Особенности становления социального партнерства в РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности становления социального партнерства в РФ



В России о социальном партнерстве заговорили с конца 1991 г., когда относительно медленное реформирование эконо­мики в рамках прежнего типа политической власти (1985—1991 гг.) сменилось интенсивными «шоковыми» преоб­разованиями.

В советский период очень активно использовалась почти вся атрибутика социального партнерства - заключение коллектив­ных договоров и соглашений, участие трудящихся в управлении производством, консультации и переговоры по социальным во­просам. Были даже планы социального развития на предприя­тиях. Однако эти процессы никто не называл социальным парт­нерством. Основу советского общества, согласно официальной идеологии, составляло моральное, социально-политическое и экономическое единство всех членов общества. И, якобы поэто­му, не могло существовать противоположных по своему содер­жанию интересов, и не было необходимости в таком механизме согласования интересов, как социальное партнерство.

В процессе реформирования российской экономики отно­шение к социальному партнерству изменилось. Идеология со­циального партнерства стала активно пропагандироваться го­сударством. Считалось, что современное рыночное хозяйство не может возникнуть и тем более развиваться без отлаженной системы социального партнерства. Более того, социальному партнерству отводилась роль буфера, смягчающего переход к капитализму. Социальное партнерство должно было обеспе­чить (гарантировать) гражданский мир в условиях жестких ре­форм. Поэтому неслучайно реформирование российской эко­номики сопровождалось интенсивной работой по подготовке правовых актов, которые создали бы возможность формирова­ния системы социального партнерства.

15 ноября 1991 г. Президентом России был подписан Указ №'212 «О социальном партнерстве и разрешении трудо­вых споров (конфликтов)». 24 января 1992 г. вышел Указ Пре­зидента № 45 «О создании Российской трехсторонней комис­сии по урегулированию социально-трудовых отношений». На базе этого указа и соответствующего постановления Прави­тельства от 20 февраля 1992 г. № 103 в 1992 г. была образована Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию со­циально-трудовых отношений, куда вошли представители пра­вительства, профсоюзов и предпринимателей. Начиная с 1992 г. в практику регулирования социально-трудовых отно­шений вошло заключение на трехсторонней основе генераль­ного соглашения.

Принятые позднее законы Российской Федерации «О кол­лективных договорах и соглашениях» (11 марта 1992 г.) и допол­нения к нему (20 октября 1995 г.); «О порядке разрешения кол­лективных трудовых споров» (20 октября 1995 г.); «О професси­ональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (8 дека­бря 1995 г.), а также постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. № 468 «О службе по урегулиро­ванию коллективных споров» восполнили существующие про­белы в правовой базе социального партнерства.

В 1995-1999 гг. законы о социальном партнерстве были при­няты сначала в Свердловской, Вологодской, Омской, Мурман­ской областях, Ставропольском, Алтайском краях, в Москве, Республике Мордовии и других субъектах РФ.

В соответствии с Законом «О коллективных договорах и со­глашениях» в России уже реализуется так называемая верти­кальная система социального партнерства, охватывающая все уровни общества и предполагающая возможность заключения генерального, регионального, отраслевого (межотраслевого), профессионального и территориального соглашений, а также коллективных договоров.

С принятием в 2001 году Трудового Кодекса РФ началась новая страница в развитии социального партнёрства в России. Этот документ содержит Раздел 2. Социальное партнёрство, которое подробно описывает само понятие, его формы, стороны, принципы и уровни, процедуры формирования стороны работников в различных ситуациях, рекомендует содержание коллективного договора, описывает проведения подготовки и ведения коллективных переговоров и контроль его выполнения.

13. Правовые основы социального партнерства в РФ

14. Трудовой Кодекс РФ, раздел «Социальное партнёрство»

15. Субъекты социального партнерства в РФ – особенности их формирования

16. Профсоюзы – как институт представительства интересов наёмных работников в системе социального партнерства. Цели, задачи, организационная структура профсоюзов

17. Изменение задач профсоюзов в условиях глобализации

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.210.236.0 (0.004 с.)