Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социологические категории и их систематизация
В любой науке категории занимают ведущее место в структуре знания и в системе познания той или иной сферы природы и общества, образуя понятийный каркахГ^ познаваемой реальности. Любая наука достигает признания, самоопределения и самоутверждения, если она в хо-/ де своего развития формирует свое особое отношение к изучаемому объекту, выделяет в нем свой предмет или предметную о,бласть, разрабатывает свои познавательные средства и методы, пользуется своим категориальным аппаратом. Самым непосредственным образом это требование относится и к социологии, самоопределение и самоутверждение которой осуществлялось достаточно сложным путем. Социологический категориальный аппарат является одним из основных компонентов социологической методологии, его анализ помогает еще глубже раскрыть специфику науки. Как и любая наука, социология разрабатывает такие понятия, которые отражают сущность не только повседневной жизни, но и самой науки, ее функционирование и развитие. Это - категории теоретической социологии. К ним относятся общесоциальные категории (-те, которыми оперируют все социальные науки: "общество", "личность", "социальная структура", "социальная система", "народ", "нация" и т.п.) и категории преимущественно теоретико-социологические: "социальный институт", "социальный слой", "социологический прогноз", "социальная модель", "социальная болезнь" и т.п., а также категории метасоциологические: "социологическая концепция", "социологическая интерпретация", "структура социологического познания", "общесоциологическая теория", "спе- циальные социологические теории", "социологическая методология", "уровни социологического познания", "типы социологических исследований" и т.п. Такую классификацию можно назвать функциональной, потому что выделение и определение групп категорий осуществляется по их ролевому, статусному признаку, или структурно-функциональной (каждая из названных групп категорий является понятийным аппаратом определенного уровня социологического познания). По этому же принципу выделяются и категории отраслевых и специальных социологических теорий (особых отраслей социологической науки и социальной практики). Каждая из них пользуется и общесоциологическими категориями, и специфическими понятиями, отражающими сущность, особенности изучаемой ею особой сферы (трудовой - социология труда, социокультурной - социология культуры, образовательной - социология образования, нравственной - социология морали, правоохранной - социология права, религиозной - социология религии, досуговой -социология досуга, семейной - социология семьи, бытовой - социология быта, коммуникативной - социология массовых коммуникаций, управленческой - социология управления и т.п.).
Особое теоретическое и практическое значение имеет разработка методологических категорий, которые подразделяются на четыре большие группы по их основной функции. Первая группа - это категории, которые носят концептуальный характер и служат для разработки методологического аппарата: "социализация", "социальная адаптация", "общественное мнение", "ценностные ориентации", "социальные отношения", "нравственная культура", "социальная дисциплина", "социальный климат" и т.п. В конкретно-предметных социологических исследованиях они являются фундаментальными и подлежат операционализации, а затем и эмпирической интерпретации, в ходе чего осуществляется и их уточнение, а этому в. социологии придается особое значение. Например, так уточняются понятия "трудовая дисциплина", "мо-рально-психологический климат", "стиль управления", "отклоняющееся поведение", производственная адаптация", "семейный микроклимат", "управленческие отношения", "социальное развитие" и т. д. Эта группа категорий отражает содержание и сущность социальных процессов, характер их протекания и уровень развития, что при методологическом обеспечении социологических исследований предопределяет необходимость разработки при пользовании этими категориями социальных критериев, социальных показателей и эмпирических индикаторов. Вторая группа - категории, которые носят инструментальный характер и служат для разработки методологического инструментария: "социальная активность", "удовлетворенность трудом", "нравственная надежность", "престиж", "профессиональная пригодность", "деловое взаимопонимание", "отношение к рыночным связям" и т.п. Такие понятия служат для разработки вопросников социологического интервью, составления социологических анкет, переменных при составлении программ социальных экспериментов и т.п. Это преимущественно операциональные понятия, которые отражают состояние социальных объектов, характерологические особенности предмета социологических исследований и непосредственно подвергаются эмпирической интерпретации с выходом на шкалирование эмпирических индикаторов. Они также нуждаются в эмпирическом уточнении, которое может осуществляться одновременно с разработкой эмпирических индикаторов прямо или косвенно, непосредственно или опосредованно. Пример такой интерпретации: отношение к рыночным преобразованиям и реформам и выяснение его характера определяется без каких бы то ни было переходных выражений при постановке вопроса в анкете: позитивное, негативное, равнодушное, неопределенное, критическое и т.п. Пример косвенной интерпретации при изучении ценностных ориентации молодежи и определении престижа профессий с постановкой вопросов в анкете: "Какая работа Вам в наибольшей степени импонирует?"; "Какую профессию Вы.хотели бы приобрести; временную, постоянную?"; "Удовлетворены ли Вы выбором своей будущей профессии?"
(вопрос к обучающимся); "Как изменилось Ваше отношение к будущей профессии за время учебы?" и т.п. Третья группа - те категории, которые раскрывают сущность самих методов социологического познания, его структуры, механизма: "объект исследования", "предмет исследования", "анализ", "описание", "обобщение", "интерпретация", "экстраполяция", "сравнение", "идентификация", "квантификация" и т.п. Большинство этих категорий не подлежит особому уточнению или дополнительной интерпретации, но их толкование не должно быть расплывчатым, многозначным, недоукомплектованным. Другое дело - практическое использование тех методов, сущность которых они раскрывают. В этом плане каждая из общих методологических категорий является основой категориальной пирамиды (перевернутой) или мини-системы форм и методов социологического познания. Например, категория "сравнение" является корневой для образования таких понятий, как "сравнимость", "сравнительный анализ", "сравнительное обобщение" и т.п. Четвертая группа - категории исследовательской "технологии" (методики, техники и процедур социологических исследований различных видов и типов) ^включенное наблюдение", "невключенное наблюдение", "контент-анализ", "выборка" (случайная, квотная, ступенчатая и т.п.), "репрезентативность выборки", "социологическая аттестация", "экспертные оценки", "респондент", "ранжирование", "шкалирование", "корреляция", "тестирование", "референтная группа" и т.д. Не следует искать противоречия в том, что некоторые категории могут быть отнесены к двум группам. Это связано с тем, что такие понятия, как "интерпретация", "квантификация" и др. в познавательном контексте выражают различные сущности познавательной деятельности. Например, категория "теоретическая интерпретация" в предложенной схеме относится к третьей группе, а категория "эмпирическая интерпретация" - к четвертой; то же относится и к таким категориям, как "экстраполяция", "стратификация", "идентификация" и некоторым другим. Научно-практический смысл такого разделения категорий заключается в том, что характер и назначение их употребления в той
или иной процедуре не нуждается в особых уточнениях и пояснениях (типологии и классификации для этого в научной практике и предназначены). В особую группу можно выделить категории социологической праксеологии (социопраксеологии), которую не следует объединять с прикладной социологией, считать ее частью последней, потому что она выполняет свои специфические задачи и функции. В соответствии с ними она вырабатывает и свой категориальный аппарат: "социальный эффект", "социальная рациональность", Асоциальный потенциал", "социальные резервы", "эф-• фективность социологических исследований" и т.п. В него входят и понятия, с помощью которых отражается, характеризуется, анализируется, прогнозируется социальная практика. Это - основная структурная классификация категорий социологического познания, которая и служит основой их систематизации, хотя последняя, конечно, понимается более широко. Перечисленные типы категорий в различной форме взаимосвязаны не только в сущностном, но и в инструментальном плане. Структурно-классификационная систематизация категорий социологического познания является одним из элементов методологического обеспечения социологических исследований различных уровней и типов. В зависимости от того, насколько адекватно их особенностям используется методологический категориальный аппарат, насколько исследователи грамотно им пользуются, вся предметно-познавательная работа приобретает упорядоченный, системный характер, меньше допускается просчетов и ошибок, повышается ее эффективность. Несколько иным может быть подход к структурной классификации категорий социологического знания, которые представляют собой процесс усвоения готовых, апробированных результатов познавательной деятельности. В этом подходе внимание акцентируется на построении не только гносеологических, но и семантико-этимоло-гических конструкций. Их построение позволяет даже сложные понятия делать удобными для усвоения, что имеет существенное значение и в образовательной, и в познавательной деятельности. Общество как специфический
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.007 с.) |