Занятие 5. Активное слушание (продолжение) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 5. Активное слушание (продолжение)



Цели: продолжение знакомства с приемами актив­ного слушания и отработка навыков в упражнениях.

Содержание занятия

1. Психогимнастическое упражнение. Один из участ­ников группы выходит за дверь, все остальные делятся на две подгруппы: «мальчиков» и «девочек», за две минуты они выбирают те действия, которые будут выполнять вме­сте, когда зайдет тот, кто за дверью. Задача этого участ­ника — отгадать, где «мальчики», а где «девочки».

2. Обсуждение домашнего задания в форме обмена содержанием записей. Ведущий обращает внимание на использование родителями приемов активного слушания или, наоборот, на неиспользованные возможности слу­шания. Очень часто дети отвечают на вопрос расплывча­то и неопределенно, и очень важна роль родителя в том, чтобы помочь ребенку выразить свои чувства и мысли.

3. Информационная часть.

Повторение приемов активного слушания. Рассказ о целях активного слушания и его последствиях. От­работка навыков «уточнения», «проговаривания под­текста» в «сухих» упражнениях - ведущий зачитывает группе высказывания от лица детей, затем участники должны написать ответы с использованием уточнений и проговаривания подтекста.

Рассказ о правилах хорошего слушания и их об­суждение.

Правила хорошего слушания:

§ слушай внимательно, обращай внимание не только на слова, но и на невербальные проявле­ния собеседника (мимика, позы, жестикуляция);

§ проверяй, правильно ли ты понял слова со­беседника, используя, если это необходимо, при­емы активного слушания;

§ не давай советов;

§ не давай оценок.

4. Работа в парах по правилам хорошего слушания.

Тема: что мне помогает (какие мои качества и свой­ства) и что мешает воспитывать моего ребенка.

«Упражнение мы будем выполнять в парах. Пожа­луйста, разбейтесь на пары. Выберите себе в пару того из членов нашей группы, кого вы пока узнали меньше других, но хотели бы узнать поближе».

Тренер ждет, пока все участники группы сядут парами.

«Распределите между собой роли: один из вас бу­дет "говорящим", другой — "слушающим". Задание будет состоять из нескольких шагов (этапов). Каждый шаг рассчитан на определенное время. Сначала прави­лами хорошего слушания руководствуется "слушаю­щий". "Говорящий" в течение пяти минут рассказывает о своих трудностях, проблемах в воспитании ребенка. Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые порождают эти трудности. "Слуша­ющий" соблюдает правила хорошего слушания». Через 5 минут ведущий останавливает беседу.

«Сейчас у "говорящего" будет одна минута, в тече­ние которой надо будет сказать "слушающему», что в поведении последнего помогало, а что затрудняло этот рассказ».

«Теперь "говорящий" в течение 5 минут будет рас­сказывать "слушающему" о своих сильных сторонах в общении, о том, что ему помогает воспитывать ребен­ка, строить взаимоотношения с ним».

Через 5 минут ведущий останавливает беседу и пред­лагает перейти к следующему шагу.

«"Слушающий" за 5 минут должен повторить "гово­рящему", что он понял из двух его рассказов о себе, то есть о том, что ему помогает и что мешает воспитывать ребенка. На протяжении этих пяти минут "говорящий" все время молчит и только движением головы показы­вает, согласен он или нет с тем, что говорит "слушаю­щий". После того как "слушающий" скажет все, что он запомнил из двух рассказов "говорящего", последний может сказать, что было пропущено и что искажено».

Во второй части упражнения участники пары меня­ются ролями: тот, кто был "слушающим", становится "говорящим" и наоборот.

5. Психогимнастическое упражнение: бросить мяч и «погрузить на баржу» предметы на какую-то букву. В такую игру родители могут играть с детьми, расши­ряя запас слов и развивая коммуникации в семье.

Занятие 6. Совместное с детьми занятие

Цели: знакомство с детьми, описание родителей «глазами» детей, определение «узких» зон взаимо­действия родителей с детьми, создание ситуаций взаимо­действия и сотрудничества.

Содержание занятия

1. Занятие можно начать с того, что спросить всех: «Кто здесь собрался?» Пусть дети и взрослые приду­мают как можно больше вариантов (люди, друзья, зна­комые, мамы и дети, земляне и т. д.).

2. Ведущий, знакомясь с детьми, просит каждого по очереди назвать свое имя и рассказать о своей маме (папе), для того чтобы гадать по описанию, кто из сидящих в кругу людей — его родители. При этом ве­дущий задает разные вопросы: «Какая твоя мама?», «Что она любит делать?», «Что ей нравится?», «Что ей не нравится?» и т. п.

3. Игра «Угадай, у кого конфета», «Кого затрону­ли» (или: «Кто съел конфету»).

Эта игра может про­водиться в нескольких вариантах, но основная ее зада­ча — выявить наиболее «подозреваемых» личностей в группе. Ведущий просит всех участников закрыть гла­за и сложить ладони «лодочкой», затем он проходит и вкладывает в ладони трех-четырех участников ка­кой-то мелкий предмет. Когда по команде тренера все откроют глаза, каждый может высказать не больше трех подозрений по отношению к другим участникам. Ведущий после опроса определяет наиболее подозре­ваемых группой детей и взрослых. Наиболее стойким (оказавшимся вне подозрений) я даю призы (что-то вкусное). Нам нравится вместо предмета использовать мелкие конфетки. После того как их положили в ла­дошки, играющим надо быстро засунуть их за щеку и вести себя так, чтобы другие не заметили «сладкое» выражение лица. В таком варианте отпадает необхо­димость в призах, а участникам легче выполнять зада­чу, так как не надо следить за руками, чтобы их слу­чайно не расцепить.

Один из вариантов этой игры: участникам надо от­гадать, кого затронул ведущий, пока все сидели с за­крытыми глазами.

Такая игра хорошо сближает участников и способ­ствует развитию коммуникаций в группе.

4. Игры «Угадай, чьи руки».

Кто это на ощупь? Эти игры проводятся с завязанными глазами. Сначала дети на ощупь определяют, кто кем является, пытаясь угадать имя. Затем родители находят с закрытыми (завязанными глазами) руки своего ребенка. Для родите­лей и детей это может быть очень значимая ситуация (найдет ли мама своего ребенка?).

В этих играх в качестве активных членов участвуют и родители, и дети. Детям настолько нравятся такие игры, что у тренера могут возникнуть проблемы с их окончанием.

5. Совместное рисование. Оно проводится нами в двух вариантах:

— детям 3 - 5 лет и их родителям мы предлагаем нарисовать рисунок на определенную тему («Наш дом», «Дом», «Праздник»);

— родителям с детьми более старшего возраста дается задание выполнить рисунок одной ручкой (ка­рандашом или фломастером), но при этом им нельзя договариваться и вообще говорить друг с другом.

После того как все закончили, каждая пара пред­ставляет свое произведение, ведущий предлагает ре­бенку рассказать, как был нарисован этот рисунок, кто был инициатором воплощенных идей, как происходи­ла прорисовка тех или иных деталей. При этом воз­можны, разные варианты. Часто ребенок приписывает себе авторство, хотя оно ему и не принадлежит.

Психологи-наблюдатели (если они есть) могут отме­чать в карте наблюдений характерный тип и особенности взаимодействия на различных этапах рисования: сотруд­ничество, подавление одним из участников, игнорирова­ние потребностей партнера, соперничество (конкуренция), согласие, ориентация на интересы партнера и т. д.

6. Описание картинок по Роршаху. Идея проведе­ния этой части занятия взята из Совместного теста Роршаха. Каждая пара — ребенок и мама (папа) — по очереди получают одну из 10 картинок с изображени­ями пятен Роршаха. Им предлагается сначала назвать как можно больше идей о том, на что это похоже, а потом прийти к одному названию. После того как каж­дая пара имела возможность пофантазировать, все ос­тальные могут дать свои варианты ответов, так как детям очень хочется сказать, что они видят. Эта рабо­та не только способствует развитию совместного во­ображения родителя и ребенка, но и служит хорошим диагностическим средством сферы родительско-детско­го взаимодействия. Если в группе есть второй психо­лог, то можно разделить группу на две подгруппы, в каждой из которых проводится работа с карточками, затем ведущий сообщает придуманные названия пятен в большой круг (такой вариант проведения более пред­почтителен, так как сокращает время и способствует меньшему утомлению детей, особенно маленьких).

7. Игры.

«Изобрази животных». Эта игра проводится как подготовительная ко второй игре. Тренер называет опре­деленных животных и просит участников изобразить, как они выглядят.

«Найди себе пару среди животных». Ведущий раз­дает заранее приготовленные листочки с написанными на них названиями животных каждому участнику (если дети маленькие, то надо незаметно сказать на ушко название животного). Поскольку все названия парные, каждый может найти себе пару после команды ведущего. После того как каждый нашел себе «своего» живот­ного, ведущий опрашивает «Кто вы?» На этом совмест­ное занятие заканчивается.

Примечание ведущему. По собственному опыту могу сказать, что хорошо, когда есть возможность обсудить впечатления от проведенного занятия с родителями сразу после того, как оно закончилось. Предметом обсуждения могут быть использованные формы взаи­модействия родителей с ребенком, возникавшие отно­шения между детьми и родителями, родители также говорят о неожиданных для них проявлениях ребенка в группе, часто после этого занятия появляются новые темы для обсуждения в кругу.

Поскольку количество людей в группе увеличива­ется на совместном занятии, то лучше разделить груп­пу на две части, особенно это необходимо сделать в случае с маленькими детьми. Обычно мы включаем в группу не больше двенадцати дошкольников и их ро­дителей. Чем старше возраст детей, тем большее коли­чество людей можно в нее включить.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.32 (0.008 с.)