Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Методическая основа исследования систем управления↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие о методологии исследования Методология (от греч. methods - уть, способ познания и logos наука) - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология учит, как надо действовать исследователю, чтобы получить истинный результат. Методология имеет три уровня: 1. Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принцип ы, которые используются в исследованиях 2. Частная (или специальная) методология - совокупность методологических принципов, используемых в конкретной области знания. 3. Методология как совокупность конкретных методологических приемов, т.е. то, что можно назвать методикой. На основе определенного метода может быть создано множество методик. Метод (греч. methods - “путь к чему либо”) - способ достижения цели, познания. Вопросы метода выдвигаются на передний план философией XVII века. Согласно Декарту, творчество нуждается в специальном инструменте, и этот инструмент есть метод. В понимании Декарта, метод является одновременно и “искусством открывать, и самим интеллектом. Тот, кто не использует метод анализа, напоминает человека, который ищет сокровище и обходит все страны, чтобы увидеть, не уронит ли случайно какой-нибудь путник какое-либо сокровище”. Можно сказать, что научное познание отличается от обыденного не столько объектом исследования, сколько своими методами. Существует три вида научных методов: 1. Специальные методы, специфичные для данной науки (для биологической науки, 2. Общие методы, характерные для многих отраслей науки, не специфичные для данной науки (математический, статистический, методы моделирования и т.д.). 3. Всеобщий метод. Таким методом является диалектика. Всеобщий метод требует, чтобы общенаучные и специальные методы рассматривались в единстве. Общие методы по уровням исследования подразделяются на три группы: 1) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, аксиоматический метод) 2) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез,и индукция и дедукция, моделирование, историко-логический метод, описание, измерение, сравнене и др.); 3) методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, интервью, анкетирование, экспертный опрос, анализ документов).
Характеристика методов исследования Моделирование Моделирование —исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя. В силу многозначности понятия «модель» в науке и технике не существует единой классификации видов моделирования: классификацию можно проводить по характеру моделей, по характеру моделируемых объектов, по сферам приложения моделирования (в технике, физических науках, кибернетике и т. д.). Например, можно выделить следующие виды моделирования: Ø Информационное моделирование Ø Компьютерное моделирование Ø Математическое моделирование Ø Математико-картографическое моделирование Ø Молекулярное моделирование Ø Цифровое моделирование Ø Логическое моделирование Ø Педагогическое моделирование Ø Психологическое моделирование Процесс моделирования включает три элемента: субъект (исследователь), объект исследования, модель, определяющую (отражающую) отношения познающего субъекта и познаваемого объекта. Первый этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отображает (воспроизводит, имитирует) какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Вопрос о необходимой и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть моделью), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала. Таким образом, изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от исследования других сторон. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько «специализированных» моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации. На втором этапе модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о её «поведении». Конечным результатом этого этапа является множество (совокупность) знаний о модели. На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал — формирование множества знаний. Одновременно происходит переход с «языка» модели на «язык» оригинала. Процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели. Четвёртый этап— практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им. Наблюдение Научный метод— совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых формулируются выводы и предположения. Полученные прогнозы проверяются экспериментом или сбором новых фактов. Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности (валидности) экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории. Эксперимент Эксперимент (от лат. experimentum— проба, опыт), такжеопыт, в научном методе— метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию. Критерий Поппера выдвигает возможность постановки эксперимента в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной. Эксперимент — это метод исследования, который воспроизводится в описанных условиях неограниченное количество раз, и даёт идентичный результат. Особенности: исследователь сам вызывает изучаемое явление, а не ждет когда оно произойдет. может изменять условия протекания изучаемого процесса. в эксперименте можно попеременно исключать отдельные условия с целью устранить закономерные связи. эксперимент позволяет варьирование/варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.
Заключение Целью проведения исследования является диагностика и решение управленческих проблем. В зависимости от характера проблемы, бюджета, выделяемого на исследование, профессиональных характеристик сотрудников компании осуществляется подбор методов и способов исследования В любом случае необходимо оценивать эффективность исследования, под которым понимается соотношение результата (или степени достижения цели) и затрат (или ресурсов) на его проведение. Умение проводить исследование является важным фактором роста профессионализма менеджера, способного определять суть проблем, их причины и следствия, искать факты и взаимосвязи между ними. Чем больше нестандартных проблем встает перед предприятием, тем больше оно нуждается в менеджерах исследовательского типа. В процессе систематизированного научно обоснованного прогнозирования развития социально-экономических процессов происходило развитие методологии прогнозирования, как совокупности методов, приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных и эндогенных связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его будущего развития. Исследование различных классификационных схем методов прогнозирования позволяет выделить в качестве основных классов фактографические, экспертные и комбинированные методы, специализация которых обусловлена спецификой целей и задач, количеством и качеством исходной информации, периодом упреждения прогноза. Список использованной литературы 1. Мыльник В.В. Титаренко Б.П. Исследование систем управления. – М.: Академия, 2006. 2. Управленческое консультирование: В 2-х тПод ред. М.Кубра - М.: СП “Интерэксперт”, 1992. 3. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: «ДеКА», 4. 2006. 5. Долятовский В.А., Долятовская В.Н. Исследование систем 6. управления. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»,2003. 7. Неретина Е.А. Управление социальными процессами. – Саранск: «Красный Октябрь», 1999. 8. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. Учеб. пос. для студентов вузов. 2-е издан. – М., 1995. 9. Основы общей теории систем: Учеб. пособие /Под ред. А.А. Попова, И.М. Телушкина, С.Н. Бушуева. СПб., 1992. 10. Толстова Ю. Н. Измерение в социологии. М., 1998. 11. Зерчанинова Т.Е. Исследование социально-экономических и политических процессов. – М.: Логос, 2010. – 304 с. 12. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности.
[1] Парадигма (от греч. paradeigma - пример, образец) - исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.41.80 (0.007 с.) |