Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проведение «круглого стола» по теме

Поиск

Содержание

 

  1. Введение 4
  2. Содержание практических занятий 5

Занятие №1 Проведение «Круглого стола» по теме «Организация

государственного регулирования торговой деятельности» (семинар) 5

Занятие№2 Изучение характеристик основных видов тары 6

Занятие №3 Состояние и перспективы развития оптовой торговли

(семинар) 7

Занятие №4 Разработка маршрутов и графиков завоза товаров в

розничную торговую сеть (ситуационная задача) 8

Занятие №5 Разработка торгово-технологического процесса и

технологических карт, планограмм выкладки для магазина (кейс) 13

Занятие №6 Типы и форматы магазинов в России и за рубежом (семинар) 17

Занятие №7 Зонирование территории, выбор месторасположения розничного торгового предприятия (кейс) 18

Занятие №8 Составление схемы технологической планировки магазина.

Расчет потребности в оборудовании 23

  1. Список литературы 31
  2. Приложения 33

 

Введение

 

Практикум охватывает раздел «Организация и технология розничной торговли» курса «Организация, технология и проектирование предприятий» и включает практические работы, связанные с разработкой маршрутов и графиков завоза товаров в розничную торговую сеть, расчетом площадей магазина, зонированием территории торгового предприятия, расчетом потребности в торгово-технологическом оборудовании.

Методические указания предназначены для усвоения и закрепления полученных теоретических знаний, предусмотренных учебной программой, стандартом ВПО по направлению 100700.62 «Торговое дело» профиль «Коммерция, логистика, маркетинг».

Цель методических указаний – развитие у обучающихся практических навыков и умений в следующих областях организации и технологии розничной торговли: определение потребности в торговых помещениях, разработка планировки магазина с учетом формата и движения покупательского потока, управление торгово-технологическим процессом розничного торгового предприятия и т.д., что, в свою очередь, позволяют сформировать у студентов профессиональные компетенции:

ПК-3 «способность управлять ассортиментом и качеством товаров и услуг, оценивать их качество, диагностировать дефекты, обеспечивать необходимый уровень качества товаров и их сохранение, эффективно осуществлять контроль качества товаров и услуг, приемку и учет товаров по количеству и качеству»;

ПК-5 «способность осуществлять управление торгово-технологическими процессами на предприятии, регулировать процесс хранения, проводить инвентаризацию, определять и минимизировать затраты материальных и трудовых ресурсов, а также учитывать и списывать потери»;

ПК-18 «способность разрабатывать проекты профессиональной деятельности (торгово-технологические, и/или маркетинговые, и/или рекламные, и/или логистические процессы) с использованием информационных технологий.

Для выполнения практических занятий по курсу «Организация, технология и проектирование предприятий» необходимы знания таких дисциплин, как «Организация коммерческой деятельности (по отраслям)» «Основы маркетинга», «Экономика предприятия», «Логистика» и др.

Темы практических занятий дополняют друг друга и позволяют студентам не только расширить теоретические знания, но и получить навыки в организации работы розничных торговых предприятий, а также научиться анализу и принятию эффективных организационных и технологических решений, правильному и логическому изложению собственных идей.

Каждое практическое занятие содержит условия и исходные данные, методические указания и методическое обеспечение.

 

 

Практическое занятие № 1

Вопросы (доклады, рефераты) для обсуждения

 

1. Основные положения ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельностью в Российской Федерации».

2. Принципы и организация государственного регулирования торговой деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

3. Методы государственного регулирования товарного обращения.

4. Основные функции контроля и надзора торговой деятельности со стороны

- Роспотребнадзора

- ФНС

- СЭН

- Пожарного надзора

- ФАпоТРиМ

 

В проведении «круглого стола» принимают участие представители Министерства экономики и торговли УР, представители Администрации г.Ижевска, представители розничных торговых структур.

 

Методическое обеспечение

 

1. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли [Электронный ресурс]: учебник/ Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К., Памбухчиянц О.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2011.— c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4489.

2. Егоров В.Ф. Организация торговли: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009. -353 с.

3. Организация и технология торговли [Электронный ресурс]: учебник/ С.Н. Виноградова и др..— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2009.— 464 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20104.

4. Памбухчиянц О.В. Организация торговли [Электронный ресурс]: учебник/ Памбухчиянц О.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2013.- 296 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17592.

4. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельностью в Российской Федерации».

6. Федеральный закон «О защите прав потребителей».

7. Журналы «Новости торговли», «Современная торговля», «Российская торговля»

 

Порядок сдачи работы

Преподавателю сдаются доклады и рефераты в печатном виде.

 

 

Практическое занятие № 2

Методические указания

Задание выполняется в группах по два человека. На основании изученного теоретического материала студентам следует представить классификацию основных видов тары, расшифровать маркировку и штрих-код. Результаты оформить в виде табл.

2.1 – 23.

 

Таблица 2.1 - Характеристика основных видов тары по назначению, материалу изготовления, жесткости, кратности использования, конструкции, методу изготовления

№ п/п Наименова-ние тары Назна-чение Материал изготов- ления Степень жестко-сти Кратность использо- вания Конст- рукция Метод изготов- ления
               

 

 

Таблица 2.2 - Характеристика требований, предъявляемых к таре

№ п/п Наименование тары Требования к таре
технологические экономические эстетические санитарно- гигиенические
           

 

 

Таблица 2.3 - Содержание маркировки

№ п/п Вид тары Информация Расшифровка штрихового кода
производственная коммерческая потребительская
           

 

Маркировка тары для транспортировки и складирования показана в Приложении А.

Порядок сдачи работы

 

Преподавателю сдаются оформленные таблицы 2.1 – 2.3

 

 

Практическое занятие № 3

Вопросы (доклады, рефераты) для обсуждения

1. Роль и сущность оптовой торговли в сфере товарного обращения, история развития.

2. Функции оптовой торговли в народном хозяйстве.

3. Классификация, виды оптовых предприятий, их функции.

4. Посреднические оптовые структуры как организаторы оптового товарооборота, их функции и назначение.

5. Организационная структура оптового предприятия.

6. Перспективы и направления развития оптовой торговли.

Порядок сдачи работы

Преподавателю сдаются ДОКЛАДЫ и РЕФЕРАТЫ в печатном виде.

 

Методическое обеспечение

  1. Волгин В.В. Склад: Практическое пособие. – М.: ИД «Дашков и К», 2009.
  2. Голиков Е.А. Оптовая торговля. – М.: Экзамен, 2008.
  3. Егоров В.Ф. Организация торговли. – СПб.: Питер, 2009.
  4. Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2012.
  5. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. / Под общ. ред. Л.А.Брагина и Т.П.Данько. - М.: ИНФРА-М, 2009.
  6. Щур Д.П., Труханович Л.В. Основы торговли. Оптовая торговля. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2000.
  7. Журналы: «Новости торговли», «Российская торговля».

 

 

Практическое занятие № 4

Методические указания

 

Для расчета грузооборота по отправке товаров в магазины со складов распределительного центра используют данные о прогнозируемом месячном обороте по отдельным группам товаров в этих магазинах, а также примерную стоимость 1 т товара.

Значения грузооборота получают как результат деления прогнозируемого розничного товарооборота на примерную стоимость 1 т товаров по соответствующим группам:

, (4.1)

 

где Гij – прогнозируемый месячный грузооборот i-го магазина по j-й товарной группе, т/мес.;

Oij – прогнозируемый месячный товарооборот i-го магазина по j-й товарной группе, руб./мес.;

Ci – примерная стоимость 1 т товаров j-й товарной группе, руб./т.

Суммарный месячный грузооборот i-го магазина (по товарам, доставляемым со складов распределительного центра) определяется по формуле 4.2:

 

, (4.2)

 

где Гj - прогнозируемый месячный грузооборот i-го магазина по всем товарным группам, т./месс.

N – общее число товарных групп, доставляемых в i-й магазин со складов распределительного центра.

Расчет месячного грузооборота обслуживаемой РТС рекомендуется представить в форме табл. 4.3.

 

Таблица 4.3 – Расчет показателей месячного грузооборота для магазинов обслуживаемой РТС (по товарам, доставляемым со складов распределительного центра), т/месс.

Магазины Грузооборот по отдельным товарным группам Общий грузооборот
консервы сахар кондитерские крупы макаронные
А            
Б            
и т.д.            

 

Этап второй: Разработка маршрутов завоза товаров в магазины сети

 

Условия и исходные данные

1. Схема размещения магазинов сети представлена на рис. 4.1. Распределительный центр расположен в пункте О, обслуживаемые магазины – в пунктах А – И. Цифрами на рисунке указаны расстояния между объектами сети.

2. Количество товаров, завозимых в магазины в течение месяца, определено при выполнении первого этапа (табл. 4.3).

3. Частота завоза товаров в магазины сети – 8 раз в месяц.

4. Грузоподъемности автомобилей, используемых для доставки товаров в магазины сети – 6 т.

5. Средний класс перевозимого груза – второй (продовольственные товары).

 

Методические указания

1.Определяется объем единовременного завоза товаров в магазины сети. Для этого необходимо объем завоза в течение месяца, полученный в табл. 4.3 (общий грузооборот), разделить на частоту завоза. Результат расчетов рекомендуется представить в форме табл. 4.4.

 

Таблица 4.4 – Расчет объема единовременного завоза товаров в магазины сети

Магазины Объем завоза в течение месяца, т/месс. Частота завоза, завозов в месяц Единовременный завоз товаров, т
А      
Б      
и т.д.      

 

2. Составляются кольцевые маршруты доставки товаров в магазины сети.

Кольцевые маршруты могут разрабатываться с помощью, так называемого алгоритма Свира (рис.4.1).

 

 

Рисунок 4.1 – Декомпозиция транспортной сети при составлении маршрутов развоза – метод Свира

 

Воображаемым лучом, исходящим из точки О и постепенно вращающимся по (или против) часовой стрелке, начинаем «стирать» с координатного поля изображенные на нем магазины (эффект «дворника» - стеклоочистителя). Как только сумма заказов «стертых» магазинов достигнет вместимости транспортного средства, фиксируем сектор, обслуживаемый одним кольцевым маршрутом. На кольцевые маршруты, кроме ограничений по вместимости, могут накладываться дополнительные требования, например ограничения по времени. Формирование кольцевых маршрутов завершается при полном обороте стирающего луча.

Вместимость транспортного средства определяется его грузоподъемностью и коэффициентом использования грузоподъемности, зависящим от объемного веса перевозимых товаров. Для продовольственных товаров средний коэффициент использования грузоподъемности равен 0,8 (второй класс груза). Это означает, что в автомобиль номинальной грузоподъемности 6 т можно будет погрузить 6 * 0,8 = 4,8 т продовольственных товаров.

С помощью алгоритма Свира определяем кольцевые маршруты, по которым будет развозиться товар.

Результаты выполнения задания рекомендуется представить в форме табл. 4.5.

 

Таблица 4.5 – Список маршрутов централизованной доставки товаров в магазины сети

Маршрут № 1 Маршрут № 2 Маршрут № 3 и т. д.
магазин объем едино-временного завоза, т магазин объем едино-временного завоза, т магазин объем едино-временного завоза, т магазин объем едино-временного завоза, т
               

Этап третий :Разработка графиков завозы товаров

Условия и исходные данные

Средняя скорость автомобиля на маршруте 20 км/ч.

Норма времени на операции подготовки и завершения разгрузки в магазинах – 12 мин на один магазин (0,2 ч).Норма времени на разгрузку в одном магазине – 3 мин (0,05 ч) на каждую полную или неполную тонну.

Норма времени на погрузку автомобиля на складе – 24 мин (0,4 ч).

После четырех часов работы автомобиля необходимо предусмотреть обеденный перерыв водителя в течение одного часа.

Методические указания

На основе определенных маршрутов второго этапа работы рассчитывается продолжительность рейсов по каждому из них.

Время оборота на маршруте рассчитывается по формуле 4.3:

 

, (4.3)

где То – общее время оборота на маршруте, ч;

Дм – длина маршрута, км;

См – средняя скорость на маршруте, км/ч;

Тпогр – время на погрузку автомобиля на складе, ч;

Тподг – время на операции подготовки и завершения разгрузки в магазине, ч;

Тразг – время на разгрузку автомобиля в магазине, ч.

 

Результаты определения времени оборота, а также других параметров маршрутов необходимо представить в форме табл. 4.6.

 

Таблица 4.6 – Характеристика маршрутов централизованной доставки товаров

в магазины сети

Номер маршрута Магазины, вклю-ченные в маршрут Протяженность маршрута, км Время работы автомобиля, ч Общий вес доставки на маршруте, т
         
         
и т. д.        

 

График централизованной доставки товаров, являющийся результатом выполнения данного задания, составляется по форме табл. 4.7. на 4 недели.

 

Таблица 4.7 – График централизованной доставки товаров в магазины сети

Магазины Первая неделя Вторая неделя
пн вт ср чт пт сб пн вт ср чт пт сб
А                        
Б                        
В                        
Г                        
Д                        
Е                        
Ж                        
З                        
И                        

 

Порядок сдачи работы

Преподавателю сдаются РАБОТЫ, выполненные на первом, втором и третьем этапе практического занятия, т.е. оформленные таблицы 4.3 – 4.7.

 

Практическое занятие № 5

Разработка торгово-технологического процесса и технологических карт, планограмм выкладки для магазина

 

Цель практического занятия – ознакомиться со структурой и порядком разработки торгово-технологического процесс, технологических карт для розничного предприятия.

Формирование способности осуществлять управление торгово-технологическим процессом, эффективно осуществлять приемку и учет товаров по количеству и качеству, регулировать процесс хранения, разрабатывать проекты профессиональной деятельности (ПК – 3, ПК – 5, ПК – 13)

 

На предприятиях торговли выполняется достаточно много технологических операций. Технология торговли включает комплекс последовательных взаимосвязанных способов, приемов и трудовых операций, направленных на сохранение потребительских свойств товаров и ускорение доведения товаров до торговой сети и до потребителей.

Специфическая особенность технологии торговли состоит в том, что здесь не только осуществляется процесс движения товаров из сферы производства в сферу потребления, но и происходит смена форм стоимости. Поэтому в торговле выполняются как торговый, так и технологический процессы.

Торговый процесс обеспечивает смену форм стоимости, предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Этот процесс включает продажу товаров и обслуживание покупателей, изучение спроса населения, формирование ассортимента, рекламу товаров, оказание покупателям дополнительных услуг и др.

Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товаров в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Этот процесс включает такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговом зале магазина и др.

Таким образом, торговые и технологические процессы в магазинах (торгово-технологические процессы, ТТП) – это совокупность последовательных взаимосвязанных операций, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащего качества до потребителей с наименьшими затратами труда и времени при высоком уровне их торгового обслуживания.

Структура ТТП, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и др. факторов. Примерная структура ТТП в магазине показана на рис. 5.1.

ТТП в магазине можно разделить на три основные части:

1) Операции с товарами до предложения их покупателям: разгрузка транспортных средств; доставка товаров в зону приемки; приемка товаров по количеству и качеству; доставка товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал; хранение товаров; подготовку товаров к продаже; перемещение товаров в торговый зал; выкладку товаров на торговом оборудовании.

2) Операции непосредственного обслуживания покупателей: встреча покупателя; предложение товаров; отбор товаров покупателями; расчет за отобранные товары; оказание покупателям дополнительных услуг.

3) Дополнительные операции по обслуживанию покупателей: прием предварительных заказов; комплектование подарочных наборов; раскрой тканей и др.

 

 

Рисунок 5.1 – Структура ТТП в магазине

 

Важным инструментом управления ТТП в магазине являются технологические карты, которые представляют собой детальные разработки последовательности выполнения торгово-технологических операций. Они могут быть составлены на отдельные этапы или весь процесс внутримагазиннного движения товаров.

Применение технологических карт позволяет более целесообразно использовать средства труда, предметы труда и рабочую силу, исключить ошибки при выполнении соответствующих операций.

 

Условия и исходные данные

Торговая фирма «Детский мир» планирует открыть новый филиал – магазин «Школьник» с месячным оборотом реализации 6 млн.руб., площадь которого подлежит распределению между различными отделами согласно табл. 5.1.

 

Таблица 5.1 – Характеристики товарных отделов

№ П/П Наименование товарных отделов Удельный вес в товарообороте, % Месячный товарооборот торговой фирмы «Детский мир» на 1 кв.м. торговой площади, тыс.руб.
  Швейные изд., головные уборы 25,6 50,5
  Трикотаж 18,8 41,8
  Обувь 20,4 20,9
  Игрушки 13,2 18,6
  Спорттовары 6,0 34,4
  Канцелярские и школьно-письменные товары 8,2 18,8
  Книги 7,8 20,4
  Всего    

 

Администрации магазина необходимо разработать торгово-технологический процесс для различных видов ассортимента товаров, составить ряд технологических карт, дающих полное и четкое описание всех операций, осуществляемых в магазине с момента поступления товаров до их продажи населению, что может способствовать рациональному использованию трудовых ресурсов, сохранности товара; эффективно осуществлять приемку и учет товаров по количеству и качеству, регулировать процесс хранения.

Для выполнения работы следует использовать следующие исходные данные:

Методические указания

Задание рекомендуется выполнять в группе по два человека.

На первом этапе необходимо разработать структуру ТТП отдела на примере конкретного ассортимента, как показано на рис. 4.1.

На втором этапе студентам необходимо изучить соответствующие положения и инструкции, указанные в методическом обеспечении.

На третьем этапе составляются две технологические карты (по выбору преподавателя) по форме, представленной в табл. 4.1.

 

Таблица 4.1 – Технологическая карта выполнения операций по_____________ в магазине «Школьник»

Исходные обстоятельства Исполнители Содержание работы Какие документы оформляются Что запрещается или не допускается
           

 

При определении содержания работы по тому или иному исходному обстоятельству следует руководствоваться соответствующими положениями, предусмотренными инструкцией «О порядке приемки продукции производственно – технического назначения и товаров народного потребления по количеству», инструкцией «О порядке приемки продукции производственно – технического назначения и товаров народного потребления по качеству», Правилами работы предприятия розничной торговли, Правилами продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, Санитарными правилами и нормами для предприятий продовольственной торговли, Типовыми правилами эксплуатации весоизмерительного, холодильного и контрольно-кассового оборудования. В соответствии с требованиями этих документов принимается решение о заполнении графы «Какие документы оформляются».

При заполнении графы «Что запрещается или не допускается» в технологических картах необходимо учитывать следующие основные предостережения:

- не допускается отказ в приемке груза под предлогом инвентаризации, отсутствия сопроводительных документов;

- не допускается приемка мелких отправок без проверки веса брутто (взвешивания) и его соответствия транспортным документам;

- запрещается актирование фактов, неустановленных непосредственно участниками приемки;

- запрещается превышать максимальную грузоподъемность средств механизации;

- не допускается оставление разгруженных товаров на рампе;

- запрещается превышать допустимый срок хранения товаров;

- при укладке товаров на хранение и размещении их в торговом зале не следует нарушать правила товарного соседства;

- торговое оборудование, имеющее неисправности, запрещено эксплуатировать до полного их устранения;

- не следует переполнять товарами полки горок и другое оборудование для выкладки товаров;

- не допускается продажа товаров с истекшим сроком хранения или реализации;

- запрещается требовать от покупателей, входящих в торговый зал, предъявления приобретенных ими в других магазинах товаров, ставить на них какие - либо отметки, а также обязывать оставлять личные вещи;

- при наличии очередей в рабочее время не допускается закрытие кассы для подсчета выручки;

- запрещается продажа товаров без сертификатов, удостоверяющих их качество;

- не допускается обусловливать продажу одних товаров обязательным приобретением других;

- не следует допускать к работе на торгово-технологическом оборудовании лиц, не освоивших правила их эксплуатации;

- работникам торгового зала запрещается курить и принимать пищу на рабочем месте.

 

Порядок сдачи работы

Преподавателю сдается отчет по практическому заданию № 5, к которому прилагаются: структура ТТП, разработанные технологические карты.

 

 

Практическое занятие № 6

Вопросы (доклады, рефераты) для обсуждения

  1. Торговые форматы российского рынка.
  2. Типы и форматы магазинов в Германии.
  3. Характеристика форматов магазинов в Японии.
  4. Типы магазинов в Великобритании.
  5. Особенности типов магазинов в США.

 

Порядок сдачи работы

Преподавателю сдаются ДОКЛАДЫ и РЕФЕРАТЫ в печатном виде.

 

Методическое обеспечение

  1. Берман Б., Эванс Дж. Розничная торговля: стратегический подход. М.: Изд. дом «Вильямс», 2009.
  2. Сидорова Е.Ю. Международная торговля [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Сидорова Е.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: АСТ, 2008.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/928.
  3. Никишкин В.В. Маркетинг розничной торговли. Теория и методология. – М.: Изд-во «Экономика», 2008.
  4. Ньюмэн Э., Каллен П. Розничная торговля: организация и управление. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2010.
  5. Чкалова О.В. Торговое дело. – М.: Эксмо, 2010.
  6. Журналы: «Новости торговли», «Современная торговля», «Маркетинг в России и за рубежом».

 

 

Практическое занятие № 7

Торгового предприятия

Целью практического занятия является ознакомление с факторами, влияющими на выбор месторасположения магазина и методами определения зон его деятельности. Расчет торгового пространства и радиуса деятельности розничного торгового предприятия.

Формирование способности разрабатывать проекты профессиональной деятельности с использованием информационных технологий (ПК – 18)

 

Решающим элементом в формировании стратегии розничного торгового предприятия является выбор его месторасположения. Предприятия должны как можно ближе размещаться к населению, обеспечивая высокую эффективность капитальных вложений. Размещая магазины, следует учитывать влияние таких факторов, как:

- градостроительные – величина города, форма плана и функциональное зонирование его территории, плотность населения, размещение мест приложения труда, административные, культурные и спортивные центры;

- транспортные – направление и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта;

- социальные – снижение совокупных затрат времени на посещение предприятий розничной торговли, достижение высокого уровня торгового обслуживания;

- экономические – обеспечение необходимой эффективности капитальных вложений на развитие сети торговых предприятий и оптимального уровня их доходности.

К основным принципам рационального размещения розничных торговых предприятий относятся:

- равномерность – расположение магазинов равномерно по всей территории города с учетом плотности населения. Он применим не ко всем, а лишь к однотипным магазинам и, в первую очередь, торгующим товарами повседневного спроса и обслуживающим в основном постоянный контингент покупателей;

- ступенчатость – необходимость территориального сближения магазинов разного товарного профиля с целью обеспечения удовлетворения комплексного спроса на товары.

В новых экономических условиях, когда торговля развивается быстрыми темпами, торговая сеть становится все более насыщенной и территориально концентрированной. В зависимости от уровня территориальной концентрации возможны такие варианты расположения торговых точек:

- изолированные торговые точки – пространственно удалены от других точек розничной торговли. Различают монопольную изоляцию – создает продавцу уникальное удобное и доступное для потребителей положение (книжный магазин на территории учебного заведения) и операционную изоляцию – магазины определенного профиля находятся вдалеке от подобных магазинов;

- сгруппированные точки розничной торговли – магазины находятся рядом друг с другом или в тесном соседстве. Группа – два или более близко расположенных продавца розничной торговли, имеющих общую клиентуру. Сгруппированные точки бывают двух видов: запланированные и незапланированные. Сгруппированные торговые точки могут формироваться с учетом примерно одного профиля или разного профиля. В группе магазинов проявляется так называемый синергический эффект – совместная группировка большого числа магазинов способствует тому, что каждый из них привлекает больше покупателей.

В настоящее время в практически любом населенном пункте можно выделить четыре основных типа торговых зон, т.е. участков городской застройки с примерно равными условиями торговой деятельности:

1. Центральная торговая зона – совпадает с центром деловой активности. Действующая торговая сеть здесь, как правило, несбалансированна и ориентируется на обслуживание города в целом, а не постоянных жителей этой территории.

2. Периферийные торговые зоны – являются сосредоточением деловой жизни на уровне городского округа и района.

3. Пригородная торговая зона – соответствует в основном центрам спальных районов города.

4. Районная торговая зона – территориально ограниченный микрорайон

 

Условия и исходные данные

 

При выборе месторасположения для розничного торгового предприятия оценивается розничное торговое пространство. При этом используются три основных показателя: размер, форма и структура торгового пространства.

Торговое пространство может иметь самые разные формы, которые зависят от структуры транспортных сетей; материальных, общественных преград; местоположения конкурентов.

Структура торгового пространства – это сравнительная способность розничного торговца привлекать потребителей с разных расстояний или из разных потребительских районов, и оно может рассматриваться как обычное, сложное и долевое.

Обычное торговое пространство обеспечивает большую часть деятельности торгового предприятия. Это торговое пространство включает в себя любого и одновременно всех потребителей, которые покупают или могут купить любой товар в исследуемом магазине.

Сложное торговое пространство – это набор торговых площадей, каждая из которых устроена в соответствии с типом товаров, которые продает магазин.

Долевое торговое пространство основано на степени отдаленности потребителя от магазина.

Размер торгового пространства зависит от целого ряда факторов: тип и размер торгового предприятия, удаленность от конкурирующих предприятий, размер конкурирующих предприятий, наличие транспортных коммуникаций.

В качестве определяющего фактора при выборе и оценке месторасположения часто используют оптимальный радиус обслуживания в зависимости от площади территории (торгового пространства), которую обслуживает магазин. Радиус обслуживания – это район деятельности магазина, который определяется расстоянием, преодолеваемым покупателями от места жительства до данного магазина.

Радиус обслуживания рассчитывается по формуле:

 

, (7.1)

 

где R – радиус обслуживания, м;

Sт – площадь территории (торговое пространство), кв. м;

- 3,14.

 

Потребители отдают предпочтение тому или иному торговому пространству, руководствуясь некоторыми критериями. Первоначальным таким критерием было расстояние до магазина (равновозможная точка Конверса). Конверс разработал формулу, которая позволяет розничному торговцу рассчитать равновозможную точку в единицах длины между конкурирующими магазинами. Равновозможная точка (D) находится на границах торговых пространств между двумя магазинами и рассчитывается по формуле:

 

, (7.2)

 

где d – расстояние между розничными предприятиями, км;

x – магазин с большей зоной обслуживания;

Px - численность населения, посещающего магазин x;

y – магазин с меньшей зоной обслуживания;

Py - численность населения, посещающего магазин y.

 

Предположим, расстояние между магазинами составляет 20 км. Величина равновозможной точки D – 15 км. Эти 15 км отсчитываются от магазина с большей зоной обслуживания, поскольку полученное число 15 больше половины расстояния между магазинами. Если бы D получилось меньше 10 (половина расстояния между магазинами), то отсчет следует проводить от магазина с меньшей зоной обслуживания. Это означает, что граница торгового пространства от магазина x находиться на расстоянии 15 км, а от магазина y – на расстоянии 5 км (20 – 15 = 5), т.е. магазин x имеет большие конкурентные преимущества.

Потенциально размер и конфигурацию зоны обслуживания (торгового пространства) можно рассчитать, учитывая торговую площадь магазинов, тогда равно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.170.253 (0.02 с.)