Место социологии в системе наук. Структура социологического знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место социологии в системе наук. Структура социологического знания



Рассмотрев историю развития социологической мыс­ли, мы сделали первый шаг к определению социологии как науки, ее предмета, основных задач и функций. Этой же цели служат и те вопросы, которые вынесены в оглав­ление данного параграфа. И действительно, не уточнив рамок социологического исследования, его основных струк­турных элементов, трудно говорить о специфике этой науки, которая в своей теоретической части переплетает­ся с философией, а в предметной области имеет ряд об­щих моментов с другими общественными и гуманитар­ными науками.

Есть некоторые общие принципы соотношения

I философии и науки, которые распространяются и на со­отношение философии и социологии. Правда, здесь не­обходимо указать на один весьма важный нюанс. Дело в том, что такой раздел философии, как социальная фило-

! софия, также имеет социологическую окраску. Поэтому нет никаких оснований противопоставлять социальную философию и социологию,''как в равной мере не заме­чать в теоретической социологии элементов социальной философии. И если теорию понимать как иерархически структурируемую систему знания, то вполне допустимо считать социальную философию высшим теоретическим Уровнем социологического знания. Социальная филосо­фия конструирует общие, принципы социального бытия, законы его функционирования и развития, которые со-


ставляют логическую основу социологии; кроме того, че­рез нее в социологию переходят и общие принципы бы­тия (онтология), и общие принципы познания (гносео­логия, логика, методология). Таким образом, философия в целом (в каком бы виде она ни представлялась - ма­териалистическом или идеалистическом) выступает по отношению к социологии в качестве предельно общей теоретической системы. Поэтому граница между фило­софией и социологией не четкая, а скорее размытая. Фи­лософия чер*ез социальную философию глубоко проникает в структуру социологии, становясь, в сущности, частью ее теоретической системы.

Учитывая сказанное, соотношение между филосо­фией и социологией можно было бы представить в виде следующей схемы (рис. 1).

Кроме социологии, общество является предметом исследования и такой науки, как история. Поэтому важ­но определить как соотношение между этими науками,

так и их совместное от­
ношение к философии.
(Самое общее различие
между историей и социо­
логией заключается в том,
что первая изучает прош­
лое общество с акценти­
рованием на изучении ис­
токов развития, их кон­
кретной реконструкции,
а вторая сосредоточивает
свое внимание на изуче­
ние ставшего общества,
Рис. 1 на раскрытии его со-

"Ф" - философия, "О" - онтология, временного устройства и

"Г" I гноее°™' "сф" - с««иальная. функционирования. Гене-философия, "С - социология.

зис социальных структур

также интересует социолога, но в основном для объясне­ния их современного состояния.

Таким образом,.между историей и социологией имеются общие и отличительные черты. Общие опреде­ляются самим предметом исследования, т.е. изучением развития общества, отличительные же моменты состоят в


том, что общество берется в разных временных интерва­лах (прошлое- настоящее). Например, изучение жизне­деятельности отдельных отсталых племен без труда мож­но отнести к разряду истории, если они изучаются как реликты прошлого, но эти же племена становятся объек­том социологии, если они изучаются с точки зрения их встроенности в современную культуру (этносоциология).

Как и социология, история опирается на философ­скую теорию. Можно сказать, что социальная философия (определяемая иногда и как философия истории) являет­ся общей теоретико-методологической базой как социо­логии, так и истории. На этом основании соотношение между философией (социальной философией) с одной стороны, историей и социологией - с другой - можно выразить следующей схемой (рис. 2).

При таком соотношении ясно, что в социологии
широко используются исторические данные и, наоборот,
в истории данные социо­
логии. Кроме того, необхо­
димо иметь в виду наличие
целого комплекса вспомо­
гательных дисциплин как у
истории, так и у социоло­
гии; например, в истории
это - археология, этногра­
фия, этнология, геральдика,
нумизматика, источникове­
дение и т.д., а в социоло­
гии - психология, социаль­
ная психология, демогра- Рис- 2: "и" ~ ИСТ°РИЯ-
фия, политология, культурология и т.д.

Здесь следует отметить, что вполне самостоятель­ные науки могут выступать в качестве вспомогательных, если их данные используются как вспомогательный эмпи­рический материал в каких-либо иных исследовательских областях. В этом плане и социология может выступать как вспомогательная наука для других общественных дисциплин.

Особое место среди вспомогательных научных дис­циплин как для истории, так и для социологии занимает статистика, которая в социологии (особенно в приклад -


 




ной) приобретает доминирующее значение, придавая со*, циологии тот конкретно-научный характер, который так импонирует современным исследователям. То же самое можно сказать и про социальную психологию.

Итак, философия, история и социология оказыва­ются родственными дисциплинами по объекту исследо­вания, все они изучают общество с позиции его устройст­ва, развития и функционирования, но каждая схватывает лишь свой ракурс: философия раскрывает общие законы устройства, развития и функционирования общества; ис­тория дает конкретную картину реализации этих законов в их движении от прошлого к настоящему; а социология

!

конкретизирует эти общие законы в структуре ставшего общества^ ^Учитывая тот факт, что социально-философ­ские идеи глубоко проникают в структуру теоретической социологии, между ними трудно провести какую-либо демаркационную линию. Поэтому высшие разделы тео­ретического знания в социологии вполне сопоставимы с философскими реконструкциями. По крайней мере, при анализе основных понятий социологии, таких, например, как: "общество", "культура", "цивилизация", "эволюция", "революция", "прогресс", "регресс", "война", "полити­ческий строй", "разделение труда", "класс", "общность" и т.д., очень трудно провести границу между философ­ским и социологическим ракурсами исследования. В сущности, философские интерпретации этих понятий полностью входят в разряд той части социологического теоретического знания, в которой анализируются основ­ные социологические категории и законы.

Итак, мы разобрали соотношение между филосо­фией, историей и социологией, что помогает уточнить предмет последней. По крайней мере, общее утвержде­ние о том, что социология есть наука об обществе, не не­сет никакой информационной нагрузки, кроме чисто этимологической, т.к. это же можно сказать и про исто­рию, и про философию. Эта нагрузка начинает просве­чиваться лишь тогда, когда уточняется специфика социо­логического знания, на что и было указано выше. Этой же цели служит и уточнение структуры самого социоло­гического знания. Общее разделение социологии на тео-


ретическую и эмпирическую в целом верно и отражает логический строй любой научной дисциплины, поэтому здесь нет еще чего-то специфически социологического. Для.того, чтобы эта специфика начала проявляться, не­обходимо уточнение самих этих слоев знания и их соот­ношения друг с другом в рамках социологического по­знания. Дело в том, что, наряду с понятием "эмпири­ческая", в рамках социологического исследования широко используются и такие понятия, как "конкретная", "при­кладная", "производственная" и т.д. социология. Причем это отнюдь-не синонимы, обозначающие один и тот же объект, а разные типы социологического исследования, имеющие как общие, так и отличительные признаки.

Анализ учебной и научной литературы позволяет утверждать, что общее понятие социологии сохраняется лишь на теоретическом уровне, т.е. в той ее части, в ко­торой идет анализ основных понятий, категорий и зако­нов. Как только ученый переходит от анализа общих проблем строения и функционирования общества к реше­нию каких-то частных вопросов (что определяется кон­кретным местом и временем), то тем самым он переходит от общей социологии к конкретным ее разновидностям. Например, социология социальной стратификации, со­циальной мобильности, социология группового поведе­ния, социология политики, социология семьи, социоло­гия преступности, социология спорта, медицины, труда, экономики и т.д. и т.п.; перечислить конкретные разно­видности социологического знания можно, но список получился бы довольно большим, поэтому ограничимся лишь перечисленными примерами.

В чем же специфика конкретной социологии? По­следняя определяется прежде всего предметной областью. Общество как бы начинает расчленяться на отдельные звенья, каждое из которых и становится предметом спе­циального социологического исследования. Ясно, что со­циология семьи, социология политики, социология труда или же социология девиантного поведения отличаются друг от друга именно по своему предмету, что и следует из самого названия той или иной разновидности кон­кретно-социологического знания.


Можно ли эту форму социологического знания пол­ностью отнести к разновидности эмпирического? Оче­видно, что нет. Дело в том, что каждая из выделенных разновидностей социологического знания имеет свой соб­ственный слой теоретического и эмпирического исследо­вания. Поэтому, например, социология семьи или поли­тики имеет свою собственную теоретическую базу и свой эмпирический материал, соответствующий определенно­му региону, собранный и обработанный по определенной методике.

Познакомившись с такой социологией, человек по­лучает не только общие представления о развитии семей-но-брачных отношений или политических процессах, но и конкретные сведения об этих явлениях применительно к четко обозначенному региону. Например, о семейно-брачных отношениях в Беларуси, России или во Фран­ции; о современной политической жизни США или Анг­лии и т.д. Чаще всего обычного потребителя социологи­ческой информации интересуют те процессы, которые происходят именно в зоне его проживания. Поэтому для жителей Беларуси, например, особый интерес будут представлять те конкретные виды социологического ис­следования, в которых, прежде всего, отражается жизнь Беларуси. Для специалиста же интересен не только кон­кретно эмпирический материал, но и его теоретическое обобщение.

Таким образом, проблема соотношения эмпириче­ского и теоретического в социологии конкретизируется следующим образом. В рамках конкретно-социологичес­кого исследования имеются свои разновидности эмпири­ческого и теоретического знания. В свою очередь, теоре­тические обобщения конкретно-социологического плана могут стать эмпирической основой для теоретических обобщений более широкого плана, имеющего общесо­циологический или даже социально-философский харак­тер. Теории конкретно-социологического плана опреде­ляются как теории среднего уровня. Соглашаясь с этим общепринятым названием, следует лишь помнить, что статус этих теорий определяется не предметом, а целями исследования, так как отдельно взятый фрагмент соци­альной действительности может явиться предметом весь-


ма различных по степени обобщения теоретических сис­тем. Например, семья может стать объектом как кон­кретно-социологической, так и философской теории. И тогда можно говорить как о социологии семьи, так и о философии семьи (как в равной мере о философии тру­да, права, искусства, политики, религии и т.д.). Причем по своему логическому статусу философия семьи не будет отличаться, скажем, от философии общества, хотя по объекту исследования они значительно отличаются друг от друга.

Теперь вернемся к анализу понятия | предмета со­циологии. Если брать в расчет какую-нибудь конкретно-социологическую дисциплину (например, социологию семьи), то можно прийти к парадоксальному выводу о том, что ни одна из этих дисциплин не изучает общество как таковое. Изучая, например, семью, и переходя по ступенькам теоретического знания от специальных тео­рий к философским обобщениям включительно, мы ни­чего еще не можем сказать о развитии общества в целом, т.к. здесь явно будет недоставать многих звеньев для це­лостной картины общественной жизни. Точно так же как медик, изучая деятельность какого-либо органа или от­дельной клетки, ничего не может сказать о функциони­ровании организма в целом, так и социолог, изучая от­дельные фрагменты социального организма, утрачивает его целостность и, в сущности, изучает уже не общество, а только отдельные его части.

Но если каждая конкретно-социологическая дис­циплина не изучает общество в целом, тогда и в сумме они не достигают этой цели, и получается, что утрачива­ется общий интегративный признак предметной области конкретно-социологических дисциплин. А такой признак должен присутствовать, ибо в противном случае было бы непонятно, почему все они называются социологически­ми. Выход из этого затруднения может быть лишь один -уточнение общего признака всех социологических дис­циплин конкретно-научного плана. Таким общим при­знаком может быть только социальность как универ­сальный признак всех фрагментов социальной действи­тельности.


 

Социальность представляет собой особый вид чело­веческих отношений, который реализуется в семейных, политических, экономических, религиозных, националь­но-этнических и т.д. отношениях. Экономист, например (как в равной мере политолог или культуролог), изучает экономические отношения объективно, т.е. вне их пре­ломления через призму межличностных, межчеловеческих, отношений, как некую особую объективную (внелич-ностную) реальность. Для социолога же эта объектив­ность будет выступать в несколько ином обличье, а именно в обличье человеческих отношений в структуре экономических связей. Вот эти-то отношения и стано­вятся тем инвариантом, который объединяет предметные области всех конкретно-социологических дисциплин и позволяет рассматривать их в качестве частных проявле­ний общей социологии.

Таким образом, социология не есть некое одно­значное, однородное, однопредметное образование. Она включает в себя такие уровни знания, как социальная философия, теоретическая социология и целый комплекс конкретно-социологических дисциплин. В каждом из этих уровней познания конкретизируется как понятие предме­та исследования, так и понятие его целей и задач. Во всех этих случаях социология выступает как научная система, т.к. ее основной целью является получение научного зна­ния об обществе в целом или об отдельных его фрагмен­тах. Это - та часть научного знания об обществе, которую можно было бы отнести к разряду фундаментального, т.е. имеющего чисто научный, или академический, интерес., Этот интерес сохраняется и в конкретно-социологичес­ких дисциплинах.

Но на этом анализ структуры социологического. знания не заканчивается. Дело в том, что социология, как и любая научная дисциплина, выступает не только в виде фундаментального, но и в виде прикладного знания со своими предметными и целевыми особенностями. Правда, дело здесь усложняется тем, что если в естест­вознании фундаментальные и прикладные (инженерные) науки имеют собственные названия, например, физика и сопротивление материалов (или теория механизмов и


машин), то в социологии оба вида выступают под одним общим названием. Прилагательное "прикладная" не всегда строго выдерживается и зачастую опускается, что приво­дит к тому, что признаки прикладной социологии начи­нают доминировать и переноситься на характеристику социологии в целом, что несколько искажает реальное положение дела.

Само название "прикладная социология" показы­вает, что здесь доминирует не столько теоретический (научный), сколько практический интерес, поэтому здесь важны не просто знания, а конкретные деловые рекомен­дации. Именно поэтому прикладная социология сопос­тавляется с такими понятиями, как социальная инжене­рия, социальная технология, социальная гигиена, соци­альная терапия и т.д. С введением понятия прикладной социологии меняется и понятие предмета социологии, т.к. социальная структура подвергается дальнейшему дроб­лению. В прикладном исследовании (например, при изу­чении семейно-брачных отношений) строится не общая социологическая теория семьи, а исследуются специфи­ческие проблемы молодой семьи, студенческой семьи или же исследуются проблемы развода, внебрачных се­мейных связей и т.д., которые могут проводиться по за­казу различных управленческих структур. При этом реги­он исследования может также сужаться, т.е. исследуются семейно-брачные связи, скажем, в отдельном городе или даже районе, на отдельном производстве и т.д.

В прикладном исследовании по-своему решается и проблема соотношения эмпирического и теоретического исследования. Теория здесь используется в готовом виде при составлении программы исследования, при интер­претации основных понятий, при анализе полученных данных, при составлении отчетных документов и т.д. Особую значимость здесь приобретает система эмпириче­ского исследования, благодаря которому добываются ис­ходные эмпирические данные. Разработка методики и техники прикладного эмпирического исследования со­ставляет особую задачу такой разновидности теоретиче­ского знания, которое именуется методикой и техноло­гией социологического исследования. О научном статусе

ЗЗак. 1717 65


прикладных социологических исследований говорит тот факт, что они проводятся в основном в рамках научных учреждений (научно-исследовательских лабораторий, групп, центров, институтов и т.д.) и реализуются в виде анали­тических записок и научных отчетов.

Прикладная социология, преследуя чисто практи­ческие цели, остается, как и инженерно-технические от­расли знания, в рамках научного познания, требующего надежного теоретического и методологического обеспе­чения. Но есть и такие разделы прикладной социологии, которые имеют сугубо практический оперативный смысл. Поэтому наряду с прикладной можно было бы выделить еще и практическую социологию, которая уже выходит за рамки социологии как науки и приобретает сугубо прак­тический характер. С тем, чтобы сделать более понятным такое выделение, его можно было бы сравнить с вариан­тами практической деятельности в иных сферах жизни. Например, в медицине можно выделить специалиста-теоретика и врача-практика, в психологии - ученого-психолога и психолога-практика, в ветеринарии - уче­ного-ветеринара и ветеринара-практика и т.д. Также и в социологии есть свои ученые-теоретики и социологи-практики, работающие в штате различных предприятий в рамках отделов НОТ или в специальных социологиче­ских службах. Основной задачей этих работников являет­ся сбор оперативной информации по тем или иным во­просам текущей жизни (политики, экономики, культуры, социальной сферы и т.д.) по уже наработанной стандарт­ной технологической схеме.

Но введение такой разновидности социологической деятельности еще больше усложняет вопрос о предмете социологии, т.к. социальные явления здесь могут дро­биться до бесконечности, например, изучение текучести кадров может быть проведено на заводе, в цехе, в смене, в бригаде. Результатом такого исследования является, как правило, установление какого-либо отдельного факта, имеющего не научное, а чисто практическое значение. Примерно так же, как во врачебной практике устанавли­вается диагноз. Единственным интегрирующим фактором и здесь остается выявление социального элемента, или человеческого фактора.


Социология

Социальная философия

Теоретическая социология

Конкретно-социологические дисциплины (специальные теории)

Прикладная социология

Практическая социология

Рис. 3.

Таким образом, мы установили, что социология не представляет собой некое однородное образование с од­ним предметом, одними задачами и функциями, а вы­ступает как сложная система знания, каждый элемент которой конкретизирует общее представление о предмете науки, методах исследования и способах его оформления. Эту систему социологического знания можно схематично изобразить на рис. 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.227.191.136 (0.076 с.)