Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм антикризисного управления на микроуровне

Поиск

Для успешной организации управления на микроуровне при воз­никновении кризисных явлений и ситуаций необходимы:

• организация перспективного планирования;

• постоянное отслеживание внешней и внутренней обстановки, выявление факторов, способных вызвать кризис, угрожающий деятельности предприятия;

• разработка предварительных мер по снижению уязвимости предприятия, в том числе по предотвращению аварий, экологи­ческих бедствий, природных катаклизмов (наводнений, грозовых дождей, местных паводков и т. п.);

• создание резервов (финансовых, сырьевых и др.);

• сокращение текущих расходов на производстве;

• создание дублирующих систем управления;

• диверсификация;

активная инновационная политика как основной механизм выхода из кризиса.

По мнению современных менеджеров и специалистов в области экономики и управления, только активная инновационная политика в сочетании с использованием инвестиций для внедрения новых технологий, продуктов и товаров позволяет успешно решать проблемы выхода из кризисных ситуаций.

 

 

  1. Системи управління кризовими ситуаціями.

Как считает А. А. Николенко [25], для достижения целей финансо­вого оздоровления ИО-должника необходимо разработать и осуще­ствить комплекс организационно-финансовых мер (рис. 14.4).

Для определения платежеспособности ИО в соответствии с Поста­новлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкрот­стве) предприятий» установлены показатели для оценки удовлетво­рительности структуры предприятия, к которым относятся:

• коэффициент текущей ликвидности;

♦ коэффициент обеспеченности собственными средствами;

♦ коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами показыва­ет наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходи­мых для его финансовой устойчивости.

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспе­ченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обяза­тельств предприятия.

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности де­монстрирует наличие реальной возможности у предприятия восста­новить либо утратить свою платежеспособность в течение определен­ного периода.

Порядок определения перечисленных показателей, анализа балан­са предприятия и признания его неплатежеспособным устанавливает­ся упомянутым Постановлением Правительства РФ. Механизм реа­лизации процедур банкротства ИО приведен на рис. 14.5 [25].

 

Рис. 14.4. Организационные и финансовые меры санации ИО.

 

  1. Банкрутство як метод антикризового управління.

Антикризисное управление на предприятии может вводиться в слу­чае кризиса и признания предприятия банкротом. Прежде всего сле­дует уяснить существующие объективные условия несостоятельности различных организационно-правовых форм собственности предприя­тий. Как правило, эти условия порождаются непродуманностью эконо­мической концепции и неудовлетворительной подготовкой управлен­ческих кадров. Незнание руководителями современных методов и технологий управления привело к несостоятельности (банкротству) большого количества предприятий.

Основные условия, приводящие предприятия к банкротству:

• отсутствие экономической стратегии и экономической концеп­ции развития в условиях рыночных отношений;

• разрыв экономических связей между странами СНГ и потеря рынков сбыта на их территориях;

• низкая квалификация кадров менеджеров во всей иерархии уп­равления сверху донизу;

• замедленное развитие организационно-правовых основ разви­тия предпринимательства;

• наличие социально-психологических стереотипов, препятствую­щих восприятию необходимости перехода к рыночным отноше­ниям;

• неудовлетворительное финансово-экономическое положение и как следствие — замедление инновационных процессов;

• высокие темпы инфляционных процессов, приводящие к нехват­ке средств для внутренних инвестиций.

Перечисленные условия в совокупности и каждое из них в отдель­ности создали объективные предпосылки для банкротства многих предприятий. Эти предпосылки в большинстве случаев порождены органами государственного управления.

Данное утверждение подтверждается опытом развитых стран, где около 30 % банкротств зависит от внешних факторов, а остальные — от внутренних. Таким образом, каждое предприятие в Украине может оказаться банкротом и быть таковым без правового оформления но­вого статуса.

Под банкротством предприятия понимается его неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюд­жет, внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств дол­жника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

Внешний признак банкротства предприятия — приостановление его текущих платежей в том случае, когда оно не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредито­ров в течение трех месяцев со дня наступления срока их исполнения. Предприятие считается банкротом после признания факта о его несо­стоятельности арбитражным судом или после его официального объявления должником при добровольной ликвидации предприятия.

После признания предприятия банкротом по отношению к нему применяются следующие процедуры:

• реорганизационные;

• ликвидационные;

• мировое соглашение.

Реорганизационные и ликвидационные процедуры предполагают:

• введение внешнего антикризисного управления имуществом и его санацию;

• принудительную ликвидацию предприятия-должника по реше­нию арбитражного суда;

• добровольную ликвидацию несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.

Ликвидация предприятия-должника осуществляется в процессе конкурсного производства. Организационно-правовая процедура признания предприятия банкротом устанавливает:

• подведомственность дел о банкротстве;

• рассмотрение дела о банкротстве в арбитражном суде;

• реорганизационные процедуры;

• принудительную реорганизацию предприятия-должника;

• мировое соглашение;

• направленные действия должника, собственника предприятия-должника, кредитора и иных лиц;

• внесудебные процедуры.

Эффективность антикризисного управления после признания пред­приятия банкротом во многом зависит от радикально направленных действий арбитражного управляющего, который назначается арбит­ражным судом по инициативе самого предприятия-должника или кре­диторов и которому передаются функции внешнего управления имуществом должника. Если кредиторы выдвигают несколько кандидатур, то назначение арбитражного управляющего происходит на конкурс­ной основе.

В практике наблюдается как первая, так и вторая ситуация, т. е. выдвижение происходит по инициативе как самого предприятия-долж­ника, так и кредиторов. Рассмотрим процедуру назначения арбитраж­ного управляющего по инициативе самого предприятия-должника, ко­торый в своем ходатайстве (заявлении) обосновывает необходимость и целесообразность проведения указанной процедуры, вносит предло­жение по кандидатуре арбитражного управляющего. К ходатайству прилагается письменное соглашение кандидата на проведение внешне­го управления имуществом должника.

К заявлению, подаваемому должником, прилагаются бухгалтерский баланс либо заменяющие его бухгалтерские документы на после­днюю отчетную дату, а если наступила новая отчетная дата — новый бухгалтерский баланс или заменяющие его бухгалтерские документы.

Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить пла­тежеспособность предприятия-должника путем реализации части его имущества и осуществления других организационных и экономичес­ких мероприятий с целью продолжения его деятельности.

Кандидат в арбитражные управляющие должен быть экономистом или юристом либо обладать опытом хозяйственной работы, а также не иметь судимостей. Им не может быть должностное лицо админист­рации предприятия-должника или кредитора. Кандидат представляет декларацию о своих доходах и имущественном состоянии.

Продолжительность проведения внешнего управления имуществом должника не должна превышать 18 мес.

Главное действующее лицо в антикризисном управлении предприя­тием-банкротом — арбитражный управляющий, которого законода­тель наделил соответствующими правами и обязанностями. В частно­сти, он имеет право:

• руководить предприятием-должником и исполнять обязанности, определенные законодательными актами Украины для руково­дителя предприятия;

• отстранять в случае необходимости руководителя предприятия от выполнения обязанностей по управлению предприятием-дол­жником, принимать на работу и увольнять работников в соответ­ствии с законодательством о труде;

• разрабатывать план проведения внешнего антикризисного уп­равления имуществом должника и организовывать его выпол­нение;

• распоряжаться имуществом должника;

• созывать собрание (комитет) кредиторов, которое участвует в антикризисном управлении;

• выполнять другие предусмотренные законом функции.
Полномочия собрания кредиторов могут быть такими:

• образование комитета кредиторов и определение его функций; при этом комитет кредиторов имеет право требовать от арбит­ражного управляющего предоставления соответствующей ин­формации и объяснений;

• утверждение плана проведения внешнего управления имуще­ством должника;

• определение размера вознаграждения арбитражному управляю­щему, подлежащего утверждению арбитражным судом;

• выбор предприятия, на которое возлагается обязанность вносить денежные средства на депозитный счет арбитражного суда в случаях, предусмотренных законом;

• выполнение других функций, предусмотренных законом, пригла­шение на проведение собраний представителей трудового кол­лектива предприятия-должника.

Собрание кредиторов вправе вносить изменения в утвержденный план управления имуществом должника и предложения по его реали­зации, которые после утверждения их арбитражным судом должны приниматься арбитражным управляющим к исполнению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.56 (0.012 с.)