Упражнения для работы с одаренными детьми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения для работы с одаренными детьми



Упражнение «Оформление стенда»

Участники тренинга делятся на 3 – 4 подгруппы. Каждая получает почтовый конверт. В подгруппе выбирается какая-то область проблем, с которыми сталкиваются одаренные дети и их родители (например, проблемы общения со сверстниками, взаимодействия с учителями, родителями, и т.д. Тренер следит, чтобы выбранные области не повторялись в подгруппах. С помощью маркеров, журналов и клея конверты оформляются в соответствие с выбранной областью проблем (название области пишется). На лист ватмана подгруппы приклеивают свой конверт. В течение всего тренинга любой участник может написать какой-то вопрос и положить в конверт, соответствующий области проблемы. Позже будет проведена работа с заданными вопросами. Упражнение направлено на определение и уточнение проблем одаренных детей и их воспитания, сложностей взаимодействия их с родителями.

Упражнение «Портрет одаренного ребенка»

Участники тренинга делятся на 3 – 4 подгруппы. Каждая получает карточку «Портрет одаренного ребенка» (см. Приложение 1), на которой перечислены индивидуальные особенности такого ребенка, а так же качества, на присущие одаренным детям. Участники подгрупп совместно выбирают те черты, которые, по их мнению, действительно свойственны одаренным детям. Они могут дополнить этот список другими чертами. Таким образом, составляется портрет одаренного ребенка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение и «рисуется» общий портрет одаренного ребенка.
Упражнение направлено на уточнение и обобщение особенностей одаренного ребенка. 40 мин.: 20 мин. – составление портрета в подгруппах; 10 мин. – обсуждение; 10 мин. – составление общего портрета.
Различное поведение. Тренер просит группу разделиться на пары. Один человек из пары выходит за дверь. Он – «ребенок». Тренер дает ему инструкцию: «Вы должны подойти к «родителю» (человеку из пары, оставшемуся в аудитории) и показать ему что-то очень интересное для вас, например какого-нибудь жука, красивый камешек или что-то еще. Надо просить его посмотреть на это». Инструкция для «родителя» следующая: «Вы должны изображать человека, очень занятого своими делами, отказаться смотреть на ту ерунду, которую вам будет показывать ребенок». После того, как эта часть упражнения будет проведена, тренер просит «детей» снова выйти за дверь. Инструкция для них та же самая. А для «родителей» инструкция меняется: «Когда к вам подойдет ребенок, вы должны отложить все свои дела и посмотреть на то, что он будет вам показывать. Отнеситесь к нему с вниманием». После этого, упражнение следует обсудить, выяснить, какие чувства испытывали те и другие участники, как бы им хотелось повести себя в этой ситуации на самом деле, какие они испытали сложности, какие сделали выводы. Упражнение направлено на демонстрацию правильного и неправильного поведения по отношению к ребенку (причем, не только одаренному, но и любому), осознание его потребностей.

Упражнение «Билль о правах»

Группа делится да две подгруппы – «детей» и «родителей» (желательно поменять участников предыдущего упражнения местами – те, кто были «детьми», станут «родителями», а бывшие «родители» – «детьми»). Каждая подгруппа составляет список своих прав в течение 15 мин. После этого подгруппы начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно окончательно принято другой стороной. Каждая сторона может отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Обсуждение каждого не должно быть дольше 3 – 5 мин. Принятые права обеих сторон записываются и выносятся на видное место. Упражнение направлено на осознание потребностей и проблем как детей, так и родителей, демонстрацию возможности для сотрудничества и компромисса между детьми и родителями.

Упражнение «Письмо от имени одаренного ребенка»

Группа делится на 4 подгруппы, каждая из которых составляет обращение от имени одаренных детей к родителям. Все 4 письма зачитываются и обсуждаются. Упражнение направлено на осознание потребностей, проблем, страхов, желаний одаренного ребенка, а так же на осознание отличия такого ребенка от других.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. А. Фромм "Азбука для родителей" - Лениздат, 1999.

2. Валкер Дж. Тренинг разрешения конфликтов для начальной школы: Как нам договориться?: Практическое руководство по ненасильственному разрешению конфликтов (пер. с нем. Эйвадиса Р. С.) - 128 с., СПб: Светлячок /Речь, 2001.

3. Вачков И. В.. Психология для малышей, или Сказка о самой "душевной" науке: Своеобразная психологическая азбука для детей 5-6 лет: Для чтения родителей с детьми - 216 с., М: Педагогика-Пресс /Аграф, 1996.

4. Ветрова В. В.. Я - справлюсь с неудачами и невзгодами, с конфликтами и раздорами в семье и на работе, с обидами и ревностью, с хронической усталостью и плохим настроением - 272 с., М: Знание, 1996.

5. Гарбузов В.И. "От младенца до подростка", 432с., С. - Петербург, 1999.

6. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы и их лечение. Л., 1977.

7. Добсон Дж.. Исчерпывающие ответы: Родителям о детях (пер. с англ. Чигиревой М. Б., Чупровой Л. М.) - 587 с., СПб: Мирт, 2000.

8. Емельянов С. М.. Практикум по конфликтологии: Учебное пособие для вузов Изд. 2-е, доп., перераб. - 400 с., СПб: Питер, 2001г.

9. Запаренко В. С.. Энциклопедия интеллекта для талантливых детей и мудрых и заботливых родителей - 192 с., СПб: Нева /М: Олма-Пресс, 2000.

10. Ключников С. Ю.. Семейные конфликты: Практика решения - 160 с., СПб: Питер, 2001.

11. Кэмпбелл Р. "Как по-настоящему любить своего подростка", 177с., Санкт-Петербург, издательство "Мирт", 1998.

12. Кэмпбелл Р."Как по-настоящему любить своего ребенка", 160с., Санкт-Петербург, издательство "Мирт", 1996.

13. Кэмпбелл Р."Как справляться с гневом ребенка", 192с., Санкт-Петербург, издательство "Мирт", 1999.

14. Л. Захарова "Дитя в очереди за лаской" - Москва, 1999.

15. Овчарова Р.В. "Справочная книга школьного психолога", 352с., М.: "Просвещение", "Учебная литература", 1996 г.

16. Рождественская М.В. "Будьте внимательны к детям" Киев. Радяньска школа, 1999.

17. Чижова С. Ю., Калинина О. В.. Детская агрессивность: 100 ответов на родительские "почему?" - 160 с., Яр-ль: Академия развития /Академия и К /Академия-Холдинг, 2001.

18. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях: Методические рекомендации. М., 1980.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3

Тренинг гармонизации отношений родителей и детей дошкольного и младшего школьного возраста……………………………………………………………….…4

Тренинг для родителей подростков «Родительская компетентность»………....38

 

Тренинг для подростков «Моя семья»……………………………..……………..51

 

Техники и приемы работы психолога с родителями и детьми с индивидуальными вариантами развития

 

Аутичный ребенок………………………………………………………….....56

 

Агрессивный ребенок…………………………………………………….…...59

 

Тревожный ребенок…………………………………………………………...64

 

Гиперактивный ребенок………………………………………………………67

 

Одаренный ребенок………………………………………………………...…71

 

Литература………………………………………………………………………….76

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.84.228.68 (0.008 с.)