Упражнения для работы с агрессивным ребенком 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения для работы с агрессивным ребенком



Упражнение «Эмоциональный словарь»

Упражнение направлено на развитие эмоциональной сферы.

Перед ребенком раскладывают набор карточек, на кото­рых изображены мимические проявления различных эмо­ций. Взрослый спрашивает: какое чувство здесь нарисова­но? После этого ребенку предлагают вспомнить, когда он сам был в таком состоянии, как он при этом себя чувство­вал, хотел бы он снова это ощутить. «А может ли это выра­жение лица отражать другое чувство? А какие еще из нари­сованных здесь чувств ты испытываешь?» Все приведенные детьми примеры из жизни взрослый записывает на листе бумаги; ребенку предлагают самому нарисовать картинку, соответствующую данной эмоции. Через 2—3 недели игру можно повторить, сравнивая при этом прежние состоя­ния ребенка с теми, которые возникали недавно. Можно спросить ребенка: «Каких состояний у тебя было больше за прошедшие 2-3 недели — хороших или плохих? А что ты можешь сделать, чтобы испытывать как можно больше приятных чувств?»

Упражнение «Цветик-семицветик»

Упражнение направлено на развитие умения оценить свое состояние, проанализировать поведение.

Взрослый заранее, лучше вместе с ребенком, вырезает из картона семь лепестков цветка. На каждом из лепестков рисуют фигурки людей - детей и взрослых - в различных ситуациях. Ребенок смотрит на лепесток и рассказывает о случаях, когда он находился в похожей ситуации, описыва­ет эмоции, которые при этом испытывал. Такие занятия сле­дует проводить многократно, время от времени обсуждая с ребенком, изменились ли его взгляды на окружающих и на себя. Например, если ребенок вначале говорил, что он счаст­лив, когда ему дарят подарки, а через 2—3 месяца заявил, что чаще всего он счастлив, когда другие дети принимают его в игру, можно об этом поговорить и спросить, почему его пред­ставления изменились.

Упражнение «В тридевятом царстве»

Упражнение направлено на развитие эмпатии, установле­ние взаимопонимания между взрослым и ребенком.

Взрослый и ребенок, прочитав какую-либо сказку, рису­ют на большом листе бумаги комикс, где изображены герои и запомнившиеся события. Затем взрослый просит ребенка пометить на рисунке то место, где бы он хотел оказаться. Ре­бенок, рисуя, играет роль главного героя сказки, описывает «свои» похождения. Взрослый задает ему вопросы: «А что бы ты ответил герою сказки, если бы он спросил тебя... А что бы ты сделал на месте героя? А что бы ты ощутил, если бы герой сказки появился здесь?»

Упражнение «Эмоции героев»

Упражнение направлено на развитие эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих.

Ребенок получает карточки с изображениями различных эмоциональных состояний — с помощью мимики или сим­волов. (Карточки лучше рисовать вместе с ребенком, обсу­ждая, какие чувства на них изображены.) Взрослый читает сказку, а ребенок в процессе чтения откладывает несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чте­ния ребенок объясняет, в какой ситуаций и почему герой был весел, грустен, подавлен и т. д. сказка не должна быть слиш­ком длинной, с учетом возраста, уровня интеллекта, объема внимания и памяти ребенка.

ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЕНОК

Тревожность (готовность к страху) - состояние целесооб­разного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх. Склон­ность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий.

В целом тревожность - это субъективное проявление не­благополучия личности. Она обычно повышена: 1) при за­болеваниях нервно-психических и тяжелых соматических; 2) у здоровых людей, переживающих последствия психи­ческой травмы; 3) у многих групп людей с отклоняющимся поведением.

В два года дети чаще всего боятся чего-то определенного, например посещения врача, а начиная примерно с трехлет­него возраста число конкретных страхов значительно снижа­ется, и на смену им приходят страхи символические, такие, как страх темноты и одиночества. В 6—7 лет ведущим стано­вится страх своей смерти, а в 7—8 — страх смерти родителей. В 7—11 лет ребенок больше всего боится «быть не таким», сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым тре­бованиям и нормам. Таким образом, коррекционную работу с тревожными детьми желательно начинать во время кризиса семи лет или раньше.

Вопрос о причинах возникновения тревожности в на­стоящее время остается открытым. Многие авторы одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений. Чаще всего тревожность появляется тогда, когда ребенок находится в ситуации внутреннего конфлик­та. Конфликт может быть вызван:

1) требованиями родителей, неадекватными возможно­стям ребенка;

2) повышенной тревожностью самих родителей;

3) непоследовательностью родителей в воспитании ре­бенка, предъявлением ребенку противоречивых требова­ний;

4) эффективностью (чрезмерной эмоциональностью) обоих или одного из родителей;

5) тенденцией родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей;

6) авторитарным стилем воспитания в семье;

7) гиперсоциальностью родителей: стремлением все де­лать правильно, соответствовать общепринятым стан­дартам и нормам.

Родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, совершенно невыполнимые для ребенка. Иногда это связано с неудовлетворенностью собст­венным положением, с желанием воплотить в ребенке свои нереализованные мечты. Завышенные требования родителей могут быть связаны и с другими причинами. Так, добившись высокого положения в обществе или материального благо­получия, родители, не желая видеть в своем ребенке «неудач­ника», заставляют его работать сверх меры.

Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испы­тывать страх несоответствия ожиданиям, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким об­разом формируется человек, который старается действовать Так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.

Некоторые родители, стремясь уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, формируют у него ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира. Все это мешает нормальному раз­витию ребенка, реализации его творческих способностей, общению со взрослыми и сверстниками.

Как правило, родители тревожных детей сами обладают высоким уровнем тревожности, в связи с чем страдают низ­кой самооценкой и мышечными зажимами, неудовлетворе­ны собой и своими действиями и т.д.

Поскольку у тревожных детей часто повышена потреб­ность кого-то любить и ласкать, хорошо иметь дома живот­ных: кошку, собаку, хомячка или попугайчика. Сотрудниче­ство между родителями и ребенком при совместном уходе за любимым питомцем поможет им выстроить партнерские отношения.

При проведении занятий с тревожным ребенком можно рекомендовать придерживаться следующих принципов:

- принимать ребенка, какой он есть, верить в него, ува­жать не только его достоинство, но и его страхи, дест­руктивные формы поведения и т. д.;

- побуждать ребенка к спонтанному выражению чувств.

Как правило, придя в игровую комнату, тревожный ребенок ждет конкретных указаний и инструкций взрос­лого: что можно, а чего нельзя делать. Многие дети мол­чат и чувствуют себя неуверенно. Психолог комментирует действия ребенка, поощряя его самостоятельность и ини­циативу. Таким образом, в процессе игры ребенок учится принимать решения, обретает смелость и уверенность в себе.

Родителям можно дать следующие рекомендации:

- не привлекать тревожных детей к соревновательным играм и подобным видам деятельности;

- не подгонять тревожных детей с флегматическим и меланхолическим темпераментом, давать им возмож­ность действовать в привычном для них темпе (такого ребенка можно чуть раньше, чем остальных, посадить за стол, одевать в первую очередь и т. д.);

- хвалить ребенка даже за незначительные достижения;

- не заставлять ребенка заниматься непривычными ви­дами деятельности, вначале дать ему возможность просто посмотреть, как это делают сверстники;

- использовать в работе с тревожными детьми знакомые им игрушки и материалы;

- закрепить за ребенком постоянное место за столом, кроватку.

Для тревожного ребенка характерна заниженная само­оценка, что выражается в болезненном восприятии крити­ки окружающих, в самообвинении при неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрос­лых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собствен­ных глазах, тревожные дети иногда любят критиковать дру­гих. Для того чтобы помочь им повысить самооценку, следует оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам.

Эмоциональное напряжение у тревожных детей чаще все­го проявляется в мышечных зажимах в области лица, шеи и живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение — и мы­шечное, и эмоциональное, — следует научить их упражнени­ям для релаксации. При работе с тревожными детьми необ­ходимо также использовать упражнения, в которые входит телесный контакт с ребенком.

Следующий этап в работе с тревожным ребенком — вы­работка владения собой в травмирующих и незнакомых си­туациях. Даже если самооценка ребенка повысилась и он научился снижать мышечное и эмоциональное напряжение в привычной обстановке на занятиях и дома, нет гарантии, что в реальной — особенно непредвиденной — жизненной ситуации ребенок будет вести себя адекватно. В любой мо­мент такой ребенок может растеряться и забыть все, чему его научили. Именно поэтому отработка навыков поведения в реальных ситуациях является необходимой частью работы с тревожными детьми. Эта работа заключается в обыгрывании как привычных, так и возможных ситуаций. Для этого мож­но применять ролевые игры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.011 с.)