Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и структура исследований

Поиск

 

Исследование - вид деятельности человека, позволяющий раскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить их, определить тенденции развития, найти возможность использования полученных знаний в практической деятельности. Исследование любого класса систем есть особый вид мыслительной деятельности, требующий определенных способностей и навыков, затрат некоторого объема ресурсов: интеллектуальных, временных, материальных, природных и т.д.

Проведение первых исследований человека в условиях борьбы за выживание и приспособления к природе было связано с созданием орудий труда и с появлением речи. Ступень донаучного мышления привела на определенном историческом этапе к возникновению науки. Наука - необходимое следствие общественного разделения труда. Она возникла вследствие отделения умственного труда от физического, что способствовало превращению познавательной деятельности человека в специфический род занятий особой - вначале очень малочисленной - группы людей. Научная форма общественного сознания насчитывает всего несколько тысяч лет. За эти тысячелетия в науке сменились три парадигмы[1]: объяснительная, технологическая, преобразующая.

Предпосылки для возникновения науки появляются в странах Древнего Востока: Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Здесь накапливаются и осмысляются эмпирические знания о природе и обществе, возникают зачатки астрономии, математики, этики, логики. Это достояние восточных цивилизаций было воспринято и переработано в стройную теоретическую систему в Древней Греции. С этого времени и вплоть до индустриальной революции главной функцией науки является объяснительная функция; ее основная задача - познание с целью раздвинуть горизонты видения мира, природы, частью которой является сам человек.

Исследования могут быть разных видов в зависимости от особенностей их планирования и организации, используемых методов, выбора объекта, характеристик субъекта и т.д. Рассмотрим некоторые разновидности исследований:

1. Исследования могут быть научными и практическими. Граница деления в данном случае нечеткая, поскольку практические исследования занимают промежуточное место между обыденным и научным исследованиями. В свое время М.Ломоносов писал: “Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие”, подразумевая, что результаты научных исследований находят применение в практической деятельности человека. Основная цель научного исследования - выработка новых научных знаний. В отличие от научного исследования главной целью практического исследования является не теоретическая, а практическая деятельность, не производство нового знания, а повышение эффективности деятельности.

2. Понятия фундаментальных и прикладных исследований неразрывно связано с понятиями фундаментальной и прикладной науки. Почти каждую науку можно разделить на две части: теоретическую (фундаментальную) и прикладную. Теоретические дисциплины изучают законы строения, функционирования и развития объектов, а прикладные дисциплины разрабатывают способы применения этих законов на практике.

Прямой путь к практике знают только прикладные исследования. Это не означает, что фундаментальные исследования имеют низкую практическую полезность. Необходимо учитывать, что прикладные направления способны выполнять свою роль лишь в той мере, в какой развито теоретическое, фундаментальное знание. Иногда развитие науки сравнивают с боями по захвату здания. Сначала прорыв на новый этаж, а затем военные действия на этаже. Прорывы - и есть роль фундаментальных дисциплин, схватки на этаже - функция прикладной работы.

Поэтому о пользе науки надо говорить в двух измерениях: с позиции социально-практических отдач, а также с высоты ее внутренних задач. Хотя некоторые ученые (например, Э.Резерфорд) склоняются к тому мнению, что нельзя служить Минерве (богине мудрости и покровительнице наук) и Маммону (богу богатства) одновременно. По данным американского социолога Р.Ритти, стремление получить результат фундаментального характера находится (по шкале так называемых “незримых наград”) у инженера промышленной лаборатории США на 15-й из 16 позиций. Зато желание обогатить идеями практическую сферу занимает первое место.

Таким образом, нисколько не снижая значения фундаментальной науки, следует отметить важность проведения прикладных исследований, являющихся залогом успешного функционирования отдельных предприятий и общества в целом.

3. В зависимости от принадлежности к определенной отрасли науки исследования могут быть физическими, математическими, биологическими, географическими, социальными, психологическими, экономическими и т.д. Все науки укрупненно делятся на четыре группы: науки о природе; технические науки (науки об искусственной природе); науки об обществе; науки о человеке.

4. В зависимости от количественной характеристики субъекта исследования бывают коллективными или индивидуальными. Организация коллективного исследования подчиняется основным принципам управления, поскольку взаимодействие исследователей с целью достижения общей цели представляет собой одну из подсистем управления.

5. В зависимости от используемых методов исследования могут быть эмпирическими или теоретическими. Еще в трудах Аристотеля разработан “образ” разновидности научного познания, которую можно назвать эмпирической или фактуальной описательной наукой, отличая ее от замкнутой теоретической науки.

Если теоретическое исследование осуществляется в логической форме, то эмпирическое исследование - в чувственно-предметной форме, опираясь на данные, полученные опытным путем (например, посредством эксперимента или наблюдения). Научная эмпирия отличается от обыденного опыта тем, что наука дает истолкование того, почему данные события воспринимаются так, а не иначе.

И научное, и практическое исследование часто включает в себя элементы как теоретического, так и эмпирического исследования.

Субъект (лат. subjectum - подлежащее) - активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа.

Объект (лат. objectum - предмет) - то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта.

Предмет исследования - это наиболее существенные свойства и стороны объекта исследования, которые непосредственно подлежат изучению. Предметом исследования могут быть явления или процессы. Явление представляет собой состояние действительности на каком-то отрезке времени. Процесс (лат. processus - прохождение) - закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 837; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.223.136 (0.007 с.)