Методология оперативного социологического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология оперативного социологического исследования



Выше были рассмотрены этапы, методы и задачи прикладного социологического исследования, которое осу­ществляется в рамках обычного научного поиска и иногда растягивается на месяцы и даже годы, что дает представ­ление об определенных социальных процессах и тенден­циях развития.

Вместе с тем в обществе зачастую складываются такие ситуации, когда необходимо знать сиюминутное положение вещей, иметь как бы моментальный снимок общества, его весьма тонкое сканирование, т.е. знать со-


стояние общественных дел в весьма ограниченный отрезок времени. Как правило, это связано с изучением настрое­ния людей, их сиюминутным мнением по тому или ино­му вопросу, их внутренней производственной жизни, о текущем моменте политической жизни, популярности по­литических лидеров, кандидатов в депутаты и т.д. Иначе говоря, возникает потребность в оперативных социологи­ческих исследованиях (ОСИ), которые в настоящее время все шире и шире внедряются в сферу социальной прак­тики, выступая важной составной частью управленческих решений; разработке политических программ, выработке тактических решений политиков в ходе предвыборных кампаний и т.д.

ОСИ представляет собой особый класс прикладных социологических исследований, осуществляемых с целью получения в сжатые сроки (от месяца до нескольких дней) достоверной информации о социальных процессах или яв­лениях общественной жизни, которые представляют ин­терес для органов управления, общественных и профес­сиональных организаций, политических лидеров или от­дельных граждан.

Из определения следует, что заказчиками ОСИ вы­ступают практики, которым нужна аналитически обра­ботанная информация о событиях общественной жизни и отношение к ним различных групп населения.

Исполнителями же выступают профессионалы со­циологии научных учреждений, специальных социологи­ческих служб различных организаций и учреждений или независимых центров изучения общественного мнения.

По своей структуре и методике ОСИ ничем не отличается от обычного социологического исследования прикладного характера. Здесь также выделяется этап пред­варительного изучения объекта, программирование иссле­дования, полевой этап, т.е. этап сбора первичной эмпи­рической информации, аналитическая обработка собран­ных данных и выработка конкретных предложений, но все эти этапы максимально уплотнены во времени. Это уплотнение достигается за счет алгоритмизации некото­рых моментов исследовательской деятельности, профес­сиональных навыков и большого исследовательского опы-


та ведущих специалистов, осуществляющих руководство исследовательским проектом. Так же как опытный врач по едва наблюдаемым признакам может определить ха­рактер заболевания, так и опытный социолог, до предела сжимая некоторые стандартные исследовательские опера­ции, может установить намечающиеся общественные яв­ления и тенденции. Именно наличие профессионального опыта позволяет получить подлинно достоверную инфор­мацию при минимальной затрате времени. Поэтому осу­ществлять подобные исследования могут только опытные работники, хорошо овладевшие всеми приемами социоло­гического исследования. Именно наличие такого опыта не позволяет ОСИ превращаться в усеченную, поверхност­ную, облегченную научно-исследовательскую работу, вы­ступать сокращенным вариантом прикладного социоло­гического исследования в традиционном его понимании. Иными словами, в полной мере должны быть реализова­ны и принцип оперативности, и принцип достоверности результатов. Снятие противоречия достигается при усло­вии использования компенсирующих средств и приемов на организационном, аналитическом, инструментальном и методологическом уровнях в процессе осуществления ОСИ, которое разделяется на ряд этапов.

Организация ОСИ есть комплекс мероприятий, на­правленных на обеспечение эффективной исследователь­ской деятельности, качественное решение поставленных задач.

Наиболее важной и существенной особенностью в структуре организации оперативного исследования вы­ступает формирование исследовательской группы. Успех ОСИ, полнота реализации его функций во многом зави­сит от того, насколько объемно и адекватно действитель­ности социологи, участвующие в данной конкретной на­учной разработке, уяснят сложившуюся проблемную си­туацию, поймут специфику изучаемого объекта, сумеют конкретизировать целевые установки и пожелания заказ­чика и т.п. Однако на все эти рациональные действия требуется большая затрата времени, что может лишать ОСИ его главного свойства - оперативности. Для преодо­ления этого противоречия в организационной системе



ОСИ предполагается использование такого звена, как мнение экспертов.

Подгруппа экспертов формируется из представите­лей органов социального управления, заинтересованных в получении результатов исследования, и из независимых специалистов. Подбор экспертов осуществляется как ме­тодом взаимооценки и взаимовыбора претендентов (в этом случае список претендентов значительно превосходит чис­ло экспертов), так и методом целенаправленного отбора "по именам", т.е. путем привлечения широко известных специалистов-практиков по изучаемой проблеме. Экс­пертная исследовательская подгруппа создается на первых этапах ОСИ и функционирует вплоть до его завершения. Экспериментально установленная оптимальная числен­ность экспертной исследовательской подгруппы для замк­нутых совокупностей составляет 5-7, для совокупностей среднего и большого объема -9-11 человек.

С целью поддержания высоких темпов научно-ис­следовательских работ создается полевая исследователь­ская.подгруппа, которая призвана обеспечить сбор социо­логической информации, ее подготовку для обработки на ЭВМ или ручную обработку массива, если этого требует исследовательская ситуация. Количественный состав по­левой подгруппы определяется в зависимости от числа объектов и численности респондентов на каждом из них. Если исследование проводится на предприятии, к работе может быть привлечено до 10-15 человек; если работа вы­полняется в масштабах района, города, области, респуб­лики или страны, то до 150 человек.

При формировании экспертной и полевой исследо­вательских подгрупп должен строго соблюдаться принцип добровольности. Только личный интерес, желание участ­вовать в исследовании и добиваться истинных результатов гарантируют высокое качество работы.

Таким образом, ОСИ обеспечивается группой, со­стоящей их трех взаимосвязанных подразделений: теоре­тической подгруппы (социологи-профессионалы), эксперт­ной подгруппы (специалисты, имеющие прямое отноше­ние к исследуемому объекту), полевой подгруппы (лица, обеспечивающие сбор материала).


Эффективная реализация исследовательских задач в процессе ОСИ обусловлена также последовательным со­блюдением условия тесного взаимодействия с заказчиком. Опыт проведения ОСИ позволил установить следующую закономерность: чем интенсивнее контакты исследовате­лей с организациями, заказывающими исследование, тем достовернее результаты работ, интенсивнее их темпы, а следовательно, выше удовлетворенность заказчика итого­вой информацией. Наиболее полезны для исследователя консультации с заказчиком в процессе уяснения задания, анализа проблемной ситуации, определения способов сбо­ра информации, анализа результатов изучения проблемы, выработки практических предложений. Такие контакты позволяют в значительной мере повысить достоверность данных исследования. Помощь заказчика необходима и для решения проблем, связанных с интенсификацией ра­бот при сборе социологической информации. Это поло­жение тесно увязывает названный принцип со следующим организационным условием: сроки сбора информации, объекты, где он будет проводиться, число респондентов, участвующих в опросах, название документов, подлежащих анализу и т.д., должны быть строго оговорены и неукос­нительно соблюдаться.

Основными этапами ОСИ являются следующие.

Первый этап - получение и уяснение задания. Его содержание связано со спецификой ОСИ как инструмен­та управленческой деятельности. Качество оперативного исследования, его результативность определяются в пер­вую очередь тем, насколько четко исследователи поняли, что хотел бы получить от них заказчик, какая проблема его волнует, какие действия он намерен предпринять по­сле завершения научно-исследовательских работ. Социо­лог должен уяснить, почему именно данный предмет вол­нует заказчика, с чем связано возникновение проблемной ситуации, как далеко зашел социальный конфликт, вы­звавший необходимость принятия управленческих реше­ний, каково отношение к нему органа социального управ­ления, видит ли сам заказчик пути разрешения проблем­ной ситуации, если видит, то какие именно.

На первом этапе осуществляется переход от уясне­ния проблемной ситуации к формированию конкретных целей и задач ОСИ.


На втором этапе происходит более глубокое изуче­ние проблемной ситуации, проводится так называемая социальная диагностика.

Для решения этой задачи используется информа­ционный потенциал экспертной исследовательской под­группы. Эксперты по просьбе социологов называют ос­новные, на их взгляд, причины, породившие изучаемое противоречие, помогают в их анализе. Опрос экспертов осуществляется с помощью специальной анкеты, состав­ленной из открытых вопросов. Сопоставление мнений экспертов позволяет выделить причины, на которые ука­зывалось чаще всего. Именно эти причины и становятся материалом, базой для дальнейшего анализа. На их осно­ве выдвигаются рабочие гипотезы исследования, строятся вопросники, определяются единицы наблюдения и ана­лиза документов. Помощь экспертной исследовательской подгруппы позволяет значительно сократить сроки про­ведения работ на этапе социальной диагностики, полу­чить достоверную и конкретную информацию об объекте исследования.

Третий этап ОСИ - подготовительный. На данном этапе определяются методы сбора информации, разраба­тывается инструментарий исследования, проводится вы­борка.

Результаты деятельности социологической группы излагаются в документе - "Методика проведения иссле­дования". Первый раздел ("Методика") включает теоре­тико-методологическое обоснование проблемы. Во вто­ром разделе рассматриваются методы сбора информации, приводится содержание вопросников, описываются еди­ницы анализа документов и единицы наблюдения, фик­сируется схема выборки. Третий раздел дает описание предполагаемых методов обработки и анализа информа­ции. Сюда же может войти план будущего отчетного документа. При осуществлении экспресс-исследования жестко фиксируются только содержание вопросников и характеристики выборки.

К работам на данном этапе исследования привлека­ется экспертная исследовательская подгруппа. Эксперты принимают непосредственное участие в обосновании выборки исследования, в адаптации инструментария к


т

.-


терминам речи тех или иных социальных групп респон­дентов. Пилотаж инструментария осуществляется путем заполнения его экспертами.

На подготовительном этапе разрабатывается третий документ ОСИ - "Развернутый план-график научно-ис­следовательской работы". Он включает описание этапов проведения работ; сроки осуществления каждого из ви­дов работ; сроки и продолжительность работ непосредст­венно на объекте исследования; конкретные даты прове­дения опросов и наблюдений; количество респондентов, подлежащих опросу; название и число точек наблюдения; перечень необходимых для анализа документов и кон­кретные сроки проведения этого анализа; количество и сроки встреч с представителями заказчика; формы и сро­ки возможного внедрения результатов исследования; фор­мы информирования заказчика о результатах НИР; виды отчетных документов и сроки их представления заказчи­ку; список исполнителей работ. Развернутый план-гра­фик НИР во всех пунктах согласовывается с заказчиком и утверждается им.

Четвертый этап - сбор социологической информа­ции. На этом этапе социолог впервые вступает в непо­средственный контакт с респондентами. Выходу на объект исследования предшествует соответствующее распоряже­ние о проведении социологического исследования, в ко­тором дается указание руководителям различных уровней оказывать всевозможную помощь и поддержку социоло­гам. На объекте исследования обеспечивается возможность общения социологов с респондентами, свободного входа в учреждения, попавшие в выборку, выделяются помеще­ния для проведения опросов и первичной обработки со­циологической информации, в распоряжение социологов предоставляются необходимые документы. В работах, осу­ществляемых на четвертом этапе оперативного социо­логического исследования, принимает участие полевая исследовательская группа, члены которой проходят под­робный инструктаж о правилах сбора информации и о поведении на объекте исследования.

Пятый этап - обработка и анализ социологической информации. В процессе обработки материалов осущест-


вляется формализация данных исследования, переход на язык цифр. Исчисление процентов, коэффициентов, ин­дексов проводится вручную или на ЭВМ. При ручной обработке информации социологам помогает полевая ис­следовательская группа, которая проходит в этом случае соответствующий инструктаж. Результаты обработки от­ражаются в таблицах, схемах, графиках и моделях. Упо­рядоченный таким образом материал анализируется тео­ретической исследовательской подгруппой с привлечением экспертной подгруппы. Результаты анализа излагаются в отчетных документах ОСИ. Цель ОСИ можно считать достигнутой, если его результаты после принятия необ­ходимых управленческих мер дают возможность решить проблему.

Шестой этап - разработка и принятие управленче­ских решений. Как правило, это прерогатива заказчика. Однако при принятии решения, особенно при выработке его проекта, могут присутствовать и социологи, так как в столь ответственный момент не должно остаться вне поля зрения ни одного, даже, на первый взгляд, незна­чительного факта, выявленного в ходе исследовательских работ.

Программная проработка в ОСИ осуществляется по той же схеме, что и в других классах социологических, исследований.

Во-первых, предполагается осуществление следую­щих операций: анализ проблемной ситуации - определе­ние предмета исследования - определение целей и задач -формулировка гипотез - логический анализ предмета ис­следования - выделение основных понятий и их опера-ционализация, т.е. полное программирование.

Во-вторых, может осуществляться сокращенный ва­риант указанного программирования: анализ проблемной ситуации - определение объекта исследования - анализ объекта исследования - построение моделей выборки.

В силу специфики ОСИ, характеризующейся необ­ходимостью решения конкретных управленческих задач, ряд звеньев программирования заранее обусловлен, и его проработка сводится к поиску приемлемых для данного исследования формулировок и определений. Это относит-


ся к анализу проблемной ситуации (исследуемая ситуация конкретизируется заказчиком и анализируется методом экспертизы с привлечением специалистов-экспертов); к определению предмета и объекта изучения (и тот, и дру­гой определяются заказчиком); формулированию целей и задачи исследования (они задаются заказчиком); к анализу объекта исследования (осуществляется по данным, пред­ставляемым экспертной исследовательской подгруппой).

Наиболее трудоемкой процедурой при программи­ровании исследования является логический анализ пред­мета изучения. В процессе такого анализа определяются параметры, оказывающие прямое воздействие на состоя­ние процесса или явления, составляющие предмет иссле­дования. Эти параметры определенным образом имену­ются, что дает возможность получить набор понятий, представляющих портрет изучаемого предмета. Однако такой набор может оказаться сколь угодно большим. Для работы же чаще всего требуются основные, определяю­щие понятия. Зачастую социологи выбирают понятия, наиболее значимые с их точки зрения, произвольно, ру­ководствуясь личным опытом и интуицией. Это может привести к ошибкам. Избранные понятия после ряда логических операций становятся основой для составления вопросников, определения единиц наблюдения и анали­за. В случае неправильного отбора понятий исследования вся информация, собранная в процессе полевых работ, может оказаться либо ложной, либо незначимой. При проведении обычных исследований есть возможность дальнейшего поиска, многократной проверки гипотезы. В ОСИ такой возможности нет, поэтому отбор основных понятий в ОСИ осуществляется путем экспертизы. Экс­пертам, входящим в состав исследовательской группы, задается вопрос: "Что, на Ваш взгляд, может предопреде­лять ситуацию, подобную изучаемой?" Ответ должен быть быстрым и содержать сколько угодно большое число раз­личных причин, порождающих аналогичное исследуемое противоречие. Этим условием моделируется ситуация, подобная ситуации, складывающейся перед осуществ­лением в управленческой практике метода "мозговой атаки".


 


Все варианты ответов, предложенные экспертами, фиксируются, составляется список предложений. На сле­дующем этапе отбора предположения формулируются как понятия. Список этих понятий снова передается экспер­там с предложением определить основные из них, отра­жающие процессы, в наибольшей степени способствую­щие возникновению и воспроизводству данной конкрет­ной проблемной ситуации. Каждый из экспертов в своем списке отмечает порядковый номер того, которое, по его мнению, должно войти в их число. Основными будут считаться те понятия, которые получили более 50 % вы­бора экспертов. Таким образом, исследователи в даль­нейшей работе будут иметь дело не со сколь угодно большим, а с четко определенным количеством основных понятий. В то же время это будут не случайно отобран­ные характеристики, а именно те, которые соответствуют конкретной социальной ситуации. Все это позволяет в значительной мере уменьшить возможность ошибки при отборе основных понятий, а следовательно, и в дальней­шей научно-исследовательской работе.

Поскольку отобранные понятия - не отражение аб­страктных ситуаций, а описание конкретных процессов и явлений в данной исследуемой совокупности, в конкрет­ной социальной обстановке, исследователю нет необходи­мости давать их развернутое эмпирическое определение. В то же время каждое эмпирическое понятие должно быть определено теоретически и с соблюдением требований формальной логики, т.е. через ближайший род и видовое отличие. Это позволяет учесть в дальнейшем весь класс родственных и зависимых по отношению к отобранному понятию терминов. Проведение операции реализует на данном этапе работ методологические принципы опера­тивности, достоверности и конкретности.

Следующая ступень логического анализа предмета исследования - операционализация основных понятий. Понятие расчленяется на составные части, целостность которых, в свою очередь, дает представление об этом по­нятии. Полученные более простые, конкретные понятия принято называть операциональными. С их помощью уточняется то, о чем следует собирать информацию. Опе­рациональные понятия открывают прямой выход к фор-


мулированию инструментария исследования. Они стано­вятся основой для разработки вопросов (блоков вопросов) для анкет и стандартизированных интервью, для опреде­ления единиц наблюдения (при использовании метода на­блюдения) и анализа (при использовании метода анализа документов).

Выделение основных понятий и их операционали­зация фактически предопределяет то, какая информация будет получена в результате исследовательских работ, а, следовательно, и успех всей работы. В ходе логического анализа предмета исследования социолог проходит путь от формулировки этого предмета через выделение основ­ных понятий и их операционализацию к единицам опро­са, наблюдения, анализа документов. При обобщении ре­зультатов исследовательских работ движение осуществля­ется в обратном направлении - от полученных данных к предмету. Ошибки, допущенные при осуществлении ло­гических операций на стадии программирования, таким образом, так или иначе проявятся на завершающих эта­пах исследования. Они могут привести к искажению ин­формации, что, в свою очередь, увеличивает вероятность принятия ошибочного управленческого решения, бази­рующегося на такой информации. Процесс операциона-лизации понятий должен осуществляться с учетом опре­деленных правил. Опыт показывает, что в качестве таких правил могут быть использованы правила деления объема понятий в формальной логике. Однако при их использо­вании следует иметь в виду, что операционализация со­циологического понятия и деление объема в логике - не одно и то же, если в логике объем понятия делится до "конца" и "без остатка", то в социологическом исследо­вании осуществляется поиск наиболее существенных сто­рон понятий. Тем не менее, при операционализации ос­новных понятий социологического исследования могут использоваться следующие правила деления объема по­нятия:

- при одном и том же делении необходимо приме­
нять одно и то же основание;

- деление должно быть соразмерным, т.е. объем
членов деления, вместе взятых, должен равняться объему
делимого понятия;

'531


- члены деления должны взаимно исключать друг
друга;

- деление должно быть непрерывным.
Названные правила деления объема понятия могут

использоваться не только при операционализации, но и в ходе построения шкал к вопросам социологического ин­струментария.

Большое значение имеет выборка.

Выборочное исследование проводится в том случае, если объект изучения велик и представляет собой массо­вую совокупность. Такая совокупность может быть либо замкнутой, либо открытой. Замкнутая совокупность пред­ставляет собой социальную группу, характеризующуюся однородностью своей деятельности, единством конечных целей этой деятельности, наличием жесткой организа­ционной структуры, прямыми, фактически непосредст­венными социальными связями. На практике замкнутая совокупность представлена трудовыми и учебными кол­лективами, контактными досуговьши сообществами. Для открытой совокупности характерна либо территориально-географическая обусловленность, либо общность куль­турных, политических, профессиональных интересов без возможности непосредственного обмена межличностной информацией, без наличия прямых коммуникационных полей.

Открытая совокупность - это население областей, республик, регионов, страны в целом. И замкнутая, и от­крытая совокупности, как правило, выступают в социо­логии в качестве генеральных. Для сбора информации определяется выборочная совокупность, которая строится с применением как вероятностных, так и качественных методов. Принципы построения выборок в социологии достаточно подробно описаны в литературе. Вместе с тем специфика оперативного социологического исследования предполагает наличие особых подходов в построении вы­борок. Противоречие между методологическими принци­пами оперативности работ и достоверности информации снимается путем разделения и некоторого изменения вы­борочных процедур.

В открытых совокупностях при осуществлении вы­борок действует схема: территория - конкретный объект -


респондент. В закрытых совокупностях функционируют два последних элемента.

Выборка в оперативном социологическом исследо­вании строится на базе главного признака. Такой при­знак представляет собой то определяющее качество, ко­торое в наибольшей степени корректируется с предметом исследования. Например, элемент выборочной схемы "территория" может определяться по таким главным при­знакам, как географическое положение, этносоциальный состав, функциональный состав и т.д. Элемент выбороч­ной схемы "объект" определяется через профессионально-производственную структуру, досуговые интересы и т.д. Элемент схемы "респондент" отбирается по признаку со­циального положения, возрасту и т.д. Главный признак позволяет в значительной мере ограничить объем выбо­рочного деления, что способствует сокращению сроков анализа объекта исследования. Возникает вопрос: не при­ведет ли уменьшение числа признаков, положенных в ос­нову отбора, к снижению степени достоверности инфор­мации? Наши наблюдения показали, что это может про­изойти в том случае, если сомнительным оказывается сам главный признак. Обоснованность выбора главного при­знака гарантируется в ОСИ экспертной социологической подгруппой, которая и определяет данный признак.

При анализе всех трех элементов выборочной схе­мы по критерию главного признака формируются услов­ные выборочные квоты, внутри которых в свою очередь осуществляется следующий этап отбора на базе главного признака элемента схемы следующей ступени. В опера­тивном социологическом исследовании "территория" и "объект" определяются до начала сбора информации. От­бор респондентов на определенных территориях и объек­тах производится случайно, отбор выборочной совокуп­ности, рассчитанный с помощью формул "дисперсии" или "доли" для бесповторной выборки, удваивается. Это де­лается для осуществления повторного, уже целенаправ­ленного отбора после сбора информации. Фактически вы­борка методом квот по принципу главного признака про­водится на собранном массиве, из которого извлекаются анкеты или опросные листы, заполненные респондентами по критерию этого признака, подходящие к определенной


квоте. Если в одной из таких квот документов, заполнен­ных респондентами, не хватает, то осуществляется добор информации целенаправленным поиском недостающих респондентов. При всем этом часть собранного массива может остаться незадействованной в дальнейшем анали­зе, так как в какой-то из квот могут оказаться лишние документы.

Исследования методического характера позволили установить еще одну возможность организации сбора со­циологической информации методом опроса. В замкну­тых совокупностях сбор информации может осуществлять­ся не выбором в массиве, а способом экспертного опроса при условии подбора экспертов с помощью методики их взаимовыбора. Данные исследований, осуществленных методом опроса как групп респондентов, так и групп экс­пертов, в девяти случаях из десяти практически совпадали. Метод экспертного опроса более выгоден при проведении оперативных социологических исследований, поскольку значительно упрощает как процесс подбора респондентов, так и сам сбор информации, так как количество избран­ных экспертов значительно меньше количества респон­дентов, отобранных в процессе определения выборочной совокупности. Таким образом:

- в оперативных социологических исследованиях
осуществляется комбинированная выборка, причем тер­
ритория и объект для опроса, а также численность оп­
рашиваемых респондентов определяются до сбора ин­
формации, а квотный отбор респондентов проводится по
заполненным ими документам исследования;

- выборка осуществляется по принципу главного
признака, определяющегося с помощью социологической
экспертной подгруппы;

- в замкнутых совокупностях выборочный опрос
может заменяться экспертным без заметного снижения
уровня достоверности информации.

Сбор информации является ключевым моментом в социологическом исследовании. В процессе сбора инфор­мации исследователь вступает в непосредственный или опосредованный контакт с респондентом. Успешность та­кого контакта предопределяет успех исследования. Опе­ративность проведения работ, достоверность информации,


конкретность результатов во многом зависят от того, на­сколько исследователю.удалось создать благоприятные условия для заинтересованного обмена информацией о состоянии изучаемых социальных процессов и явлений - с респондентами. В ряду таких условий - правильность выбора методов сбора информации, качество инструмен-'. тария, умение установить контакт с испытуемыми и так далее.

В социологии для сбора информации используются четыре основных метода: опрос, наблюдение, изучение документов и социальный эксперимент. В оперативном социологическом исследовании применяются, как прави­ло, первые три, так как метод социального эксперимента требует длительного проведения и теряет свои положи­тельные качества в условиях сокращения сроков работ.

Основным методом сбора первичной социологиче­ской информации является опрос. Особенности приме­нения данного метода в оперативном исследовании свя­заны в первую очередь с инструментарием. В оперативном социологическом исследовании объем опросника весьма ограничен. Это связано с необходимостью получения объ­ективной информации в короткие сроки. При составле­нии опросника следует учитывать психофизиологические особенности человека при осуществлении им умственной деятельности. Методические эксперименты позволили установить порог "информационной активности" респон­дента. Уровень такой активности в процессе эксперимен­тальных замеров достигал своего апогея к 13-16 вопросам и начинал заметно снижаться к 22 вопросу, после 32-34 вопросов практически доходил до нуля, респондент либо пропускал предлагаемые в анкете вопросы и ответы, либо механически отвечал на них, не вникая в суть и со­держание. Очевидно, что оптимальный объем вопросника при проведении оперативного социологического исследо­вания - 15-18 вопросов. Именно такой объем позволяет получить ту информацию, которая необходима для вы­явления причинно-следственных связей, определяющих сущность локального, ограниченного в пространстве и во времени социального противоречия, последствия кото­рого в силу ряда причин лежат на поверхности и крайне обострены.


Реализация методологических принципов ОСИ рег­ламентирует не только объем, но и схему наполнения ин-струментария.

Опросник открывается, как это принято, обраще­нием к респонденту. В нем излагаются правила заполне­ния анкеты, отмечается актуальность исследования, его основная цель.

Анкета строится по принципу блоков.

В первом из них содержатся вопросы, фиксирующие изучаемую проблемную ситуацию. Иными словами, отве­ты на вопросы этого блока призваны дать возможность социологу убедиться в наличии и актуальности изучаемой проблемной ситуации. Таких вопросов ставится 2-3. Это обычно вопросы, требующие ответа "да" или "нет".

Второй блок объединяет набор вопросов, отражаю­щих предполагаемые причины имеющегося противоречия. Этот блок состоит из вопросов-альтернатив, которых на­считывается 6-8, и открытых вопросов, их может быть 2-3,

Третий блок составляют вопросы, вызывающие предложения, направленные на разрешение возникшей проблемной ситуации. Здесь используются открытые во­просы или, в случае необходимости и наличия возмож­ности, вопросы-меню. Обычно этот блок содержит 2-3 вопроса.

В анкетах оперативного социологического исследо­вания могут использоваться и социально-демографичес­кие блоки. Их содержание определяется, исходя из про­блем и исследовательской задачи.

Если в дальнейшем потребуется повторный опрос, предметом которого выступит четко выявленная причи­на, породившая изучаемое противоречие, то анкета будет состоять только из вопросов-характеристик данной при­чины (открытых или закрытых - по необходимости).

Вопросы анкеты и интервью, а также варианты от­ветов к ним должны составляться в терминах речи, ха­рактерных для данной группы респондентов, с учетом их социальной и профессиональной принадлежности, обра­зовательного уровня. Это важнейшее условие понимания вопросника, исключения ситуации возможного двойного толкования тех или иных терминов, а следовательно, и определенная гарантия быстрых и определенных ответов.


Адаптация языка анкеты осуществляется с помощью экс­пертной подгруппы. В целях экономии времени, и это еще одна особенность оперативного социологического исследования, апробация инструментария (пилотаж) осу­ществляется не на специально отобранных группах рес­пондентов, а на экспертах, входящих в состав исследова­тельской экспертной подгруппы.

Вторым методом сбора информации в ОСИ высту­пает анализ документов. Использование этого метода в оперативном режиме предполагает ряд условий при его -осуществлении.

В процессе ОСИ для анализа отбираются в первую очередь те документы, которые имеют непосредственное отношение к проблеме. Отбор документов осуществляет­ся с помощью экспертной исследовательской подгруппы, каждый член которой отвечает на вопрос социологов: "В каких документах, на Ваш взгляд, можно найти материа­лы по изучаемой нами проблеме?" Мнения экспертов суммируются и усредняются. К работе привлекаются в первую очередь те документы, которые получили более 50 % выбора экспертов.

Единицей анализа в оперативном социологическом исследовании выступает понятие. Отбор таких понятий осуществляется в ходе логического анализа предмета ис­следования. Это означает, что информация, получаемая в процессе анализа ^документов, отражает те же явления и процессы, которые изучаются методом опроса.

Третьим методом сбора информации в ОСИ явля­ется социологическое наблюдение. Данный метод исполь­зуется в оперативных исследованиях продолжительностью не менее трех недель, что связано со сроками адаптации наблюдателя в исследуемой среде. Вместе с тем при осу­ществлении экспресс-исследований используется метод ра­зового экспресс-наблюдения. Он применяется для сбора информации в процессе проведения массовых мероприя­тий (например, митингов, съездов, конференций). Едини­цами наблюдения выступают те характеристики, которые определены в ходе логического анализа предмета иссле­дования. Число единиц наблюдения строго ограничено.

С целью преодоления субъективизма, связанного со слиянием оценок наблюдателя и наблюдаемых фактов,


фиксация данных осуществляется в дневнике наблюде­ния, разделенном на две графы: "фиксируемый факт" и "оценка фиксируемого факта".

Анализ эффективности отдельно взятых методов сбора социологической информации показал, что наибо­лее информативными являются гибкие методы получения информации. Это в первую очередь относится к социо­логическому интервью.

Итак, ОСИ не располагает какими-либо особыми, уникальными средствами сбора информации. Все дело в способе использования традиционных методов. Опрос, наблюдение и изучение документов, осуществляемые как в определенной последовательности, так и параллельно, в сочетании друг с другом, дают не только.информаци­онный эффект, не только интенсифицируют тюзнаватель-ный процесс, но и, приобретая новое качество, стимули­руют респондента к активной мыслительной деятельности, повышают уровень его информационной активности. Это позволяет решать исследовательские задачи в минималь­ные сроки и с высокой достоверностью результатов.

Схема сбора информации в ОСИ такова: предвари­тельный опрос - изучение документов - основной опрос и наблюдение - изучение документов - повторный опрос. Это обобщенная схема. Из нее могут исключаться неко­торые промежуточные звенья (например, повторное изу­чение документов или повторный опрос), как, впрочем, и добавляться дополнительные работы по сбору инфор­мации различными методами. Так или иначе, сочетание методов опроса, наблюдения и изучения документов яв­ляется непременным условием на этапе сбора социологи­ческой информации в ОСИ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.048 с.)