ТОП 10:

Тема 10. Правовое регулирование семейных отношений с участием иностранного элемента



Общая характеристика семейного коллизионного законодательства.

Заключение брака на территории Российской Федерации. Заключение браков в дипломатических представительствах и консульских учреждениях. Признание браков, заключенных за пределами территории Российской федерации. Недействительность брака. Расторжение брака.


6. Методические рекомендации преподавателю

Основной целью лекций по учебной дисциплине «Семейное право» является дать четкое и последовательное изложение материала в соответствии с последними достижениями науки и сообщить студентам основное содержание предмета в целостном виде.

В связи с этим задачами лекционных занятий является:

1. Связно, последовательно изложить материал в соответствии с новейшими данными науки международного частного права.

2. Привитие навыков самостоятельного анализа и обобщения данных.

Требования, предъявляемые к лекции:

1. Научное содержание.

2. Творческий характер, яркость изложения.

3. Информационная насыщенность.

4. Единство содержания и формы.

5. Логически стройное и последовательное изложение.

6. Учет характера и состава аудитории.

Преподавателям можно использовать следующие типы лекций:

1. Учебно-программная лекция — освещает главные, узловые вопросы темы.

2. Установочная лекция— своей задачей ставит организацию работу студентов по изучению предмета. Такими являются в своем большинстве лекции для заочников.

3. Обзорная лекция — читается на заключительном этапе изучения курса или части курса.

Основное внимание в лекции сосредотачивается на всестороннем раскрытии наиболее трудных вопросов темы, усвоение которых необходимо.

Важным этапом является определение организацион­ной структуры лекции, распределение времени на каждый вопрос, введение и заключение.

Можно рекомендовать преподавателям следующую схему по подготовке лекционного занятия.

1.Определить основное содержание и расположение материала.

2. Продумать: а) где, как, в какой мере использовать методологические положения ученых; б) как использовать документы и другие материалы; в) в какой мере и как осуществить связь с современностью; с жизнью страны; с задачами образования; г) как дать критику современных концепций по проблеме; д) где и в какой степени расположить материал воспитательного характера; е) какие предложить методические советы по самостоятельной работе слушателей; ж) как лучше использовать наглядные пособия, ТСО и ТСП.

Преподавателю предлагается структура проведения занятия:

Традиционная лекция

Структура лекции

1. Название темы лекции.

2. Указание времени на лекцию в целом; вводную часть; основную часть; заключение.

3. Вводная часть.

4. Основная часть.

5. Краткие выводы по каждому из вопросов.

6. Заключение.

7. Список использованной литературы.

Структура лекции должна отражать основные идеи проблемы. Ее разработка начинается с составления плана, который включает, как правило, не более 2-3 вопросов.

Для формулировки основных вопросов плана служит программа курса. Преподаватель должен отразить в лекции основные ее положения.

В лекциях, посвященных теоретическим проблемам, отражаются их важнейшие стороны.

Вводная часть

1. После разработки плана необходимо, прежде всего, написать вводную часть. Это особенно ответственно, так как она открывает новую тему.

2. В вводной части преподаватель кратко характеризует место и значение данной темы в курсе.

Раскрытие основных вопросов

Внутренняя структура главной, центральной части лек­ции определяется логической структурой, которую препо­даватель продумал заранее и наметил в своем разверну­том плане. Материал нужно группировать, расчленять, выделять, обозначать отдельные положения цифрами.

Основные способы изложения материала:

1. Описание-характеристика. Применятся в том случае, когда нужно показать характерные признаки того или иного явления, события.

2. Повествование.

3. Объяснение — разъяснение внутреннего смысла событий, теории и политики государства.

Необходимо систематически прибегать к объяснениям для раскрытия внутреннего содержания тех или иных событий.

При этом непременно делать анализ и обобщения, использовать приемы индукции и дедукции, прибегать к противопоставлениям и сравнениям.

Элементы педагогического управления в ходе чтения лекций.

1. В круг вопросов лекции входят такие, как:

— установление и поддержание контакта с аудиторией;

— создание у студентов интереса к предмету лекции:

— достижение убедительности речи;

— эмоциональное воздействие на студентов;

— применение наглядных пособий и ТСО;

— соблюдение некоторых правил поведения лектора на трибуне.

2. Начало лекции.

Лектор должен сообщить четко, ясно, не торопясь, название темы лекции, дать возможность студентам записать его.

Затем изложить вводную часть, в которой сказать:

1. о роли и месте данной темы в курсе;

2. дать краткую характеристику литературы;

3. сообщить о распределении времени на тему.

Если это не первая лекция по теме, то провести связь с предшествующей лекцией.

Далее сообщить план лекции, также дав возможность студентам записать вопросы.

Перед изложением каждого вопроса его надо называть. Завершается рассмотрение вопроса небольшим выводом.

3. Важное значение для установления контакта с ауди­торией, для возбуждения у студентов интереса к теме имеет начало лекции.

В этих целях опытные преподаватели используют яркий пример или остро поставленный вопрос, подчеркивают теоретическое и практическое значение данной темы в тема­тическом плане курса и в практической деятельности.

4. Поддержание внимания студентов на протяжении всей лекции достигается:

— логикой изложения материала;

— глубиной содержания материала;

— четким формулированием положений;

—использованием в лекции новых интересных данных;

— использованием ТСО;

— включением в лекцию материалов об опыте работы.

Наличие тесного контакта преподавателя со студентами проявляется во внимании к лекции, ведении слуша­телями записей, хорошей дисциплине на занятиях.

Созданию непринужденной, творческой обстановки на лекции способствует тактичное обращение преподавателя к опыту аудитории.

Для мобилизации внимания студентов, активизации самостоятельного мышления обучаемых преподаватель ставит их в определенную ситуацию, дает им возможность самим прийти к необходимым выводам.

Хорошо, когда в лекции прозвучит ссылка на материал вчерашнего или сегодняшнего номера газеты, свежего журнала, радио или телепередачи.

Одним из сложных вопросов методики чтения лекции является обращение с текстом.

Привязанность к тексту вследствие плохой подготовленности к занятию или недостаточного владения материалом приводит к ослаблению связи с аудиторией.

В то же время не следует, не владея соответствующими навыками, пытаться проводить лекцию без текста, по памяти. При этом допускаются ошибки, повторения, ослабление логической нити рассуждения, пропуски отдельных важных положений темы и т. д.

6. Важное условие успеха — интонация и выразительность речи, оптимальность ее ритма и темпа, включение элементов юмора и т. д.

Определяя ритм и темп речи, преподаватель учитывает, что студенты записывают основные положения, по­этому изменением голоса, паузами, ударениями он облегчает студентам усвоение логики лекции, дает возмож­ность записать основные тезисы.

Цитируя произведения, необходимо повторить текст и сослаться на источник.

Заключительная часть

В ней обобщаются наиболее важные, существенные вопросы лекции.

Делаются выводы.

Ставятся задачи для самостоятельной работы.

Существует твердый порядок, требующий, чтобы в конце лекции преподаватель оставил несколько минут для ответов на вопросы.

Методические рекомендации преподавателям

К семинарским занятиям

Преподавателю следует помнить, что семинарские занятия органически дополняют лекции. По ряду дисциплин они являются ведущей формой обучения. Их главная цель заключается в углублении и закреплении знаний, применении теоретиче­ских знаний для решения практических задач, при­витие навыков самостоятельного анализа и обобщения данных, воспроизведение предметного содержания профессиональной деятельности.

В настоящее время можно выделить основные функции семинара:

1. Познавательная. Позволяет организовать творчес­кое, активное изучение теоретических и практических воп­росов, установить непосредственное общение преподава­теля со студентами, формирует самоконтроль за пра­вильным пониманием изучаемого материала со стороны студентов, закрепляет и расширяет знания.

2. Воспитательная, осуществляет связь теоретических знаний с практикой, усиливает обратную связь субъекта и объекта воспитания, формирует принципиальность и смелость в суждениях, самокритичность, дает широкие возможности преподавателю для индивидуальной работы и изучения индивидуальных особенностей студентов.

3. Функции контроля уровня знаний студентов и каче­ства их самостоятельной работы.

Подготовка семинара

Подготовка студентов к семинару практически начи­нается с лекции.

Как правило, лекция и семинар отдалены друг от друга несколькими днями. За это время студенты имеют возможность ознакомиться с планом семинара, изучить и законспек­тировать рекомендованную литературу.

Обычно на семинарское занятие выносятся 3-4 вопроса. Кроме основных вопросов, в плане семинара указывается еще тема доклада (если семинар проводится с док­ладом).

Выбору тем докладов следует уделить очень большое внимание, потому что от этого во многом зависит работа семинара.

Темы докладов должны быть посвящены актуальным теоретическом и политическом отношениях вопросам. Тема доклада должна быть заглавной в проблематике всего семинара.

Важнейшей составной частью любого плана семинара является список рекомендованной литературы.

Большую помощь студентам при подготовке к семи­нару оказывают преподаватели. Практически эта работа начинается с лекции, в которой даются методические советы и рекомендации, как следует подойти к изучению указанной литературы, ее общая характеристика.

Лектор постоянно должен иметь в виду предстоящий семинар, нацеливая студентов на подготовку к нему, подчеркивая наиболее важные вопросы, подлежащие об­стоятельному изучению.

Важным условием успешной подготовки к семинару является четкая организация самостоятельной работы студентов.

Примерно за 2-3 дня до семинара преподаватель может пригласить на беседу 1-2 студентов, либо группу студентов для выяснения, как они разобрались в изученной литературе, дать методические советы.

Необходимо требовать от студентов глубокого из­учения всех вопросов плана семинара. Вместе с тем, целесообразно иногда рекомендовать отдельным студентам заблаговременно готовить специальные выступления по сложным вопросам. Например, по теме № 8 можно рекомендовать такую тему: «Проблемы, связанные с незаконным вывозом детей из одной страны в другую». Можно также поручать наиболее подгото­вленным студентам выступать с обзором журнальных статей по теме занятия.

Необходим постоянный контроль за самостоятельной работой студентов и планомерная помощь им в подго­товке семинара.

Серьезную роль в подготовке и проведении семинаров играют методические секции: на них преподаватели коллективно об­суждают вопросы содержания и методики каждого за­нятия.

Хорошо зарекомендовала себя практика подготовки и обсуждения методических разработок по каждой теме семинарского занятия. Она включает в себя подвопросы каждого основного вопроса, план доклада, основные и до­полнительные вопросы.

Кроме того, в методических разработках необходимо предусмотреть воспитательные моменты, дополнительную научную и учебную ли­тературу для студентов и преподавателей; определить при­мерный расчет времени, указать, какие следует ис­пользовать ТСО и наглядные пособия.

В случае необходимости отдельные вопросы методики проведения семинарского занятия можно рассмотреть на заседаниях кафедры.

Можно рекомендовать преподавателям следующую схему по подготовке семинарского занятия.

Подготовка к семинару:

1. Групповая установочная консультация:

- время проведения;

- ее основное содержание;

- дополнительная литература.

2. Индивидуальные консультации (вызов курсантов для ознакомления с подготовкой к семинару и оказания им помощи).

3. Работа с докладчиком:

- беседа о плане доклада;

- рекомендация литературы;

- обсуждение основных положений содержание,

- контроль и оказание помощи.

4. Просмотр документального, учебного фильма и другие мероприятия в помощь предстоящему семинару.

5. Подбор технических средств обучения и наглядных пособий.

6. Связь с учебными группами студентов.

План проведения семинара

1. Изучение рекомендованной к семинару литературы, особенно новых документов.

2. Примерный расчет времени на обсуждение каждого вопроса плана семинарского занятия.

3. План или тезисы вступительного слова:

- значение темы;

- задачи семинара;

- важнейшие теоретические вопросы, подлежащие обсуждению;

- порядок работы семинара и т.д.

4. Дополнительные вопросы к плану семинара:

- дается перечень вопросов.

5. Организация работы студентов на семинаре:

- кому предоставить слово в первую очередь;

- кого и когда вызвать для контроля.

6. Порядок использования ТСО, наглядных пособий, иллюстраций, художественной литературы.

7. Заключительное слово:

- оценка семинара в целом;

- оценка доклада;

- разбор выступлений студентов;

- освещение и обобщение наиболее важных теорети­ческих вопросов;

- вывод по теме.

 

Особое внимание преподавателю в ходе проведения семинара следует уделить элементам педагогического менеджмента.

Как проводить семинар

1. Обычно семинарское занятие начинается вступитель­ным словом преподавателя.

Оно должно быть кратким, рассчитанным на 5-10 минут и не дублировать того, что было сказано в период подготовки занятия, на консультации.

Преподаватель формулирует цели и задачи семинара, четко показывает место и значение изучаемой темы.

Обращает внимание участников семинара на основные положения, проблемные вопросы, активное участие в об­суждении которых должны принять все студенты.

Нацеливает студентов на рассмотрение теоретичес­ких вопросов в тесной связи с жизнью, практикой и опы­том.

Указывает порядок проведения семинара, отмечает его особенности.

Выясняет, все ли студенты готовы к занятию.

2.После вступительного слова преподавателя обычно следует доклад (реферат) одного из студентов.

Доклад посвящается, как правило, одному из важней­ших теоретических и политических вопросов, центральной проблеме всего семинарского занятия.

Продолжительность доклада: 5-10 минут.

Следует предостеречь докладчика от стремления за­тронуть все вопросы, стоящие в плане занятия.

Немаловажное значение имеет и форма выступления докладчика. Наиболее распространенная ошибка многих выступающих с докладом — это чтение по тексту. Оно снижает интерес студентов, ослабляет контакт с доклад­чиком, мало помогает выработке навыков публичных выступлений.

3. После выступления докладчика ему могут быть заданы вопросы.

- Следите за тем, чтобы вопросы относились непо­средственно к теме доклада и семинара.

- Практикуется для сокращения времени подавать вопросы в письменном виде. Записки подаются преподава­телю, который решает, какие из них дать для ответа докладчику, какие поставить на обсуждение группы, а на какие вопросы ответить самому.

Если докладчик на какие-то вопросы не может ответить, они ставятся на обсуждение группы. В ходе обсуж­дения доклада или в заключительном слове преподавателя они получают свое разрешение.

4. Порядок обсуждения доклада может быть не всегда одинаковым.

На одних семинарах доклад целесообразно подверг­нуть специальному обстоятельному рассмотрению:

- вокруг доклада развертывается дискуссия;

- преподаватель добивается, чтобы содержание док­лада, основная проблема семинара были всесторонне изучены и хорошо усвоены всеми.

На других семинарах обсуждение доклада может идти не отдельно, а вместе с остальными вопросами семинара.

5. Организация обсуждения вопросов плана семинара.

- Часть преподавателей практикуют одновременное обсуждение всех вопросов, содержащихся в плане семи­нарского занятия. Это наименее удачная форма, так как:

- отсутствует система в обсуждении;

- слушатели не приучаются к логическому мышле­нию;

- принижается роль преподавателя.

Более приемлем другой порядок проведения, когда, не обсудив один вопрос, слушатели не переходят к обсужде­нию другого.

Для того чтобы правильно в методическом отношении подойти к организации обсуждения вопросов, надо хо­рошо знать студентов, степень их подготовки, осо­бенности каждого.

Некоторые преподаватели дают слово при обсуждении тому, кто первым поднял руку.

Педагогически правильнее дать первому слово тому, кто слабее подготовлен, реже выступает.

С другой стороны, регулирование выступлений на семинаре усиливает контрольные функции и способствует более тщательной подготовке студентов к последующим занятиям.

В целом, довольно широко практикуются выступления добровольные, но не следует исключать и выступления по вызову преподавателя. Это следует лучше всего делать тогда, когда нет желающих выступить или когда препода­ватель решил проверить подготовку отдельных студентов, вовлечь их в обсуждение проблемы.

Выступления на семинаре не должны превышать 10-15 минут. Нужно учить студентов излагать свои мысли кратко, содержательно, логично и ясно.

Иногда студенты выступают по заранее «облюбован­ному» ими вопросу. Такие выступления допустимы лишь при условии, что обучаемый готов и по всем другим вопросам семинара.

6. Вмешательство преподавателя в обсуждение воп­росов при выступлении студентов допустимо и оправда­но в случаях, когда надо сразу же поправить выступающе­го, если он допустил грубую ошибку, если выступление уходит в сторону от обсуждаемого вопроса.

Без особой необходимости не рекомендуется останав­ливать или поправлять выступающего. Методически бо­лее правильно, чтобы ошибки были вскрыты коллективно. Можно задать уточняющий, дополнительный, наводя­щий вопрос.

7. Практикуется организация творческих дискуссий по наиболее острым, спорным вопросам или в случае ошибки в выступлении, неточностей.

Важно, чтобы дискуссия не сбивалась с главных во­просов на второстепенные.

8. В ходе семинара у студентов возникает много вопросов. Важно использовать их для развития активного обсуждения темы.

Не всегда выгодно и методически правильно отвечать на возникающие вопросы в заключительном слове.

9. На семинаре преподаватель должен работать в первую очередь со всей группой, а не с отдельными студентами, не злоупотреблять диалогом, соблюдать педагогический такт.

10. Активное использование ТСО, наглядных пособий.

11. Заключительное слово преподавателя должно содержать:

- характеристику подготовленности группы к семи­нару и его оценку в целом, положительные стороны и типичные недостатки;

- анализ доклада и выступлений, дополнение и углу­бление содержания рассматриваемых вопросов;

- всесторонний анализ доклада;

- рекомендацию докладчику творчески подходить к теоретическим положениям, связывать их с жизнью;

- учет пропагандистского мастерства, умения устано­вить контакт с аудиторией, форм изложения, логичности мысли, убедительности и яркости речи;

- оценку самостоятельности разработки доклада.

При разборе выступлений надо вначале сказать о степени их активности, отметить тех, кто выступал впервые (редко выступают), кто отмалчивался на предыдущих занятиях;

- указать, насколько остро умеют реагировать участ­ники семинара на неточные или ошибочные выступления;

- правильно ли ставились вопросы докладчику;

- несколько глубоко изучен и обсужден материал темы семинара.

Преподаватель исправляет допущенные в ходе семинара и не замеченные студентами неточности и ошибки, обязате­льно дает правильное, научное толкование вопроса.

Раскрывает содержание тех вопросов, которые стави­лись, но не получили должного освещения.

Отвечает на вопросы, которые по его предложению задаются студентами перед заключительным словом.

При разборе выступления недопустимо распека­ние выступавших, унижение их достоинства.

Заключительное слово завершается выводами по теме семинара и методическими советами по дальнейшей само­стоятельной работе.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.021 с.)