Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 10. Почему возникают затруднительные ситуации в общении родителя с ребенком?Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель: привлечь родителей к анализу причин возникновения конфликтных ситуаций в общении с ребенком к поиску удачных способов родительского поведения. Содержание занятия. 1) В начале встречи попросить родителей заполнить анкету. Прекрасно намерение каждого родителя всегда стремиться к ровным бесконфликтным отношениям со своим ребенком. Но, к сожалению, никто не застрахован от того, что желание взрослого и ребенка однажды разойдутся. Жизнь достаточно сложна, чтобы интересы и родителя и ребенка всегда совпадали. Столкновение интересов родителей и детей, как показывают наблюдения, нередко представляет для взрослого затруднительную ситуацию в общении с ребенком. Как мы, взрослые, строим свое родительское поведение в подобных ситуациях взаимодействия? 2) Задание родителям. Закончить предложение: «Для меня оказаться в Высказывания записываются на доске, в завершение делается резюме о том, что затруднительные ситуации в общении с ребенком могут стать и путем к кризисному развитию отношений, и способом выхода из конфликтных отношений. 3) Дискуссионный вопрос родителям. Давайте уточним, что, как правило, Познакомить родителей с некоторыми толкованиями разными авторами понятия «конфликтная ситуация» в общении. • Конфликт понимается как «способ поддержания отношений» (Д. Хломов); • ситуация, «когда дверь в детство для взрослого закрыта и взрослый начинает взламывать замок своей уверенностью, будто знает, что делается за этой дверью - сам оттуда» (И. Кон); • интенсивный обмен точками зрения, в ходе чего взрослый и ребенок «оказываются вовлеченными в процесс совместного приобретения опыта» (К. Витакер). • Конфликт - это столкновение, серьезное разногласие, спор (С.Ожегов). • Конфликтное взаимодействие - это конфронтация, противостояние субъектов, имеющих взаимоисключающие цели и реализующие их один в ущерб другому (В.Курбатов). • Конфликт - проявление противоречий между родителем и ребенком, столкновение интересов каждого (Ю.Б. Гиппенрейтер). 4) Предложить родителям в течение 8-10 минут рисовать на тему «Мир детства Вопросы родителям - Есть ли взаимодействие между миром взрослых и миром детей на вашем рисунке? - Как они могут взаимодействовать, помочь друг другу? - В каком мире вам хочется быть сейчас, почему? - Как вы думаете, что хотят сказать взрослые на вашем рисунке детям? А что дети хотят сказать взрослым? - Есть ли на рисунке место конфликту? Где? 5) Предложить родителям проигрывание ситуаций взаимодействия взрослого с Примеры проблемных ситуаций для проигрывания Мать пришла на игровую площадку со своими двумя детьми: четырехлетним Сашей и двухлетним Игорем. Вот Саша насыпал гору песка и зовет мать посмотреть на «вулкан». Мать на секунду бросает взгляд в сторону сына. Наконец он направляется к брату и высыпает из его ведерка песок, который попадает Игорю в глаза. Малыш начинает плакать. Мать строго отчитывает старшего сына, хватает его за руку и оттаскивает в сторону. Задание. Предложите свой способ родительского поведения в данной ситуации. Рассерженный ребенок шумно захлопывает дверь своей комнаты перед матерью (отцом), раздраженно кричит при этом: «Уходи, ты плохая!» Задание. Отреагируйте на поведение ребенка так, как считаете целесообразным. Все игрушки, с которыми играл ребенок, оставлены на полу разбросанными. Вы чувствуете, как усиливается ваше недовольство ребенком, раздражение. Задание. Проиграйте свой обычный способ реагирования и наиболее конструктивный, на ваш взгляд (возможно, это будет тот же способ). Насупившийся ребенок обиженно выговаривает своей матери: "Да, мамочка, ты говоришь, что любишь меня, а сама не разрешаешь делать то, что я хочу...» В глазах ребенка появляются слезы, он вот-вот разревется от обиды. Задание. Проиграйте свой способ реагирования в данной ситуации. В заключение занятия необходимо подчеркнуть важность обогащения эмоционального опыта взаимодействия с ребенком. Советы специалистов, на которые молено опираться в процессе обсуждения проигрываемых ситуаций Когда мы, взрослые, сами в силу разных обстоятельств жизни сильно нуждаемся в ребенке, - мы не рискуем управлять им. Взрослый в жизни ребенка не только друг и партнер, но и наставник и руководитель. И ребенок попытается подвергнуть испытанию на прочность вашу роль руководителя, причем с удивительным мастерством. Воспитанник ценит лучше своего воспитателя, когда тот может достойно противопоставить случаям невыполнения, требований свою готовность идти на конфликт. Ребенок должен знать, что можно, а что нет. Боязнь конфликта, как и бездумная готовность ввязаться в него, не считаясь с педагогической целесообразностью, - тот экзаменационный балл, который выставляют нам дети, оценивающие нас как наставников, давая нам право руководить ими. Дети испытывают безопасность, если права всех членов семьи защищены благодаря соблюдению определенных границ поведения, т.е. в знании точно определенных пределов заключено ощущение безопасности для ребенка (Д. Добсон). Лишь разглядев в ребенке того, кто он есть, а не того, кем он должен быть, можно избавиться от подавляющих его индивидуальность требований и ожиданий, вступить с ним в подлинное, действительное общение, отказавшись от своего непререкаемого «взрослого» монолога (поучающего, гневного, раздраженного) (А. Хараш). Родитель привык считать себя обязанным втискивать ребенка в колею своего выбора, абсолютно лишая этого права саму растущею личность ребенка (В. Зинченко).
Занятие 11. Заключительное Цели: обсуждение семейных заповедей, получение обратной связи от участников тренинга, завершение работы в группе. Содержание занятия 1. Психогимнастическое упражнение. Участники по очереди дарят подарок своему соседу слева, но делают это невербально, то есть без слов. После завершения круга каждый говорит, какой подарок он получил. 2. Упражнение «Семейные заповеди». Участникам группы предлагается написать список семейных заповедей (обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи). Затем происходит взаимообмен написанным в кругу. Как показывает опыт, родителям интересно знать, какова семейная жизнь других людей. Это позволяет сравнить свои представления о ней с представлениями других. Ведущий может спросить: «Какие заповеди вас удовлетворяют, а какие - нет». Примеры из практики Написание семейных заповедей помогает лучше осознать механизмы внутрисемейного взаимодействия. Семейные заповеди можно рассматривать как своего рода ценности, существующие в семье, от которых трудно отказаться и которые выступают как регуляторы поведения членов семьи. Для участников группы семейные заповеди — это обычаи, правила, запреты, привычки, взгляды, которых придерживаются все члены семьи. Список составляемых заповедей может охватывать отношения к различным сторонам семейной жизни: к еде, к вещам, к приему гостей, к старшим или младшим членам семьи, к животным и т. д. Участники группы, чьи взаимоотношения в семье являются более гармоничными и благоприятными, чаще упоминают заповеди, связанные с взаимодействием и взаимоотношениями между членами семьи, а участники, испытывающие трудности во взаимодействии и указывающие на проблемы в воспитании ребенка, больше ориентируются на другие ценности. Приведем два примера, описанные И.М. Марковской иллюстрирующие эту мысль. Участница Д. С. перечислила такие заповеди: при расставании обязательно поцеловать друг друга; говорить спасибо за обед; в уборке квартиры участвует вся семья; дни рождения всегда отмечаются и приглашаются гости; когда дочерям желают спокойной ночи, их обязательно надо поцеловать. Другая участница, которая, в противоположность Д. С, проявила высокую степень неудовлетворенности семейными отношениями, назвала такие заповеди: нет четкого плана, когда и кто убирает квартиру; дедушку тревожить нельзя, а надо оберегать его от трудностей и переживаний; в семье не любят пьяных; женщин не уважают; ребенок — это все, для него в доме все. 3. Упражнение «Семейный портрет». Каждый участник на отдельном листе рисует свой семейный автопортрет: себя и свою семью - в любой художественной манере (реалистической, символической, абстракционистской и т. д.). Листы не подписываются и не показываются другим участникам. После того как все нарисовали и сдали свои рисунки ведущему, он организовывает из всех участников «экспертную комиссию», которая определяет авторов рисунка. Каждый «эксперт» получает рисунок неизвестного художника, и его задача состоит в том, чтобы догадаться, чьему перу принадлежит «полотно», и обосновать свои предположения. Оказывается, что рисование семьи для взрослых людей столь же увлекательно, как и для многих детей. 4. Далее ведущий просит участников ответить на вопросы в письменном виде.
- Какая тема (занятие, или просто информация) показалась вам наиболее интересной? - Какое открытие для себя вы сделали в ходе занятий в группе? - Какие изменения, которые произошли в семье, вы отметили бы? Что вы хотели бы добавить, какую тему углубить? Занятие заканчивается обменом впечатлениями и мнениями, возникшими в ходе проведения всего тренинга.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.245.172 (0.008 с.) |