Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды и структура исследованийСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Исследование - вид деятельности человека, позволяющий раскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить их, определить тенденции развития, найти возможность использования полученных знаний в практической деятельности. Исследование любого класса систем есть особый вид мыслительной деятельности, требующий определенных способностей и навыков, затрат некоторого объема ресурсов: интеллектуальных, временных, материальных, природных и т.д. Проведение первых исследований человека в условиях борьбы за выживание и приспособления к природе было связано с созданием орудий труда и с появлением речи. Ступень донаучного мышления привела на определенном историческом этапе к возникновению науки. Наука - необходимое следствие общественного разделения труда. Она возникла вследствие отделения умственного труда от физического, что способствовало превращению познавательной деятельности человека в специфический род занятий особой - вначале очень малочисленной - группы людей. Научная форма общественного сознания насчитывает всего несколько тысяч лет. За эти тысячелетия в науке сменились три парадигмы[1]: объяснительная, технологическая, преобразующая. Предпосылки для возникновения науки появляются в странах Древнего Востока: Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Здесь накапливаются и осмысляются эмпирические знания о природе и обществе, возникают зачатки астрономии, математики, этики, логики. Это достояние восточных цивилизаций было воспринято и переработано в стройную теоретическую систему в Древней Греции. С этого времени и вплоть до индустриальной революции главной функцией науки является объяснительная функция; ее основная задача - познание с целью раздвинуть горизонты видения мира, природы, частью которой является сам человек. Исследования могут быть разных видов в зависимости от особенностей их планирования и организации, используемых методов, выбора объекта, характеристик субъекта и т.д. Рассмотрим некоторые разновидности исследований: 1. Исследования могут быть научными и практическими. Граница деления в данном случае нечеткая, поскольку практические исследования занимают промежуточное место между обыденным и научным исследованиями. В свое время М.Ломоносов писал: “Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие”, подразумевая, что результаты научных исследований находят применение в практической деятельности человека. Основная цель научного исследования - выработка новых научных знаний. В отличие от научного исследования главной целью практического исследования является не теоретическая, а практическая деятельность, не производство нового знания, а повышение эффективности деятельности. 2. Понятия фундаментальных и прикладных исследований неразрывно связано с понятиями фундаментальной и прикладной науки. Почти каждую науку можно разделить на две части: теоретическую (фундаментальную) и прикладную. Теоретические дисциплины изучают законы строения, функционирования и развития объектов, а прикладные дисциплины разрабатывают способы применения этих законов на практике. Прямой путь к практике знают только прикладные исследования. Это не означает, что фундаментальные исследования имеют низкую практическую полезность. Необходимо учитывать, что прикладные направления способны выполнять свою роль лишь в той мере, в какой развито теоретическое, фундаментальное знание. Иногда развитие науки сравнивают с боями по захвату здания. Сначала прорыв на новый этаж, а затем военные действия на этаже. Прорывы - и есть роль фундаментальных дисциплин, схватки на этаже - функция прикладной работы. Поэтому о пользе науки надо говорить в двух измерениях: с позиции социально-практических отдач, а также с высоты ее внутренних задач. Хотя некоторые ученые (например, Э.Резерфорд) склоняются к тому мнению, что нельзя служить Минерве (богине мудрости и покровительнице наук) и Маммону (богу богатства) одновременно. По данным американского социолога Р.Ритти, стремление получить результат фундаментального характера находится (по шкале так называемых “незримых наград”) у инженера промышленной лаборатории США на 15-й из 16 позиций. Зато желание обогатить идеями практическую сферу занимает первое место. Таким образом, нисколько не снижая значения фундаментальной науки, следует отметить важность проведения прикладных исследований, являющихся залогом успешного функционирования отдельных предприятий и общества в целом. 3. В зависимости от принадлежности к определенной отрасли науки исследования могут быть физическими, математическими, биологическими, географическими, социальными, психологическими, экономическими и т.д. Все науки укрупненно делятся на четыре группы: науки о природе; технические науки (науки об искусственной природе); науки об обществе; науки о человеке. 4. В зависимости от количественной характеристики субъекта исследования бывают коллективными или индивидуальными. Организация коллективного исследования подчиняется основным принципам управления, поскольку взаимодействие исследователей с целью достижения общей цели представляет собой одну из подсистем управления. 5. В зависимости от используемых методов исследования могут быть эмпирическими или теоретическими. Еще в трудах Аристотеля разработан “образ” разновидности научного познания, которую можно назвать эмпирической или фактуальной описательной наукой, отличая ее от замкнутой теоретической науки. Если теоретическое исследование осуществляется в логической форме, то эмпирическое исследование - в чувственно-предметной форме, опираясь на данные, полученные опытным путем (например, посредством эксперимента или наблюдения). Научная эмпирия отличается от обыденного опыта тем, что наука дает истолкование того, почему данные события воспринимаются так, а не иначе. И научное, и практическое исследование часто включает в себя элементы как теоретического, так и эмпирического исследования. Субъект (лат. subjectum - подлежащее) - активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа. Объект (лат. objectum - предмет) - то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта. Предмет исследования - это наиболее существенные свойства и стороны объекта исследования, которые непосредственно подлежат изучению. Предметом исследования могут быть явления или процессы. Явление представляет собой состояние действительности на каком-то отрезке времени. Процесс (лат. processus - прохождение) - закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 837; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.223.136 (0.007 с.) |