Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Расчет потребности в оборудовании↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель занятия – спроектировать схему внутренней технологической планировки торгового зала магазина «Школьник» ТФ «Детский мир», научиться определять установочную и экспозиционную площадь, потребность в оборудовании. Формирование способности управлять ассортиментом, торгово-технологическим процессом, разрабатывать проекты профессиональной деятельности (ПК – 3, ПК – 5, ПК – 18)
Помещения магазинов, их устройство, планировка и размещение должны соответствовать принятой схеме торгового и технологического процессов. Их подразделяют на следующие группы: торговые, для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; подсобные, служебные и бытовые, технические. Торговые помещения в магазине являются основными. Они включают торговый зал и помещения для дополнительного обслуживания покупателей (зал кафетерия, места хранения сумок и др.). Торговые помещения магазина играют основную роль в непосредственном доведении товаров до потребителей и обслуживании покупателей. В этих помещениях завершаются торговый и технологический процессы магазина – покупатели выбирают товар, оплачивают их. Торговые помещения должны обеспечивать не только рациональную организацию торгового процесса, но и максимальные удобства для покупателей. Поэтому от устройства, планировки и оборудования торговых помещений во многом зависят качество обслуживания и эффективность торгового процесса в магазине, основным результатом которого является – товарооборот. Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже должны иметь непосредственную связь с торговым залом и могут примыкать к нему с одной, двух или трех сторон. Наиболее рациональным является размещение этих помещений на одном уровне с торговым залом. Размещение их в подвальном (полуподвальном) помещении существенно (до 30-40%) увеличивает трудоемкость работ при перемещении товаров внутри магазина. Взаимосвязь между торговыми помещениями и помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже определяются технологической схемой каждого типа магазина. Помещения для приемки товаров должны обеспечивать возможность быстрой разгрузки автотранспорта и использования средств механизации. Для этого уровень разгрузочных площадок должен совпадать или быть близок к уровню кузова автомашины. Разгрузочные площадки оснащают и уравнительными платформами, и врезанными в пол товарными весами. Это дает возможность использовать при разгрузке, приемке и внутримагазинном перемещении товаров тарированные тележки и колесные контейнеры. Для разгрузки транспортных средств и приемки товаров крупные магазины должны иметь крытые рампы, дебаркадеры. Помещения для хранения товаров должны обеспечивать их сохранность в течение установленного срока хранения, соответствие фактического режима хранения нормативному и соответствие ассортименту продовольственных или непродовольственных товаров. Холодильные камеры следует размещать в одном блоке, обеспечивая тем самым минимальные потери холода и возможность более экономичного централизованного хладоснабжения. К устройству помещений для подготовки товаров должны предъявляться повышенные общетехнические требования, так как характер работ, выполняемых в них (фасовка, нарезка, утюжка, мойка и др.), предусматривает использование специальных устройств и оборудования. Фасовочные и гладильные помещения следует размещать в непосредственной близости к торговому залу. Размещение других помещений определяется технологической схемой движения товарных потоков в магазине. Таким образом, устройство и размещение всех помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже следует подчинить требованиям рациональной организации торгового и технологического процессов магазина. Эти помещения должны быть связаны между собой коридорами шириной не менее 1,8 м. Подсобные помещения – используются для хранения тары, упаковочных материалов, инвентаря, спецодежды, для мелкого ремонта инвентаря и оборудования, изготовления рекламно-декоративных средств, приемки стеклянной тары от населения, а также моечные. Подсобные помещения целесообразно размещать в боковой, наиболее отдаленной от торгового зала части здания, поскольку в торговом и технологическом процессах магазина прямого участия они не принимают. Кладовые тары размещают вблизи разгрузочной площадки, что позволяет грузить освобождающуюся тару на автомашины с минимальными трудовыми затратами. При приеме стеклотары кладовые должны иметь отдельный вход. Служебные и бытовые помещения (кабинет директора, столовая, комната отдыха для персонала, гардеробные, душевые и др.) должны быть изолированы от помещений для приемки. Хранения и подготовки товаров к продаже, иметь отдельный вход или соединяться коридором с торговыми помещениями. Технические помещения – вентиляционные камеры, машинные отделения лифтов и холодильных установок, камеры кондиционирования воздуха и др. Устройство и размещение технических помещений определяются их функциональным назначением и соблюдением правил и требований техники безопасности и пожарного надзора. Условия и исходные данные Торговая фирма «Детский мир» планирует открыть новый филиал – магазин «Школьник» с месячным оборотом реализации 6 млн.руб., площадь которого подлежит распределению между различными отделами согласно табл. 8.1.
Таблица 8.1 – Характеристики товарных отделов
На первом этапе предлагается определить торговую площадь каждого отдела и всего магазина «Школьник» в целом.
Методические указания Задание рекомендуется выполнять в группе по два человека. Для определения площади торгового зала, которую необходимо выделить каждому товарному отделу магазина «Школьник» необходимо: 1) определить месячный объем товарооборота товарного отдела (тыс.руб.), который составляет: 6000 тыс.руб. * уд. вес отдела (%); 2) рассчитать торговую площадь (кв.м.), которую необходимо выделить каждому товарному отделу. Для этой цели планируемый месячный объем товарооборота товарного отдела следует разделить на месячный объем товарооборота соответствующего товарного отдела ТФ «Детский мир» на 1 кв.м. торговой площади; 3) определить общую площадь торгового отдела магазина «Школьник». Результаты следует представить в виде табл. 8.2.
Таблица 8.2 – Торговая площадь магазина «Школьник»
Применяемый метод распределения площади торгового зала дает приемлемые результаты, но отнюдь не обязательно оптимальные. В качестве единицы измерения торговой площади, выделяемой в торговом зале под те или иные товарные отделы, не обязательно применять товарооборот. В магазинах тканей, готового платья, обуви и целом ряде других в качестве такой единицы используют объем реализации (съем выручки), отнесенный к торговой площади (кв.м); в магазинах с преимущественно продовольственным ассортиментом, галантерейных, хозяйственных магазинах в качестве критерия чаще всего используют такой показатель, как съем выручки с единицы длины (1 п.м) полок торговых горок, стеллажей, на которых выложены товары; при продаже замороженных продуктов оценку продуктивности можно проводить по объему реализации, отнесенному к единице объема (1 куб.м) холодильного оборудования торгового зала. 4) Определить общую площадь магазина «Школьник», если торговая площадь составляет 65% от общей площади. 5) Определить структуру площадей магазина «Школьник», табл. 8.3.
Таблица 8.3 – Структура площадей магазина
Основным торговым помещением является торговый зал, который, как правило, занимает большую долю (45-75%) в общей площади магазина. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и др. работников магазина. Поэтому устройство и планировка торгового зала должны отвечать требованиям рациональной организации совершаемых здесь операций. Важнейшими из этих требований являются: - соблюдение движения покупательского потока; - обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; - создание условий хорошей просматриваемости и удобств для ориентации покупателей. Под технологической планировкой торгового зала понимается способ расстановки торговой мебели и торгово-технологического оборудования. При размещении торговой мебели и оборудования могут быть использованы различные типа планировок, но наибольшей популярностью пользуются такие планировки магазина, как линейная, «трек» и произвольная. Линейная планировка – основу составляют длинные ряды островных горок, стеллажей с товарами, разделенные проходами. Этот метод планировки эффективен с точки зрения затрат, т.к. площадь используется самым оптимальным образом. Все проходы имеют одинаковую длину, а ширина их позволяет покупателям с тележками свободно разминуться друг с другом. Линейная планировка подходит для магазинов, которые покупатели должны обойти целиком. Планировка под названием «трек» (петля) представляет собой один центральный проход, к которому ведут несколько входов в магазин, охватывающих, как бы петляя между ними. Такая планировка способствует импульсивным покупкам, когда покупатели идут по магазину, смотрят по сторонам и заходят в секции (отделы) магазина, что стимулирует их к приобретению товара. Произвольная планировка – торговая мебель и проходы располагаются асимметрично. Такая планировка с успехом используется в небольших магазинах, в бутиках крупных торговых центров, что стимулирует движение покупателей в магазине. Виды планировок показаны на рис. 7.1. Торговый зал можно разделить на несколько зон или площадей – установочную, проходов для покупателей, рабочих мест продавцов и площадь зоны расчетного узла. Установочная площадь – это площадь, занимаемая под установку оборудования и крупногабаритных товаров, размещаемых на полу или подиумах. Обычно для этих целей отводиться 27 – 30 % площади торгового зала. Степень эффективности использования площади торгового зала можно определить путем расчета коэффициента установочной площади по следующей формуле:
, (8.1)
где Кy - коэффициент установочной площади; Sy – установочная площадь, кв.м; Sт.з. – площадь торгового зала, кв.м.
Однако эффективность использования площади торгового зала определяется не только степенью использования ее под установку оборудования. Важно еще и то, чтобы установочная площадь была эффективно использована под выкладку товаров, что может быть достигнуто при оснащении торгового зала оборудованием, имеющим достаточно большую площадь выкладки (экспозиции). Экспозиционная площадь – это площадь выкладки товаров, состоящая из площади всех плоскостей оборудования, используемых для показа товаров. Она включает все горизонтальные, вертикальные и наклонные плоскости (полки, корзины, кассеты, перфорированные щиты, панели), на которых выкладывается товар. Сюда же включается и площадь, занятая под установку крупногабаритных товаров. Показателем, характеризующим степень использования площади торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент экспозиционной площади:
, (8.2) где Кэ – коэффициент экспозиционной площади; Sэ – площадь выкладки (экспозиции) товара, кв.м; Sт.з. - площадь торгового зала, кв.м.
Считается, что наиболее приемлемыми отношениями между площадью выкладки (экспозиции) товаров и площадью торгового зала в магазинах самообслуживания являются 0,7-0,75, или 70-75%. Коэффициент установочной и экспозиционной площади позволяют оценить эффективность использования торговой площади под размещение и выкладку товаров. Для этого предложены величины указанных коэффициентов (для магазинов самообслуживания), приведенные в таблице 8.4 и 8.5.
Таблица 8.4 – Примерные показатели коэффициентов установочной и экспозиционной площади в продовольственных магазинах самообслуживания
Таблица 8.5 – Примерные показатели коэффициентов установочной и экспозиционной площади в непродовольственных магазинах самообслуживания
Часть площади торгового зала отводится под зоны для проходов покупателей. Ширина проходов устанавливается Строительными нормами и правилами, определена в ГОСТ «Розничная торговля. Классификация предприятий» и принимается следующая:
Таблица 8.6 - Ширина проходов в торговом зале магазина
Ширина проходов в торговых залах должна быть достаточной для того, чтобы обеспечить свободное, беспрепятственное движение потоков покупателей. Проходы для покупателей подразделяются на главные и второстепенные. Ширину главных проходов принимают 4 – 3,8 м, исходя из условий двухстороннего движения покупателей; ширину второстепенных проходов, предназначенных для одностороннего движения, - 1,7 – 1,2 м. В магазинах, где торговля ведется через прилавок обслуживания, выделяется площадь для организации рабочих мест продавцов. Ее размер определяется умножением длины фронта прилавка на глубину рабочего места. При этом глубина рабочего места включает ширину прилавка, ширину проходов между прилавком и торговым оборудованием для выкладки и размещения рабочего запаса товаров и глубину этого оборудования. Площадь зоны расчетного узла включает площадь, занятую кабинами контролеров-кассиров, площадь проходов между кабинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателей в процессе расчетных операций. Для расчета числа рабочих мест контролеров-кассиров можно использовать формулу: , (8.3)
где К – количество рабочих мест контролеров-кассиров; П – площадь торгового зала, кв.м; в – среднее время расчета с одним покупателем, ч; п – площадь торгового зала, приходящаяся на одного покупателя (2,5-7,5) кв.м, в зависимости от метода продажи; 3600 – количество секунд в 1 ч; и – коэффициент использования рабочего времени контролером-кассиром (в среднем 0,7-0,8).
Также число кассовых терминалов (N) в расчетном узле можно определить по формуле 8.4. (8.4)
где M – пропускная способность магазина, чел./ч; f – среднее число единиц товара, приобретенного одним покупателем; t - время обработки одной единицы товара (сканирование штрихкода), ввод идентификационного кода товара с помощью клавиатуры), ч; Т – дополнительное время, главным образом расходуемое на расчеты с одним покупателем, ч; К – средний коэффициент использования рабочего времени кассиром; чаще всего принимают К=0,7.
На втором этапе выполняется разработка планировки торгового зала, взаимосвязи всех помещений магазина.
Условия и исходные данные Условиями при выполнении второго этапа служат результаты расчета торговой площади магазина «Школьник» по товарным группам (табл. 8,2). При проектировании технологической планировки магазина также необходимо использовать условия табл. 8.7.
Таблица 8.7 – Условия для проектирования
Методические указания При разработке схемы технологической планировки магазина необходимо: 1. Разработать общую планировку магазина с учетом данных табл. 8.3, показать взаимосвязь помещений (образец в Приложении Б). 2. Определить потребность в кассовом оборудовании, учитывая, что основной метод продажи в магазине – самообслуживание. При расчете использовать формулу 8.3 или 8.4. 3. Определить спецификацию торгового оборудования к технологической планировке торгового зала магазина: а) рассчитать размер установочной и экспозиционной площади, используя формулы 8.1 и 8.2, показатели коэффициентов по таблице 8.4 и 8.5.
На третьем этапе осуществляется подбор мебели для выбранной планировки торгового зала и рассчитанной установочной и экспозиционной площади.
Методические указания
1. Подобрать из каталога торговой мебели производителей торгового оборудования необходимый ассортимент и размеры торговой мебели и оборудования для магазина «Школьник» с учетом расчетов выполненных расчетов. Спецификацию оборудования оформить таблицей 8.8.
Таблица 8.8 – Спецификация оборудования
2. Разработать планировку торгового зала магазина «Школьник». При распределении торговой площади необходимо учитывать выделяемое место в соответствии с ожидаемым объемом продаж. Узлы расчета должны располагаться так, чтобы покупатели, выходя из торгового зала, обязательно проходили мимо контролера кассира и чтобы в торговом зале не возникли встречные потоки покупателей. Вхождение в магазин покупательского потока должно быть спроектировано против движения часовой стрелки, а выход из торгового зала должен обязательно проходить через кассовый узел. В зоне расчетного узла магазина предусматривается место для хранения личных вещей покупателей, а также корзин и тележек для отбора товаров покупателями. Условные обозначения торгово-технологического оборудования и конструкционных особенностей здания, а также образцы планировок различных магазинов показаны в Приложении В и Г.
Порядок сдачи работа Преподавателю сдается отчет по практическому занятию 8 «Составление схемы технологической планировки магазина. Расчет потребности в оборудовании»: - выполненные задания в соответствии с методическими указаниями; - обоснование выбранной технологической планировки.
Список литературы А) основная литература 1. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельностью в Российской Федерации». 2. Федеральный закон «О защите прав потребителей». 3. ГОСТ «Розничная торговля. Классификация предприятий» 4..ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли» 5. ГОСТ Р 51303-99 «Торговля: термины и определения» 6. Бланк А.И. Торговый менеджмент. – К.: УФИ менеджмента и бизнеса, 2000. 7. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли [Электронный ресурс]: учебник/ Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К., Памбухчиянц О.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2011.— c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4489. 8. Организация и технология торговли [Электронный ресурс]: учебник/ С.Н. Виноградова и др..— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2009.— 464 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20104. 9. Памбухчиянц О.В. Организация торговли [Электронный ресурс]: учебник/ Памбухчиянц О.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2013.- 296 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17592. 10. Леви М., Вейтц Б. Основы розничной торговли / Пер. с англ. под ред. Ю.Каптуревского. – СПб.: Питер, 2009. 11. Ньюмэн Э.,Каллен П. Розничная торговля: организация и управление / Пер. с англ. под ред. Ю.Каптуревского. – СПб.: Питер, 2009. 12. Чкалова О.В. Торговое дело: учеб. пособие. – М.: Эксмо, 2009. 13. Шепелев А.Ф., Печенежская И.А., Гиссин В.И. Торгово-технологическое оборудование. – М.: Изд-во «ПРИОР», 2012.
Б) дополнительная литература 1. Арустамов, Э. А. Оборудование предприятий торговли: учебное пособие для вузов / Э. А. Арустамов. - 8-е изд. – Москва: Дашков и Ко, 2012. - 451 с. 2 Жданова Т.С. Технологии продаж [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Жданова Т.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2013.— 184 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15709. 3. Каталоги торговой мебели 4. Строительные нормы и правила (СНиП «Магазины») 5. Инструкция «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» (П- 6) 6. Инструкция «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» (П- 7) 7. Правила работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность. 8. Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров. 9. Семин О.А, Сайдашева В.А. Сервис в торговле. Маркетинг и управление качеством торговых услуг. – М.: Изд-во «Дело и сервис», 2008. 10. Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с население. 11. Журналы: «Новости торговли. Торговое оборудование», «Российская торговля», «Современная торговля», «Мерчандайзинг», «Маркетинг в России и за рубежом».
Приложение А
Приложение Б
Рисунок Б1 - Планировка магазина
Приложение В
Рисунок В1 – «Решетка» с линейным поперечным размещением торгового оборудования
Рисунок В2 – «Решетка» со смешанным линейным размещением торгового оборудования Рисунок В3 – Боксовая планировка («трек», или «петля»)
Приложение Г Таблица Г1 – Условные обозначения частей зданий и оборудования
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 751; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.17.60 (0.013 с.) |