Основные Конвенции МОТ в области социального партнёрства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные Конвенции МОТ в области социального партнёрства



Созданная для выработки международных трудовых норм и контроля за их применением, МОТ в первые 40 лет существования направляла основную часть своих усилий на выполнение этой главной задачи. В течение 20-летнего периода - с 1919 по 1939 г. - было принято 67 Конвенций и 66 Рекомендаций. Первоначально нормы затрагивали, в основном, условия труда: первая конвенция 1919 г. регламентировала рабочее время, установив продолжи­тельность рабочего дня в известные восемь часов, а недели - в 48 часов. Условия заня­тости стали предметом целого ряда норм.

В 1926 г. было принято важное нововведение - Международная конференция труда со­здала механизм контроля за применением норм, который существует и поныне. Был обра­зован Комитет экспертов, состоящий из независимых юристов. Он анализирует доклады правительств о соблюдении ратифицированных ими Конвенций и представляет каждый год Конференции собственный доклад. Его мандат был затем расширен, так что теперь Ко­митет рассматривает и доклады о соблюдении нератифицированных Конвенций.

Основные конвенции МОТ

№ 29 Конвенция о принудительном или обязательном труде, 1930 года. Требует запрещения принудительного или обязательного труда во всех формах. Допускаются определенные исключения, такие как военная служба, надлежащим образом контролируемые исправительные работы, труд при чрезвычайных обстоятельствах, таких как военные действия, при пожаре, землетрясениях...

№ 87 Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию, 1948 года. Устанавливает право всех трудящихся и предпринимателей на создание и вступление в организацию по своему выбору без получения предварительного разрешения и устанавливает ряд гарантий свободы их деятельности без вмешательства органов государственной власти.

Её положения являются обязательными для стран-участниц не после её ратификации, а с момента их вступления в МОТ и признания устава, основополагающей составной частью которого являются эти положения. Право на свободу объединений означает не только свободу вступать в существующие объединения, но и создавать новые. Этот принцип не признавался в бывшем СССР, что приводило к частым столкновениям.

№ 98 Конвенция о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров, 1949 года. Предусматривает защиту от антипрофсоюзной дискриминации, защиту организаций трудящихся и предпринимателей от взаимного вмешательства, а также меры по содействию коллективным переговорам.

МОТ создала специальный механизм защиты принципа свободы объединения в 1950 году (в согласии с ООП) и, кроме того, установлены процедуры контроля. Этот механизм состоит в основном из Комитета по свободе объединения, представляющим из себя трехсторонний орган, назначаемый Административным советом и действующий в соответствии с особой процедурой, обеспечивающей его независимость. Предприниматели участвуют в его работе активно в духе непредвзятости. Большинство рассматриваемых случаев касаются организаций трудящихся, но комитет неоднократно рассматривал вопросы, связанные с правами предпринимателей. Заключения принимаются всегда единогласно, а его рекомендации всегда одобрялись Административным советом. Область полномочий Комитета по свободе объединения не связана с ратификацией Конвенций 87 и 98 рассматриваемыми странами.

Комитет призван рассматривать жалобы, которые в основном касаются правительств, идет ли речь о законодательстве или действиях административных или полицейских органов. Большинство случаев, как можно видеть из жалоб, представленных против правительств, касаются деятельности предпринимателей, например, когда они относятся к дискриминации в отношении профсоюзов, увольнениям произвольного характера, связанным с профсоюзной деятельностью, а также к нарушению трудовых договоров.

В ходе своей деятельности комитет принимал решения, касающиеся более чем 1600 случаев. Из его заключений можно выделить несколько основных принципов, которые могут рассматриваться как общепризнанные для защиты принципа свободы объединения. Хотя право на забастовку не фигурирует в ясных выражениях в Конвенциях 87 и 98, комитет считает, что полное запрещение забастовки противоречит принципу свободы объединения, и что проведение забастовки может ограничиваться только особыми обстоятельствами, когда затрагиваются жизненно важные, службы. Эту точку зрения разделяет также Комитет экспертов, хотя его связь с конвенциями является предметом споров.

№ 100 Конвенция о равном вознаграждении, 1951 года. Призывает устанавливать равную оплату для мужчин и женщин за труд равной ценности.

№ 105 Конвенция об упразднении принудительного труда, 1957 года. Запрещает использование любой формы принудительного или обязательного труда в качестве средства политического подавления, воспитания, наказания за выражение политических и идеологических взглядов, мобилизации трудовых ресурсов, установления трудовой дисциплины, наказания за участие в забастовках или дискриминации.

№ 111 Конвенция о дискриминации в области труда и занятий, 1958 года. Призывает к проведению национальной политики, направленной на устранение дискриминации при найме, профессиональной подготовке, в отношении условий труда по признаку расы, цвета кожи, пола, веры, политических взглядов, национальному или социальному происхождению, на содействие равенству возможностей и обращения.

№ 138 Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу, 1973 года. Имеет целью устранение детского труда; устанавливает, что минимальный возраст для приема на работу не должен быть ниже возраста завершения обязательного образования.

Административный совет МБТ принял в ноябре 1977 года "Трехстороннюю декларацию о принципах, касающихся многонациональных предприятий и социальной политики". Эта декларация не относится к уставным актам МОТ для государств-членов. После очень длительной предварительной работы, в которой участвовали все заинтересованные стороны, в частности, представители многонациональных предприятий, эта декларация стала результатом достигнутого консенсуса между заинтересованными сторонами. Одним из условий принятия этого акта является сохранение добровольного, а не обязательного характера его рекомендаций. Декларация предлагает, однако, заинтересованным предприятиям широкий выбор рекомендаций и практических выводов, которые соответствуют принципам МОТ. Кроме того, документ содержит также процедуру, позволяющую интерпретировать ее положения "тогда, когда это необходимо для разрешения спора, связанного с их интерпретацией, возникающего в конкретной ситуации".

Многонациональные предприятия должны "полностью учитывать общие цели политики стран, в которых они действуют". В декларации подробно рассматриваются вопросы в области содействия занятости, в области равенства возможностей и обращения, гарантии занятости, профессиональной подготовки, в области заработной платы, в области охраны и гигиены труда, в области коллективных переговоров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 889; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.216 (0.004 с.)