Личность и проблемы социализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность и проблемы социализации



Как все материальные объекты состоят из молекул, атомов и элементарных частиц, как все живые организмы состоят из клеток, так и общество, состоящее из слож­ного сочетания систем и подсистем, включает в себя в качестве исходного элемента отдельно взятого человека. Но человек - это родовое понятие, отличающее разумное существо от всех остальных предметов природы. В таком понимании это понятие выступает в качестве философ­ской категории. Отдельно взятый человек в его природ­ной характеристике выступает как предмет исследования медицинских наук (анатомии, физиологии) и психологии. Вместе с тем человек выступает и как носитель социаль­ных качеств и свойств, определенное сочетание которых и определяет его как личность; именно в этом понятии человек и выступает в качестве исходного элемента соци-


альной структуры, а личность - в качестве особой социо­логической категории.

Личность - интегральное социальное качество, ко­торое формируется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения им мате­риальных и духовных продуктов человеческой культуры. Особенности физической и нервно-психологической ор­ганизации индивида - одно из условий формирования личности, но ее сущность все же определяют социальные реальности.

В личности переплетаются и единичные, неповто­римые, присущие только ей, и общезначимые черты. Бу­дучи активным элементом социальной системы, личность осуществляет свободу выбора из имеющихся возможно­стей, создает проекты своей будущей жизни, ставит перед собой цели и мобилизует для их достижения собственную волю и деятельность, добивается постоянных изменений в объективных социальных структурах, в системе общест­венных отношений. В свою очередь, объективная соци­альная действительность во многом обусловливает на­правленность и содержание процесса самосозидания личности. Стратификация общества делает неизбежным формирование различных типов личности (личность ра­бочего, личность интеллигента, личность руководителя, личность врача, личность инженера и т.д.). Различают ба­зисную личность (личность, обладающую наиболее рас­пространенными в данном обществе чертами) и идеал личности (личность, которую общество провозглашает своеобразным эталоном).

В структуре личности можно выделить два компо­нента: совокупность отношений с внешним миром и внутренние, идеальные отношения, в значительной сте­пени определяющие характер взаимодействий с социаль­ными реальностями.

Совокупность разнонаправленных связей с внеш­ним миром, центром которого является индивид, пред­ставляет собой базис личности. ^Характер связей человека с внешним миром определяется, с одной стороны, его положением в социальной структуре (статусом), с дру­гой - конкретными предметами его деятельности. На­пример, во внутриколлективных отношениях рабочий


 


"подключен" к одним отношениям, директор завода - к другим. У первого это непосредственные отношения с членами бригады, мастером, профгруппоргом и т.п., опо­средованные - с руководителями завода, рабочими других цехов, заказчиками производимой заводом продукции, поставщиками сырья и т.д. У второго, наоборот, отноше­ния с заказчиками и поставщиками часто непосредст­венные, а с рабочими своего завода - опосредованные. (/Предметы деятельности можно разделить на три класса: предметы профессиональной деятельности, предметы со­циальной деятельности, предметы духовной деятельно­сти. На индивидуальный выбор тех или иных предметов деятельности влияют не только социальное положение человека, но и его личностная направленность (особенно когда это-касается предметов вне сферы профессиональ­ной деятельности) и специфические особенности струк­туры окружающей среды. Поэтому предметы деятельности можно считать в достаточной степени самостоятельным рядом переменных. Изменения как в социальном поло­жении, так и в предметах деятельности ведут к соответст­вующим переменам в базисе личности.

Базис отражается в сознании личности, детермини­рует 'формирование и развитие ее внутреннего мира. В мировоззрении личности совокупность социальных свя­зей отражается непосредственно, в нем содержится также их оценка и установка на поддержание или изменение существующего положения. Информация о социальной действительности, являющаяся структурообразующим эле­ментом мировоззрения, различается по своей достоверно­сти и устойчивости. Наиболее достоверным и устойчи­вым образованием являются знания, поскольку для их получения используются научно обоснованные методы. Столь же устойчивы, хотя и менее динамичны, убежде­ния. В часто меняющихся конкретных ситуациях чело­век, опираясь на знания и основываясь на убеждениях и мнениях, вырабатывает взгляды. Знания и убеждения как наиболее устойчивые образования относятся к качествам личности, взгляды и мнения - к ее чертам. Первые участ­вуют в определении стратегии поведения человека, вто­рые - в регуляции его поведения в конкретных ситуациях. Качества и черты определяют характер индивидуальных


целей и идеалов-. В мировоззрении отражены основные виды внешних и личностных связей: с предметами про­фессиональной деятельности, трудовым коллективом, обществом в целом. В нем выражены также опыт лично­сти, ее индивидуальные устремления. Все эти различные по природе и содержанию моменты находятся в особых, специфических, иногда противоречивых взаимоотноше­ниях. Взгляд личности на мир выкристаллизовывается из суммы взаимодействий, составляющих ее мировоззрение элементов.

Многообразные связи современного человека с со­циокультурной средой, их своеобразие, непохожесть на аналогичные связи окружающих и одновременно быстрая смена обстоятельств жизни, необходимость в этих усло­виях сохранения собственного лица детерминируют дальнейшее развитие процесса индивидуализации лично­сти. Происходит отождествление составных частей меха­низма функционирования мировоззрения с личностными "Я". Они воспринимаются не как нечто внешнее или да­же отражение внешнего, а как собственное, внутрилич-ностное. Опыт личности, ее прошлое в результате субъ-ективизации принимают форму ретроспективного "Я"; индивидуальные цели и нормы поведения, представляю­щие с точки зрения личности идеальный вариант ее раз­вития, - идеального "Я"; отражение трудовой и внутри-коллективной деятельности, а значит, и их оценка со стороны окружающих, - отраженного "Я". Постоянная дискуссия между четырьмя личностными "Я" приводит к образованию реального "Я". Реальное "Я" - это реше­ние, принятое в ходе спора между личностными "Я". Оно является глубинным внутренним источником инди­видуального поведения.

Отношения между элементами внутреннего мира, если их соотнести с отношениями личности с социаль­ной средой, являются вторичными. Одновременно с этим они развиваются по своим специфическим законам, при­водя в конечном итоге к изменению в базисе личности, которая является активным социальным началом, по­стоянно преобразующим себя и созидающим мир. Осо­бый теоретический смысл имеет вопрос о структуре лич­ности.


Когда речь идет о структуре личности, имеется в виду выделение целостных "внутренних" комплексов, мотивирующих и побуждающих изменения как в самом индивиде, так и в формах его предметной и коммуника­тивной активности, и находящихся, в свою очередь, под тем или иным стимулирующим эти изменения воздей- • ствием "внешней" социокультурной среды, надындиви­дуальных факторов человеческого бытия. Становление структур личности и анализ механизмов ее саморегуля­ции является предметом анализа прежде всего психоло­гии. Социологию же эта проблематика интересует в той мере, в какой она помогает описывать и анализировать процессы самоопределения индивида в различных со­циокультурных условиях и ситуациях и " пристраивать" системы межличностных и надличностных взаимодействий в рамках групп, общностей и социальных институтов. С этой точки зрения необходим анализ трех взаимопрони­кающих друг в друга систем представлений, лежащих в основе формирования так называемых субъективного, отраженного и ролевого "Я".

Система субъективного "Я" есть комплекс пред­ставлений индивида о своей внутренней подлинной сущ­ности, о своей выделенное™ из среды и противопостав­ленности другим "Я", структурам "не - Я" в целом. Субъективное "Я" формируется в процессе социализации человека на основе развития его задатков и способно­стей, накопления индивидуального опыта и выполнения социально значимых функций, под воздействием соци­ального окружения индивида. Однако конечная "цель" субъективного "Я" - автономизировать человека, сфор­мировать его экзистенциальные установки и ориентации, систему его личностных смыслов, в конечном счете - его индивидуальность. Оно предполагает наличие механизмов самоидентификации и самозащиты личности, их выра­жение (в той или иной мере) в самосознании. Самоиден­тификация опирается на "глубинные" индивидуальные ценности, ее механизмы максимально скрыты от "внеш­него наблюдателя", практически не поддаются фиксации средствами социологического анализа. Однако можно ус­тановить степень ее адекватности различным ситуациям деятельности. Особо явно самоидентификация может


 


проявляться в конфликтах личности и ситуациях, пред­полагающих выбор линии поведения вообще.

Субъективное "Я" во многом как раз и предопре­деляет выбираемые личностью способы самоутверждения в мире, однако в целом имеет тенденцию к отграниче­нию от внешних действий и поведения человека, образуя зачастую противостоящий и противоречащий им уровень самореализации и самоопределения. Большую роль в со­отнесении "внешнего" и "внутреннего" играют выбран­ные и (или) освоенные индивидом механизмы психоло­гической самозащиты, предохраняющие личность от по­тери самоуважения и распада структур деятельности при явном расхождении последних между собой. Среди этих механизмов можно назвать следующие: а) сублимации (переключения внимания и "перевода активности в дру­гую область, в,которой индивид имеет большие шансы добиться успеха), б) рационализации поведенческих схем (подмены истинных мотивов или вытеснения мотивов, неприемлемых в данной ситуации), в) перцептуального отрицания (невосприятия информации, оцениваемой как "негативная" или "вредная"), г) проекции (переноса не­приемлемого для индивида на других людей).

Субъективное "Я" часто выполняет компенсатор-ские функции, "смягчая" для индивида неудачи в реаль­ной деятельности и коммуникации, и поэтому может весьма неадекватно репрезентировать как возможности самого человека, так и реальные социальные коллизии, в которые он попадает. Корректирующую функцию в этом случае может выполнить система отраженного "Я", высту­пающая в целом своеобразным посредником между пла­нами содержания и выражения, индивидуальной замкну­тостью внешним самоутверждением индивида. Отражен­ное "Я" характеризует комплекс представлений человека о себе, складывающийся на основе известных ему или предполагаемых им оценок себя другими людьми и своих реакций на эти реальные или предполагаемые оценки.

Оно также может быть в разной степени адекват­ным реальному положению дел. Ведь люди весьма изби­рательны в отборе информации и субъективны в оценке реакций других людей, как и часто бывают малопредска­зуемы в своих реакциях. Кроме того, отраженное "Я"


может не только корректировать Субъективное "Я", но и вступать.с ним в открытое противостояние. Однако в це­лом оно выступает мощным фактором конформизма, включения человека в систему социального контроля, ре­альных социальных связей и отношений. Сильными де­терминантами формирования отраженного "Я" являются микросреда, первичные группы, в которые входит инди­вид, а также референтные и эталонные для него группы.

Ответственность же за реальное самоутверждение человека в мире несет его ролевое "Я", построенное на основе реально выполняемых индивидом социальных функций. В рамках этой структуры он вынужден как бы "выносить себя вовне", ориентироваться на достижение конкретных внешних, видимых другими результатов, реа­лизовывать свои интенции через формирование комплекса черт и свойств, проявления которых от него ожидают, т.е. требуют и санкционируют" другие люди, группы, общно­сти, институты. Это максимально "открытая" вовне лич­ностная структура, эксплицирующая внешнюю детерми­нацию индивидуальных моделей и стратегий поведения. Ее конституирование предполагает активное "задейство­вание" механизмов приспособления и адаптации к среде не только через процессы воспитания и обучения, но и через прямое внушение, заражение, подражание.

Ролевое "Я" также может быть в разной степени согласовано с другими подсистемами личности. Однако его рассогласование с ними ведет не только к возможной дезинтеграции и фрустрации личностных структур, но и к дезорганизации систем социальных взаимодействий, явлениям социальной изоляции или, наоборот, агрессии по отношению к окружению, росту конфликтов, в кото­рые втягивается индивид. Наложение структур субъек­тивного, отраженного и ролевого "Я" друг на друга, их проекции вовне лежат в основе формирования различных моделей и стратегий индивидуального и коллективного (в рамках надындивидуальных взаимодействий) поведения человека, выработки определенной "концепции жизни", латентных и эксплицированных социальных качеств лич­ности, типологизация которых является прямой задачей социолога, занимающегося данной проблематикой. Его задачей является также описание и анализ вариантов со-


I


отнесенности "внутренних" личностных структур с при­нятыми культурными идеалами личности.

Неадекватная оценка себя и своих возможностей, а.также реальных социальных условии и ситуаций, рассо­гласование подструктур личности, базисных и норма­тивных моделей личности, ее внутренние и внешние конфликты могут приводить к формированию того, что можно назвать "ложным" (в других концепциях- "рас­колотым"),"Я", а в социальном плане фиксировать как рост различного рода отклонений от нормы и характери­зовать как девиантное поведение.

Подводя итог сказанному, можно отметить, что различная степень учета структур личности в социологии приводит к своеобразной поляризации теорий, акценти­рующих прежде всего "внешнюю" детерминацию инди­видуального поведения, и теорий, настаивающих (опять же в предельном случае) на первостепенное™ самоде­терминации индивидуального поведения. Первые можно определить как ролевые, а вторые - как диспозиционные концепции личности. Современные исследовательские разработки небезуспешно ищут различные варианты их синтеза.

Процесс усвоения личностных качеств человеком ^на разных этапах его физического существования опреде­ляется в социологии понятием "социализация". „_«,««

Социализация - это сложный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им соци­альных качеств, черт, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выпол­нения определенной роли в практической деятельности. Лишь в различных видах деятельности - экономической, ооТцественно-политической^ управленческой, культурной, педагогической и т.д., выполняя определенную социаль­ную роль, человек формируется как творец материальных 1Г11уховны?ГтблаТГактивнЬш субъект социального отно­шения - познавательного, ценностно-ориентационного, практического, коммуникативного и др. Его социальная активность при этом рассматривается как социальное ка­чество, а ее реализация в социальной практике - как функция. Вне включенности человека в тот или иной вид

Ак. 1717 97


Деятельности,., совместной с другими людьми, процесс

невозможен.

^

Являясь по своей природе общественным сущест­вом, суть которого состоит в совокупности всех общест­венных отношений, человек таковым не рождается. В процессе развития, поднимаясь до уровня социальности и овладевая ее различными формами, индивид становится человеческим существом. Но, поскольку социальность -не что иное, как формы общественного сознания и дея­тельности, социального опыта и культуры, постольку в овладении ими и состоит сущность процесса становления личности. Основное содержание этого процесса, с одной стороны, - передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентации, а с другой - их усвоение индивидом. Овладе­ние социальным опытом и культурой осуществляется как естественноисторическая необходимость: общество функ- ' ционирует посредством передачи новым поколениям ис­торического опыта (воспроизводить себя), а индивид су­ществует как человеческое существо, как личность только благодаря усвоению определенных форм социальности.

Процесс социализации в социологии рассматрива­ется с двух сторон: как процесс постепенного раскрытия заложенных в индивиде природных качеств и как резуль­тат внешнего воздействия среды, целенаправленного и не­направленного воспитания. Такой подход позволяет рас­крыть структуру процесса социализации, его объективные условия и субъективные факторы, механизмы, опреде­лить сферы жизнедеятельности, в которых и посредством которых человек становится личностью, объективирует себя в созданных им вещах, духовных ценностях.

Процесс социализации предстает как двуединый процесс интериорйзации и экстериоризации. Под инте-_ржужзацией понимается переход внешних по своей форме процессов во внутренние процессы сознания, при котором они претерпевают соответствующую трансформацию -обобщаются, вербализуются, становятся способными к дальнейшему развитию; под экстериоризацией - объек­тивация внутреннего мира человека в его практической деятельности. Важнейшими его элементами являются: социальная среда с ее многообразными сферами; человек


как деятель с его природными задатками, его предметная деятельность с.ее.механизмами; круги общения человека, выраженные в структуре его социальных родей, содержа­ние, структура, направленность его сознания; субъект со­циализации с его механизмами идеологического, педа­гогического, нравственного, эстетического и других видов воздействия на мышление и поведение социализирую­щегося человека. Каждый из этих элементов выступает в качестве системного образования, взаимодействует с другами_эле ментами, нередко определяя их_ конкретный набор. Образуются системы механизмов интериорйзации "и экстериоризации человека, которые' в совокупности и обеспечивают процесс его персонификации, определяют его социальный модус (потребности, интересы, убеждения, оценочные критерии, стремления, образ социального по­ведения, образ жизни). Для социологии первостепенное значение приобретает изучение закономерностей взаимо­действия.составных элементов процесса социализации, процессов интериорйзации и экстериоризации, их меха­низмов в различных социальных условиях, в различные периоды жизни и деятельности человека.

Социальная среда с ее многочисленными сферами является объективным основанием социализации и в то же время основным системообразующим элементом этого процесса. Поэтому взаимодействие человека с социаль­ной средой находится в центре внимания теоретической и прикладной социологии. При анализе этого взаимо­действия используют два подхода: интраиндивидуальный, когда исследуется индивид с его особенностями, и инте­риндивидуальный, когда упор делается на изучение меж­личностных связей, закономерностей, социальных взаи­модействий личности.

Типология объективных сфер социализации может иметь различные основания. Так, если за основу взять социальную структуру общества, то в центре внимания окажутся семья, различного типа коллективы, народно­сти, нации, классы,.социальные прослойки, общество в целом как совокупность социальных образований. За ос­нову можно принять главные сферы функционирования общества: материальное производство, духовную жизнь, общественное управление, коммуникации и др. Каждая


т


из них имеет свои особенности, предполагает использо­вание только ей присущих механизмов социализирую­щего воздействия. При анализе роли основных сфер об­щественной системы в социализации важное значение приобретает их рассмотрение на микроуровне, т.е. в не­посредственно окружающей человека среде, где он живет, работает, учится. Именно микросфера, представляющая соединение общего, особенного и единичного, содержит факторы, условия формирования неповторимого индиви­дуального своеобразия личности.

Объективные факторы социализации могут типо-логизироваться и на основе организационных механиз­мов воздействия на человека, к числу которых относят информационно-образовательные, стимуляционные, регу-лятивно-контролирующие, организационно-регулирующие и др., функционирующие в каждой из сфер социальной жизни.

К информационно-образовательному механизму от­носят народное образование, профессиональное обуче­ние, массовую пропаганду, идеологическое просвещение, т.е. организованную и специализированную деятельность по распространению и усвоению определенной социаль­ной информации.

Система форм, средств и методов материального и морального стимулирования работника составляет сти-муляционный механизм социализации. С его помощью раскрываются потенциальные возможности и творческие силы человека.

В качестве регулятивно-контролирующего механизма содиализации выступает система социальных эталонов. Реализация любого социального контроля предполагает некоторый эталон-ориентир, масштаб, меру. Эталоны -различные виды предписаний, норм, оценочных критери­ев, образцов, стереотипов мышления и поведения (нравы, обычаи, традиции) и т.д. Они определяют меру различных видов контрольно-регулирующего воздействия - преду­предительного, предписывающего, оценочного и т.д. Раз­личают деонтические и недеонтические эталоны. Деон­тические определяют обязанности личности в отношении общества, класса, коллектива и носят императивный ха­рактер, предписывают должное поведение. Недеонтиче-


ские эталоны, не предписывая поведения, стимулируют к подражанию. К их числу относят различные жизненные и художественные образцы, духовные и материальные ценности.

Система социальных статусов, ролей и функций личности является организационно-регулирующим меха­низмом социализации, придающим социализирующему воздействию определенные организационные формы - со­ответствующие права, обязанности и полномочия человека в обществе, коллективе в зависимости от его обществен­ного положения, исполняемых функций и способностей. Этот механизм направлен на формирование у личности социального опыта поведения.

Все эти механизмы социализации диалектически взаимодействуют, образуя единый комплекс внешних воз­действий на поведение и мышление человека. Специфика социализации как формирующего механизма состоит в том, что усвоенные личностью внешние социальные воз­действия приобретают личностный смысл и значение. В ходе взаимодействия личности со средой образуются субъ­ективные феномены социализации. Они находят синте­зированное выражение в таких личностных системах, как социальные потребности и интересы, социальные ориен­тации и позиции, стратегическая организация поведения, социальная активность. Первые две системы принято на­зывать мотивирующими, третью - организующей, четвер­тую - реализующей.

Социальные потребности и интересы образуют ос­нову социальной активности личности. Потребности вы­ражают ее особое состояние, а интересы - избирательное отношение к материальным и духовным потребностям и к процессу их удовлетворения. Они осознаются человеком, превращаются в его идеальные стремления, определяют направления, избирательный характер и мотивирующее значение его социальной ориентации, деятельности.

Социальные ориентации и позиции - совокупность целей, установок и ценностных критериев личности, объ­ективирующихся в соответствующих стереотипах соци­ального поведения. Позиция выражает внутреннее отно­шение человека к своему положению в обществе, к внеш­нему миру, придает ориентации объективный характер,


у;-.-/<?,г' --':.-; • • 'субъективную мотивированность и личнос™. Она определяет нравственно-идеологический аспект со-,. циа^ьной ориентации человека, характер и содержание, программы его

1.-ДЙЙ1Ч', •.'."•--.••-- - '-- • • •• •'• ''•••• - •" •

социальных действий и соответстаующие1,мыс:
Ч^\Л ^ллпцуь^ ~* ~----------------------, способы их реализации, оценки. Особое место в системе социальных ориентации и позиций занимает установка. Она придает ориентации человека личностный смысл, играет роль психологического и идеологического ме­ханизма активного отношения человека к социальным нормам, ролям и ценностям
санш->рмам, защщ
иали

I века.-; создаваем;,:*:-; •.т, •.-.)№ ы\;. •>;; >;>...;Ы1ых;е,;;;-..-стях, является заключительным звеном -.то социализа­ции, показателем его социальной зрелости. Социоло­гический анализ личности немыслим без характеристики ее места и роли в материальном и духовном производст­ве, в общественных отношениях и выполняемых обязан­ностях. Лишь посредством глубокого анализа различных сочетаний объективных условий и субъективных факто­ров можно определить степень социализации личности, уровень ее зрелости и развития.

, Система внутренней стратегической организации )ТО - -
поведения представляет собой совокупность средств при ведения в действие мотивирующих систем социализации, является промежуточным звеном между потребностями, интересами, ориентациями и позициями личности, с од­ной стороны, и ее социальной активностью - с другой. Она осуществляет переход от побудительной к исполни­тельной регуляции процесса социализации. Социализация, как любой другой социальный про­цесс, характеризуется периодичностью и стадийностью протекания. В отечественной социологической литературе -в социализации выделяют.три периода: дотрудо вой, тру­довой, послетрудовой; и четыре стадии: ранняя (от рож^ дения до поступления в школу), обучение (с момента по­ступления в школу до окончания очных форм общего и специального образования), социальная зрелость (основ­ная, охватывающая период активной трудовой и общест­венно-политической деятельности), завершение жизнен­ного цикла (с момента прекращения постоянной трудовой деятельности в рамках официальной организации). Разде­ление на определенные периоды и стадии позволяет изу­чать специфику и особенности социализации ребенкг, молодежи, людей зрелого и пенсионного возраста. Н> каждой стадии социализации в действие вступают опре-социальных институтов: институты „^^____________ __ природных и социальных свойств, институты обучения и образования, институты трудовой, политической, культурной, познавательной и
лич ЬК •> -!! К| о- 'СЛоК

3.3 Социальная общность

- Общество как целостная система состоит из мно­жества составляющих его элементов - групп, классов. |сословий, слоев,и т.д., представляющих собой те или ;иные коллективные образования. В целом их можно оп­ределить понятием "общность", которое является общим •названием всех составляющих общество элементов..При-:мерно так же, как организм состоит из органов, общест­во состоит из составляющих его общностей, через общ­ности люди включаются в структуру общества.ГИ дейст­вительно, человек является мужчиной или женщиной, •взрослым или ребенком, рабочим или служащим, верую­щим или неверующим, русским или белорусом, партий­ным или беспартийным, крупным бизнесменом или мелким предпринимателем и т.д.. и т.и - все это некие общие признаки, по которым люди группируются *> осо­бые социальные образования, или оошпости, из кон.),ш|рых, как из исходных элементов, обладающих той или ва;ИНой степенью сложности, складывается общество как вс-||целостное образование,

и| ;..- Определений этого понятия достаточно много. Не, 0 ц| вдаваясь в дискуссионные тонкости этого вопроса, отме­рим лишь его общие признаки. Прежде.всего это поня-обозначает какое-то объединение

людей, начиная от

таки-
элементарной группы в два-три человека и кончая ми сообществам и, которые насчитывают миллионы и миллионы людей, например, раса, нация или конфессия.
деленные группы первоначального развития

г Г

ес-

, общественной деятельности, институты социального об

печения и т.д.

Система социальной активности, охватывающая! деятельность и поведение человека, объективируе- чело-!


, (ля оОидь- е;и.^актсрно выделение тою или ипого| ледущсго признала; пол, возраст, национальность, профес-[ сил, роль, статус л т.д.

Этот обшлл прГгыак является доминирующим и дол-| жен принадлежать ьссм членам общности, определяя ее[ специфику и отделен ж сть от других групп и общностей.

Общий признак является тем консолидирующим началом, благоллря которому разрозненная масса людей приобретает характер.целостного образования.

:>гот обл.ли. -<изнак может иметь природный (пол, возраст) п..и социальный (религиозная принадлежу ность, социальный сл;л:ус и т.д.) характер.

Важным признаком социальной общности, являет­ся наличие определи;ной социальной связи между со­ставляющими ее людьми. Связи могут быть более проч-| нклии, определяя долговременное существование общно-1 ста, и менее прочными, характерными для случайных! общностей (очередь, пассажиры, зрители, толпа). Но да­же случайная о- лцноеть с ее непрочными связями имеет!

свои родовые ',: видовые признаки, знание которых по­могает понять и регулировать коллективное поведение.

Наличие общею признака и социальных связей предполагает некие общие принципы поведения, умона-1 строения, целеполагания, что еще больше сплачивает} людей в единый целостный коллектив (объединение), наличие которого и составляет тот исходный элемент, из которого складывается общество. Само общество можно представить как предельно сложную общность, которая, как русская матрешка, складывается из множества дру­гих общностей вплоть до самых мельчайших групп, вклю­чающих два-три человека.

Таким образом, социальная общность - это такое объединение людей (природное или социальное), которое характеризуется общим признаком, более или менее проч-нь.лш социальными связями, общим типом поведения, умозрения, умонастроения и целеполагания.

В обществе можно выделить бесконечное множест-' во социальных общностей. Одно деление людей по воз-| рас гному признаку может иметь несколько вариантов оаг а&цеш-деленшьйа.'дотей, юношей, взрослых и стариков!


общего деления на детей, юношей, взрослых и стариков до выделения более мелких групп в каждом из этих под­разделений. Тем не менее'в социологии утвердились не­которые понятия, которые выделяют такие типы общно­стей, которые характеризуют сам предмет этой науки - это прежде всего такие понятия,.как "группа" и "слой" ("страт"). {Если понятие группы помогает составить пред­ставление о сотовой модели общества, где все группы выступают как взаимосвязанные ячейки сложной струк­туры, то понятие слоя помогает высветить иерархическую структуру общества с соответствующими характеристика­ми каждого слоя и теми сложными процессами взаимо­обмена, которые устанавливаются между этими слоями. Рассмотрим эти понятия более подробно.

Социальная группа

Особенность человеческого существования состоит в том, что люди живут не изолированно, а объединяясь в различные коллективные образования, особые социаль­ные системы и подсистемы, внутренние и внешние связи которых и выступают в качестве объекта социологического познания. В качестве исходной подсистемы в структуре человеческих отношений выступает социальная группа.

Социальная группа - это наиболее общее и специ­альное понятие социологии, означающее определенную совокупность людей, имеющих общие природные и со­циальные признаки, объединенных общими интересами, ценностями, нормами и традициями.

В зависимости от наличия или отсутствия офици­ального социально-юридического статуса социальные группы подразделяются на формальные (официальные) и неформальные. Первые представляют собой такое объе­динение людей, которое строится на основе официальных документов: юридических норм, уставов, правил, служеб­ных инструкций, предписаний и-ад.-Члены официальной группы нацелены на выполнение какого-либо вида дея­тельности и находятся в иерархически структурированной соподчиненности, (например, производственный коллек­тив, спортивная команда, воинское подразделение,-уче­нический-класс и т.д.).


Стихийно складывающаяся (неформальная) группа не имеет особых документов, регламентирующих ее функ­ционирование, но она также складывается на основе об­щих интересов и устремлений, объединяющих людей в более или менее устойчивые образования (дворовый кол­лектив детей, дружеские компании, объединения деклас­сированных элементов или- криминальных структур). Как правило, поведение членов таких групп регламентируется особыми неписаными правилами.

Особенность формальных групп состоит в том, что в них наряду с формальными могут складываться и не­формальные отношения, которые в одних случаях усили­вают и подкрепляют друг друга, а в других - наоборот, противоречат и нивелируют друг друга.

Проникновение одних групповых признаков в дру­гие, их взаимодействие можно было бы определить как интерференцию групповых отношений. Скажем, учени­ческий класс - это не просто группа, а группа, склады­вающаяся из нескольких групповых подсистем: мальчики и девочки; успевающие, неуспевающие и средние ученики; физически крепкие и слабые учащиеся; ученики," при­надлежащие к разным религиозным конфессиям и неве­рующие; дети бедных и богатых родителей и т.д. Все эти признаки как бы накладываются и взаимопроникают друг в друга.

В зависимости от количества членов и условий внут-ригруппового взаимодействия социальные группы делятся на малые, средние и большие.

К малым социальным группам относятся такие объ­единения людей, в которых все члены ^находятся в непо­средственном контакте друг с другом^КЯк правило, они насчитывают от двух до нескольких десятков человек. К таким группам относятся: семья, компания друзей,-сосед­ская общность, школьный класс, студенческая группа, спортивная команда, первичная производственная ячейка (бригада), первичная партийная организация, первичный воинский коллектив (рота, взвод) и т.д. Малая группа, таким образом, выступает как первичная организация людей.

За исключением компании друзей и соседской общ­ности, все эти группы имеют четко обозначенные юри-


дические нормы своей организации, поведения, что не

| исключает, однако, и неформальные формы взаимоот-

ношений. Сочетание формальных и неформальных норм

I коллективных взаимоотношений является непременным

условием наиболее оптимального функционирования группы как единого социального целого.

Система межличностных отношений в группе опре­деляется понятием референтности, на основе чего скла­дывается понятие референтной группы. Последняя служит для индивида своеобразным стандартом, системой оценки

• себя и других в свете тех или иных коллективных норм и

ценностных ориентации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.149.56 (0.076 с.)