Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Роль исследований в научной и практической деятельности человека

Поиск

Введение

Исследование, являясь главным элементом познавательной деятельности, пронизывает все сферы бытия человека и общества в целом: обыденную (житейскую), научную, практическую. Обыденное исследование, опираясь в большей степени на житейский опыт, носит стихийно-эмпирический характер. Научное исследование представляет собой основу науки как особой формы общественного сознания, играющей значительную роль в жизни любой страны. В качестве промежуточного типа между обыденным и научным исследованиями выделяют практическое исследование, которое в отличие от обыденного использует научные методы познания.

В сфере управления большую роль играют как научные, так и практические исследования. Результаты научных исследований, обогащая науку управления, могут использоваться предприятиями на практике для повышения эффективности производства. Практические исследования решают задачи конкретной организации с учетом ее специфики, реально возникших управленческих проблем.

Однако руководители некоторых отечественных предприятий в своей деятельности не используют ни научные, ни практические исследования. Данная ситуация приводит к грубым ошибкам при принятии управленческих решений, что нарушает нормальное функционирование и развитие системы управления в целом.

Требования, предъявляемые к современному менеджеру, включают в себя в числе прочих умение проводить исследовательскую работу. Поэтому данное учебное пособие предназначено для студентов – будущих специалистов в области менеджмента и в качестве основной цели имеет ознакомление с методологическими и методическими основами проведения научного и практического исследования систем управления.

В качестве объекта исследования мною определен: научная и практическая деятельность.

Предметом исследования являются: исследования социально-экономических процессов.

Цель работы: показать роль исследований социально-экономических процессов.

Задачи работы

ü Ознакомить о структуре и видах исследований

ü Показать важность социально-экономических процессов

ü Указать о роли исследований


 

Глава 1. Роль исследований в научной и практической деятельности человека

Глава 2. Система управления предприятием как объект исследования

Свойства системы управления

К основным свойствам системы управления можно отнести:

1.Устойчивость системы – свойство системы, заключающееся в способности сохранять достаточно малые отклонения процесса после действия возмущения. Практика показывает, что система может сохранять свои свойства и находить равновесное состояние, когда значение действующего возмущения не превосходит определенного критического значения. Так, финансовая система может сохранить свою устойчивость до определенного ровня падения деловой активности.

2. Надежность системы– свойство системы сохранять во времени предельные значения признаков и параметров, характеризующих те свойства системы которые определяют ее способность выполнять требуемые функции в заданном режиме.

 

3.Своевременность системыхарактеризуется вероятностью выполнения работы за заданное время или в заданный срок.

 

4. Точность функционирования системыопределяется допустимыми отклонениями результатов от достижения цели.

5. Адаптивность системы– свойство системы изменять свою структуру и функции в ответ на изменение среды с целью обеспечения заданного критерия качества функционирования.

6. Эффективность системы– характеристика систем, определяющая соотношение результата управления к затратам, необходимым для разработки, эксплуатации и корректировке систем управления.

7. Синергия - свойство, которым обладает система, но не обладают отдельные ее части, рассматриваемые вне системы. Синергетический эффект

заключается в том, что при соединении предметов (явлений) получается значительно больший результат, нежели простая сумма этих предметов (явлений). Пример синергетического эффекта: четыре работника каждый в отдельности может выполнить одну производственную норму, но, работая вчетвером в бригаде, они могут выполнить уже пять норм. Следует отметить, что синергией обладают только высокоорганизованные системы

Моделирование

Моделирование —исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.

В силу многозначности понятия «модель» в науке и технике не существует единой классификации видов моделирования: классификацию можно проводить по характеру моделей, по характеру моделируемых объектов, по сферам приложения моделирования (в технике, физических науках, кибернетике и т. д.). Например, можно выделить следующие виды моделирования:

Ø Информационное моделирование

Ø Компьютерное моделирование

Ø Математическое моделирование

Ø Математико-картографическое моделирование

Ø Молекулярное моделирование

Ø Цифровое моделирование

Ø Логическое моделирование

Ø Педагогическое моделирование

Ø Психологическое моделирование

Процесс моделирования включает три элемента:

субъект (исследователь),

объект исследования,

модель, определяющую (отражающую) отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.

Первый этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отображает (воспроизводит, имитирует) какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Вопрос о необходимой и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть моделью), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала. Таким образом, изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от исследования других сторон. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько «специализированных» моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.

На втором этапе модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о её «поведении». Конечным результатом этого этапа является множество (совокупность) знаний о модели.

На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал — формирование множества знаний. Одновременно происходит переход с «языка» модели на «язык» оригинала. Процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели.

Четвёртый этап— практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.

Наблюдение

Научный метод— совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.

Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых формулируются выводы и предположения. Полученные прогнозы проверяются экспериментом или сбором новых фактов.

Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности (валидности) экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории.

Эксперимент

Эксперимент (от лат. experimentum— проба, опыт), такжеопыт, в научном методе— метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию. Критерий Поппера выдвигает возможность постановки эксперимента в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной. Эксперимент — это метод исследования, который воспроизводится в описанных условиях неограниченное количество раз, и даёт идентичный результат.

Особенности:

исследователь сам вызывает изучаемое явление, а не ждет когда оно произойдет.

может изменять условия протекания изучаемого процесса.

в эксперименте можно попеременно исключать отдельные условия с целью устранить закономерные связи.

эксперимент позволяет варьирование/варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.

 


Заключение

Целью проведения исследования является диагностика и решение управленческих проблем. В зависимости от характера проблемы, бюджета, выделяемого на исследование, профессиональных характеристик сотрудников компании осуществляется подбор методов и способов исследования

В любом случае необходимо оценивать эффективность исследования, под которым понимается соотношение результата (или степени достижения цели) и затрат (или ресурсов) на его проведение.

Умение проводить исследование является важным фактором роста профессионализма менеджера, способного определять суть проблем, их причины и следствия, искать факты и взаимосвязи между ними. Чем больше нестандартных проблем встает перед предприятием, тем больше оно нуждается в менеджерах исследовательского типа.

В процессе систематизированного научно обоснованного прогнозирования развития социально-экономических процессов происходило развитие методологии прогнозирования, как совокупности методов, приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных и эндогенных связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его будущего развития.

Исследование различных классификационных схем методов прогнозирования позволяет выделить в качестве основных классов фактографические, экспертные и комбинированные методы, специализация которых обусловлена спецификой целей и задач, количеством и качеством исходной информации, периодом упреждения прогноза.


Список использованной литературы

1. Мыльник В.В. Титаренко Б.П. Исследование систем управления. – М.: Академия, 2006.

2. Управленческое консультирование: В 2-х тПод ред. М.Кубра - М.: СП “Интерэксперт”, 1992.

3. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: «ДеКА»,

4. 2006.

5. Долятовский В.А., Долятовская В.Н. Исследование систем

6. управления. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»,2003.

7. Неретина Е.А. Управление социальными процессами. – Саранск: «Красный Октябрь», 1999.

8. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. Учеб. пос. для студентов вузов. 2-е издан. – М., 1995.

9. Основы общей теории систем: Учеб. пособие /Под ред. А.А. Попова, И.М. Телушкина, С.Н. Бушуева. СПб., 1992.

10. Толстова Ю. Н. Измерение в социологии. М., 1998.

11. Зерчанинова Т.Е. Исследование социально-экономических и политических процессов. – М.: Логос, 2010. – 304 с.

12. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности.

 


[1] Парадигма (от греч. paradeigma - пример, образец) - исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.

Введение

Исследование, являясь главным элементом познавательной деятельности, пронизывает все сферы бытия человека и общества в целом: обыденную (житейскую), научную, практическую. Обыденное исследование, опираясь в большей степени на житейский опыт, носит стихийно-эмпирический характер. Научное исследование представляет собой основу науки как особой формы общественного сознания, играющей значительную роль в жизни любой страны. В качестве промежуточного типа между обыденным и научным исследованиями выделяют практическое исследование, которое в отличие от обыденного использует научные методы познания.

В сфере управления большую роль играют как научные, так и практические исследования. Результаты научных исследований, обогащая науку управления, могут использоваться предприятиями на практике для повышения эффективности производства. Практические исследования решают задачи конкретной организации с учетом ее специфики, реально возникших управленческих проблем.

Однако руководители некоторых отечественных предприятий в своей деятельности не используют ни научные, ни практические исследования. Данная ситуация приводит к грубым ошибкам при принятии управленческих решений, что нарушает нормальное функционирование и развитие системы управления в целом.

Требования, предъявляемые к современному менеджеру, включают в себя в числе прочих умение проводить исследовательскую работу. Поэтому данное учебное пособие предназначено для студентов – будущих специалистов в области менеджмента и в качестве основной цели имеет ознакомление с методологическими и методическими основами проведения научного и практического исследования систем управления.

В качестве объекта исследования мною определен: научная и практическая деятельность.

Предметом исследования являются: исследования социально-экономических процессов.

Цель работы: показать роль исследований социально-экономических процессов.

Задачи работы

ü Ознакомить о структуре и видах исследований

ü Показать важность социально-экономических процессов

ü Указать о роли исследований


 

Глава 1. Роль исследований в научной и практической деятельности человека



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.147.141 (0.013 с.)