Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место социологии в системе наук. Структура социологического знания
Рассмотрев историю развития социологической мысли, мы сделали первый шаг к определению социологии как науки, ее предмета, основных задач и функций. Этой же цели служат и те вопросы, которые вынесены в оглавление данного параграфа. И действительно, не уточнив рамок социологического исследования, его основных структурных элементов, трудно говорить о специфике этой науки, которая в своей теоретической части переплетается с философией, а в предметной области имеет ряд общих моментов с другими общественными и гуманитарными науками. Есть некоторые общие принципы соотношения I философии и науки, которые распространяются и на соотношение философии и социологии. Правда, здесь необходимо указать на один весьма важный нюанс. Дело в том, что такой раздел философии, как социальная фило- ! софия, также имеет социологическую окраску. Поэтому нет никаких оснований противопоставлять социальную философию и социологию,''как в равной мере не замечать в теоретической социологии элементов социальной философии. И если теорию понимать как иерархически структурируемую систему знания, то вполне допустимо считать социальную философию высшим теоретическим Уровнем социологического знания. Социальная философия конструирует общие, принципы социального бытия, законы его функционирования и развития, которые со- ставляют логическую основу социологии; кроме того, через нее в социологию переходят и общие принципы бытия (онтология), и общие принципы познания (гносеология, логика, методология). Таким образом, философия в целом (в каком бы виде она ни представлялась - материалистическом или идеалистическом) выступает по отношению к социологии в качестве предельно общей теоретической системы. Поэтому граница между философией и социологией не четкая, а скорее размытая. Философия чер*ез социальную философию глубоко проникает в структуру социологии, становясь, в сущности, частью ее теоретической системы. Учитывая сказанное, соотношение между философией и социологией можно было бы представить в виде следующей схемы (рис. 1). Кроме социологии, общество является предметом исследования и такой науки, как история. Поэтому важно определить как соотношение между этими науками,
так и их совместное от "Ф" - философия, "О" - онтология, временного устройства и "Г" I гноее°™' "сф" - с««иальная. функционирования. Гене-философия, "С - социология. зис социальных структур также интересует социолога, но в основном для объяснения их современного состояния. Таким образом,.между историей и социологией имеются общие и отличительные черты. Общие определяются самим предметом исследования, т.е. изучением развития общества, отличительные же моменты состоят в том, что общество берется в разных временных интервалах (прошлое- настоящее). Например, изучение жизнедеятельности отдельных отсталых племен без труда можно отнести к разряду истории, если они изучаются как реликты прошлого, но эти же племена становятся объектом социологии, если они изучаются с точки зрения их встроенности в современную культуру (этносоциология). Как и социология, история опирается на философскую теорию. Можно сказать, что социальная философия (определяемая иногда и как философия истории) является общей теоретико-методологической базой как социологии, так и истории. На этом основании соотношение между философией (социальной философией) с одной стороны, историей и социологией - с другой - можно выразить следующей схемой (рис. 2). При таком соотношении ясно, что в социологии
Здесь следует отметить, что вполне самостоятельные науки могут выступать в качестве вспомогательных, если их данные используются как вспомогательный эмпирический материал в каких-либо иных исследовательских областях. В этом плане и социология может выступать как вспомогательная наука для других общественных дисциплин. Особое место среди вспомогательных научных дисциплин как для истории, так и для социологии занимает статистика, которая в социологии (особенно в приклад -
ной) приобретает доминирующее значение, придавая со*, циологии тот конкретно-научный характер, который так импонирует современным исследователям. То же самое можно сказать и про социальную психологию. Итак, философия, история и социология оказываются родственными дисциплинами по объекту исследования, все они изучают общество с позиции его устройства, развития и функционирования, но каждая схватывает лишь свой ракурс: философия раскрывает общие законы устройства, развития и функционирования общества; история дает конкретную картину реализации этих законов в их движении от прошлого к настоящему; а социология
конкретизирует эти общие законы в структуре ставшего общества^ ^Учитывая тот факт, что социально-философские идеи глубоко проникают в структуру теоретической социологии, между ними трудно провести какую-либо демаркационную линию. Поэтому высшие разделы теоретического знания в социологии вполне сопоставимы с философскими реконструкциями. По крайней мере, при анализе основных понятий социологии, таких, например, как: "общество", "культура", "цивилизация", "эволюция", "революция", "прогресс", "регресс", "война", "политический строй", "разделение труда", "класс", "общность" и т.д., очень трудно провести границу между философским и социологическим ракурсами исследования. В сущности, философские интерпретации этих понятий полностью входят в разряд той части социологического теоретического знания, в которой анализируются основные социологические категории и законы. Итак, мы разобрали соотношение между философией, историей и социологией, что помогает уточнить предмет последней. По крайней мере, общее утверждение о том, что социология есть наука об обществе, не несет никакой информационной нагрузки, кроме чисто этимологической, т.к. это же можно сказать и про историю, и про философию. Эта нагрузка начинает просвечиваться лишь тогда, когда уточняется специфика социологического знания, на что и было указано выше. Этой же цели служит и уточнение структуры самого социологического знания. Общее разделение социологии на тео- ретическую и эмпирическую в целом верно и отражает логический строй любой научной дисциплины, поэтому здесь нет еще чего-то специфически социологического. Для.того, чтобы эта специфика начала проявляться, необходимо уточнение самих этих слоев знания и их соотношения друг с другом в рамках социологического познания. Дело в том, что, наряду с понятием "эмпирическая", в рамках социологического исследования широко используются и такие понятия, как "конкретная", "прикладная", "производственная" и т.д. социология. Причем это отнюдь-не синонимы, обозначающие один и тот же объект, а разные типы социологического исследования, имеющие как общие, так и отличительные признаки.
Анализ учебной и научной литературы позволяет утверждать, что общее понятие социологии сохраняется лишь на теоретическом уровне, т.е. в той ее части, в которой идет анализ основных понятий, категорий и законов. Как только ученый переходит от анализа общих проблем строения и функционирования общества к решению каких-то частных вопросов (что определяется конкретным местом и временем), то тем самым он переходит от общей социологии к конкретным ее разновидностям. Например, социология социальной стратификации, социальной мобильности, социология группового поведения, социология политики, социология семьи, социология преступности, социология спорта, медицины, труда, экономики и т.д. и т.п.; перечислить конкретные разновидности социологического знания можно, но список получился бы довольно большим, поэтому ограничимся лишь перечисленными примерами. В чем же специфика конкретной социологии? Последняя определяется прежде всего предметной областью. Общество как бы начинает расчленяться на отдельные звенья, каждое из которых и становится предметом специального социологического исследования. Ясно, что социология семьи, социология политики, социология труда или же социология девиантного поведения отличаются друг от друга именно по своему предмету, что и следует из самого названия той или иной разновидности конкретно-социологического знания. Можно ли эту форму социологического знания полностью отнести к разновидности эмпирического? Очевидно, что нет. Дело в том, что каждая из выделенных разновидностей социологического знания имеет свой собственный слой теоретического и эмпирического исследования. Поэтому, например, социология семьи или политики имеет свою собственную теоретическую базу и свой эмпирический материал, соответствующий определенному региону, собранный и обработанный по определенной методике. Познакомившись с такой социологией, человек получает не только общие представления о развитии семей-но-брачных отношений или политических процессах, но и конкретные сведения об этих явлениях применительно к четко обозначенному региону. Например, о семейно-брачных отношениях в Беларуси, России или во Франции; о современной политической жизни США или Англии и т.д. Чаще всего обычного потребителя социологической информации интересуют те процессы, которые происходят именно в зоне его проживания. Поэтому для жителей Беларуси, например, особый интерес будут представлять те конкретные виды социологического исследования, в которых, прежде всего, отражается жизнь Беларуси. Для специалиста же интересен не только конкретно эмпирический материал, но и его теоретическое обобщение.
Таким образом, проблема соотношения эмпирического и теоретического в социологии конкретизируется следующим образом. В рамках конкретно-социологического исследования имеются свои разновидности эмпирического и теоретического знания. В свою очередь, теоретические обобщения конкретно-социологического плана могут стать эмпирической основой для теоретических обобщений более широкого плана, имеющего общесоциологический или даже социально-философский характер. Теории конкретно-социологического плана определяются как теории среднего уровня. Соглашаясь с этим общепринятым названием, следует лишь помнить, что статус этих теорий определяется не предметом, а целями исследования, так как отдельно взятый фрагмент социальной действительности может явиться предметом весь- ма различных по степени обобщения теоретических систем. Например, семья может стать объектом как конкретно-социологической, так и философской теории. И тогда можно говорить как о социологии семьи, так и о философии семьи (как в равной мере о философии труда, права, искусства, политики, религии и т.д.). Причем по своему логическому статусу философия семьи не будет отличаться, скажем, от философии общества, хотя по объекту исследования они значительно отличаются друг от друга. Теперь вернемся к анализу понятия | предмета социологии. Если брать в расчет какую-нибудь конкретно-социологическую дисциплину (например, социологию семьи), то можно прийти к парадоксальному выводу о том, что ни одна из этих дисциплин не изучает общество как таковое. Изучая, например, семью, и переходя по ступенькам теоретического знания от специальных теорий к философским обобщениям включительно, мы ничего еще не можем сказать о развитии общества в целом, т.к. здесь явно будет недоставать многих звеньев для целостной картины общественной жизни. Точно так же как медик, изучая деятельность какого-либо органа или отдельной клетки, ничего не может сказать о функционировании организма в целом, так и социолог, изучая отдельные фрагменты социального организма, утрачивает его целостность и, в сущности, изучает уже не общество, а только отдельные его части. Но если каждая конкретно-социологическая дисциплина не изучает общество в целом, тогда и в сумме они не достигают этой цели, и получается, что утрачивается общий интегративный признак предметной области конкретно-социологических дисциплин. А такой признак должен присутствовать, ибо в противном случае было бы непонятно, почему все они называются социологическими. Выход из этого затруднения может быть лишь один -уточнение общего признака всех социологических дисциплин конкретно-научного плана. Таким общим признаком может быть только социальность как универсальный признак всех фрагментов социальной действительности.
Социальность представляет собой особый вид человеческих отношений, который реализуется в семейных, политических, экономических, религиозных, национально-этнических и т.д. отношениях. Экономист, например (как в равной мере политолог или культуролог), изучает экономические отношения объективно, т.е. вне их преломления через призму межличностных, межчеловеческих, отношений, как некую особую объективную (внелич-ностную) реальность. Для социолога же эта объективность будет выступать в несколько ином обличье, а именно в обличье человеческих отношений в структуре экономических связей. Вот эти-то отношения и становятся тем инвариантом, который объединяет предметные области всех конкретно-социологических дисциплин и позволяет рассматривать их в качестве частных проявлений общей социологии. Таким образом, социология не есть некое однозначное, однородное, однопредметное образование. Она включает в себя такие уровни знания, как социальная философия, теоретическая социология и целый комплекс конкретно-социологических дисциплин. В каждом из этих уровней познания конкретизируется как понятие предмета исследования, так и понятие его целей и задач. Во всех этих случаях социология выступает как научная система, т.к. ее основной целью является получение научного знания об обществе в целом или об отдельных его фрагментах. Это - та часть научного знания об обществе, которую можно было бы отнести к разряду фундаментального, т.е. имеющего чисто научный, или академический, интерес., Этот интерес сохраняется и в конкретно-социологических дисциплинах. Но на этом анализ структуры социологического. знания не заканчивается. Дело в том, что социология, как и любая научная дисциплина, выступает не только в виде фундаментального, но и в виде прикладного знания со своими предметными и целевыми особенностями. Правда, дело здесь усложняется тем, что если в естествознании фундаментальные и прикладные (инженерные) науки имеют собственные названия, например, физика и сопротивление материалов (или теория механизмов и машин), то в социологии оба вида выступают под одним общим названием. Прилагательное "прикладная" не всегда строго выдерживается и зачастую опускается, что приводит к тому, что признаки прикладной социологии начинают доминировать и переноситься на характеристику социологии в целом, что несколько искажает реальное положение дела. Само название "прикладная социология" показывает, что здесь доминирует не столько теоретический (научный), сколько практический интерес, поэтому здесь важны не просто знания, а конкретные деловые рекомендации. Именно поэтому прикладная социология сопоставляется с такими понятиями, как социальная инженерия, социальная технология, социальная гигиена, социальная терапия и т.д. С введением понятия прикладной социологии меняется и понятие предмета социологии, т.к. социальная структура подвергается дальнейшему дроблению. В прикладном исследовании (например, при изучении семейно-брачных отношений) строится не общая социологическая теория семьи, а исследуются специфические проблемы молодой семьи, студенческой семьи или же исследуются проблемы развода, внебрачных семейных связей и т.д., которые могут проводиться по заказу различных управленческих структур. При этом регион исследования может также сужаться, т.е. исследуются семейно-брачные связи, скажем, в отдельном городе или даже районе, на отдельном производстве и т.д. В прикладном исследовании по-своему решается и проблема соотношения эмпирического и теоретического исследования. Теория здесь используется в готовом виде при составлении программы исследования, при интерпретации основных понятий, при анализе полученных данных, при составлении отчетных документов и т.д. Особую значимость здесь приобретает система эмпирического исследования, благодаря которому добываются исходные эмпирические данные. Разработка методики и техники прикладного эмпирического исследования составляет особую задачу такой разновидности теоретического знания, которое именуется методикой и технологией социологического исследования. О научном статусе ЗЗак. 1717 65 прикладных социологических исследований говорит тот факт, что они проводятся в основном в рамках научных учреждений (научно-исследовательских лабораторий, групп, центров, институтов и т.д.) и реализуются в виде аналитических записок и научных отчетов. Прикладная социология, преследуя чисто практические цели, остается, как и инженерно-технические отрасли знания, в рамках научного познания, требующего надежного теоретического и методологического обеспечения. Но есть и такие разделы прикладной социологии, которые имеют сугубо практический оперативный смысл. Поэтому наряду с прикладной можно было бы выделить еще и практическую социологию, которая уже выходит за рамки социологии как науки и приобретает сугубо практический характер. С тем, чтобы сделать более понятным такое выделение, его можно было бы сравнить с вариантами практической деятельности в иных сферах жизни. Например, в медицине можно выделить специалиста-теоретика и врача-практика, в психологии - ученого-психолога и психолога-практика, в ветеринарии - ученого-ветеринара и ветеринара-практика и т.д. Также и в социологии есть свои ученые-теоретики и социологи-практики, работающие в штате различных предприятий в рамках отделов НОТ или в специальных социологических службах. Основной задачей этих работников является сбор оперативной информации по тем или иным вопросам текущей жизни (политики, экономики, культуры, социальной сферы и т.д.) по уже наработанной стандартной технологической схеме. Но введение такой разновидности социологической деятельности еще больше усложняет вопрос о предмете социологии, т.к. социальные явления здесь могут дробиться до бесконечности, например, изучение текучести кадров может быть проведено на заводе, в цехе, в смене, в бригаде. Результатом такого исследования является, как правило, установление какого-либо отдельного факта, имеющего не научное, а чисто практическое значение. Примерно так же, как во врачебной практике устанавливается диагноз. Единственным интегрирующим фактором и здесь остается выявление социального элемента, или человеческого фактора. Социология Социальная философия Теоретическая социология Конкретно-социологические дисциплины (специальные теории) Прикладная социология Практическая социология Рис. 3. Таким образом, мы установили, что социология не представляет собой некое однородное образование с одним предметом, одними задачами и функциями, а выступает как сложная система знания, каждый элемент которой конкретизирует общее представление о предмете науки, методах исследования и способах его оформления. Эту систему социологического знания можно схематично изобразить на рис. 3.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.227.191.136 (0.076 с.) |