Социологические категории и их систематизация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологические категории и их систематизация



В любой науке категории занимают ведущее место в структуре знания и в системе познания той или иной сферы природы и общества, образуя понятийный каркахГ^ познаваемой реальности. Любая наука достигает призна­ния, самоопределения и самоутверждения, если она в хо-/ де своего развития формирует свое особое отношение к изучаемому объекту, выделяет в нем свой предмет или предметную о,бласть, разрабатывает свои познавательные средства и методы, пользуется своим категориальным ап­паратом. Самым непосредственным образом это требова­ние относится и к социологии, самоопределение и само­утверждение которой осуществлялось достаточно сложным путем. Социологический категориальный аппарат является одним из основных компонентов социологической мето­дологии, его анализ помогает еще глубже раскрыть спе­цифику науки.

Как и любая наука, социология разрабатывает такие понятия, которые отражают сущность не только повсе­дневной жизни, но и самой науки, ее функционирование и развитие. Это - категории теоретической социологии. К ним относятся общесоциальные категории (-те, которыми оперируют все социальные науки: "общество", "лич­ность", "социальная структура", "социальная система", "народ", "нация" и т.п.) и категории преимущественно теоретико-социологические: "социальный институт", "со­циальный слой", "социологический прогноз", "социаль­ная модель", "социальная болезнь" и т.п., а также катего­рии метасоциологические: "социологическая концепция", "социологическая интерпретация", "структура социологи­ческого познания", "общесоциологическая теория", "спе-


циальные социологические теории", "социологическая ме­тодология", "уровни социологического познания", "типы социологических исследований" и т.п.

Такую классификацию можно назвать функциональ­ной, потому что выделение и определение групп катего­рий осуществляется по их ролевому, статусному признаку, или структурно-функциональной (каждая из названных групп категорий является понятийным аппаратом опре­деленного уровня социологического познания). По этому же принципу выделяются и категории отраслевых и спе­циальных социологических теорий (особых отраслей со­циологической науки и социальной практики). Каждая из них пользуется и общесоциологическими категориями, и специфическими понятиями, отражающими сущность, особенности изучаемой ею особой сферы (трудовой - со­циология труда, социокультурной - социология культуры, образовательной - социология образования, нравствен­ной - социология морали, правоохранной - социология права, религиозной - социология религии, досуговой -социология досуга, семейной - социология семьи, быто­вой - социология быта, коммуникативной - социология массовых коммуникаций, управленческой - социология управления и т.п.).

Особое теоретическое и практическое значение имеет разработка методологических категорий, которые подразделяются на четыре большие группы по их основ­ной функции.

Первая группа - это категории, которые носят кон­цептуальный характер и служат для разработки мето­дологического аппарата: "социализация", "социальная адаптация", "общественное мнение", "ценностные ори­ентации", "социальные отношения", "нравственная куль­тура", "социальная дисциплина", "социальный климат" и т.п. В конкретно-предметных социологических иссле­дованиях они являются фундаментальными и подлежат операционализации, а затем и эмпирической интерпре­тации, в ходе чего осуществляется и их уточнение, а это­му в. социологии придается особое значение. Например, так уточняются понятия "трудовая дисциплина", "мо-рально-психологический климат", "стиль управления",


"отклоняющееся поведение", производственная адапта­ция", "семейный микроклимат", "управленческие отно­шения", "социальное развитие" и т. д. Эта группа кате­горий отражает содержание и сущность социальных про­цессов, характер их протекания и уровень развития, что при методологическом обеспечении социологических исследований предопределяет необходимость разработки при пользовании этими категориями социальных кри­териев, социальных показателей и эмпирических инди­каторов.

Вторая группа - категории, которые носят инстру­ментальный характер и служат для разработки методо­логического инструментария: "социальная активность", "удовлетворенность трудом", "нравственная надежность", "престиж", "профессиональная пригодность", "деловое взаимопонимание", "отношение к рыночным связям" и т.п. Такие понятия служат для разработки вопросников социологического интервью, составления социологиче­ских анкет, переменных при составлении программ со­циальных экспериментов и т.п. Это преимущественно операциональные понятия, которые отражают состояние социальных объектов, характерологические особенности предмета социологических исследований и непосредст­венно подвергаются эмпирической интерпретации с вы­ходом на шкалирование эмпирических индикаторов. Они также нуждаются в эмпирическом уточнении, которое может осуществляться одновременно с разработкой эм­пирических индикаторов прямо или косвенно, непосред­ственно или опосредованно. Пример такой интерпрета­ции: отношение к рыночным преобразованиям и рефор­мам и выяснение его характера определяется без каких бы то ни было переходных выражений при постановке вопроса в анкете: позитивное, негативное, равнодушное, неопределенное, критическое и т.п. Пример косвенной интерпретации при изучении ценностных ориентации молодежи и определении престижа профессий с поста­новкой вопросов в анкете: "Какая работа Вам в наиболь­шей степени импонирует?"; "Какую профессию Вы.хоте­ли бы приобрести; временную, постоянную?"; "Удовлет­ворены ли Вы выбором своей будущей профессии?"


(вопрос к обучающимся); "Как изменилось Ваше отно­шение к будущей профессии за время учебы?" и т.п.

Третья группа - те категории, которые раскрывают сущность самих методов социологического познания, его структуры, механизма: "объект исследования", "предмет исследования", "анализ", "описание", "обобщение", "ин­терпретация", "экстраполяция", "сравнение", "иденти­фикация", "квантификация" и т.п. Большинство этих ка­тегорий не подлежит особому уточнению или дополни­тельной интерпретации, но их толкование не должно быть расплывчатым, многозначным, недоукомплектованным. Другое дело - практическое использование тех методов, сущность которых они раскрывают. В этом плане каждая из общих методологических категорий является основой категориальной пирамиды (перевернутой) или мини-сис­темы форм и методов социологического познания. На­пример, категория "сравнение" является корневой для образования таких понятий, как "сравнимость", "срав­нительный анализ", "сравнительное обобщение" и т.п.

Четвертая группа - категории исследовательской "технологии" (методики, техники и процедур социологи­ческих исследований различных видов и типов) ^вклю­ченное наблюдение", "невключенное наблюдение", "кон­тент-анализ", "выборка" (случайная, квотная, ступенчатая и т.п.), "репрезентативность выборки", "социологическая аттестация", "экспертные оценки", "респондент", "ран­жирование", "шкалирование", "корреляция", "тестиро­вание", "референтная группа" и т.д. Не следует искать противоречия в том, что некоторые категории могут быть отнесены к двум группам. Это связано с тем, что такие понятия, как "интерпретация", "квантификация" и др. в познавательном контексте выражают различные сущно­сти познавательной деятельности. Например, категория "теоретическая интерпретация" в предложенной схеме относится к третьей группе, а категория "эмпирическая интерпретация" - к четвертой; то же относится и к та­ким категориям, как "экстраполяция", "стратификация", "идентификация" и некоторым другим. Научно-практи­ческий смысл такого разделения категорий заключается в том, что характер и назначение их употребления в той


или иной процедуре не нуждается в особых уточнениях и пояснениях (типологии и классификации для этого в на­учной практике и предназначены).

В особую группу можно выделить категории социо­логической праксеологии (социопраксеологии), которую не следует объединять с прикладной социологией, счи­тать ее частью последней, потому что она выполняет свои специфические задачи и функции. В соответствии с ними она вырабатывает и свой категориальный аппарат: "социальный эффект", "социальная рациональность", Асоциальный потенциал", "социальные резервы", "эф-• фективность социологических исследований" и т.п. В него входят и понятия, с помощью которых отражается, характеризуется, анализируется, прогнозируется социаль­ная практика.

Это - основная структурная классификация катего­рий социологического познания, которая и служит осно­вой их систематизации, хотя последняя, конечно, пони­мается более широко. Перечисленные типы категорий в различной форме взаимосвязаны не только в сущност­ном, но и в инструментальном плане.

Структурно-классификационная систематизация ка­тегорий социологического познания является одним из элементов методологического обеспечения социологиче­ских исследований различных уровней и типов. В зави­симости от того, насколько адекватно их особенностям используется методологический категориальный аппарат, насколько исследователи грамотно им пользуются, вся предметно-познавательная работа приобретает упорядо­ченный, системный характер, меньше допускается про­счетов и ошибок, повышается ее эффективность.

Несколько иным может быть подход к структурной классификации категорий социологического знания, ко­торые представляют собой процесс усвоения готовых, ап­робированных результатов познавательной деятельности. В этом подходе внимание акцентируется на построении не только гносеологических, но и семантико-этимоло-гических конструкций. Их построение позволяет даже сложные понятия делать удобными для усвоения, что имеет существенное значение и в образовательной, и в познавательной деятельности.


Общество как специфический



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.007 с.)