

6. Беречь уши в холодное время, ветряные дни, особенно после бани.

7. Соблюдать личную гигиену - содержать уши в чистоте (промывать ватой, смоченной в воде, перекиси водорода). Не пользоваться острыми предметами (карандаш, ручка, спички, булавки и др.).

8. Детей с пониженным слухом сажать за первые столы.

Механизм восприятия звука.

Воздушные ванны вызывают колебания барабанной перепонки, которая передает колебания слуховым косточкам среднего уха, где колебания усиливаются и передаются перилимфе, находящейся между костным и перепончатыми лабиринтами улитки. Здесь колебания передаются эндолимфе улиткового протока (хода), которая вызывает колебания основной мембраны, волокна которой имеют разную длину, настроены на разные тоны. Наиболее короткие волны воспринимаются у основания улитки, а наиболее длинные - у верхушки.

При колебании волокон спиральной мембраны колеблются расположенные на ней чувствительные волосковые клетки. Возникшее в них возбуждение по нервным волокнам преддверно-улиткового нерва передаётся в слуховую зону (височная доля), где происходит тонкий анализ сложных звуков.

 

Значение речи учителя.

Негромкая, ясная, небыстрая речь учителя, эмоционально окрашенная, способствует наилучшему её слуховому восприятию учащимися и усвоению учебного материала. Слова следует произносить чётко. Монотонная речь учителя способствует возникновению у учащихся дремотного состояния, где учебный материал воспринимается с трудом.

Речь учителя должна быть живой, богатой интонацией, образной и чаще адресоваться к зрительному воображению учащихся.

Наибольшая нагрузка во время уроков приходится на зрительный, слуховой и двигательный анализаторы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1919; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.007 с.)