Занятие 8. Общение с ребенком в семье Как диалог. Для чего. В чем его воспитательная ценность и секреты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 8. Общение с ребенком в семье Как диалог. Для чего. В чем его воспитательная ценность и секреты.



Цель: дать возможность родителям поделиться друг с другом опытом и мыслями о том, как каждому удается воспитывать своего ребенка, сотрудничая с ним. Подчеркнуть, что знание множества способов воспитания и приемов их применения уже дает возможность сделать общение с ребенком более интересным и взаимоудовлетворяющим.

Содержание занятия. Вначале встречи подчеркнуть, что общение-диалог, безусловно, реализуется с помощью ряда коммуникативных техник, таких как активное (эмпатическое) слушание, использование «Я-сообщений», разрешение конфликтных ситуаций и др. Рассмотрим это на примере разных игровых ситуаций и заданий.

Игровое упражнение с мячом «Закончи предложение»

Мяч бросается любому родителю, при этом произносится начало фразы. Поймавший мяч заканчивает фразу по своему усмотрению, возвращая мяч ведущему. Если затрудняется ответить, перебрасывает другому родителю.

Примерные фразы для игры

1. Общение-диалог позволяет ребенку...

2. Общение-диалог основано на понимании...

3. Родитель через диалог с ребенком дает ему почувствовать...

4. В диалоге важно, чтобы наше отношение не зависело...

5. Общение-диалог - это значит предлагать ребенку...

6. В диалоге взрослый не «судья» ребенку, а...

7. Взрослому важно чувствовать в общении с ребенком...

Упражнение «Заблуждающиеся родители»

Упражнение способствует тренировке умения родителей разбираться в скрытом содержании сообщений вступающих в контакт взрослого и ребенка, развивает навык «вживания» в контекст сообщения.

Задание. Предлагается соотнести фразы с какой-либо из следующих
родительских позиций: «опекающего», «отстраняющего», «виноватого» или
«обвиняющего» родителя.

Примерные фразы:

• «Что ты опять натворил, шкодник, признавайся! Ничего хорошего от тебя не жду!»

• «Не спорь со мной, я знаю, что тебе надлежит сейчас делать. Сиди и занимайся тем, чем я сказала. Не вздумай отказываться, я буду наблюдать за тобой из кухни».

• «Ну, сделай милость, садись за стол - я давно уже налила тебе суп... Я знаю, что ты это не любишь - Но что же делать? У меня нет другого супа! Ну, давай я выловлю из него то, что ты не любишь... Хочешь?»

• «Вечно ты не вовремя со своими просьбами почитать, порисовать. Кстати, вчера ты расстроил меня своим поведением... Вспомнил? Так что найди себе дело сам и не вертись у меня под ногами!»

В ходе выполнения упражнения важно обращать внимание родителей на особенности поведения «заблуждающегося» взрослого. Например, «обвиняющий» взрослый ущемляет самолюбие ребенка, унижает его, это может вызвать недоверие к родителю, у ребенка накапливается обида, злоба на взрослого. А «опекающий» родитель сам не доверяет ребенку, его самостоятельности, лишает его чувства независимости, права на инициативу, не дает возможности сделать свой выбор в том, чем заниматься, как заниматься. Ребенок начинает привыкать, что им управляют, не учится «жить по своей программе».

Упражнение «Анализ проблемных ситуаций»

Какую из только что рассмотренных «заблуждающихся» родительских позиций напоминает вам поведение матери в следующей проблемной ситуации?

Мать ругает ребенка за то, что тот не убирает игрушки на место.

Мать: «Ты опять устроил свалку игрушек, ну что за неряха!»

Сын: «Они сами упали с полки, я искал солдатиков, не мог достать... И пусть лежат так».

Мать: «Что значит «пусть лежат»? Ты что, делаешь мне назло? Разбрасываешь игрушки - не подходи больше к ним!»

Сделать небольшое обобщение. Очень важно уметь слушать собственные обращения к ребенку его ушами, смотреть на ситуацию его глазами, чувствовать его чувствами и переживаниями.

Упражнение «Поиграем в «гармоничных» родителей»

Такие родители стремятся исходить в выборе способа реагирования на действие или поступок ребенка из понимания его психических потребностей, закономерностей индивидуального и возрастного развития.

Задание. Прослушав два стихотворения, попробуйте определить, что является причиной поведения детей, о котором идет речь в стихах: это умышленный проступок, шалость, неумение ребенка предвидеть последствия своих действий, познавательная активность ребенка или что-то другое?

 

ВАЗА

Вот беда, разбил я вазу.

Но разбил ее не сразу.

А сначала влез на стул

И - буфет перевернул.

Р. Сеф

 

БАЛКОН


Я бросил с балкона сначала стекляшку,

Потом промокашку, потом деревяшку.

Потом разразился ужасный скандал:

Наш дворник за что-то соседку ругал.

Р. Сеф


 

Вопросы для обсуждения. Как можно расценить поведение детей: это шалость или проступок? Сформировано ли у детей умение предвидеть результаты своих действий? Каковы мотивы поведения детей? Как взрослому лучше вести себя в этих ситуациях?

Обобщение. Не умея предвидеть результаты своих действий, дошкольники часто не относят их последствия к себе. Это не намеренное искажение действительности, а следствие того, что процесс и результат деятельности не осознаются пока как взаимосвязанные.

Такие стихи полезно также читать и обсуждать вместе с ребенком.

Некоторые родители используют детскую художественную литературу, а также различные рифмованные суждения, правила поведения.

Привести несколько примеров таких правил поведения для ребенка:

• «Если дерешься, дома остаешься».

• «Эти слова помнить любо: не добьешься ничего разговором грубым».

• «Правило это запомни ты: солгал, прощайте все мечты».

• «Не хочешь подчиняться, придется дома оставаться» и др.

Вопросы родителям. Ваше отношение к такого рода способам воспитания? Кто имеет подобный родительский опыт? Что побудило обратиться к нему, расскажите об этом?

«Гармоничные» родители постоянно размышляют над тем, что и как они говорят своему ребенку. Один из «секретов» связан с использованием «Я-высказываний», «Я-сообщений». В отличии от «Ты-сообщений» они не звучат критично, обвинительно; позволяют ребенку узнать о чувствах взрослого по поводу своего поступка; учат ребенка ответной искренности и открытости в общении.

Упражнение «Выбор ответа, который больше всего соответствует «Я-сообщению»

Ситуация 1. Вы в который раз зовете дочь садиться за стол. Она отвечает: «Сейчас», - и продолжает заниматься своими делами.

Вы начали сердиться. Ваши слова:

1. Да сколько же раз тебе надо говорить!

2. Я начинаю сердиться, когда нужно повторять одно и то же.

3. Меня сердит, когда ты не слушаешься.

Ситуация 2. У вас важный разговор с коллегой по работе. Ребенок то и дело его прерывает. Ваши слова:

1. Мне трудно беседовать, когда меня прерывают.

2. Не мешай разговаривать.

3. Ты не можешь заняться чем-нибудь, пока я разговариваю?

Ситуация 3. Ребенка из детского сада забрала бабушка или ваш старший

сын (дочь). Вы приходите домой усталая (усталый). На столе - следы чаепития, из комнаты старшего сына доносятся музыка и смех, а младший разбросал игрушки по комнате. Вы испытываете смешанное чувство раздражения и обиды: «Хоть бы обо мне подумали!» Ваши слова:

1. Тебе не приходит в голову, что я могу быть усталой?!

2. Убери за собой посуду.

3. Меня обижает и сердит, когда я прихожу усталая и застаю дома беспорядок.

Предложить задание. Если бы ваш ребенок задал вам подобный вопрос, как бы вы ответили?

• «Почему ты можешь говорить плохие слова, а меня ругаешь за это?»

• «Если вино вредно, почему ты пьешь?»

• «Если ты меня любишь, почему не разрешаешь делать все, Что я хочу?»

После того, как родители дали ответы, познакомить их с примерными ответами, предложенными автором.

«Почему ты можешь говорить плохие слова, а меня ругаешь за это?» «Обычно плохие слова - это грубый способ сказать то, что можно сказать приличными словами. Я не хочу, чтобы ты их употреблял: значит, я отношу то же самое к себе, и сама (сам) постараюсь их не говорить».

Или:

«Я говорю плохие слова тогда, когда действительно в них нуждаюсь: например, когда ударю больно палец или когда слышу, как по телевизору говорят явную глупость. В большинстве случаев я ими не пользуюсь и думаю, что тебе также не стоит их говорить».

Или:

«Да, иногда я употребляю плохие слова. Но я знаю, что это нехорошо. Детям трудно понять, когда допустимо употреблять их, а когда - нет, поэтому лучше вообще не пользоваться такими словами».

Если ты меня любишь, почему не разрешаешь делать все, что я хочу?

«Я люблю тебя. Я знаю, чего тебе очень хочется. Я думаю, что у тебя есть право на собственный выбор. Люди, которые любят друг друга, уважают права других. Но я не желаю, чтобы ты делал это, потому что вижу: ты не готов пока к ответственным решениям. Быть любящей матерью (отцом) - это не означает позволять все: это означает быть всегда вместе со своим ребенком душой, даже тогда, когда ребенок возненавидел тебя за согласие.

Завершая встречу, хотелось бы подчеркнить мысль о том, что используемые в практике семейного воспитания способы общения - диалога не относятся к способам быстрого достижения практического результата. Скорее наоборот: запреты, угрозы, шлепки, принуждения позволяют быстрее получить результат! Только какой? Право выбора остается за каждым из нас.

 

Занятие 9. Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка.

Цель: привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей как источника познания внутреннего мира ребенка, особенностей восприятия или окружающего.

Содержание занятия:

1) Предложить родителям совместное рисование с детьми «Наша счастливая семья». Для родителей важно не только дорисовать рисунок, но угадать и поддержать замысел своего ребенка. По окончании совместного рисования предложить родителям поделиться своими ощущениями - легко или трудно было им поддерживать рисуночный диалог с ребенком.

2) Игровое упражнение «Закончи фразу»

Педагог бросает мяч любому родителю, при этом произносится начало

фразы. Поймавший мяч заканчивает фразу по своему усмотрению, если затрудняется, перебрасывает мяч другому родителю. Примерные фразы для игры:

• Если рисунок ребенка выполнен в темной гамме, то...

• Если, рисуя пейзаж, ребенок изображает небо в тучах, склоненные деревья, то...

• Если, изображая семью, ребенок рисует одного себя или на дистанции от других членов семьи, то... и т.д.

Закончив упражнение, организовать небольшое обсуждение обоснованности прозвучавших ответов.

3) Игровое моделирование родителями своего поведения в следующих
ситуациях.

Ребенок что-то нарисовал и хочет показать вам. Вы:

A) говорите ему, что потом посмотрите, сейчас заняты;

Б) делаете ребенку замечание, что не следует пустяками отвлекать взрослых от дела;

B) рассматриваете рисунок, выражаете свое отношение.

Затем родителям предлагается анализ рисунков «Моя семья», «Дерево», которые были выполнены детьми заранее, а также сопоставляются с рисунками, выполненными вместе с родителями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.222 (0.021 с.)