Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 10. Правовое регулирование семейных отношений с участием иностранного элемента↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Общая характеристика семейного коллизионного законодательства. Заключение брака на территории Российской Федерации. Заключение браков в дипломатических представительствах и консульских учреждениях. Признание браков, заключенных за пределами территории Российской федерации. Недействительность брака. Расторжение брака. 6. Методические рекомендации преподавателю Основной целью лекций по учебной дисциплине «Семейное право» является дать четкое и последовательное изложение материала в соответствии с последними достижениями науки и сообщить студентам основное содержание предмета в целостном виде. В связи с этим задачами лекционных занятий является: 1. Связно, последовательно изложить материал в соответствии с новейшими данными науки международного частного права. 2. Привитие навыков самостоятельного анализа и обобщения данных. Требования, предъявляемые к лекции: 1. Научное содержание. 2. Творческий характер, яркость изложения. 3. Информационная насыщенность. 4. Единство содержания и формы. 5. Логически стройное и последовательное изложение. 6. Учет характера и состава аудитории. Преподавателям можно использовать следующие типы лекций: 1. Учебно-программная лекция — освещает главные, узловые вопросы темы. 2. Установочная лекция— своей задачей ставит организацию работу студентов по изучению предмета. Такими являются в своем большинстве лекции для заочников. 3. Обзорная лекция — читается на заключительном этапе изучения курса или части курса. Основное внимание в лекции сосредотачивается на всестороннем раскрытии наиболее трудных вопросов темы, усвоение которых необходимо. Важным этапом является определение организационной структуры лекции, распределение времени на каждый вопрос, введение и заключение. Можно рекомендовать преподавателям следующую схему по подготовке лекционного занятия. 1. Определить основное содержание и расположение материала. 2. Продумать: а) где, как, в какой мере использовать методологические положения ученых; б) как использовать документы и другие материалы; в) в какой мере и как осуществить связь с современностью; с жизнью страны; с задачами образования; г) как дать критику современных концепций по проблеме; д) где и в какой степени расположить материал воспитательного характера; е) какие предложить методические советы по самостоятельной работе слушателей; ж) как лучше использовать наглядные пособия, ТСО и ТСП. Преподавателю предлагается структура проведения занятия: Традиционная лекция Структура лекции 1. Название темы лекции. 2. Указание времени на лекцию в целом; вводную часть; основную часть; заключение. 3. Вводная часть. 4. Основная часть. 5. Краткие выводы по каждому из вопросов. 6. Заключение. 7. Список использованной литературы. Структура лекции должна отражать основные идеи проблемы. Ее разработка начинается с составления плана, который включает, как правило, не более 2-3 вопросов. Для формулировки основных вопросов плана служит программа курса. Преподаватель должен отразить в лекции основные ее положения. В лекциях, посвященных теоретическим проблемам, отражаются их важнейшие стороны. Вводная часть 1. После разработки плана необходимо, прежде всего, написать вводную часть. Это особенно ответственно, так как она открывает новую тему. 2. В вводной части преподаватель кратко характеризует место и значение данной темы в курсе. Раскрытие основных вопросов Внутренняя структура главной, центральной части лекции определяется логической структурой, которую преподаватель продумал заранее и наметил в своем развернутом плане. Материал нужно группировать, расчленять, выделять, обозначать отдельные положения цифрами. Основные способы изложения материала: 1. Описание-характеристика. Применятся в том случае, когда нужно показать характерные признаки того или иного явления, события. 2. Повествование. 3. Объяснение — разъяснение внутреннего смысла событий, теории и политики государства. Необходимо систематически прибегать к объяснениям для раскрытия внутреннего содержания тех или иных событий. При этом непременно делать анализ и обобщения, использовать приемы индукции и дедукции, прибегать к противопоставлениям и сравнениям. Элементы педагогического управления в ходе чтения лекций. 1. В круг вопросов лекции входят такие, как: — установление и поддержание контакта с аудиторией; — создание у студентов интереса к предмету лекции: — достижение убедительности речи; — эмоциональное воздействие на студентов; — применение наглядных пособий и ТСО; — соблюдение некоторых правил поведения лектора на трибуне. 2. Начало лекции. Лектор должен сообщить четко, ясно, не торопясь, название темы лекции, дать возможность студентам записать его. Затем изложить вводную часть, в которой сказать: 1. о роли и месте данной темы в курсе; 2. дать краткую характеристику литературы; 3. сообщить о распределении времени на тему. Если это не первая лекция по теме, то провести связь с предшествующей лекцией. Далее сообщить план лекции, также дав возможность студентам записать вопросы. Перед изложением каждого вопроса его надо называть. Завершается рассмотрение вопроса небольшим выводом. 3. Важное значение для установления контакта с аудиторией, для возбуждения у студентов интереса к теме имеет начало лекции. В этих целях опытные преподаватели используют яркий пример или остро поставленный вопрос, подчеркивают теоретическое и практическое значение данной темы в тематическом плане курса и в практической деятельности. 4. Поддержание внимания студентов на протяжении всей лекции достигается: — логикой изложения материала; — глубиной содержания материала; — четким формулированием положений; —использованием в лекции новых интересных данных; — использованием ТСО; — включением в лекцию материалов об опыте работы. Наличие тесного контакта преподавателя со студентами проявляется во внимании к лекции, ведении слушателями записей, хорошей дисциплине на занятиях. Созданию непринужденной, творческой обстановки на лекции способствует тактичное обращение преподавателя к опыту аудитории. Для мобилизации внимания студентов, активизации самостоятельного мышления обучаемых преподаватель ставит их в определенную ситуацию, дает им возможность самим прийти к необходимым выводам. Хорошо, когда в лекции прозвучит ссылка на материал вчерашнего или сегодняшнего номера газеты, свежего журнала, радио или телепередачи. Одним из сложных вопросов методики чтения лекции является обращение с текстом. Привязанность к тексту вследствие плохой подготовленности к занятию или недостаточного владения материалом приводит к ослаблению связи с аудиторией. В то же время не следует, не владея соответствующими навыками, пытаться проводить лекцию без текста, по памяти. При этом допускаются ошибки, повторения, ослабление логической нити рассуждения, пропуски отдельных важных положений темы и т. д. 6. Важное условие успеха — интонация и выразительность речи, оптимальность ее ритма и темпа, включение элементов юмора и т. д. Определяя ритм и темп речи, преподаватель учитывает, что студенты записывают основные положения, поэтому изменением голоса, паузами, ударениями он облегчает студентам усвоение логики лекции, дает возможность записать основные тезисы. Цитируя произведения, необходимо повторить текст и сослаться на источник. Заключительная часть В ней обобщаются наиболее важные, существенные вопросы лекции. Делаются выводы. Ставятся задачи для самостоятельной работы. Существует твердый порядок, требующий, чтобы в конце лекции преподаватель оставил несколько минут для ответов на вопросы. Методические рекомендации преподавателям К семинарским занятиям Преподавателю следует помнить, что семинарские занятия органически дополняют лекции. По ряду дисциплин они являются ведущей формой обучения. Их главная цель заключается в углублении и закреплении знаний, применении теоретических знаний для решения практических задач, привитие навыков самостоятельного анализа и обобщения данных, воспроизведение предметного содержания профессиональной деятельности. В настоящее время можно выделить основные функции семинара: 1. Познавательная. Позволяет организовать творческое, активное изучение теоретических и практических вопросов, установить непосредственное общение преподавателя со студентами, формирует самоконтроль за правильным пониманием изучаемого материала со стороны студентов, закрепляет и расширяет знания. 2. Воспитательная, осуществляет связь теоретических знаний с практикой, усиливает обратную связь субъекта и объекта воспитания, формирует принципиальность и смелость в суждениях, самокритичность, дает широкие возможности преподавателю для индивидуальной работы и изучения индивидуальных особенностей студентов. 3. Функции контроля уровня знаний студентов и качества их самостоятельной работы. Подготовка семинара Подготовка студентов к семинару практически начинается с лекции. Как правило, лекция и семинар отдалены друг от друга несколькими днями. За это время студенты имеют возможность ознакомиться с планом семинара, изучить и законспектировать рекомендованную литературу. Обычно на семинарское занятие выносятся 3-4 вопроса. Кроме основных вопросов, в плане семинара указывается еще тема доклада (если семинар проводится с докладом). Выбору тем докладов следует уделить очень большое внимание, потому что от этого во многом зависит работа семинара. Темы докладов должны быть посвящены актуальным теоретическом и политическом отношениях вопросам. Тема доклада должна быть заглавной в проблематике всего семинара. Важнейшей составной частью любого плана семинара является список рекомендованной литературы. Большую помощь студентам при подготовке к семинару оказывают преподаватели. Практически эта работа начинается с лекции, в которой даются методические советы и рекомендации, как следует подойти к изучению указанной литературы, ее общая характеристика. Лектор постоянно должен иметь в виду предстоящий семинар, нацеливая студентов на подготовку к нему, подчеркивая наиболее важные вопросы, подлежащие обстоятельному изучению. Важным условием успешной подготовки к семинару является четкая организация самостоятельной работы студентов. Примерно за 2-3 дня до семинара преподаватель может пригласить на беседу 1-2 студентов, либо группу студентов для выяснения, как они разобрались в изученной литературе, дать методические советы. Необходимо требовать от студентов глубокого изучения всех вопросов плана семинара. Вместе с тем, целесообразно иногда рекомендовать отдельным студентам заблаговременно готовить специальные выступления по сложным вопросам. Например, по теме № 8 можно рекомендовать такую тему: «Проблемы, связанные с незаконным вывозом детей из одной страны в другую». Можно также поручать наиболее подготовленным студентам выступать с обзором журнальных статей по теме занятия. Необходим постоянный контроль за самостоятельной работой студентов и планомерная помощь им в подготовке семинара. Серьезную роль в подготовке и проведении семинаров играют методические секции: на них преподаватели коллективно обсуждают вопросы содержания и методики каждого занятия. Хорошо зарекомендовала себя практика подготовки и обсуждения методических разработок по каждой теме семинарского занятия. Она включает в себя подвопросы каждого основного вопроса, план доклада, основные и дополнительные вопросы. Кроме того, в методических разработках необходимо предусмотреть воспитательные моменты, дополнительную научную и учебную литературу для студентов и преподавателей; определить примерный расчет времени, указать, какие следует использовать ТСО и наглядные пособия. В случае необходимости отдельные вопросы методики проведения семинарского занятия можно рассмотреть на заседаниях кафедры. Можно рекомендовать преподавателям следующую схему по подготовке семинарского занятия. Подготовка к семинару: 1. Групповая установочная консультация: - время проведения; - ее основное содержание; - дополнительная литература. 2. Индивидуальные консультации (вызов курсантов для ознакомления с подготовкой к семинару и оказания им помощи). 3. Работа с докладчиком: - беседа о плане доклада; - рекомендация литературы; - обсуждение основных положений содержание, - контроль и оказание помощи. 4. Просмотр документального, учебного фильма и другие мероприятия в помощь предстоящему семинару. 5. Подбор технических средств обучения и наглядных пособий. 6. Связь с учебными группами студентов. План проведения семинара 1. Изучение рекомендованной к семинару литературы, особенно новых документов. 2. Примерный расчет времени на обсуждение каждого вопроса плана семинарского занятия. 3. План или тезисы вступительного слова: - значение темы; - задачи семинара; - важнейшие теоретические вопросы, подлежащие обсуждению; - порядок работы семинара и т.д. 4. Дополнительные вопросы к плану семинара: - дается перечень вопросов. 5. Организация работы студентов на семинаре: - кому предоставить слово в первую очередь; - кого и когда вызвать для контроля. 6. Порядок использования ТСО, наглядных пособий, иллюстраций, художественной литературы. 7. Заключительное слово: - оценка семинара в целом; - оценка доклада; - разбор выступлений студентов; - освещение и обобщение наиболее важных теоретических вопросов; - вывод по теме.
Особое внимание преподавателю в ходе проведения семинара следует уделить элементам педагогического менеджмента. Как проводить семинар 1. Обычно семинарское занятие начинается вступительным словом преподавателя. Оно должно быть кратким, рассчитанным на 5-10 минут и не дублировать того, что было сказано в период подготовки занятия, на консультации. Преподаватель формулирует цели и задачи семинара, четко показывает место и значение изучаемой темы. Обращает внимание участников семинара на основные положения, проблемные вопросы, активное участие в обсуждении которых должны принять все студенты. Нацеливает студентов на рассмотрение теоретических вопросов в тесной связи с жизнью, практикой и опытом. Указывает порядок проведения семинара, отмечает его особенности. Выясняет, все ли студенты готовы к занятию. 2.После вступительного слова преподавателя обычно следует доклад (реферат) одного из студентов. Доклад посвящается, как правило, одному из важнейших теоретических и политических вопросов, центральной проблеме всего семинарского занятия. Продолжительность доклада: 5-10 минут. Следует предостеречь докладчика от стремления затронуть все вопросы, стоящие в плане занятия. Немаловажное значение имеет и форма выступления докладчика. Наиболее распространенная ошибка многих выступающих с докладом — это чтение по тексту. Оно снижает интерес студентов, ослабляет контакт с докладчиком, мало помогает выработке навыков публичных выступлений. 3. После выступления докладчика ему могут быть заданы вопросы. - Следите за тем, чтобы вопросы относились непосредственно к теме доклада и семинара. - Практикуется для сокращения времени подавать вопросы в письменном виде. Записки подаются преподавателю, который решает, какие из них дать для ответа докладчику, какие поставить на обсуждение группы, а на какие вопросы ответить самому. Если докладчик на какие-то вопросы не может ответить, они ставятся на обсуждение группы. В ходе обсуждения доклада или в заключительном слове преподавателя они получают свое разрешение. 4. Порядок обсуждения доклада может быть не всегда одинаковым. На одних семинарах доклад целесообразно подвергнуть специальному обстоятельному рассмотрению: - вокруг доклада развертывается дискуссия; - преподаватель добивается, чтобы содержание доклада, основная проблема семинара были всесторонне изучены и хорошо усвоены всеми. На других семинарах обсуждение доклада может идти не отдельно, а вместе с остальными вопросами семинара. 5. Организация обсуждения вопросов плана семинара. - Часть преподавателей практикуют одновременное обсуждение всех вопросов, содержащихся в плане семинарского занятия. Это наименее удачная форма, так как: - отсутствует система в обсуждении; - слушатели не приучаются к логическому мышлению; - принижается роль преподавателя. Более приемлем другой порядок проведения, когда, не обсудив один вопрос, слушатели не переходят к обсуждению другого. Для того чтобы правильно в методическом отношении подойти к организации обсуждения вопросов, надо хорошо знать студентов, степень их подготовки, особенности каждого. Некоторые преподаватели дают слово при обсуждении тому, кто первым поднял руку. Педагогически правильнее дать первому слово тому, кто слабее подготовлен, реже выступает. С другой стороны, регулирование выступлений на семинаре усиливает контрольные функции и способствует более тщательной подготовке студентов к последующим занятиям. В целом, довольно широко практикуются выступления добровольные, но не следует исключать и выступления по вызову преподавателя. Это следует лучше всего делать тогда, когда нет желающих выступить или когда преподаватель решил проверить подготовку отдельных студентов, вовлечь их в обсуждение проблемы. Выступления на семинаре не должны превышать 10-15 минут. Нужно учить студентов излагать свои мысли кратко, содержательно, логично и ясно. Иногда студенты выступают по заранее «облюбованному» ими вопросу. Такие выступления допустимы лишь при условии, что обучаемый готов и по всем другим вопросам семинара. 6. Вмешательство преподавателя в обсуждение вопросов при выступлении студентов допустимо и оправдано в случаях, когда надо сразу же поправить выступающего, если он допустил грубую ошибку, если выступление уходит в сторону от обсуждаемого вопроса. Без особой необходимости не рекомендуется останавливать или поправлять выступающего. Методически более правильно, чтобы ошибки были вскрыты коллективно. Можно задать уточняющий, дополнительный, наводящий вопрос. 7. Практикуется организация творческих дискуссий по наиболее острым, спорным вопросам или в случае ошибки в выступлении, неточностей. Важно, чтобы дискуссия не сбивалась с главных вопросов на второстепенные. 8. В ходе семинара у студентов возникает много вопросов. Важно использовать их для развития активного обсуждения темы. Не всегда выгодно и методически правильно отвечать на возникающие вопросы в заключительном слове. 9. На семинаре преподаватель должен работать в первую очередь со всей группой, а не с отдельными студентами, не злоупотреблять диалогом, соблюдать педагогический такт. 10. Активное использование ТСО, наглядных пособий. 11. Заключительное слово преподавателя должно содержать: - характеристику подготовленности группы к семинару и его оценку в целом, положительные стороны и типичные недостатки; - анализ доклада и выступлений, дополнение и углубление содержания рассматриваемых вопросов; - всесторонний анализ доклада; - рекомендацию докладчику творчески подходить к теоретическим положениям, связывать их с жизнью; - учет пропагандистского мастерства, умения установить контакт с аудиторией, форм изложения, логичности мысли, убедительности и яркости речи; - оценку самостоятельности разработки доклада. При разборе выступлений надо вначале сказать о степени их активности, отметить тех, кто выступал впервые (редко выступают), кто отмалчивался на предыдущих занятиях; - указать, насколько остро умеют реагировать участники семинара на неточные или ошибочные выступления; - правильно ли ставились вопросы докладчику; - несколько глубоко изучен и обсужден материал темы семинара. Преподаватель исправляет допущенные в ходе семинара и не замеченные студентами неточности и ошибки, обязательно дает правильное, научное толкование вопроса. Раскрывает содержание тех вопросов, которые ставились, но не получили должного освещения. Отвечает на вопросы, которые по его предложению задаются студентами перед заключительным словом. При разборе выступления недопустимо распекание выступавших, унижение их достоинства. Заключительное слово завершается выводами по теме семинара и методическими советами по дальнейшей самостоятельной работе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.161.216 (0.012 с.) |