Игры и упражнения, направленные на 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игры и упражнения, направленные на



ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ, СОЗДАНИЕ

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ, РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ

 

«Назови себя»

Цель: позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться к новой среде.

Ход игры: Упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени (если хочет, может что-то рассказать о себе).

 

«Снежный ком»

Цель: позволяет детям скорее запомнить имена друг друга, установить контакт.

Ход игры: Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий повторяет его, затем называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу.

 

«Ласковое имя»

Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.

Инструкция: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а кроме того, произнести его ласковое имя» [50].

 

«Давайте поздороваемся»

Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.

Ход игры: В начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.

 

«Встаньте те, кто...»

Цель: развивает наблюдательность, позволяет детям лучше узнать друг друга.

Ход игры: Ведущий дает задание: «Встаньте те, кто...

♦ любит бегать;

♦ радуется хорошей погоде;

♦ имеет младшую сестру;

♦ любит дарить цветы и т. д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения всем задаются вопросы, подводящие итоги игры: «Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра?» Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные): «Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру?». Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам —ему помогает группа [ 15].

 

«Представь свое имя в движении» (с 6 лет)

Цель: игра помогает детям запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства. В этом упражнении каждый получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.

Ход игры: Дети сидят в кругу. Поочередно, по часовой стрелке, дети делают телодвижения, подсказывающее их имя. Упражнение более эффективно, если попросить всех повторять имена и телодвижения [33].

 

«Представься с помощью куклы» (с 5 лет)

Цель: помогает снять напряжение и неуверенность, позволяет детям лучше узнать друг друга.

Материал: две куклы разного пола, желательно в рост ребенка, или перчаточные куклы.

Ход игры: Ребенку предлагают представиться с помощью куклы и рассказать о себе. Ведущий и дети могут задавать вопросы, уточнять. Например: Твоя любимая игра? Как в нее играть? Любимое животное? Почему? Самая вкусная еда на свете? О чем ты мечтаешь? и т. д. [33]

 

«Переходы»

Цель: игра переводит внимание на внешность детей, позволяет осознать внешние сходства и отличия.

Ход игры:

А) Воспитатель просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У всех у вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами, так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, рядом с ним — у кого они потемнее, а крайним справа, на этом стуле, был тот у кого самые темные воло­сы. Начали...» Взрослый помогает детям, подходит к каждому, прикасается к волосам, советуется с остальными, куда его посадить, и т. д.

Б) Задание то же, что и в предыдущем варианте, толь­ко дети должны поменяться местами по цвету глаз.

 

«Опиши друга»

Цель: развитие наблюдательности и умения описывать внешние детали.

Ход игры: упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками). Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок точен.


«Что изменилось?»

Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Ход игры: Каждый ребенок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все произведенные изменения должны быть видимы). Задача водящего подметить происшедшие изменения.

 

«Мое настроение»

Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.

Ход игры: Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с. каким-либо цветом, животным, физическим со­стоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.

 

«Передача чувств»

Цель: научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Ход игры: Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, мож­но обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение [16].

 

«Цвета эмоций»

Цель: развитие воображения, выразительных движений.

Ход игры: Выбирается водящий, по сигналу он закрывает глаза, а остальные участники задумывают между собой один из основных цветов. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, главным образом эмоциональным, пытаются изобразить этот цвет, не называя, а водящий должен его отгадать. Можно разделиться на две команды, при этом одна команда будет изображать цвет (поочередно или одновременно), а вто­рая — отгадывать.

 

«Тихий разговор»

Цель: формирование умения передавать определен­ное смысловое содержание невербальным способом.

Ход игры: Участники садятся в круг. Задание — невербально сказать выбранному партнеру фразу (которую взрослый предварительно шепнул ребенку на ушко). Каждый по очереди выполняет задание без слов. Остальные наблюдают и определяют «произнесенную» фразу [15].

 

«Собери пиктограмму»

Цель: развивает умение дифференцировать различные эмоциональные состояния по мимическим проявлениям.

Ход игры: Каждому ребенку дается пиктограмма определенного эмоционального состояния, разрезанная на несколько частей. Задача участников — как можно быстрее и правильно собрать пиктограмму. Как вариант, можно самому пантомимически изобразить это состояние.

 

«Подарок другу»

Цель: развивать умение невербально «описывать» предметы.

Ход игры: Один ребенок становится «именинником», остальные дарят ему «подарки», передавая движениями и мимикой свое отношение к «имениннику» [16].

 

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ

ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО САМООЩУЩЕНИЯ, УМЕНИЕ

ВЫРАЖАТЬ ПОЗИТИВНЫЕ ЭМОЦИИ, НА РАЗВИТИЕ

НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

«Волшебный стул»

Ход игры: Один из детей садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать [16].

 

«Разноцветный букет»

Цель: учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

Ход игры: Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один большой «букет» и устраивают хоровод цветов [16].

«Пирамида любви»

 

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отно­шение к людям, развивать коммуникативные способ­ности.

Ход игры: Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расска­жите и вы, кого и что любите вы (следуют рассказы де­тей). А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей свою руку. (Дети выстраива­ют пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида, а все потому, что мы умеем любить сами и любимы» [16].

 

«Солнечный зайчик»

Цель: воспитание дружелюбного отношений детей друг к другу, развитие атмосферы тепла, любви и ласки.

Ход игры: Детям предлагают с помощью зеркала «поймать» «солнечного зайчика». Затем воспитатель го­ворит, что он тоже поймал «зайчика», предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его, согреться его теплом. Когда «зайчик» возвращается к воспитате­лю, он обращает внимание детей на то, что за это время «зайчик» вырос и уже не умещается в ладонях. «Зайчика» выпускают, но каждый ловит частички его тепла, нежные лучики своим сердцем [16].

«Катаем мяч»

Цель: развитие чувства общности и принадлежности к группе.

Материалы: один не слишком маленький, хорошо катящийся мяч.

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция (детям): Станьте в круг и держите друг друга за руки. Давайте выучим стихотворение про нашу группу.

Мы стоил! рука в руке,

Вместе мыбольшая лента.

Можем мы большими быть (подняли руки вверх),

Можем маленькими быть (руки вниз),

Но никто один не будет (киваем соседям и пожимаем руки).

А теперь сядьте на пол, так же по кругу, но потеснее. Мы сыграем в игру с мячом. Я качу мяч тому, кто сидит напротив меня. Он крепко держит мяч обеими руками и ждет, что будет дальше. А мы все вместе называем имя того, у кого мяч, и продолжаем: «Марк в нашей группе!» После этого Марк катит мяч кому-то другому. И так да­лее, пока каждый не подержит мяч и не услышит свое имя.

(Дети могут получать мяч несколько раз, но важно ни­кого не пропустить. Стихи читают каждый раз, когда группа собирается в круг.) [46].


«Капитан»

Цель: развивает умение планировать деятельность, от­ветственность, способствует сплочению группы.

Инструкция: «Давайте сейчас поиграем в капитанов. Капитаном будет каждый из вас, кто захочет, по очереди. Задача капитана — перевезти как можно больше пассажиров на своем корабле (корабль — сдвинутые спинками вплотную два стула). Капитан будет по одному подводить к «ко­раблю» пассажиров и размещать их так, чтобы никто из них не касался ногами земли и ни в коем случае не упал. Когда останется место только для одного человека, капитан сам занимает его и кричит: «Вперед!». Я засекаю время и в течение одной минуты ни один из пассажиров не должен упасть за борт, т. е. коснуться пола ногами или руками. После этого капитан запоминает, сколько пассажиров ему удалось перевезти и занимает место среди пассажиров».

В этой игре ведущему нужно находиться около стульев и страховать детей. В начале игры он может немного помогать капитану размещать детей на стульях [10].

 

«Клеевой дождик»

Цель: развитие чувства коллектива, снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласо­ванности своих движений с окружающими.

Ход игры: Дети встают в одну линию, ставят руки на поясе друг другу и таким вот «паровозиком» (склеившимися дождевыми капельками) начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия; необходимо перешагнуть через коробки, пройти по импровизированно­му мосту, обогнуть большие валуны, проползти под стулом и т. д.

 

«Путанка»

Цель: активизация группы, переживание группового единства.

Ход игры: По предложенной детьми считалке выбира­ется ведущий, он выходит из комнаты, остальные дети бе­рутся за руки и образуют крут, не разжимая рук. Они на­чинают запутываться — кто как сумеет, водящий распу­тывает «Путанку», не разжимая рук запутавшихся [27],

 

«Волшебные заросли»

Цель: снятие телесных барьеров, развитие умения добиваться своей цели приемлемыми способами общения.

Ход игры: Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными водорослями» — всеми остальными участниками. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения, они могут расслабиться и пропустить участника в центр круга, а могут и не пропустить его, если их плохо «просят».

Затем следует обсуждение: когда водоросли расступа­лись, а когда нет, от чего это зависело?

 

«На мостике»

Цель: развитие ловкости, способности прогнозиро­вать ситуацию. Игра учит детей соотносить свои действия с партнером для достижения общей цели.

Ход игры: Перед началом игры создается воображаемая ситуация. Взрослый разделяет всех детей на две группы, разводит их в разные стороны и предлагает представить, что они находятся по разные стороны горного ущелья, но им нужно обязательно перейти на другую сторону. Через ущелье перекинут тонкий мостик (на полу чертится полоска 30—40 см шириной). По мостику могут пройти только два человека с разных сторон, (иначе мостик перевернется). Задача заключается в том, чтобы пойти одновременно навстречу друг другу и перейти на противоположную сторону, не заступив за черту (иначе упадешь в пропасть!). Участники разбиваются на пары и осторожно движутся по мостику навстречу друг другу. Остальные следят за их движениями и «болеют» за них. Тот, кто заступил за черту, выбывает из игры (падает в пропасть). Успешное выполнение задачи возможно лишь в том случае, если кто-нибудь из пары уступит дорогу своему партнеру и пропустит его вперед [42].

 

«Сороконожка»

Цель: научить детей взаимодействию со сверстника­ми, способствовать сплочению детского коллектива.

 


Ход игры: Воспитатель рассаживает детей на полу и говорит: «Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у нее целых 40 ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом на четвереньки и положите руки на плечи соседа. Готовы? Теперь начинаем двигаться вперед. Сначала мед­ленно, чтобы не запутаться. А теперь - чуть быстрее». Воспитатель помогает детям построиться, направляет движения сороконожки. Затем говорит: «Ох, как устала наша сороконожка, она буквально падает от усталости с ножек». Дети, по-прежнему держа соседей за плечи, падают на ковер.

Можно усложнить задачу согласованным преодолением препятствий, усложнением движений «сороконожки» (присесть, попрыгать на одной ножке, проползти); основная цель остается прежней: остаться при этом цело­стной «сороконожкой» [23].

 

«Недотроги»

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, развитию эмпатии.

Ход игры: Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисуют карточки с пиктограммами. Необходимо объяснить детям, что означает каждая пиктограмма. Например, картинка с изображением улыбающегося человечка символизирует Веселье; с изображением двух одинаковых конфет — Доброту или Честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое-либо положительное качество ребенка (обязательно положительное!). Каждому ребенку выдается 5—8 карточек. По сигналу ведущего дети стараются закрепить их на спинах товарищей (при помощи скотча, стикеров и т. д.). По следующему сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу».

На первых порах, конечно, случается, что не у всех игроков оказывается достаточно карточек, но при много­кратном повторении игры и после проведения обсуждения ситуация меняется. Во время обсуждения взрослый интересуется: приятно ли получать такие карточки и что приятнее — дарить хорошие слова другим или получить их самому. Как правило, дети говорят — им нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий обращает их внимание на тех ребят, которым или совсем не досталось карточек, или очень мало. Обычно эти дети признаются, что дарили они с удовольствием, но хотелось бы и самим получить карточку, и не одну.

Чаще всего при повторном проведении игры «отвер­женных» детей не остается [23].

«Менялки игрушек» [Карпова Е.В., Лютова Е.К.].

Цель: игра учит детей взаимодействовать с окружающими при помощи невербальных средств общения.

Ход игры: Все дети встают в круг, каждый держит в руках какую-нибудь игрушку. Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до десяти. За это время играющие меняются предметами. Все действия выполнятся молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Водящий входит в круг, его задача — угадать, кто с кем поменялся игрушками.

 

 


«Весы»

Цель: развитие воображения, выразительности движений, умения действовать сообща.

Инструкция: «Давайте поиграем в весы. Разделитесь по трое. Один будет продавцом, а двое — чашами весов. Потом вы поменяетесь ролями. Продавец кладет что-нибудь на чашу весов, она прогибается от тяжести, а другая чаша на столько же поднимается. Все поняли? Тогда давайте попробуем».

Ход игры: Сначала воспитатель (сейчас он продавец) выбирает двух детей, «кладет» на одного из них «товар» и показывает, что должен делать каждый ребенок. Потом ребята играют самостоятельно. Взрослый следит за игрой и помогает тем, кто нуждается в помощи [47].

 

«Липучка»

Цель: игра способствует снятию мышечного напряжения, развитию умения взаимодействовать со сверстниками, сплочению детской группы.

Ход игры: Все дети двигаются, бегают по комнате, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они при­говаривают: «Я липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей компании. Затем вместе ловят в свои «сети» других. Когда все дети станут «липуч­ками», они под спокойную музыку танцуют в кругу, так же держась за руки. Взрослый может задавать темп, хло­пая в ладоши; в конце игры, дети, танцуя в кругу, поют какую-либо песенку [22].

 

«Уточка ути-ути»

Цель: игра учит действовать согласованно, соотносить свою активность с правилами игры.

Ход игры: Считалкой определяется, кто из детей будет уточкой. Остальные дети становятся в круг и берутся за руки. Ребенок-«уточка», двигаясь вперевалочку, проходит под теперь уже поднятыми руками игроков. Стоящие в кругу поют песенку:

Уточка ути-ути,

Негде уточке пройти,

Негде сунуться,

Попросунуться.

Кабы уточке вода,

Потопила бы меня,

Кабы волчий хвост

Бери за хвост!

Когда произносятся последние слова («бери за хвост»), игрок тихонько хлопает того, кто оказывается рядом с ним. Этот игрок становится позади первого, кладет ему руки на пояс и они продолжают движение вместе, далее наступает очередь следующего игрока. Игра идет до тех пор, пока все не соберутся в одну цепочку [56].

 

«Справа, справа от меня есть одно местечко»

Цель: создание положительного эмоционального фона, атмосферы принятия.

Ход игры: Дети встают в круг, оставляя рядом с ребенком справа свободное место. Этот ребенок поет:

«Справа, справа от меня есть одно местечко, я хочу, чтоб... (игрок называет имя одного из участников, стоящих в кругу) встал, со мной рядом постоял». Названный игрок занимает место справа от позвавшего. Теперь сле­дующий игрок, рядом с которым свободное место, называет другого участника и т. д. [56]..

 

«Горячая картошка»

Цель: игра позволяет прочувствовать и понять, что иногда неудача бывает неизбежна и что с ней надо уметь справиться. Одновременно игра показывает, как легко помочь тому, кто в беде.

Материалы: одна картофелина.

Инструкция детям: «Сядьте на пол в круг. У меня для нашей игры приготовлена картофелина. Но она — особенная. Вам надо представить, что эта картофелина очень го­рячая. Поэтому мы должны передавать ее друг другу очень-очень быстро. Если она у кого-то в руках задержится, то можем обжечь пальцы. Что тогда? Еще у нас в игре есть стоп-часы. Ими будет один из вас, кто сидит за кругом к нам спиной и время от времени, когда захочет, кричит «Стоп!». Если мы услышали «Стоп!», картошку передавать нельзя, она остается у кого-то в руках, и он «обжигается». (Интервал для стоп-часов должен быть от 30до 60секунд.) Ай-яй-яй! Да это же настоящая беда! Но, к счастью, мы можем утешить своего товарища. Те, кто сидит рядом, обнимут его за плечи и мягко покачают из стороны в сторону, пока ребенок с картофелиной не скажет: «Дальше». И снова быстро-быстро передаем картошку из рук в руки, пока стоп-часы снова не прокричат «Стоп!» [46].

 

«Охота на динозавриков»

Цель: обучение взаимодействию различными спосо­бами (вербальными и невербальными). Игра способству­ет формированию умения фиксировать малейшие изме­нения в мимике партнера по общению.

Ход игры: Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до десяти. В это время участники переда­ют друг другу маленького игрушечного динозаврика. По окончании счета тот, у кого находится зверек, вытягивая руки вперед, закрывает его ладошками. Остальные учас­тники повторяют этот жест. Задача водящего — найти, у кого в руках динозаврик [22].

 

«Дракон кусает свой хвост»

Цель: игра развивает быстроту реакции и координа­цию, групповую сплоченность.

Ход игры: Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — голова дракона, последний — кончик хвоста. Первый пытается схватить последнего: дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост («не укусит» его), на место головы драко­на встает другой ребенок.

 

«Гномики»

Цель: игра позволяет детям проявить способность к сопереживанию, отзывчивость, подсказывает выход из сложившейся ситуации.

Материал: Для игры нужны колокольчики (или по­гремушки, по числу участников). Один колокольчик дол­жен быть испорчен (не звенеть).

Ход игры: Взрослый предлагает детям поиграть «в гномиков». У каждого из гномиков есть волшебный ко­локольчик: когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу — он может загадать любое желание, и оно когда-нибудь исполнится. Дети получают коло­кольчики. «Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть, загадывать свое желание, а мы будем слушать». Дети по кругу звенят колокольчиками, но вдруг оказывается, что один молчит. «Что же делать? У одного из наших гноми­ков не звенит колокольчик! Это такое для него несчастье! Он теперь не может загадать желание... Может, мы его развеселим? Или подарим что-нибудь вместо колокольчика? Или попробуем исполнить его желание? (Дети предлагают свои варианты решения.) А может, кто-нибудь уступит свой колокольчик на время, чтобы гномик мог позвенеть им и загадать желание?» Важно, чтобы игра обязательно закончилась положительными эмоциями участников [47].

 

«День помощника»

Цель: стимулировать детей к самостоятельному поиску способов взаимодействия, соответствующих задаче, способствовать развитию чуткости к косвенным проявле­ниям внимания и заботы.

Ход игры: Воспитатель собирает с утра всю группу и говорит: «Сегодня у нас с вами необычный день. Мы будем помогать друг другу, но так, чтобы это не было заметно. Сейчас я подойду к каждому из вас и скажу, кому он сегодня будет стараться помочь во всем. Не говорите об этом больше никому. Вечером мы с вами снова соберемся вместе, и вы попробуете догадаться, кто же вам сегодня помогал, и поблагодарите его».

В течение дня взрослый напоминает детям о задании. Вечером воспитатель собирает группу и просит каждого ребенка, по очереди, рассказать, как и кто помогал ему [47].

 

«Найди пару»

Цель: развитие чувствительности к соотнесению тактильных образов.

Ход игры: Водящий сидит на стуле в дальнем конце комнаты в расслабленной позе, с закрытыми глазами. Один из группы подходит к нему и протягивает ему в руки свою руку. Водящий, не открывая глаз, тщательно исследует ее. Как только водящий считает, что уже достаточно хорошо изучил руку, он говорит: «Все». Тогда все участники группы одновременно протягивают ему свои руки, и водящий пытается найти среди этого множества именно ту руку, которую ему давали первоначально.

 

«Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, формирование привычки использовать слова вежливости.

Ход игры: Игра проводится с мячом, в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо произносить только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет), благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), изви­нения (извините, простите, сожалею), прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи). В конце упражнения обсуждается, какие чувства вызывали вежливые слова у того, кто их говорил, и у того, кому они были адресованы.

«Пожалуйста»

Цель: игра вырабатывает навык употребления «волшебных» слов.

Ход игры: Все становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны повторить их лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется — выбывает из игры [55].

«Игрушка»

Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать.

Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары — обладатель красивой и очень любимой им игрушки. Другой очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача — уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней. Важно, что при выполнении этого упражнения ребенку — хозяину игрушки — дается любая, кото­рую он может представить как самую любимую.

Как только владелец игрушки отдаст ее напарнику, игра прерывается и ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку, какие чувства при этом испытывал.

«Меняемся пуговицами»

Цель: игра побуждает детей дружески договариваться друг с другом, сотрудничать.

Материал: 100 пуговиц, по 10 разного цвета, шаблоны с цветным узором.

Ход игры: Ведущий перемешивает пуговицы и дает каждому участнику шаблон и 10 пуговиц (число пуговиц определяется количеством участников). Каждый ребенок должен собрать из пуговиц по шаблону узор определенного цвета. Для этого ему придется обмениваться пугови­цами с другими детьми [7].

 

«Кто тебя позвал, узнай?»

Цель: развитие чувствования детьми друг друга, диф-ференцировка слухового восприятия, соотнесение человека и его звукового образа, развитие эмпатии.

Ход игры: Дети, каждый по очереди, становятся в ко­нец комнаты и закрывают глаза — водят. Два человека из группы по очереди зовут водящего по имени. Задача водящего — отгадать, догадаться, кто его позвал. Если дети хорошо знают друг друга, можно усложнить задание, предложив игрокам изменить голос.

«Исследование лица»

Цель: развивает тактильную чувствительность, позволяет соотнести свои ощущения с представлениями о человеке.

Ход игры: Выбирается водящий, ему завязывают глаза. По сигналу взрослого, один из детей подходит к водящему, который должен угадать, кто перед ним находится, ощупав его лицо. Затем водящий называет имя «угаданного» ребенка и снимает повязку с глаз. В роли водяще­го должны побывать все дети.

 

«От спины к спине»

Цель: игра помогает детям установить хороший контакт друг с другом, объединиться для решения совместной задачи.

Материал: «летающая тарелка» — одноразовая картонная или пластмассовая. Дети разбиваются на группы по 8 человек и становятся в тесный плотный круг, плечом к плечу. Потом опускаются на четвереньки, по-прежнему тесно прижавшись плечами. Ведущий кладет тарелку на спину одного из них. Играющие должны передавать та­релку друг другу спинами, без помощи рук. Когда тарелка сделает полный круг, всем вместе громко выкрикнуть: «Ура!» [2]

 

«Передай апельсин»

Цель: развивает ловкость и сообразительность, побуждает участников действовать слаженно.

Ход игры: Участники становятся в ряд. Первый игрок удерживает апельсин подбородком около шеи. Надо без помощи рук передать апельсин следующему игроку [25].


Игра «Бип»

Цель: сплочение группы.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям угадывает, на ком сидит. Если он правиль­но угадал, то тот, на ком он сидит, говорит: «Бип» [27].

 

Рисунок на тему «Дружба двух цветов»

Цель: позволяет детям получить положительный опыт совместной деятельности.


Ход (ведущий): «Ребята, я хочу вам рассказать историю о дружбе двух цветов. Было это давно. Жили — были два цвета, желтый и синий. Желтый очень гордился тем, что он такой же, как солнце и как песок на берегу моря в ясную солнечную погоду. Неподалеку от желтого жил синий цвет. Он тоже считал себя очень важным и ни в чем не хотел уступать желтому цвету.. Так они и жили, споря, кто из них важнее.

Спорили-спорили они и однажды чуть было совсем не поругались. Но в этот момент подул ветер и перемешал желтый и синий цвет. Так родился зеленый цвет, а из него — трава, цветы, деревья! И на свете стало так хорошо: теперь и море, и солнце, и небо, и трава — все разноцветное!

А желтый и синий поняли, что были не правы, что каждый из них хорош по-своему и если они будут дружить, появится много зеленого цвета, а без него уже ник­то не может обойтись!

Вот и мы, продолжает ведущий, постараемся подружить желтый и синий цвет, голубой и красный, желтый и красный — и посмотрим, чем их дружба нас порадует. Разделитесь на пары, пусть каждый выберет один какой-то цвет, о которых я сейчас говорила. После этого начнем раскрашивать лист, каждый ребенок со своей стороны. Сначала цвета будут совсем разными, но чем ближе к се­редине листа вы будете двигаться, тем больше ваш цвет соединится с цветом вашего партнера. Вы должны подружить свои цвета так, чтобы середина листа у вас приобре­ла какой-то третий цвет» [17].


«Рисуем всей группой»

Цель: упражнение способствует развитию сотрудничества, умению договариваться, уважать чужую работу, познавать пространство.

Материал: лист ватмана, восковые мелки или фломастеры.

Инструкция: «Сегодня вы будете рисовать на одном листе бумаги одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать и выберите себе место. Для рисования я дам каждому только один мелок (фломастер), но наверное вам захочется сделать свои рисунки разноцветными? Тогда нужно будет обмениваться друг с другом мелками».

Рисование лучше проводить на большом ковре, что­бы дети могли занять удобное положение. Взрослый наблюдает за процессом и предлагает в случае возникновения конфликтных ситуаций компромиссные варианты их решения.

 

«Снежинки»

Цель: обучение сотрудничеству.

Материал: бумага, ножницы.

Ход: Попросите каждого участника сложить восемь раз листок бумаги и вырезать звездочку, напоминающую снежинку. Когда все закончат работу, дети выкладывают на полу снежинки таким образом, чтобы получилась одна большая. Это упражнение можно выполнять небольшими группами детей, каждая из которых будет делать свою снежинку[33].


УСПОКАИВАЮЩИЕ ИГРЫ

«Волшебное перо»

Цели и описание: Эта поэтическая игра — прекрасная возможность для детей расслабиться и сконцентрировать свое внимание. Она укрепляет привязанность каждого отдельного ребенка к вам как ведущему группы, так что вам легче будет привлечь внимание детей. Одновременно тренируется телесное сознание детей, в особенности их тактильное чувство. Игра вызывает детей высокий интерес. Они охотно касаются друг друга «волшебным» пером. Здесь каждый получает шанс на короткое время без затруднений оказаться в центре внимания.

Поначалу ошибку приблизительно на сантиметр вы можете считать все еще хорошим результатом. Если ребенок оказался слишком далеко от цели, вы можете отметить: «Ты почти попал!» Затем укажите ему на правильное место большим и указательным пальцами.

Материалы: большое красивое перо (им, воображаемым, могут служить кончики ваших собственных пальцев).

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция (ведущий детям): «Сядьте в круг на пол. У меня есть волшебное перо, которым я буду касаться разных частей вашего тела. Оно приятно на ощупь, а его прикосновение будет вселять в вас бодрость и веселье. По­очередно я буду подходить к каждому из вас. Ребенок, рядом с которым я останавливаюсь, закрывает глаза. Тогда я нежно касаюсь волшебным пером его лица, шеи, ладони или руки. Не открывая глаз ребенок должен дотронуться указательным пальцем до того места, которого коснулось перо. Потом он может открыть глаза, а волшебное перо коснется другого ребенка».

(Прикоснитесь пером к каждому ребенку. Помните о том, что дети учатся наблюдая. Работая с более старшими детьми, через некоторое время вы сможете доверить волшебное перо одному или нескольким детям.) [46].

 

«Клубочек» [Г. Д. Черепанова]

Цель: обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.

Ход: Расшалившемуся ребенку предлагается смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинают сматывать его, так сразу же и успокаиваются.

Модификация: Воспитатель может предложить ребенку «вытаскивать» из своей одежды (на спине) воображаемые перышки: большие и совсем мелкие. Далее попросить ребенка сказать, перья каких птиц он уже вытащил.

 

«Печем пирог»

Цель: снятие напряжения, обучение бережному отношению к другому, развитие воображения.

Материал: одеяло или плед.

Ход: Кого-нибудь из детей накрывают одеялом и предлагают лечь на ковер лицом вниз. Потом его гладят руками, «просеивают муку», «раскатывают», «замешивают», «втыкают изюм» или «обмазывают вареньем». Затем «пирог» переворачивают и украшают. «Пирог» сам


скажет, когда он будет готов. Его разворачивают, и он поднимается, румяный, горячий, будто из печки. Упражнение проделывают с теми, кто захочет [2].

 

«Слон у папы на спине»

Цель: снятие напряжения, создание положительных эмоций, развитие воображения.

Ход: Дети, пожелавшие участвовать в игре, лежат под одним одеялом на животе, закрыв глаза. Взрослый водит одним или несколькими пальцами по их спинкам, как бы рисуя очертания разных предметов. Если это окажется трудным для разгадывания, можно «пустить побегать» по спинкам разных животных: кошку, муравья, слона. Ведь походка у животных разная и движениями рук возможно ее воспроизвести [7].

 

 

«Гамак»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.229.251 (0.156 с.)