ТОП 10:

Тема 9. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей



Методические рекомендации студенту

Следует знать, что порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, установлен ст.122 СК РФ, где предусмотрена обязанность должностных лиц и иных граждан сообщать органам опеки и попечительства о ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения.

Семейный кодекс РФ предусматривает следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

усыновление (удочерение);

опека (попечительство);

передача в приемную семью;

устройство в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (например, детский дом семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и другие аналогичные учреждения).

Предпочтительной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление (удочерение). На это прямо указано в ст.123 СК РФ.

Усыновителями могут быть только совершеннолетние граждане, способные надлежащим образом выполнять свои родительские функции. Исходя из этого, СК РФ исключает из числа возможных усыновителей лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах; лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей; бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине.

Семейный кодекс предусматривает ряд случаев, когда согласие родителей на усыновление их ребенка не требуется. Так, в соответствии со ст.130 СК РФ не требуется согласие родителей ребенка на его усыновление в случаях, если они:

неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими;

признаны судом недееспособными;

лишены судом родительских прав (при соблюдении требований п. 6 ст.71 СК РФ);

по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

Если раньше усыновление осуществлялось в административном порядке по решению местных органов власти, то в настоящее время предусмотрен судебный порядок.

Как следует из п. 1 ст.125 СК РФ, усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством. Институт опеки и попечительства носит комплексный характер, поскольку включает в себя нормы гражданского права, касающиеся законного представительства лиц, не имеющих дееспособности либо ограниченных в дееспособности, а также административно-правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие между опекунами и попечителями и органами опеки и попечительства. Что же касается семейного права, то оно регулирует отношения, касающиеся опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей.

Важно знать, что опека (попечительство) в семейном праве представляет собой форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов. Над детьми в возрасте до 14 лет устанавливается опека, в возрасте от 14 до 18 лет — попечительство

Основаниями для освобождения опекуна (попечителя) от выполнения своих обязанностей являются:

возвращение несовершеннолетнего родителям;

усыновление;

помещение подопечного в соответствующее детское учреждение, в этом случае опекун (попечитель) освобождается от исполнения обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного;

уважительные причины (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и др.).

Опека автоматически прекращается по достижении несовершеннолетними 14 лет, а попечительство - 18 лет. Кроме того, основанием прекращения опеки и попечительства являются: вступление в брак подопечного, не достигшего 18 лет, а также эмансипация, т. е. объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:

воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст.36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства.

Основной особенностью приемной семьи является то, что она образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями.

В договоре может быть предусмотрен испытательный срок для приемных родителей, необходимый для построения взаимоотношений и адаптации ребенка в семье. Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью может быть заключен на определенный срок. В п. 2 ст.152 СК РФ предусматриваются основания для досрочного расторжения договора:

по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин, например болезни, отсутствия взаимопонимания с ребенком, конфликтных отношений с другими членами семьи и т.д.;

по инициативе органов опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка, возвращения ребенка родителям, усыновления ребенка.

 

Вопросы к семинарскому занятию №1

1. Выявление и устройство детей оставшихся без попечения родителей.

2. Опека и попечительство над детьми.

а) Основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми.

б) Права и обязанности опекунов и попечителей.

в) Права детей находящихся под опекой (попечительством).

г) Прекращение опеки и попечительства.

3. Приемная семья.

а) Понятие и порядок образования приемной семьи.

б) Права и обязанности приемных родителей и детей.

в) Материальное обеспечение приемной семьи.

г) Расторжение договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

4. Иные формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей.

 

Нормативные правовые акты

1. Конституция РФ, ст.38, 43

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.95 № 223-ФЗ (ст.6, 156-167) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 1, 01.01.96 (с изменениями на 27 октября 2010) // Российская газета, № 290, 27.10.2010 , ст.1, 2, 16 (п. 2), 24—25, 31—46, 133

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994// (с изменениями на 8 мая.2010) Российская газета, № 244, 08.05.2010, ст. 17—19, 20 (п. 2), 21, 26—28, 37, 172, 175, 209, 213, 244—258, 292, 677, 679

4. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г.№ 12-ФЗ, (с изменениями на 29 декабря .2010 № 439-ФЗ) ст.10, 18—19, 50—52 //Ведомости РФ. 1992. № 30, ст.1797; СЗ РФ. 1996. № 3, ст.150; 2000. № 30, ст.3120.

5. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Российская газета, № 94, 30.04.2008 (с изменениями на 20.07.2009) //Российская газета, №94, 22.07.2009.

6. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997. № 47. (с изменениями на 28.07.2010) // Российская газета, №224, 02.08.2010. ст.5340

7. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Феде­рации» с изм., внесенными Федеральным законом от 20 июля 2000 г. № 103-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. (с изменениями внесенными Федеральным законом на 28 декабря 2010 № 427-ФЗ // СЗ РФ, 2010. № 30, ст.3121.

8. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и пра­вонарушений несовершеннолетних» с изм., внесенными на 13 января 2001 г. № 1-ФЗ, // СЗ РФ. 1998. № 31. (с изменениями внесенными на 28 декабря 2010 № 427-ФЗ // СЗ РФ, 2010. № 30, ст.3121.

9. «Положение о приемной семье». Утверждено постановлением Правительства РФ от 17.07.96 г. № 829 // СЗ РФ. 1996. № 31.

10. Положение о порядке выплаты денежных средств на детей находящихся под опекой (попечительством). Утверждено приказом Министра образования РФ от 16.02.93 г. // Вестник образования. 1993. № 5.

11. «Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью». Утвержден постановлением Правительства РФ от 1.05.96 г. №542 // СЗ РФ, 1996. № 19.

12. Положение «О порядке передачи детей, являющихся гражданами РФ, на усыновление гражданам РФ и иностранным гражданам». Утвержден постановлением Правительства РФ от 15.09.95. № 917 // СЗ РФ, № 39.

13. Соглашение стран СНГ «О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат детям и алиментов» от 9.09.94 г. // Охрана прав несовершеннолетних. Сборник нормативно-правовых документов. М., 1995.

 

Литература

1. Антокольская М. В. Семейное право: Учебник. 2-еизд. М.: Юристъ, 2009

2. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. М.: Инфра • М—Норма, 2006.

3. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федераци /Отв. ред. И.М. Кузнецова. — М.:БЕК, 2009.

4. Нечаева А, М. Семейное право: Курс лекций. 2-еизд. М.: Юристъ, 2009.

5. Пчелинцева Л. М. Семейное право России: Краткий учебный курс. М.: Норма, 2009

6. Фаршатов И. Охрана жилищных прав несовершеннолетних // Российская юстиция. 1999. № 8.

Контрольные вопросы для самостоятельного изучения

1. Перечислите основания признания детей оставши­мися без попечения родителей (при ответе используйте положения СК и Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

2. Расскажите о порядке выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей. В какие сроки орган опеки и попечительства обязан обеспечить устройстворебенка, оставшегося без попечения родителей, на воспи­тание в семью? Каков порядок формирования и пользова­ния государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей?

3. На какие виды подразделяется учет детей, остав­шихся без попечения родителей? Какой орган и каким образом формирует региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей?

4. Назовите основные формы устройства детей, ос­тавшихся без попечения родителей. Какие обстоятельства должны учитываться при устройстве ребенка?

5. Дайте понятие опеки и попечительства. Сформу­лируйте цели опеки и попечительства над несовершенно­летними детьми.

6. Какие органы осуществляют функции по опеке и попечительству над детьми? Чьим решением устанавли­вается опека и попечительство?

7. Какие требования предъявляются законом к лицам, назначаемым в качестве опекунов (попечителей) де­тей? Перечислите лиц, которые не могут быть назначе­ны опекунами (попечителями) детей.

8. Дайте понятие приемной семьи. Раскройте основа­ния и порядок образования приемной семьи. Какое макси­мальное количество детей (включая родных и усыновлен­ных) может быть в приемной семье?

9. Какие дети могут быть переданы на воспитание в приемную семью? На какой срок может быть заключен договор о передаче ребенка (детей) в приемную семью?

10. Какие требования предъявляются законом к при­емным родителям? Кем осуществляется их подбор?

Задачи

Задача 1

В марте 1995 г. родители Вити Малкова, 1989 г. рож­дения, уехали на заработки в район Крайнего Севера, оставив ребенка с бабушкой. Первоначально родители эпи­зодически присылали деньги и сообщали о своем местона­хождении, но с середины 1997 г. сообщений от них больше не поступало. В ноябре 1997 г. после смерти бабушки Витя остался один в квартире. Проживая дома, он питался у соседей, которые попытались самостоятельно установить местонахождение его родителей, однако этого им сде­лать не удалось. В январе 1998 г. на основании сообщения соседей орган опеки и попечительства направил соответ­ствующие сведения в областной департамент образова­ния, который включил Витю в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Попытки устроить Витю на воспитание в семью .на территории области на протяжении января—марта 1998 г. результата не дали. После этого (в апреле 1998 г.) инфор­мация о нем была направлена в Министерство общего и профессионального образования РФ для постановки на федеральный учет и оказания содействия в последующем устройстве на воспитание в семью граждан РФ, постоян­но проживающих на территории России.

Дайте оценку действиям органа опеки и попечитель­ства и областного департамента образования в этой ситуации. Какие сроки выявления, учета и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, установле­ны в России (при ответе сошлитесь на постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 919)?

 

Задача 2

Оставшийся без попечения родителей 8-летний Борис Кравцов был временно помещен органом опеки и попечительства в воспитательное учреждение для детей, остав­шихся без попечения родителей. Меры по его устройству в семью (на усыновление, в приемную семью, под опеку) на территории области по месту нахождения воспитатель­ного учреждения в течение четырех месяцев результата не дали. После этого руководитель воспитательного уч­реждения С. Ю. Марков по просьбе иностранной посред­нической фирмы самостоятельно организовал знакомство с Борей супругов Томсон — граждан США, а затем по согласованию с ними дал заключение о возможности усы­новления Бориса. Данное заключение было представлено в суд для решения вопроса об усыновлении Бориса Крав­цова супругами Томсон.

Узнав об этом, орган опеки и попечительства отозвал из суда заключение Маркова и поставил вопрос о при­влечении его к административной ответственности по ст.1932 КоАП. Однако Марков не согласился с тем, что совершил правонарушение, пояснив, что он принял все возможные меры по устройству ребенка в семью и дей­ствовал в его интересах.

Имеются ли основания для привлечения Маркова к административной ответственности? Как должны были действовать руководитель воспитательного учреждения и орган опеки и попечительства в данной ситуации?

Задача 3

В связи с работой по контракту семья Максудовых (муж, жена и 5-летний сын) выехала с места постоянного жительства в Татарстане на о. Сахалин. Через некоторое время супруги Максудовы утонули в море при аварии судна. После гибели родителей их сын был временно по­мещен органом опеки и попечительства в воспитательное учреждение для детей, оставшихся без попечения роди­телей. Здесь ребенок привык к новым условиям жизни, нашел контакт с воспитателями и детьми. Через несколь­ко месяцев в воспитательное учреждение приехала ра­нее незнакомая с ним дальняя родственница Максудовых — Р. Н. Замалутдинова, которая попросила руководителя вос­питательного учреждения Попцову дать положительное заключение об усыновлении ею ребенка. Однако Попцова стала отговаривать Замалутдинову от усыновления, мо­тивируя это тем, что ранее она не была знакома с ребен­ком и неизвестно, как сложатся у них отношения, а в

детском доме ребенок хорошо устроен и адаптировался. ] . В свою очередь, Замалутдинова высказала твердое убеждение в том, что ребенку будет лучше у нее и в окруже­нии дальних родственников, где он сможет изучить род-; ной язык и жить в привычных для него условиях. Однако мнение Попцовой со ссылкой на интересы ребенка под­держал также орган опеки и попечительства, в связи с чем в ходатайстве Замалутдиновой было отказано.

Дайте правовую оценку действиям руководителя вое-, питательного учреждения Попцовой и органа опеки и попечительства. Должно ли учитываться при устрой­стве ребенка в семью его этническое происхождение? Каким формам устройства детей, лишившихся, родительского попечения, отдает приоритет С К?

 

Задача 4

После смерти родителей над 16-летним Николаем Нестеровым было установлено попечительство. Для по­крытия расходов на содержание Николая потребовалось реализовать наследственное имущество. Но по этому по­воду сразу же возникли разногласия между попечителем и подростком. Николай считал, что прежде всего нужно продать два ковра и столовые сервизы, и что он уже • достаточно самостоятелен, чтобы распоряжаться имуще­ством по своему усмотрению. Попечитель же утверждал, что. следует продать садовый домик с земельным участ­ком, чтобы на длительное время обеспечить Николая материально. Они обратились за советом в орган опеки и попечительства.

Какие разъяснения следует дать органу опеки и по­печительства по поводу возникших разногласий между попечителем и подопечным? Расскажите о гражданско-правовых обязанностях опекунов (попечителей). Какие сделки не вправе совершать опекун (попечитель)? На со­вершение каких сделок требуется предварительное раз­решение органа опеки и попечительства? Вправе ли Ни­колай Нестеров самостоятельно распоряжаться принад­лежащим ему имуществом?

Вопросы к семинарскому занятию №2

1. Понятие и значение усыновления.

2. Условия усыновления.

3. Порядок усыновления.

4. Лица, не имеющие права быть усыновителями и усыновленными.

5. Правовые последствия усыновления.

6. Отмена усыновления.

7. Основания и последствия отмены усыновления.

 

Нормативно правовые акты

1. Конституция РФ, ст.38, 43

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.95 № 223-ФЗ (ст.6, 156-167) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 1, 01.01.96 (с изменениями на 27 октября 2010) // Российская газета, № 290, 27.10.2010 , ст.1, 2, 16 (п. 2), 24—25, 31—46, 133

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994// (с изменениями на 8 мая.2010) Российская газета, № 244, 08.05.2010, ст. 17—19, 20 (п. 2), 21, 26—28, 37, 172, 175, 209, 213, 244—258, 292, 677, 679

4. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями на 29 декабря .2010 № 439-ФЗ) ст.10, 18—19, 50—52 //Ведомости РФ. 1992. № 30, ст.1797; СЗ РФ. 1996. № 3, ст.150; 2000. № 30, ст.3120.

5. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Российская газета, № 94, 30.04.2008 (с изменениями на 20.07.2009) //Российская газета, №94, 22.07.2009.

6. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997. № 47. (с изменениями на 28.07.2010) // Российская газета, №224, 02.08.2010. ст.5340

7. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Феде­рации» с изм., внесенными Федеральным законом от 20 июля 2000 г. № 103-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. (с изменениями внесенными Федеральным законом на 28 декабря 2010 № 427-ФЗ // СЗ РФ, 2010. № 30, ст.3121.

8. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ"Об основах системы профилактики безнадзорности и пра­вонарушений несовершеннолетних" с изм., внесенными на 13 января 2001 г. № 1-ФЗ, // СЗ РФ. 1998. № 31. (с изменениями внесенными на 28 декабря 2010 № 427-ФЗ // СЗ РФ, 2010. № 30, ст.3121.

 

 

Литература

1. Антокольская М. В. Семейное право: Учебник. 2-еизд. М.: Юристъ, 2009

2. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. М.: Инфра • М—Норма, 2006.

3. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федераци /Отв. ред. И.М. Кузнецова. — М.:БЕК, 2009.

4. Нечаева А, М. Семейное право: Курс лекций. 2-еизд. М.: Юристъ, 2009.

5. Пчелинцева Л. М. Семейное право России: Краткий учебный курс. М.: Норма, 2009

6. Фаршатов И. Охрана жилищных прав несовершеннолетних // Российская юстиция. 1999. № 8.

 

 

Контрольные вопросы для самостоятельного изучения

1. Дайте понятие усыновления (удочерения).'В чем состоит значение института усыновления?

2. В отношении каких детей допускается усыновле­ние? Возможно ли усыновление братьев и сестер разны­ми лицами? Могут ли быть усыновлены лица, достигшие совершеннолетия?

3. Какие условия усыновления предусмотрены зако­ном? Что следует понимать под интересами детей при усыновлении?

4. Допускается ли законом усыновление детей, явля­ющихся гражданами РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства?

5. Чем обусловлены установленные СК ограничения по усыновлению детей, являющихся гражданами РФ, ино­странными гражданами и лицами без гражданства?

6. Какие требования предъявляются законом к лич­ности усыновителя? Кто не может быть усыновителем?

7.П редусмотрены ли СК требования к разнице в воз­расте между усыновителем и усыновляемым ребенком? Если да, то какие и чем они обусловлены? Распространя­ются ли они на случаи усыновления ребенка отчимом (ма­чехой)?

8. Назовите лиц, согласие которых требуется для усыновления ребенка.

9. Допускает ли СК усыновление ребенка без согла­сия его родителей? Если да, то в каких случаях?

10 Требуется ли для усыновления ребенка его согласие?

11. Требуется ли согласие на усыновление детей их опекунов (попечителей), приемных родителей, руководи­телей воспитательных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей? Если да, то в какой форме?

12. Каковы основания и порядок изменения даты и места рождения усыновленного ребенка?

13. Назовите основания и порядок изменения имени, отчества и фамилии усыновленного ребенка.

14. Могут ли быть усыновители записаны в качестве родителей усыновленного ребёнка?

15. Раскройте правовые последствия отмены судом усыновления ребенка. Вправе ли суд взыскать с бывших усыновителей алименты на ребенка?

16. Возможна ли отмена усыновления после достиже­ния усыновленным ребенком совершеннолетия?

Задачи

Задача 1

После расторжения брака родителей пятилетний Саша Иванов остался проживать с матерью в г. Самаре. Его отец поступил на военную службу по контракту и уехал в Даль­невосточный военный округ, откуда перечислял алименты на сына. Через год мать Саши тяжело заболела и умерла. После этого мальчик временно проживал у дальних род­ственников, которые не имели намерения взять его на воспитание в свою семью, считая, что воспитывать Сашу должен его отец. На запрос органа опеки и попечитель­ства командир воинской части сообщил, что отец Саши убыл для дальнейшего прохождения службы в район воо­руженного конфликта. Последующие запросы о его мес­тонахождении результата не дали. Через ме.сяц после на­правления последнего запроса орган опеки и попечитель­ства принял необходимые меры по постановке Саши на региональный учет детей, оставшихся без попечения ро­дителей, а еще через три месяца Саша был усыновлен в судебном порядке супругами Сидоровыми, проживающи­ми в одном из городов той же области.

Через шесть месяцев после усыновления в Обоснованно ли действовал орган опеки и попечи­тельства при постановке Саши Иванова на региональ­ный учет детей, оставшихся без попечения родителей? Раскройте основания признания детей оставшимися без попечения родителей. Какое решение, по вашему мне­нию, должен принять суд по заявлению родного отца Саши Иванова?

 

Задача 2

После смерти родителей несовершеннолетнего Олега | Дубовикова его родственниками обсуждался вопрос о дальнейшем воспитании мальчика. При этом большинством родственников было высказано мнение, что самым приемлемым будет усыновление его дядей С. Я. Волчковым (родным братом матери мальчика), как наиболее близким родственником. Однако Волчков пояснил родственникам, 1 что не может усыновить ребенка, так как против этого возражает его жена, а он не решается пойти с ней на конфликт. Тогда бабушка мальчика —- Н. А. Дубовикова | (мать отца), посчитав доводы Волчкова неубедительными, сама подала в суд заявление об установлении усыновле­ния Олега Дубовикова Волчковым.

Правомерно ли поступила Дубовикова? Примет ли суд ее заявление к рассмотрению? Расскажите об уста­новленных СК условиях усыновления ребенка.

 

Задача 3

В. Кольцова после смерти родной сестры взяла к себе ее 2-летнюю дочь Таню. Отец девочки не возражал против этого. Когда Тане исполнилось 5 лет, Кольцова обратилась в Московский Комитет образования за сове­том. Она очень привязалась к девочке, и та зовет ее ма­мой. Отец Тани за все это время никакого внимания доче­ри не уделял, материально не помогал, уехал в другой город и женился. У Кольцовой есть муж, с которым она состоит в зарегистрированном браке, но совместно они не проживают уже более 4 лет. Кольцова спрашивала, смо­жет ли она удочерить девочку без согласования с мужем, что для этого необходимо, кто этот вопрос должен ре­шать?

Какой ответ вы бы могли дать Кольцовой?

 

Задача 4

Супругами Терниковыми в установленном законом по­рядке был усыновлен ребенок, которому была присвоена их фамилия. Через некоторое время Терниковы перееха­ли на новое место жительства и с целью обеспечения тайны усыновления подали в орган загса заявление о вы­даче им нового свидетельства о рождении усыновленного ребенка с указанием его новой фамилии. В обоснование своего требования Терниковы предъявили необходимые документы об усыновлении ребенка. Однако им было пред­ложено направить это заявление в орган загса по месту рождения ребенка или по месту государственной регист­рации усыновления. Все просьбы Терниковых положитель­но разрешить их заявление были оставлены без внимания под предлогом отсутствия подлинника записей о рожде­нии ребенка и об его усыновлении и невозможности реше­ния этого вопроса по новому месту жительства усынови-

Правомерны ли действия органа загса? Как следовало ,i поступить в данном случае

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.10.64 (0.02 с.)