Опросные методы сбора первичной социологической информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опросные методы сбора первичной социологической информации



1 Основная масса эмпирической информации добы­вается" в социологии методами опроса, суть которых за­ключается в получении информации об отношении оп­рашиваемых (респондентов) к тем или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни. """""Большая значимость этих методов" определяется, во-пер­вых, организационными преимуществами (всегда легче организовать опрос, чем осуществить любой другой метод социологического исследования); во-вторых, относитель­ной дешевизной; в-третьих, содержательностью и универ­сальностью информации, полученной опросным методом (при помощи опросного метода можно получить любую информацию по самым разным проблемам, которая не всегда может быть отражена документально или фикси­роваться с помощью наблюдения); в-четвертых, возмож­ностью максимального использования технических средств для обработки полученных в результате опроса данных.

Вместе с тем опросные методы имеют и свои нега­тивные стороны. На качество полученной этими мето­дами информации влияют факторы, связанные, с одной стороны, с личностью респондента (уровень образования, культуры, свойства памяти, защитные механизмы психи­ки, отношение к исследуемой проблеме и к организации или человеку, проводящему опрос), с другой - факторы, связанные с деятельностью самого исследователя (начи­ная с профессионализма в составлении опросного листа


и заканчивая мастерством работы анкетера или интер­вьюера с респондентом по получению искомой инфор­мации). На результаты опроса негативно влияет присут­ствие при опросе посторонних лиц, неудачно выбранное время и место опроса, несоблюдение принципов аноним­ности, плохая организация самой процедуры опроса. Для нейтрализации этих факторов необходимо строго соблю­дать нормативные требования по использованию мето­дики опроса.

Основными видами опросных методов являются анкетный опрос" и социологическое интервью, которые в зависимости от ряда признаков подразделяются на: сплошные и выборочные (по масштабам охвата генераль­ной совокупности), индивидуальные и групповые (по процедуре проведения), массовые и экспертные (по глу­бине знания проблемы), устные и письменные (по форме проведения опроса и фиксации ответов), очные и заоч­ные (по способу общения социолога с респондентом), одноразовые и многоразовые (по частоте проведения оп­росов), стандартизированные и нестандартизированные (по уровню стандартизации процедур опроса).

Специфика опросных методов заключается в том, „что в них с логической точки зрения реализуется "система "вопрос-ответ", с последующей качественной и количе­ственной обработкой полученных ответов. При ряде об-\ щих признаков указанные методы имеют и свои отличи-_;'тельные характеристикиаРассмбтрим их более подробно. Анкетный опрос. Социологические опросы в совре­менном понимании этого метода стали явно - использо­ваться в науке во второй половине XIX века. Известно, чте одними из первых их стали использовать К. Маркс и Ф. Энгельс при подготовке своих работ о положении ра­бочего класса. Но особенно широкое распространение этот метод получил в начале XX века с развитием эмпи­рической (прикладной) социологии. В настоящее время он настолько широко используется в социологическом исследовании, что в какой-то мере стал даже своеобраз­ной визитной карточкой самой этой науки.

Само название этого метода предполагает его струк­туру: два крайних полюса - исследователь (сложное по­нятие, включающее в себя как разработчиков основных


документов опросного метода, так и тех, кто непосредст­венно осуществляет опрос анкетеров) и респондент (тот, кого опрашивают - анкетируемый), а также звено, опо­средующее их отношения, - анкета (или инструмента­рий). Кроме того, выделяется процессуальная структура этого метода, т.е. основные этапы его осуществления, к которым относятся:

1) подготовительный этап (включающий разработку
программы опроса, составление плана и сетевого графика
работ, проектирование инструментария, его пилотажная
проверка, размножение инструментария, составление ин­
струкций для анкетера, респондента и других лиц, участ­
вующих в опросе, подбор и подготовка интервьюеров,
анкетеров, решение организационных проблем);

2) оперативный этап - сам процесс анкетирования,
имеющий свои собственные стадии поэтапного осущест­
вления;

3) результирующий этап - обработка полученной
информации. Исходя из структуры метода, определяется
его характеристика, которая включает в себя ряд требо­
ваний, предъявляемых к исходным документам анкетного
опроса, к анкетеру, к респонденту и к самому инстру­
ментарию (к анкете, опросному листу).

Прикладное социологическое исследование отлича­ется от академического (чисто теоретического) тем, что здесь работает не один исследователь, а целая группа (исследовательский коллектив) во главе с опытным науч­ным руководителем.

Внутри такого коллектива, как правило, существует творческое разделение труда. Кто-то специализируется на составлении программы исследования, кто-то отвечает за подготовку инструментария, кто-то организует работу оп­росной сети, кто-то проводит само анкетирование, а кто-то занимается машинной и аналитической обработкой полученных данных. Анкетеры в большей своей части не являются штатными сотрудниками этих коллективов, а, проживая в своих регионах, время от времени исполь­зуются для осуществления анкетного опроса. Для этого они должны обладать определенными психологическими, нравственными и интеллектуальными качествами. Как правило, это студенты старших курсов вузов, преподава-


тели, учителя или воспитатели, низовые руководители производственных коллективов, т.е. все те, чья работа по­зволяет входить в контакт с большим числом людей, со­ответственно, иметь навыки общения с людьми. Сам ан­кетер не является разработчиком инструментария и может не знать о целях и задачах исследования, поэтому он нуж­дается в соответствующем информационном обеспечении. Непосредственно перед опросом проводится инструктаж анкетеров, на котором уточняется задание по организа­ции и процедуре опроса, обсуждаются нюансы работы с анкетой и респондентами, сроки выполнения работы и сдачи анкет. Это требует от анкетера пунктуальности, от­ветственности, точности, обязательности, внимательно­сти при исполнении своей работы, что обеспечивает на­дежность и достоверность результатов социологического исследования. Кроме устно проведенного инструктажа, ' каждому анкетеру вручается специальная инструкция с подробным описанием содержания работы и рекоменда­циями по ее исполнению. Предполагается, что анкетер должен глубоко осознавать свою личную ответственность по исполнению возложенных на него обязанностей. Он должен помнить, что именно от него зависит качество проведения опроса и правильного заполнения анкет. По­этому каждый анкетер должен обладать организаторски­ми способностями, быть общительным, коммуникабель­ным, способным побудить респондента к сотрудничеству, создать атмосферу доверия и рабочую обстановку по за­полнению анкет. Все приемы труда анкетера должны спо­собствовать качественному заполнению анкет респонден­тами. Для этого анкетер должен четко следовать выборке и инструкции, хорошо знать инструментарий, ориенти­роваться в исследуемой проблеме, грамотно проинструк­тировать респондентов по технике заполнения анкеты и об ее возврате.

По окончании анкетирования анкетер должен пред­ставить отчетные документы опроса: заполненные анке­ты, маршрутные листы (с указанием когда, где и в какое время проходил опрос и кто был опрошен), отчет о про­веденном опросе (с указание кто, где, в какое время и в каком месте проводил, анкетный опрос, сколько человек было опрошено, сколько было получено отказов по уча-


стию в исследовании со стороны респондентов, какие отклонения от выборки имеются, какие есть замечания по процедуре опроса).

Соответствующую подготовку должны пройти и оп­рашиваемые. Их необходимо нацелить на добросовестную, максимально строгую и точную процедуру заполнения анкеты, что достигается в краткой доверительной беседе анкетера с респондентами..,,

Основным средством коммуникации при проведе­нии опроса является анкета. Как составление анкеты, так и способы работы с ней имеют свои особые, методиче­ские приемы и характеристики, соблюдение которых яв­ляется необходимым условием успешной реализации этого метода, нацеленного на получение достоверной инфор­мации.

Каждое^- конкретное социологическое исследование требует содщшия особой анкеты, но все они имеют об­щую структуру:;Любая анкета включает в себя три основ­ные части: вводную, содержательную (основную часть) и заключительную (паспортичку).

Во введении указывается, кто проводит исследова­ние, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, под­черкивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.

Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надеж­ности информации. Это вопросы, касающиеся пола, воз­раста, образования, места жительства, социального поло­жения и происхождения, стажа работы респондента и др.

Особое значение имеет составление основной (со­держательной) части анкеты, ибо от этого во многом за­висит успех проводимого исследования.

Содержание анкеты (характер и виды задаваемых! вопросов, порядок их размещения, формализация пред­полагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объек­те. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержа­тельная часть анкеты. Формулировка вопросов - самый


сложный этап составления анкеты, которому предшеству­ет процедура эмпирического определения основных поня­тий исследования и отбора соответствующих эмпириче­ских индикаторов, каждому из которых соответствует один или несколько вопросов анкеты. В этой связи большое методологическое значение имеет типологизация вопро­сов, без знания которой вообще невозможно построить квалифицированную анкету.

По предметному содержанию вопросы можно под­разделить на:

*-» Вопросы о фактах. Целью этих вопросов является получение информации о социальных явлениях, о состоя­нии дел на производстве, о поведении окружающих. Они могут касаться и личности самого респондента, когда он заполняет данные паспортички, а также нести информа­цию о его действиях, поступках или их последствиях. •—— Вопросы о знании. Их цель состоит в раскрытии того, что знает и что может изложить респондент. Как прави­ло, это вопросы экзаменационного типа, имеющие целью выявить уровень информированности респондента и его знаний в определенной области. Такие вопросы могут со­держать задания, экспериментальные и игровые ситуации, решение которых требует от опрашиваемого использова­ния определенных навыков, знания конкретных фактов, событий, имен.

Вопросы о мнении. Эти вопросы направлены на фик­сацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого рес­пондента. Ответом в этом случае выступают оценочные суждения, основанные на индивидуальных представлёни-яхТЧерез мнения выявляется отношение человека к тем или иным событиям.

Вопросы о мотивах. Эти вопросы призваны выявить субъективное представление человека о мотивах своей дея­тельности. Один вопрос о мотивах не может дать подлин­ную картину мотивации деятельности, для этого необхо­дим целый комплекс подобных вопросов.

По своей логической природе вопросы подразделя­ются на:

^— Основные вопросы. На основе ответов на эти вопро­сы строятся выводы об изучаемом явлении, они состав­ляют большую часть анкеты.


Вопросы-фильтры. Эти вопросы задаются для отсе­ва некомпетентных лиц при опросе по изучаемой про­блеме или же с целью выделения части респондентов из всего массива по определенному признаку.

Контрольные вопросы служат для проверки устой­чивости, правдивости и непротиворечивости ответов, оп­ределения их искренности и достоверности.

—• Наводящие вопросы оказывают помощь респонденту в правильном осмыслении основного вопроса, помогают дать бодее точный ответ.

По своей психологической функции, определяющей отношение респондента к самому факту анкетирования и к тем вопросам, на которые ему предстоит ответить, по­следние делятся на:

'"Контактные вопросы служат для установления кон­такта с респондентом. Их цель - создать интерес к иссле­дованию, побудить принять в нем участие. Как правило, это первый или один из первых вопросов анкеты, кото­рый по форме должен быть весьма простым и касаться самого респондента, как бы настраивать его на заинтере­сованное участие в анкетировании. В качестве контактных вопросов часто используют вопросы чисто событийного характера. Главная же функция этого вида вопросов - об­легчение взаимодействия с респондентом во время опроса, побуждение его к наиболее полному и искреннему пред­ставлению своего мнения по существу исследуемой про­блемы. '

~~ Буферные вопросы. Целью этого вида вопросов яв­ляется переключение внимания при переходе от одного тематического блока к другому, причем часто этот вид вопроса представляет не только собственно вопрос, но и повествовательную преамбулу к нему, где исследователь поясняет логику мысли, создавая этим симметрию обще­ния: респонденту корректно предлагается переключиться с одной проблемы на другую и объясняется, для чего это необходимо сделать, ему предлагается подумать, вновь заострить внимание, переключиться. Вопросы этого вида, как правило, начинаются с общей формулы: "Как вы ду­маете?" - и далее идет описание новой проблемы.

~ Прямые вопросы направлены на выражение отноше­ния респондента - по поводу анализируемой проблемы, их оценку с его собственной позиции.


 


~^Кдсвенные_вопросы. При ответе на эти вопросы рес­пондент отвечает от имени труппы, коллектива, в безлич­ной форме, что позволяет ему как бы скрыть свою соб­ственную позицию и усилить критический акцент своих высказываний. Кроме того, косвенные вопросы задаются и тогда, когда прямые вопросы не вполне удобно задавать или есть предположение, что на них не будет получено искренних ответов, это ситуации, касающиеся частных, интимных сторон человеческой жизни или их отношения к власти, к своему непосредственному начальству и т.д.

_Пр^арактеру ответов на поставленные вопросы они подразделяются на следующие виды:

^~От1фыт.ые вопросы предполагают оригинальный по­вествовательный ответ в виде слова, предложения или не­скольких предложений. Формально эти вопросы выделя­ются тем, что за ними следует несколько пустых строк, которые и следует заполнить. Полученный ответ при этом носит естественный характер, дает максимум информации по теме исследования, что является весьма важным для социолога. Однако возникают сложности, связанные с об­работкой полученных ответов, их кодировкой, что неиз­бежно приводит к существенному ограничению использо­вания ЭВМ.

Закрытые вопросы. Ответы на них предполагают вы­бор из веера предложенных респонденту вариантов. Такие вопросы достаточно легко обработать, отпадает необходи­мость последующей интерпретации полученных ответов, но при этом есть опасность навязать свои ответы респон­денту в случае предоставления недостаточно полного рее­стра вариантов ответов.

Полузакрытые вопросы. Здесь наряду с набором оп­ределенных вариантов ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из предложенного перечня, респонденту предоставляется возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки открытости и закрытости.

Шкальные вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель.

р» Вопросы-меню. Здесь респонденту предлагается вы­брать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов.


«*> Дихотомические вопросы (или альтернативные) пред-полагаюттгтв'ёты |др принципу "да-нет"? носят взаимоис­ключающий характер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами альтернативы должны быть перемешаны без сме-I щения в какую-либо сторону, т.е. уравновешены.

Само составление анкеты считается делом чрезвы­чайно ответственным, связанным с переводом языка ги­потез на язык доступных респонденту вопросов.

Составление анкеты требует компетентности и опы­та социолога, т.к. предлагаемые в анкете вопросы долж­ны быть одинаково поняты различными социально-демо­графическими группами населения, а сама анкета должна соответствовать критериям достоверности, надежности и валидности.

Поэтому особое внимание должно быть уделено вер-| стке анкеты. Верстка анкеты предполагает группировку вопросов в итоговую структуру. Тут речь идет и о типо­графском оформлении анкеты, и о логике компонования вопросов, и их последовательности.

Сформированная система вопросов должна быть | проста для заполнения и обработки. Все разделы анкеты; могут иметь пояснения и выделяться особым шрифтом ; перед соответствующими блоками вопросов. Все блоки вопросов и сами вопросы логически связаны между со­бой, но логика построения анкеты может не совпадать с логикой обработки информации. При необходимости пе­ред каждым блоком вопросов можно давать пояснения, как работать с вопросом (особенно это важно при нали­чии вопросов-таблиц), как отмечать выбранный вариант ответа. Все вопросы анкеты должны быть пронумерованы по порядку, варианты ответов на вопрос также нумеру­ются по порядку. Категорически запрещается разрывать текст вопроса и переносить его на другую страницу. Хо­рошо использовать разный шрифт при печатании вопро­сов и ответов, при возможности использовать цветную пе­чать. Можно использовать рисунки для оживления текста анкеты, снятия психологического утомления респондента. Иллюстративно могут быть оформлены и некоторые во­просы, что разнообразит технику заполнения анкеты, по­зволяет избежать монотонности восприятия текста. Без-


условно, техника оформления анкеты зависит от печатных мощностей и финансовых ресурсов. Но в любом случае анкета должна быть исполнена четким шрифтом, преду­сматривать достаточное место для записи ответов на от­крытые вопросы и четкие стрелки-указатели переходов от

) одних вопросов к другим при фильтрации респондентов. Сама же последовательность вопросов может быть

' сформирована либо методом воронки (компоновка вопро-

:, сов от наиболее простых к более сложным), либо опреде­лена методом постадийного развертывания вопросов (пя­тимерный план Гэллапа). При этом необходимо помнить,

/что в любом случае количество вопросов в анкете лими-л-иревано/ Практика показывает, что анкетягтреоующая

/ для заполнения более 45 минут, несет в себе больше Ълу-чайной или недостаточной информации (что связано с эмоционально-психологической усталостью респондента). Поэтому оптимальным считается время заполнения анке-ты в течение 35-45 минут (чему соответствует 25-30- вопро- \

• сов по теме исследования).__________________________ \

_ __ Совершенно очевидно, что использование каких-
либо видов вопросов в анкете определяется целями и за­
дачами исследования, спецификой выборки и уровнем
культурной и образовательной подготовки респондентов.
При этом каждый вопрос должен быть задан нейтрально
со стороны исследователя, не должен быть двусмыслен­
ным. Каждый поставленный вопрос должен предполагать
точный ответЗГЭти общие требования к постановке и фор­
мулировке самого вопроса учитываются при составлении
разделов анкеты.

Составление анкеты предполагает ее проверку, ап­робацию, уточнение. Для оценки качества анкеты про­водится пилотажное исследование. В ходе его осущест­вляется проверка содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов ответов и т.д. Пилотаж проводится на микровыборке (до 109 человек) опытным социологом в форме интервью с фиксацией от­ветов респондента, его реакций на содержание вопросов, их понимание и восприятие, а также с обязательной фик­сацией времени, затраченного на опрос. Все это позволя­ет выявить недостатки инструментария, откорректировать их и адаптировать анкету к массовой работе. Если в ходе


пилотажного исследования устанавливается, что многие из опрашиваемых отвечают, что не знают или вообще ос­тавляют вопрос без ответа, то это означает, что вопрос непонятен респонденту, если же большинство опраши­ваемых дают однотипный ответ, это означает, что вопрос..имеет трафаретную форму, не нацеливает на выявление специфической информации. Когда вопрос вызывает у респондентов разнообразные комментарии и замечания, значит, он разработан недостаточно глубоко и ясно, упу­щены существенные моменты о спрашиваемом предмете. Отказ заполнять анкету свидетельствует о том, что она ли­бо непонятна, либо поставлены слишком "лобовые" во­просы, либо респондент не получил соответствующей подготовки, и здесь необходимо что-то поменять.

Пилотажное исследование, таким образом, способ­ствует обеспечению валидности анкеты (ее способности обеспечить получение необходимой информации), повы­шению ее надежности в качестве инструментария иссле­дования.

Важной методологитазкой проблемой анализа при­роды опросного метода является характеристика самого процесса его осуществления, т.е. анкетирования. О неко­торых моментах этого аспекта проблемы уже говорилось выше (подготовка анкетера и респондента к работе, вы­бор места, обеспечение интимности и анонимности оп­роса и т.д.), здесь же необходимо указать на некоторые типичные характеристики этого процесса, т.е. выявить ос-

/ $ новные типы анкетирования, исходя из места и средств

(I его проведения.

~По месту проведения анкетирования обычно ука­зывают на опрос по месту жительства и по месту работы. Однако этим не исчерпывается жизнедеятельность че­ловека. Последняя намного обширнее и разнообразнее. Правда, при всей многоликости человеческой жизнедея­тельности она также может быть типологизирована, т.е. можно выделить некоторые типичные ситуации жизнедея­тельности человека: последний живет, работает (учится), отдыхает, лечится, развлекается и передвигается. Именно по этим сферам и можно типологизировать виды анкет­ного опроса: по месту жительства (не исключая и мест заключения), по месту работы, в местах лечения, отдыха


и развлечения, наконец, в различных транспортных сред­ствах или местах ожидания (вокзал, аэропорт), а также просто прохожих.

По способу распространения анкет опросы подраз­деляются на:

-раздаточные (анкетный опрос, при котором анке-, тер лично вручает анкету и либо ждет, пока она заполня­ется, и тут же получает ее - очный раздаточный опрос, ли­бо получает заполненную анкету через несколько дней -заочный раздаточный опрос);

- почтовые (анкета по предварительному согласию
высылается и получается через почту);

- прессовые (анкета предлагается читателю через пе­
чатный орган);

- телетайпные (при этом способе распространение
и сбор инструментария и сопровождающих его докумен­
тов осуществляется с помощью телетайпно-телеграфной
сети).

По типу исследовательских задач опросы бывают:

- глубинный (нацелен на получение поисковой ин­
формации);

- фокусированный (собираются данные по конкрет­
ной ситуации);

- стандартизированный (нацелен на получение ста­
тистической информации);

- социометрический (нацелен на получение инфор­
мации о взаимоотношениях в малых группах).

По уровню компетентности респондентов различают: -массовый опрос (мнение неспециалиста по той или иной теме);

- массовый опрос в сотрудничестве с исследовате­
лем
(предполагает информационную помощь респон­
денту со стороны анкетера в осмыслении анализируемой
ситуации);

- симптоматический опрос (достаточное знание у
респондента общей информации без глубокого осмысле­
ния задач и целей исследования);

- экспертный опрос (опрос специалистов по анали­
зируемой проблеме).

После сбора анкет в различных видах анкетного опроса начинается их обработка и анализ данных. Полу-


ченные сведения призваны подтвердить или опровергнуть первоначальные гипотезы программы социологического исследования и стать основой для теоретических выводов и практических рекомендаций.

Из проведенного анализа следует, что метод анкет-:ого опроса является.наиболее важным меТодом сбора /первичной информации в социологическом исследовании;, |~Его подготовка, проведение и завершение требует специ-| альнея-подготовки и соответствующего исследовательского ^ опыта;, который концентрируется в деятельности научного руководителя, возглавлягсщегр тот или иной исследова­тельский коллектив Л) 4

^_____ При все^Пзрщеетйэтого метода он, тем не менее,

нуждаемся ь соответствующей корректировке и дополне­нии со стороны других методов, используемых в социо­логии. Такое дополнение осуществляется прежде всего со стороны второй разновидности опросного метода, како­вым является социологическое интервью. Рассмотрим его более подробно^

Социол&Огческое интервью имеет широкий спектр применения, его используют на подготовительной стадии исследования (как один из трех видов разведки); при про­ведении пилотажного исследования с целью корректиров­ки, отработки социологического инструментария; как са­мостоятельный метод исследования (сегодня один из ос­новных) и как способ контроля надежности информации, полученной другими способами социологического иссле­дования.

Интервью - это наиболее гибкий метод сбора социо-* логической информации, предполагающий проведение бе­седы (по определенному плану), основанной на непосред­ственном, личном контакте социолога и респондента.

Интервьюирование по сравнению с анкетировани­ем имеет свою специфику. Главное отличие состоит в способе общения социолога и респондента. При проведе­нии анкетирования оно полностью опосредовано анкетой: анкетер пассивен, содержание и смысл вопросов интер­претируются самим респондентом в соответствии с теми представлениями и убеждениями, которые сложились у него по существу обсуждаемой проблемы. Респондент са­мостоятельно формулирует свой ответ и фиксирует его в


анкете. При проведении же социологического интервью контакт между социологом-интервьюером и опрашивав- \ мым осуществляется непосредственно, интервьюер орга­низует интервью, задает вопросы, ведет беседу, направля­ет ее, фиксирует полученные ответы. Интервьюер может пояснять формулировку задаваемых вопросов в случае непонимания их респондентом, а также уточнять точку зрения респондента, просить у него дополнительной ин­формации с целью адекватного, точного представления ее в опросном листе (что невозможно сделать в случае ан­кетного, опроса).

^Совершенно очевидно, что для получения одного и того же объема информации в случае использования ме­тода интервью будет затрачено большее количество вре­мени, нежели при использовании анкетного опроса. Ис­пользование интервью предполагает также наличие штата специально обученных интервьюеров, что требует опре­деленных дополнительны^рфитйГнсовых и временных за­трат. Само же пвевед1;ние| интервью может занимать по­рой длительное время, чтё не всегда позитивно влияет на результат опроса (здесь сказывается усталость и интер­вьюера, и самого опрашиваемого).

Несколько проблематичным становится обеспече­ние анонимности беседы (даже в случае личного, инди­видуального интервью), так как данный вид опроса пре­дусматривает открытое словесное представление своей точки зрения опрашиваемым интервьюеру, что предпо­лагает совершенно особый подход к респонденту в про­цессе самого интервьюирования./*

Отмеченные моменты, ^сшзанные со сложностями проведения и организации интервью, являются не столь­ко непреодолимыми недостатками метода, сколько ори­ентируют на оптимизацию и совершенствование самой процедуры интервью, более серьезное отношение к его организации с целью использования всех его преимуществ в социологической практике. Виды интервью можно вы­делить по различным основаниям.

По степени формализации интервью подразделя­ются на:

Нестандартизированное (свободное) интервью. Пред­полагает отсутствие жесткой детализации поведения со­циолога и респондента во время интервью. Социологом в


данной ситуации разрабатывается опросный лист для ин­тервью и его план, предусматривающий определенную по­сле, а^вательность и формулировку вопросов в открытой форь

1" тервьюер задает вопросы строго в соответствии с опросный чистом, а респондент дает ответ в свободной форме, кочсрый в точности фиксируется интервьюером. Главная задача в данном случае - правильно зафиксиро­вать ответ респондента." Формы регистрации ответов пре­дусмотрены инструкцией (стенографирование, магнито­фонная запись, обычное дословное воспроизведение слов опрашиваемого или непосредственная кодировка ответов в ходе опроса,с использованием заранее подготовленного кодификатора4 Данный вид интервью весьма сложен как для респондента (так как он больше времени тратит на обдумывание вопроса и формулировку ответа), так и для интервьюера, который тратит массу времени и сил на регистрацию полученных ответов. Достаточно сложна по­следующая обработка и кодировка представленных ма­териалов. Все это обусловливает нечастое использование свободного интервью в практике социологических иссле­дований, хотя в ряде случаев именно этот вид интервью представляет особую ценность, так как поставляет наи­более полные, глубинные, содержательные ответы в их широком диапазоне.

Стандартизированное (формализованное) интервью. Предусматривает беседу по жестко фиксированному оп­роснику, где также четко представлены и варианты отве­тов на поставленный вопрос. В формализованном интер­вью обычно преобладают закрытые вопросы. В данном случае интервьюер по памяти в строго определенной по­следовательности задает вопросы респонденту, а получен­ные от респондента ответы идентифицирует с одним из предложенных вариантов ответов на вопрос в опросном листе. Сложность использования данного вида интервью заключается в том, что не предоставляется возможности задать респонденту большое количество вопросов (есть пределы памяти интервьюера, и весьма сложным являет­ся запомнить более 20-25 вопросов с вариантами ответов на них). Увеличение же числа задаваемых вопросов при­водит к их плохому восприятию на слух. В случаях не-


возможности сокращения количества вопросов в ходе ин­тервью уместно использование карточек с набором вари­антов возможных ответов на заданный вопрос, которые вручаются респондентам после прочтения. В любом слу­чае все задаваемые вопросы в процессе формализованного интервью должны быть ориентированы на устную беседу, а не на их прочтение. Кроме этого, необходимо считаться и с тем, что определенную сложность представляет и са­ма процедура идентификации полученных от респондента ответов интервьюером в соответствии с реестром предло­женных в опросном листе позиций. В этом случае от ин­тервьюера требуется особая внимательность, необходи­мость уточнения смысла полученного ответа, способность беспристрастно оценить и правильно зафиксировать по­лученный ответ. При необходимости объяснения какого-либо термина или вопроса в процессе беседы респонден­ту, интервьюер не должен допускать произвольного его толкования и отклонения от смысла изначальной форму­лировки вопроса (в противном случае это приведет к ис­кажению информации по проблеме исследования). При формализованном интервью вопросы могут иметь и от­крытый характер. Тогда строго задан лишь перечень и порядок вопросов, варианты же ответов не фиксированы. Однако в любом случае ситуация формализованного ин­тервью ориентирует исследователя-интервьюера на четкую работу с опросным листом, строго определяющим поря­док и формулировку вопросов и соблюдение инструкции по проведению интервью.

Полустандартизированное интервью. Этот вид ин­тервью предполагает сочетание в себе особенностей как формализованного, так и неформализованного интервью.

По другим основаниям виды интервью в основной своей части совпадают с теми, о которых говорилось при анализе анкетного опроса.

 

Проведение интервью требует организационной под­готовки, что предполагает выбор места и времени интер­вьюирования. Место проведения интервью определяется спецификой предмета исследования. В любом случае об­становка, в которой проводится интервью, должна быть спокойной и конфиденциальной (без присутствия посто­ронних лиц в удобное, свободное для респондента время).

Зак. 1717


Работа же самого интервьюера предполагает осуще­ствление следующих задач:

- налаживание контакта с респондентами;

- правильная постановка вопросов интервью;

- правильная фиксация ответов.

Задача интервьюера - организационно подготовить интервью, найти соответствующих выборке респондентов, убедить их принять участие в исследовании. На протяже­нии всего времени общения с респондентом интервьюер обеспечивает социально-психологическое взаимодействие, создает дружескую атмосферу, без которой трудно рассчи­тывать на искренность интервьюируемого.

После окончания работ на объекте по сбору социо­логической информации интервьюер должен представить в исследовательский центр следующие документы: запол­ненные бланки интервью, маршрутные листы, отчеты о работе.,

После проверки всех этих документов начинается специальный анализ бланков интервью с целью получе­ния обобщенной информации об изучаемом явлении.

Таким образом, анкетный опрос и социологическое интервью (в их многочисленных разновидностях) обеспе­чивают получение основного массива социологической информации. При всей ее важности нельзя не заметить и определенной доли субъективности этой информации, ибо так или иначе в ней зафиксировано мнение людей, кото­рое по самой своей природе не может не быть субъектив­ным. Задача исследователя - снизить эту долю, на базе субъективных мнений зафиксировать проявление объек­тивных явлений и тенденций общественной жизни. Для этого используются специальные методы обработки анкет и бланков интервью с целью получения объективной ин­формации, а также возможность дополнить эту информа­цию с помощью других методов, имеющихся в арсенале социологического исследования.

5.2. Социологическое наблюдение

•Одним из основных методов сбора информации в социологическом исследовании является наблюдение. В самом широком смысле наблюдение - это способ позна-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.193.45 (0.092 с.)