Предмет и задачи курса «Регулирование социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи курса «Регулирование социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства»



Основными отличительными особенностями дисциплины «Регулирование социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства» являются:

- сочетание теоретических и практических аспектов;

- достаточно «молодой» возраст как самого явления – социальное партнерство развивается в России с 90-х годов ХХ века - так и научной и учебной дисциплины;

- постоянное развитие законодательства, регламентирующее данную сферу;

- процесс становления институтов (субъектов) системы социального партнерства в РФ;

- технологии переговорного процесса, которые существуют в практической деятельности.

 

Важно, с одной стороны, изучить исторические предпосылки возникновения социального партнёрства, его теоретические основы, а, с другой стороны, понять основные тенденции и перспективы развития в России эффективно действующей системы коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, выявить те факторы, которые могут способствовать или, напротив, осложнять процесс.

Для реализации данной задачи необходимо уделить достаточное время изучению теории социального государства, зарождения и развития гражданского общества, теории «социального договора».

Курс «Регулирование социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства» содержит изучение Конвенций и рекомендаций МОТ, законодательной базы, регламентирующей становление и развитие системы социального партнерства в Российской Федерации.

Обязательным для освоения материла курса «Регулирование социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства» является знакомство с конкретными коллективными договорами и соглашениями, заключаемыми в отдельных отраслях и регионах РФ, на предприятиях различных форм собственности. Обсуждение конкретных ситуаций по заключению договоров и соглашений, содержания разделов, подходов к ведению коллективных переговоров, отстаивание конкретных позиций поможет студентам разобраться в социально-экономических процессах, происходящих в жизни российского общества в данное время, на конкретных рабочих местах. Позволит в полном объеме освоить материал не только в теоретическом плане, но и в плане возможностей применения полученных знаний в своей профессиональной деятельности.

Определения понятия «социальное партнерство»

Существует два различных представления о том, что такое социальное партнерство.

Первое. Социальное партнерство — это система взаимоотно­шений между наемными работниками и работодателями, кото­рая приходит на смену классовой борьбе. Согласно такого рода представлениям, в настоящее время в силу ряда социально-экономических изменений, произошедших в развитых странах, отчетливо проявилась неконструктивность классово-антагони­стического подхода к социально-трудовым отношениям. По­этому наметился уход от классовых противоречий. Классовый конфликт постепенно превращается в конфликт между органи­зациями, представляющими разные интересы в обществе, ко­торый можно погасить путем переговоров и достижения ком­промисса. Социальное партнерство в данном случае рассмат­ривается как один из способов согласования интересов.

Второе. Социальное партнерство - это способ согласования противоположных интересов, метод решения социально-эко­номических проблем и регулирования конфликтов между клас­сом наемных работников и классом собственников. Несмотря на изменения, произошедшие в экономической и социальной сферах современного западного общества, противоречия инте­ресов наемных работников и работодателей сохраняются, как сохраняются классовые различия. В этом случае социальное партнерство представляет собой способ смягчения классовых противоречий.

Сторонники и первого, и второго направления признают не­обходимость существования социального партнерства, но они по-разному определяют природу этого явления. Те, кто рассма­тривает социальное партнерство как антипод классовой борь­бы, исходят из того, что современный капитализм уже не явля­ется капитализмом в классическом его понимании. Это новое общество, где больше нет капиталистов и наемных рабочих, а есть равноправные партнеры, которые могут договориться между собой в случае возникновения разногласий. Согласно их представлениям, современный капитализм отличается от капи­тализма начала XX в., когда существовали два противополож­ных класса. Считается, что сегодня, благодаря, прежде всего, уси­лиям социал-демократического движения на смену классовым отношениям пришли отношения между социальными группа­ми и слоями, интересы которых, хотя и различаются, но не ко­ренным образом. В стратегическом плане эти интересы совпа­дают и связаны с сохранением и развитием капиталистическо­го хозяйства, а не с его ликвидацией. Что касается текущих ин­тересов, то они могут совпадать, а могут не совпадать. В том случае, когда интересы не совпадают, они могут быть легко со­гласованы путем переговоров, через систему социального парт­нерства.

В таком понимании социальное партнерство рассматривает­ся как наиболее привлекательная форма регулирования соци­ально-трудовых отношений, как способ, обеспечивающий мирную эволюцию капиталистического общества в такое его состояние, где классовый конфликт превращается в конфликт между организациями — профсоюзами и объединениями рабо­тодателей. Главным условием формирования партнерских от­ношений при этом является совпадение целей наемных работ­ников и капиталистов.

Сторонники второй позиции, напротив, считают, что совре­менный капитализм по своей сути не отличается от капитализ­ма прошлого столетия. Наличие частной собственности на ос­новные средства производства сохраняется, а потому сохраня­ется антагонизм интересов наемных работников и капиталис­тов. Несовпадение интересов наемных работников и работода­телей проявляется ежеминутно, ежечасно, не говоря уж о более отдаленной перспективе. Преодолеть конфликт интересов в рамках рыночного, капиталистического типа хозяйства невоз­можно эволюционным путем, через реформы и переговоры. В таком понимании социальное партнерство — это лишь одна из форм согласования непримиримых по сути и противополож­ных по содержанию интересов наемных работников и работо­дателей.

Социальное партнерство — это особая идеология, особое представление о характере взаимодействия классов в условиях рыночно-капиталистического хозяйства, которое сформирова­лось в рамках социал-демократического, реформистского тече­ния в рабочем движении. Это метод цивилизованного разреше­ния социально-трудовых конфликтов, который призван гаран­тировать мирную эволюцию капиталистического общества в такое состояние, где исчезают противоречия и противопо­ложность интересов рабочих и собственников, где нет ни дик­татуры работодателя, ни, тем более, диктатуры пролетариата, а существует общественный договор и согласие между работни­ками и работодателями на основе реализации прав и интересов сторон.

Капитал активно идет на социальное партнерство когда возникает угроза интересам капитала и существованию рыночно - капиталистической системы, например, социальная напряженность грозит перерасти в социальный взрыв; рабочие бастуют и уже готовы взять власть в свои руки.

Можно сделать следующие выводы.

Во-первых, социальное партнерство — это идеология сотруд­ничества рабочего класса с классом собственников, когда рабо­чий класс не посягает на основы существующего строя, а пыта­ется путем реформ и переговоров существенно улучшить свое положение.

Во-вторых, система социального партнерства может эффек­тивно функционировать только при определенных условиях:

- когда экономика на подъёме;

- когда государство открыто не поддерживает какую-либо социальную группу или класс, а про­водит активную социальную политику в интересах большинст­ва населения;

- когда развиты парламентские формы демократии и институты гражданского общества, обеспечивающие пред­ставительство интересов различных социальных групп;

- когда организации рабочего класса (партии, профсоюзы) обладают достаточной силой и пользуются большим авторитетом в обще­стве,

- когда с их мнением не могут не считаться ни работодате­ли, ни государство.

В-третьих, именно эти условия, а также чрезвычайные об­стоятельства заставляют и государство, и работодателей идти на сотрудничество и переговоры с рабочими. В противном случае капитал может столкнуться с серьёзными экономическими по­терями, а государство — с политической нестабильностью в об­ществе.

3. Социальное партнерство – особый тип социально-трудовых отношений, возникающий на определенном этапе общественного развития

Формирование системы социального партнерства воз­можно только при определенных условиях.

1. Необходимость регулирования социально-трудовых отноше­ний возникает одновременно с возникновением капиталисти­ческого товарного производства, когда в качестве основных субъектов трудовых отношений окончательно оформляются два основных класса — собственники средств производства и наемные работники, лишенные средств производства и потому вынужденные продавать свою рабочую силу, чтобы как-то обес­печить свое существование.

2. Уже на начальном этапе развития капиталистического товар­ного производства при взаимодействии двух классов достаточ­но четко проявился противоположный характер их интересов. Рабочий, свободный от средств производства и не имеющий земли, был вынужден наниматься на работу к собственнику средств производства — капиталисту.

Государство помогало капиталисту в насильст­венном удлинении рабочего дня путем установления «разумной цены» и закрепления в законодательно-принудительном по­рядке определенной продолжительности рабочего дня. Начиная с XIV в. в ряде стран Западной Европы (Франция, Великобритания, Нидерланды и др.) действовали статуты (законы) о рабочих, которые устанавли­вали уровень заработной платы наёмных рабочих, продолжительность рабочего дня. Эти статуты были отменены только в XIX в. Например, в Англии рабочие статуты были отменены в 1813 г., когда капитализм прочно встал на ноги.

Чтобы защитить себя, рабочие бы­ли вынуждены объединяться. Само развитие капитализма провоцирует рабочих к объединению. Капитал боится сплочения рабочих и через государство пытался себя защищать. Поэтому на протяжении во многих странах существовали за­коны, запрещающие профсоюзы. Только в конце XIX в. проф­союзы наконец-то легализовались.

В 1868 г. был образован Британский конгресс тред-юнионов,

В 1898 г. Бельгийская рабочая партия образовала профсоюзные комиссии.

В 1906 г. началось организованное профсоюзное движение в России.

В США рабочие организации были законо­дательно признаны только в 30-х гг. XX столетия (закон Вагне­ра 1936 г. и закон Норриса-Ла Гардена 1932 г.).

По мере развития профсоюзного движения стали возникать объединения работо­дателей.

В конце XIX — начале XX в. в индустриальных странах посте­пенно формируется трудовое законодательство:
В 1907 г. был принят Датский гражданский кодекс,
в 1911 г. принимается Швейцар­ский кодекс обязанностей,
в 1915 г. появилось специальное за­конодательство в Норвегии,
в 1918 г. аналогичные законы при­нимаются в Германии, в 1919 г. во Франции.

В 1919 г. была об­разована Международная организация труда (МОТ), Акт об учреждении которой вошел в качестве Части XIII Версальского мирного договора, и впервые прозвучал принцип трипартизма. Однако социального партнерства ещё не существовало. С начала XX в. потребовалось примерно полвека, чтобы в теорию и практику регулирования социально-трудовых отношений между наём­ными работниками и работодателями прочно вошло такое по­нятие, как «социальное партнерство».

В ходе относительно стабиль­ного развития серьёзные экономические потрясения охватили развитые капиталистические страны. Это и мировой экономи­ческий кризис 1929—1933 гг., и Вторая мировая война. В послевоенной ФРГ к этому толкала угроза национализации предприятий, собственники которых открыто сотрудничали с нацистами. В результате позиции капитала в развитых странах были подорваны, что заставило его искать пути сотрудничества с профсоюзами. В США факто­ром, который заставил предпринимателей сесть за стол переговоров, стал нефтяной кризис 1974 г.

Параллельно набирало мощь профсоюзное движение. Так, с октября 1949 г. было восстановлено профсоюзное движение в ФРГ (было создано Объединение немецких профсоюзов ОНП). В 1945 г. произошло слияние профсоюзов Бельгии, бы­ла образована Всеобщая федерация труда Бельгии (ВФТБ). Набирало мощь профсоюзное движение в южно-европейских странах (Италия, Греция, Португалия). В Испании на базе ра­бочих комиссий (аналогия профкомов на предприятиях), вы­росших в 60-х гг., была образована Профсоюзная конфедера­ция рабочих комиссий (ПКРК). В Великобритании при со­действии профсоюзов была образована Лейбористская партия Великобритании, которая после Второй мировой войны трижды находилась у власти (1945—1951 гг., 1964—1970 гг., 1974-1979 гг.).

В первой половине XX в. в силу ряда объективных условий (усиление концентрации производства, усложнение экономи­ческих связей, обострение социальных проблем и усиление ми­литаризации экономики) произошло расширение экономичес­ких функций государства. «Ночного сторожа» сменило эконо­мически активное государство. Оно все сильнее вмешивалось в регулирование не только экономических, но и социальных отношений. Как уже отмечалось, во многих странах Западной Европы и США под давлением левых сил и профсоюзов полу­чило развитие социальное законодательство. Именно на этой волне после Второй мировой войны сформировалась идеология «государства всеобщего благоденствия» (Welfare State).

Государственная политика «социального благоденствия» в 40—50-х гг. XX столетия включала программы достижения вы­сокого уровня жизни населения путем создания государствен­ной системы образования, здравоохранения, жилищного стро­ительства, а также программы социального обеспечения, регу­лирования минимального размера заработной платы.

Согласно идеологии «государства всеобщего благоденствия» и социального государства, социальная политика позволяет стабилизировать общество, уладить конфликты и добиться ут­верждения солидарности и партнерства. Именно в послевоен­ный период разрабатывается и утверждается система мини­мальных стандартов социального обеспечения граждан, гаран­тированных государством. Благодаря усилиям государства в послевоенный период в большинстве европейских стран были созданы национальные социально-экономические советы из представителей объеди­нений предпринимателей, профсоюзов и государства.

В 1947 г. в Италии был образован Национальный совет экономики и труда.
В Бельгии в 1948 г. был создан Центральный экономиче­ский совет, а
в 1952 г. — Национальный совет труда.
В Гол­ландии в 1950 г. был сформирован Экономический и социаль­ный совет, а несколько позднее Совет по проблемам труда.
Во Франции Экономический и социальный комитет действует с 1958 г., а в Англии с 1962 г.
Создание в 1919 г. Международной организации труда (МОТ) и её целенаправленные усилия по содействию внедрению в практи­ку регулирования социально-трудовых отношений коллектив­но-договорных форм также сыграли роль своеобразного ката­лизатора развития системы социального партнерства. МОТ вы­работала около двух десятков конвенций и рекомендаций, реа­лизация которых позволила многим странам выстроить свой механизм коллективно-договорного регулирования социаль­но-трудовых отношений.

Становлению новой системы регулирования социально-тру­довых отношений в развитых странах в немалой степени спо­собствовало также развитие в послевоенный период институтов гражданского общества, формирование и развитие демократи­ческих процедур принятия решений как на уровне общества в целом, так и на уровне отдельных предприятий.

Таким образом, возникновение в 60—70-х гг. XX в. в развитых странах договорной формы регулирования социально-трудо­вых отношений явилось результатом длительного экономичес­кого и социально-политического развитии.
Оно стало возмож­ным благодаря целому ряду объективных и субъективных усло­вий:
- усиление концентрации и централизации ка­питала и как следствие этого изменение форм организации тру­да и характера взаимоотношений наёмных работников и рабо­тодателей в процессе производства;
- рост сплочённости рабоче­го и профсоюзного движения;
- активная социальная политика государства;
- развитие демократических процедур управления обществом и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.023 с.)