Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследования в развитии управленияСодержание книги Поиск на нашем сайте
Исследования в сфере управления используются довольно продолжительное время с момента зарождения совместной трудовой деятельности. Но говорить о проведении научных исследований проблем управления можно лишь с момента зарождения науки управления (конец ХIХ – начало ХХ вв.). Возникновение науки менеджмента и первые научные исследования в области управления связаны с именем Ф.Тейлора, которого называют “отцом научного менеджмента”. Ф.Тейлор, инженер по образованию, сформулировал основные принципы научной организации труда (НОТ) и, в частности, постулат о том, что существует “единственно наилучший путь” выполнения работы, и задача управленца состоит в том, чтобы с помощью научных методов найти этот путь. О научном методе Тейлора лучшее представление можно составить по способу, которым он рационализировал работу нескольких наемных работников, единственная функция которых состояла в том, чтобы перебрасывать материалы с помощью лопаты с одного места на другое. Чтобы разработать «науку перелопачивания», он получил ответы на следующие вопросы: 1. Какая лопата лучше при работе с каждым конкретным материалом? 2. Насколько быстро можно воткнуть лопату в материал и вытащить обратно, нагруженную соответствующим образом? 3. Сколько требуется времени для взмаха и перекидывания материала на нужное расстояние? В ходе формулировки ответов на подобные вопросы Тейлор определил, каким образом можно увеличить общий объем перерабатываемых материалов. После трех лет реализации плана увеличения “производительности перелопачивания” общее количество необходимых лопат было сокращено с 600 до 140, дневная производительность одного работника возросла с 16 до 59 т, а его средняя заработная плата - с 1,15 до 1,88 долларов в день. Эта техника стала идентифицироваться с научным менеджментом. В.И.Ленин в 1918 году писал: “Надо создать в России изучение и преподавание системы Тейлора, систематическое испытание и приспособление ее”. Вслед за Ф.Тейлором вклад в развитие науки управления внесли супруги Гилберты, которые изобрели прибор микрохронометр, призванный в сочетании с использованием кинокамеры точно определить, какие именно движения выполняются при определенных трудовых операциях и сколько времени занимает выполнение каждого из этих движений и операций. С помощью стоп-кадров они выявили и описали 17 основных движений кисти руки, которые они назвали треблигами (от слова “Гилберт”, если прочитать его задом наперед). В качестве предмета исследования был выбран труд каменщика. Фрэнк Гилберт разделил все движения на две категории - нужные и ненужные. Путем исключения ненужных движений Гилберт добился сокращения движений по кладке кирпича на 70% и увеличения производительности в 3 раза. Большого внимания также заслуживают и исследования, проведенные в “Вестерн электрик компани” в Чикаго в 20-х гг. ХХ века. Первоначальная цель исследования состояла в том, чтобы определить взаимосвязь между интенсивностью освещения рабочего места и производительностью работников. В качестве объекта изучения были взяты две группы работниц. В одной группе интенсивность освещения периодически меняли, а в другой ее сохраняли без изменений. Экспериментаторы были убеждены в том, что если изучать производительность в течение достаточно длительного периода времени при различных условиях труда, то можно найти такие условия, которые дадут возможность максимизировать производительность. Скрупулезная регистрация погодных условий, температуры, перерывов для отдыха, часов работы, влажности и так далее имела своей целью поиск “единственного наилучшего” комплекса условий труда. Результаты экспериментов оказались неожиданными для самих исследователей. Независимо от условий, предоставленных работникам, производство увеличивалось. Казалось, что не существует сколько-нибудь постоянной взаимосвязи между условиями труда и производительностью. Тогда была разработана программа дополнительного исследования и проведен опрос для выявления причин того, почему испытуемые экспериментальной группы после возвращения прежних, «плохих» условий труда продолжают увеличивать производство. Результаты исследования показали: во-первых, работники обнаружили, что работать в экспериментальном помещении веселее; во-вторых, новые отношения между руководителем и подчиненными в условиях эксперимента позволяли им работать свободно, без ощущения страха; в-третьих, работники проявляли друг к другу больше симпатии. В итоге исследователи пришли к выводу, что учет человеческого фактора на предприятии оказывает значительное влияние на производительность труда. Вместе с эволюционным развитием науки управления появлялись и совершенствовались методы исследования проблем управления. Необходимость решения новых возникающих проблем требовало адаптации математических, экономических, общенаучных методов к их использованию в прикладных исследованиях на предприятиях. Научные исследования систем управления как способ получения новых знаний, позволяющих обогатить достаточно молодую науку менеджмент, проводятся чаще с академическими целями. Но также важно уметь применить полученные знания на предприятии с учетом его специфики. При функционировании любого предприятия независимо от его формы собственности, размеров, структуры и других факторов неизбежно возникает большое количество разнотипных управленческих проблем. Руководитель в своей деятельности сталкивается с проблемами трех видов: проблемами исправления, совершенствования и создания. Проблема исправлениявозникает в ситуации ухудшения текущих условий по сравнению с прошлым периодом. В случае необходимости улучшения существующей ситуации имеет место проблемасовершенствования. Возможность создания совершенно новой ситуации для предприятия (например, поиск новых сфер для бизнеса, внедрение новых методов работы и т.д.) связана с возникновением проблем создания. Прежде чем руководитель примет окончательное решение, ему необходима оперативная и достаточно полная информация о причинах возникших проблем, тенденциях их развития, возможностях разрешения и т.д. Диагностику управленческих проблем проводят руководители и специалисты в рамках своей компетенции. Эффективное исследование позволяет создать оптимальную информационную базу для принятия управленческого решения. К исследованию сложных, комплексных проблем управления могут привлекаться работники специально созданного на предприятии отдела исследований либо специалисты предприятия, действующие в составе проектной группы, созданной на временной основе. При решении многофункциональной управленческой проблемы в состав проектной группы включаются специалисты разных структурных подразделений. В некоторых случаях на предприятие приглашают внешних консультантов (специалистов консалтинговых фирм или индивидуальных консультантов). Часто практическое исследование систем управления принимает форму внутреннего или внешнего консультирования. При исследовании систем управления руководителю необходимо знать характеристику того, что такое «система управления», какими свойствами она обладает, в чем особенность систем управления предприятием. Об этом пойдет речь во второй главе настоящего учебного пособия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.43 (0.008 с.) |