Типы и форматы магазинов в России и за рубежом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы и форматы магазинов в России и за рубежом



(Семинарское занятие)

 

Цель практического занятия – изучение существующих типов и форматов розничных торговых предприятий российского и зарубежного рынка. Формирование способности разрабатывать проекты профессиональной деятельности (ПК – 18)

Вопросы (доклады, рефераты) для обсуждения

  1. Торговые форматы российского рынка.
  2. Типы и форматы магазинов в Германии.
  3. Характеристика форматов магазинов в Японии.
  4. Типы магазинов в Великобритании.
  5. Особенности типов магазинов в США.

 

Порядок сдачи работы

Преподавателю сдаются ДОКЛАДЫ и РЕФЕРАТЫ в печатном виде.

 

Методическое обеспечение

  1. Берман Б., Эванс Дж. Розничная торговля: стратегический подход. М.: Изд. дом «Вильямс», 2009.
  2. Сидорова Е.Ю. Международная торговля [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Сидорова Е.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: АСТ, 2008.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/928.
  3. Никишкин В.В. Маркетинг розничной торговли. Теория и методология. – М.: Изд-во «Экономика», 2008.
  4. Ньюмэн Э., Каллен П. Розничная торговля: организация и управление. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2010.
  5. Чкалова О.В. Торговое дело. – М.: Эксмо, 2010.
  6. Журналы: «Новости торговли», «Современная торговля», «Маркетинг в России и за рубежом».

 

 

Практическое занятие № 7

Зонирование территории, выбор месторасположения розничного

Торгового предприятия

Целью практического занятия является ознакомление с факторами, влияющими на выбор месторасположения магазина и методами определения зон его деятельности. Расчет торгового пространства и радиуса деятельности розничного торгового предприятия.

Формирование способности разрабатывать проекты профессиональной деятельности с использованием информационных технологий (ПК – 18)

 

Решающим элементом в формировании стратегии розничного торгового предприятия является выбор его месторасположения. Предприятия должны как можно ближе размещаться к населению, обеспечивая высокую эффективность капитальных вложений. Размещая магазины, следует учитывать влияние таких факторов, как:

- градостроительные – величина города, форма плана и функциональное зонирование его территории, плотность населения, размещение мест приложения труда, административные, культурные и спортивные центры;

- транспортные – направление и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта;

- социальные – снижение совокупных затрат времени на посещение предприятий розничной торговли, достижение высокого уровня торгового обслуживания;

- экономические – обеспечение необходимой эффективности капитальных вложений на развитие сети торговых предприятий и оптимального уровня их доходности.

К основным принципам рационального размещения розничных торговых предприятий относятся:

- равномерность – расположение магазинов равномерно по всей территории города с учетом плотности населения. Он применим не ко всем, а лишь к однотипным магазинам и, в первую очередь, торгующим товарами повседневного спроса и обслуживающим в основном постоянный контингент покупателей;

- ступенчатость – необходимость территориального сближения магазинов разного товарного профиля с целью обеспечения удовлетворения комплексного спроса на товары.

В новых экономических условиях, когда торговля развивается быстрыми темпами, торговая сеть становится все более насыщенной и территориально концентрированной. В зависимости от уровня территориальной концентрации возможны такие варианты расположения торговых точек:

- изолированные торговые точки – пространственно удалены от других точек розничной торговли. Различают монопольную изоляцию – создает продавцу уникальное удобное и доступное для потребителей положение (книжный магазин на территории учебного заведения) и операционную изоляцию – магазины определенного профиля находятся вдалеке от подобных магазинов;

- сгруппированные точки розничной торговли – магазины находятся рядом друг с другом или в тесном соседстве. Группа – два или более близко расположенных продавца розничной торговли, имеющих общую клиентуру. Сгруппированные точки бывают двух видов: запланированные и незапланированные. Сгруппированные торговые точки могут формироваться с учетом примерно одного профиля или разного профиля. В группе магазинов проявляется так называемый синергический эффект – совместная группировка большого числа магазинов способствует тому, что каждый из них привлекает больше покупателей.

В настоящее время в практически любом населенном пункте можно выделить четыре основных типа торговых зон, т.е. участков городской застройки с примерно равными условиями торговой деятельности:

1. Центральная торговая зона – совпадает с центром деловой активности. Действующая торговая сеть здесь, как правило, несбалансированна и ориентируется на обслуживание города в целом, а не постоянных жителей этой территории.

2. Периферийные торговые зоны – являются сосредоточением деловой жизни на уровне городского округа и района.

3. Пригородная торговая зона – соответствует в основном центрам спальных районов города.

4. Районная торговая зона – территориально ограниченный микрорайон

 

Условия и исходные данные

 

При выборе месторасположения для розничного торгового предприятия оценивается розничное торговое пространство. При этом используются три основных показателя: размер, форма и структура торгового пространства.

Торговое пространство может иметь самые разные формы, которые зависят от структуры транспортных сетей; материальных, общественных преград; местоположения конкурентов.

Структура торгового пространства – это сравнительная способность розничного торговца привлекать потребителей с разных расстояний или из разных потребительских районов, и оно может рассматриваться как обычное, сложное и долевое.

Обычное торговое пространство обеспечивает большую часть деятельности торгового предприятия. Это торговое пространство включает в себя любого и одновременно всех потребителей, которые покупают или могут купить любой товар в исследуемом магазине.

Сложное торговое пространство – это набор торговых площадей, каждая из которых устроена в соответствии с типом товаров, которые продает магазин.

Долевое торговое пространство основано на степени отдаленности потребителя от магазина.

Размер торгового пространства зависит от целого ряда факторов: тип и размер торгового предприятия, удаленность от конкурирующих предприятий, размер конкурирующих предприятий, наличие транспортных коммуникаций.

В качестве определяющего фактора при выборе и оценке месторасположения часто используют оптимальный радиус обслуживания в зависимости от площади территории (торгового пространства), которую обслуживает магазин. Радиус обслуживания – это район деятельности магазина, который определяется расстоянием, преодолеваемым покупателями от места жительства до данного магазина.

Радиус обслуживания рассчитывается по формуле:

 

, (7.1)

 

где R – радиус обслуживания, м;

Sт – площадь территории (торговое пространство), кв. м;

- 3,14.

 

Потребители отдают предпочтение тому или иному торговому пространству, руководствуясь некоторыми критериями. Первоначальным таким критерием было расстояние до магазина (равновозможная точка Конверса). Конверс разработал формулу, которая позволяет розничному торговцу рассчитать равновозможную точку в единицах длины между конкурирующими магазинами. Равновозможная точка (D) находится на границах торговых пространств между двумя магазинами и рассчитывается по формуле:

 

, (7.2)

 

где d – расстояние между розничными предприятиями, км;

x – магазин с большей зоной обслуживания;

Px - численность населения, посещающего магазин x;

y – магазин с меньшей зоной обслуживания;

Py - численность населения, посещающего магазин y.

 

Предположим, расстояние между магазинами составляет 20 км. Величина равновозможной точки D – 15 км. Эти 15 км отсчитываются от магазина с большей зоной обслуживания, поскольку полученное число 15 больше половины расстояния между магазинами. Если бы D получилось меньше 10 (половина расстояния между магазинами), то отсчет следует проводить от магазина с меньшей зоной обслуживания. Это означает, что граница торгового пространства от магазина x находиться на расстоянии 15 км, а от магазина y – на расстоянии 5 км (20 – 15 = 5), т.е. магазин x имеет большие конкурентные преимущества.

Потенциально размер и конфигурацию зоны обслуживания (торгового пространства) можно рассчитать, учитывая торговую площадь магазинов, тогда равновозможная точка (D) находится по формуле 7.3.

 

, (7.3)

 

где D – граница зоны обслуживания более мелкого магазина по направлению к более крупному, м;

L – расстояние между магазинами-конкурентами, м;

Sб – торговая площадь более крупного магазина, кв. м;

Sм – торговая площадь более мелкого магазина, кв. м.

 

Предположим, что взаимное расположение Вашего предприятия и магазинов-конкурентов имеет следующий вид (рис. 7.1). В этом случае границу зоны обслуживания (равновозможную точку) Вашего предприятия можно определить путем следующих расчетов:

 

 

Рисунок 7.1. – Взаимное расположение магазинов-конкурентов в микрорайоне

 

Методические указания

Задание рекомендуется выполнять на примере розничного торгового предприятия, являющегося объектом курсового или дипломного проектирования.

На первом этапе необходимо определить факторы, влияющие на месторасположение магазина.

На втором этапе необходимо выполнить расчет границ зон обслуживания (равновозможную точку) по формуле 7.3 и оформить таблицу 7.1.

 

Таблица 7.1 – Данные для расчетов

Магазины Sторговая (кв.м) L (м) D (м)
         

 

На третьем этапе составить рисунок взаимного расположения магазинов-конкурентов в микрорайоне (образец рис. 7.1).

На четвертом этапе выполняется расчет площади торгового пространства (потенциальной зоны обслуживания) магазина (Sт), используя геометрические формулы.

На пятом этапе необходимо выполнить расчет радиуса обслуживания розничного торгового предприятия по формуле 7.1.

На шестом этапе составить рисунок дислокации магазина, показав торговое пространство и радиус деятельности (образец рис. 7.2, 7.3), выполнив его на карте муниципального образования.

 

 

 

Рисунок 7.2 – Торговое пространство и радиус деятельности магазина

Рисунок 7.3 – Торговое пространство и радиус деятельности магазина «Сактон»

Порядок сдачи работы

Преподавателю сдается отчет по практическому заданию 7 «Зонирование территории, выбор месторасположения розничного торгового предприятия» в соответствии с методическими указаниями.

Практическое занятие № 8

Составление схемы технологической планировки магазина.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 729; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.036 с.)