Отличия условных рефлексов от безусловных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличия условных рефлексов от безусловных



Рефлекс является основной формой деятельности нервной системы.

Рефлекс - ответная реакция организма на раздражение внешней и внутренней Среды при участии центральной нервной системы (ЦНС).

Рефлексы бывают условные и безусловные

Безусловные рефлексы - врождённые, передающиеся по наследству.

Условные рефлексы - рефлексы приобретённые, образующиеся в течении жизни при определённых условиях.

Значение рефлексов

Безусловные рефлексы обеспечивают поддержание обеспечивают поддержание жизнедеятельности в относительно постоянных условиях существования

Условные рефлексы обеспечивают точные и совершенные приспособления организма к изменяющимся условиям внешней среды.

Рефлекс


Безусловные (Б.Р.) Условные (У.Р.)

 

1. Б.Р. - врождённые, передаются 1. У.Р. - возникают, закрепляются

по наследству. угасают в течение жизни.

2. Б.Р. - являются видовыми, т.е. 2. У.Р. - могут быть у одних вы-

имеются у всех особей данного работаны, а у других отсут-

вида. ствовать, они индивидуальны.

3. Б.Р. - не требуют условий для 3. У.Р. - для своего образования

своего возникновения, они возника- требуют специальных условий,

ют при действии на рецепторы раз- они могут образоваться на лю-

дражителей. бые раздражители.

4. Б.Р. - постоянны, стойки, неизменны и 4. У.Р. - изменчивы и подвижны,

сохраняются в течение всей жизни. могут угасать, исчезать и по-

являться вновь.

5. Б.Р. - осуществляются на уровне спин- 5. У.Р. - осуществляются при

Ного мозга и ствола головного мозга. функциях коры Б.П. и под-

корковых ядер.

6. Б.Р. - обеспечивают существование ор- 6. У.Р. - тонко и точно приспо-

ганизма только на раннем этапе жизни. сабливают организм к пос-

тоянно меняющимся усло-

виям среды и образуются в

течение жизни.

 

Виды безусловных рефлексов

1. Пищевые - жевание, сосание, глотание, соко-, слюно, слезоотделение и др.

2. Оборонительные (защитные) - кашель, чихание, мигание, отдёргивание руки от горячего предмета, рвота и др.

3. Ориентировачные - настораживание, прислушивание, принюхивание и др.

4. Половые - рефлексы полового акта, выкармливание и уход за потомством.

 

 

3. Условия и механизм образования условных рефлексов

Для образования условных рефлексов необходимы определённые условия:

1. Наличие 2-х раздражителей безусловного (пища) и индифферентного (безразличного), который впоследствии становится условным.

2. Необходим определённый порядок их взаимодействия: вначале должен действовать индифферентный, а за ним безусловный раздражители (лампочка-пища).

3. Необходим определённый временный интервал между раздражителями (после лампочки через 20-30 сек. - корм).

4. Многократное сочетание действий индифферентного раздражителя с безусловным раздражителем.

 

Образование условного рефлекса связано с установлением временной нервной связи между нервными центрами, воспринимающими условное и воспринимающими безусловное раздражение.

Безусловнорефлекторное слюноотделение происходит в том случае, если пища попадает в полость рта. При этом раздражаются вкусовые рецепторы, нервные импульсы по афферентным нервным волокнам достигают слюноотделительного центра продолговатого, и в нём возникает возбуждение. Эфферентные нервные импульсы из слюноотделительного центра направляются к слюнной железе, которая начинает выделять слюну. Одновременно слюноотделительный центр посылает информацию в пищевой центр коры Б.П., где также возникает очаг возбуждения.

При выработке условного рефлекса применяют раздражитель, который в начале опыта не имеет ничего общего со слюноотделением. Если включить электрическую лампочку, то очаг возбуждения, возникший в зрительной зоне коры, не повлияет на отделение слюны: для данного рефлекса это безразличный раздражитель.

Но если ту же лампочку зажечь и через несколько секунд дать животному пищу, то в коре Б.П. возникнут 2 очага возбуждения: от зрительного раздражителя - в зрительной зоне, а от пищевого - в пищевом центре, при чём второй очаг возбуждения будет доминантным, т.е. будет сильнее первого, т.к. пища - раздражитель безусловный, имеющий огромное значение в жизни животного. Сильный очаг возбуждения способен притягивать к себе возбуждение из более слабого. Многократное сочетание условного раздражителя (свет лампочки) с безусловным (пища) приводит к тому, что нервные импульсы из зрительной зоны по проторённому пути проводятся с каждым разом всё легче. И наступает такой момент, когда достаточно включить лампочку, как нервные импульсы по образовавшимся путям в коре Б.П. из зрительного центра пройдут в пищевой, а оттуда по эфферентным путям в - центр слюноотделения продолговатого мозга. В результате будет выделяться слюна на свет лампочки, который превратился в условный раздражитель.

Образовался условный рефлекс на свет лампочки, доказательством чего является образование временной нервной связи между зрительным и пищевым центрами.

Условные рефлексы можно вырабатывать не только на основе безусловных, но и на основе ранее приобретённых условных рефлексов, которые стали достаточно прочными. Это условные рефлексы высшего порядка, основанные на речевой и трудовой деятельности.

4. Торможение условных рефлексов

Условные рефлексы пластичны: могут долго сохраняться, а могут и тормозиться, исчезать.

Существует 2 вида торможения условных рефлексов:

1. Внешнее (безусловное).

2. Внутренне (условное).

Безусловное торможение является врождённым, возникает во всех отделах ц.н.с. Для него не требуется специальных условий, достаточно сильного раздражителя. Оно наступает сразу же после действия раздражителя. Оно включает 2 вида торможения - индукционное и запредельное.

Индукционное торможение возникает тогда, когда в коре Б.П. появляется сильный очаг возбуждения. не связанный с данным рефлексом (свет + эл. звонок, удар грома, выстрел, окрик, вход директора и т.д.).

Запредельное торможение - охранительное, возникает при действии сверхсильных, но длительно действующих раздражителей. Оно возникает тогда, когда сила действия условного раздражителя значительно увеличена. Запредельное торможение выполняет охранительное значение, защищая нервные клетки от истощения. (Свет лампочки 60 ватт - 200 ватт, объяснение материала громким голосом и др.).

Условное торможение наступает не сразу, вырабатывается постепенно, т.е. его нужно вырабатывать. Оно развивается в коре Б.П. Главное его условие - не подкрепление условного раздражителя.

Существуют виды условного торможения:

1) Угасательное. 2) Дифференцированное. 3) Запаздывающее. 4) Условный тормоз “Нельзя!”

Угасательное торможение развивается тогда, когда действие условного раздражителя не подкрепляется безусловным раздражителем. Если не подкреплять свет лампочки пищей, то произойдёт угасание, исчезновение слюноотделительного рефлекса. Если изученный школьниками материал не проверяется, условные рефлексы, связанные с обучением, угасают, материал забывается.

Дифференцированное торможение вырабатывается путём подкрепления одних условных раздражителей и не подкрепления других. (Азбука, цифры, голоса людей, птиц, цветы. запахи, грибы, ягоды и др.).

Запаздывающее торможение возникает при увеличении интервала времени между действием условного раздражителя и подкреплением его безусловным раздражителем. Условный рефлекс будет запаздывать, т.е. спустя некоторое время после действия раздражителя. (Волк - заяц, выход на мяч, кошка - мышка и др.).

Ученик 1-го класса нетерпеливо тянет руку, поднимаясь с места, чтобы его заметил учитель. И только к старшему возрасту мы отмечаем выдержку, умение сдерживать свои желания, силу воли.

Запаздывающее торможение позволяет приурочить ответную реакцию точно к моменту важного события.

Условный тормоз “Нельзя!” заключается в различении подкрепляемого условного раздражителя от его комбинации с другими раздражителями. Условное торможение возникает тогда, когда к условному раздражителю, на который выработан условный рефлекс, добавляется какой-то индифферентный раздражитель и этот новый комплексный раздражитель не подкрепляется.

Тормоз “Нельзя!” тормозит условные рефлексы на данном этапе. Нельзя переходить дорогу в неположенном месте, маленьким играть со спичками, купаться без взрослых и др.

 

Тема. Нейрофизиологические основы поведения человека. Типы высшей нервной деятельности (2часа).

Цель: познакомить с учением И.П. Павлова о двух сигнальных системах действительности, сформировать понятие о типе высшей нервной деятельности, классификации типов ВНД.

Оборудование: таблица «Типы ВНД».

План: 1. Учение И.П.Павлова о двух сигнальных системах действительности.

2. Учение И.П.Павлова о типах ВНД.

3. Пластичность типов ВНД.

 

Вся жизнь человека и его поведение представляют собой сложную, динамическую целостную систему. Все навыки, привычки, эмоции, составляющие поведение человека составляют сложный динамический стереотип (катание на велосипеде, лыжах, коньках, игра на музыкальных инструментах, шитьё, вязание. уборка комнаты, уход за цветами. животными, садом и т.д. - всё это приобретённые навыки).

Физиологической основой динамического стереотипа является наличие связей между корой Б.П. и подкорковыми ядрами. Чем чаще подкрепляется эта связь, тем прочнее стереотип. Смена стереотипа происходит с большим трудом и зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.01 с.)