Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система и общая характеристика преступлений против мира и безопасности человечества.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В гл. 34 УК РФ "Преступления против мира и безопасности человечества" сгруппированы преступления, которые принято называть международными. Все эти преступления объединены общим видовым объектом, которым выступают мирные условия существования человечества, состояние его защищенности и международный правопорядок. Особенностью этих преступлений является их исключительная опасность, поскольку совершение любого из них способно причинить вред миру, безопасности человечества, повлечь за собой необратимые, катастрофические, глобальные последствия. Международные преступления следует отличать от преступлений международного характера. Преступления международного характера и международные преступления посягают на интересы многих государств, что обусловливает принятие многосторонних международных соглашений, участники которых - государства - обязываются установить уголовную ответственность в национальном законодательстве за эти виды преступлений. Однако преступления международного характера в отличие от международных преступлений не находятся в непосредственной связи с действиями государств. Сформулированный в международно-правовых конвенциях состав такого преступного деяния находит свое выражение в соответствующих нормах национального уголовного законодательства, устанавливающих ответственность за их совершение. Для такого совместного способа охраны общества от преступных посягательств характерно, что запрещаются не любые общественно опасные деяния, а только те, которые совершаются на территории не одного государства (переходят национальные границы), однако не столько потому, что могут быть совершены гражданином одного государства на территории другого государства, сколько в связи с тем, что эти преступления наносят ущерб мирному сотрудничеству в различных областях межгосударственных отношений (экономических, социально-культурных, имущественных), а также организациям и гражданам. В действующем УК РФ содержится достаточно много норм об ответственности за такие преступления. Это торговля людьми, использование рабского труда, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, террористический акт, содействие террористической деятельности, захват заложников, угон воздушного судна, незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами, пиратство, незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и некоторые другие. В этих нормах налицо переплетение международно-правовых интересов с внутренней (национальной) юрисдикцией соответствующих государств. Международные преступления посягают на мир и безопасность человечества. Определение международного преступления возникло "как реакция на деяния, ставшие возможными в связи с агрессивными, захватническими войнами, сопровождавшимися уничтожением материальной культуры народов, издевательствами, мучительством и физическим уничтожением мирного населения". Начало кодификации права вооруженных конфликтов в целях гуманизации правил ведения боевых действий и защиты жертв войны положили Гаагские мирные конвенции 1899 и 1907 гг. В результате были приняты такие важные военные Конвенции, действующие до настоящего времени, как "О законах и обычаях сухопутных войн", "О положении вражеских торговых судов при открытии военных действий", "Об установке подводных мин, автоматически взрывающихся от соприкосновения", "О применении к морской войне начал Женевской конвенции 1906 г.", и др. По окончании Второй мировой войны был учрежден Международный военный трибунал для суда над военными преступниками (Нюрнбергский международный военный трибунал). В Уставе Международного военного трибунала были сформулированы основания уголовной ответственности за международные преступления, а в ст. 6 Устава все они подразделялись на три группы: 1) преступления против мира; 2) военные преступления; 3) преступления против человечества. К преступлениям против мира были отнесены планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению таких действий. Военными преступлениями признавались деяния, являющиеся нарушением законов и обычаев ведения войн: убийства, истязания или увод в рабство гражданского населения оккупированных территорий; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся на море; убийства заложников; ограбления общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов и деревень и др. Преступления против человечества - это убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым, религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего законодательства страны, и где бы они не были совершены. Указанная классификация международных преступлений была воспроизведена в Уставе Токийского международного военного трибунала (1946 г.), а Генеральная Ассамблея ООН в декабре 1946 г. подтвердила нормы международного права Устава, реализованные в приговорах трибунала как общепризнанные. После Нюрнбергского и Токийского процессов в рамках ООН продолжалась работа по развитию нормативной базы, необходимой для борьбы с преступлениями против мира и человечества. В 1947 г. в Резолюции 177 Генеральная Ассамблея ООН поручила в этих целях Комиссии международного права сформулировать принципы международного права, признанные в Уставе Нюрнбергского трибунала (а также и в его приговоре), и составить проект Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества (к этому времени и относится новое официальное название этих преступлений). В 1991 г. на своей 43-й сессии Комиссия международного права в предварительном порядке приняла в первом чтении проект этого Кодекса, который через Генерального секретаря ООН был направлен правительствам стран для его обсуждения. Проект наряду с такими деяниями, как агрессия, угроза агрессией, геноцид, апартеид, исключительно серьезные военные преступления, вербовка, использование, финансирование и обучение наемников, к преступлениям против мира и безопасности человечества относил: вмешательство во внутренние и внешние дела другого государства; колониальное господство и другие формы иностранного господства; систематическое и массовое нарушение прав человека; международный терроризм; незаконный оборот наркотических средств; преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде. Как видно, перечень международных преступлений значительно расширен, в том числе за счет включения в него преступлений международного характера, что представляется весьма спорным. Что же касается систематического и массового нарушения прав человека, то при всей важности этой проблемы для международного сообщества это понятие, с одной стороны, является слишком неопределенным в юридическом смысле, а с другой - охватывается многими составами преступлений против личности. После обсуждения проекта Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества в ходе своей 48-й сессии Комиссия международного уголовного права приняла существенно обновленный текст проекта. Его Особенная часть включает нормы об ответственности за следующие преступления: - агрессию; - геноцид; - преступления против человечности; - преступления против персонала ООН и связанного с ней персонала; - военные преступления (включая причинение обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде). Основные преступления против мира и человечности (включая военные преступления) вошли в юрисдикцию Международных трибуналов ad hoc (лат. - только для особого случая), сформированных Советом Безопасности ООН в 1993 и 1994 гг. в Гааге по военным преступлениям и геноциду на территории бывшей Югославии и Руанды и Специального суда по Сьерра-Леоне (2002 г.). Учитывая исключительную опасность преступлений против мира и безопасности человечества, в 1968 г. была принята Конвенция о неприменении срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества. Отсутствие сроков давности за данные преступления подтверждено в Статуте Международного уголовного суда, принятом на Римской дипломатической конференции 17 июля 1998 г. С объективной стороны посягательства, закрепленные в гл. 34 УК РФ, характеризуются только активным поведением - действием; большинство составов сконструировано по типу формальных, включающих в качестве обязательного признака только действие, однако есть и материальный состав (экоцид - ст. 358), и материально-формальные (например, применение запрещенных средств и методов ведения войны - ст. 356). Субъект преступления - общий, т.е. лицо, достигшее 16-летнего возраста, однако, как правильно отмечается в литературе, при совершении отдельных преступлений предполагается повышенный возраст ответственности или наличие специального субъекта (высших должностных лиц государства, руководителей вооруженных сил, родов войск). С субъективной стороны все деяния гл. 34 УК РФ предполагают только умышленную форму вины. В зависимости от непосредственного объекта описанные в главе преступления разделяются на два вида: 1) против мира и мирного сосуществования государств (ст. ст. 353 - 356, 359 - 360); 2) против безопасности человечества (ст. ст. 357 - 358). Вопрос о классификации международных преступлений относится к числу дискуссионных, поэтому в учебной и научной литературе представлены и иные классификации 23.Ответственность за воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования. Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения в сфере правосудия. Объективная сторона состоит во вмешательстве в какой бы то ни было форме в деятельность суда. Под вмешательством следует понимать различные способы воздействия на судей, присяжных или народных заседателей, с тем чтобы добиться вынесения неправосудного приговора, решения или определения, помешать суду объективно, полно и всесторонне рассмотреть дело. Воздействие может быть оказано и через третьих лиц – родственников, знакомых, коллег и т. д. Вмешательство может осуществляться путем угроз, просьб, уговоров, советов, обещания оказать услуги и т. п. и может быть выражено в устной, письменной форме. Письменные обращения или ходатайства граждан или должностных лиц, защитников подозреваемых, обвиняемых, подсудимых о прекращении дела либо назначении наказания, не связанного с лишением свободы, и т. п., не могут рассматриваться в качестве вмешательства в деятельность суда, так как предусмотренные законом обращения с ходатайствами, жалобами, апелляциями являются правомерными способами поведения участников процесса. Вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия будет преступным только в случае, если оно касается конкретного судебного дела либо ряда дел, в том числе определенной категории. Критические замечания относительно общей линии уголовной политики, советы и пожелания общего характера (в том числе высказанные в печати) нельзя считать воспрепятствованием осуществлению правосудия. По конструкции преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента осуществления вмешательства вне зависимости от достижения виновным желаемого результата. Обязательными признаками субъективной стороны должны быть прямой умысел и наличие цели воспрепятствования осуществлению правосудия. Субъект преступления – общий. Часть 2 ст. 294 УК РФ устанавливает ответственность за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание. Согласно ст. 5 УПК РФ: дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ; прокурор – Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом о прокуратуре; следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и целью воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела. Субъект преступления – общий. Квалифицирующий признак преступления – вмешательство в деятельность суда, прокурора, следователя или лица, производящего дознание, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
24.Ответственность за нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой. Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ). В преамбуле Конвенции от 14 декабря 1973 г. о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, говорится, что данные преступления создают угрозу поддержанию нормальных международных отношений, необходимых для сотрудничества между государствами. Согласно ст. 2 Конвенции каждым государством-участником в соответствии с его внутренним законодательством как преступление должно рассматриваться преднамеренное совершение: a) убийства, похищения или другого нападения против личности или свободы лица, пользующегося международной защитой; b) насильственного нападения на официальное помещение, жилое помещение или транспортные средства лица, пользующегося международной защитой, которое может угрожать личности или свободе последнего; c) угрозы любого такого нападения; d) попытки любого такого нападения; и e) действий в качестве соучастника любого такого нападения. Статья 360 УК РФ предусматривает ответственность за нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой. Смысл данной уголовно-правовой нормы заключается в том, чтобы оградить лица и учреждения, пользующиеся международной защитой, от различного рода экстремистских групп, использующих в своих целях средства террора. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются мир и нормальные международные отношения государств. Дополнительными объектами могут быть здоровье, свобода, честь, достоинство или собственность лиц, пользующихся международной защитой, а также собственность государства, представителями которого эти лица являются. Потерпевшие от данного преступления - лица, которые в соответствии с нормами международного права имеют право на специальную защиту от любого нападения. К таким лицам Конвенция 1973 г. относит: главу государства; членов коллегиального органа, выполняющего функции главы государства; главу правительства; министра иностранных дел; сопровождающих названных лиц, членов их семьи; представителя государства или иное должностное лицо, имеющее право на специальную защиту; должностное лицо или любого иного агента межправительственной международной организации, имеющих право на специальную защиту; проживающих с такими лицами членов семьи. К этим лицам в соответствии с Конвенцией о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала от 9 декабря 1994 г. относятся участники миротворческих операций ООН (исключая комбатантов) и сотрудники неправительственных организаций при оказании гуманитарной помощи. Данное преступление может быть совершено лишь в случае, когда указанные лица находятся на территории иностранного государства. Международной защитой пользуются служебные и жилые помещения, используемые названными лицами, и их транспортные средства. Часть 1 ст. 360 УК РФ предусматривает ответственность за нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные или жилые помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой. Объективная сторона преступления выражается в следующих действиях: 1) в нападении на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой и 2) в нападении на служебные или жилые помещения либо транспортные средства указанных лиц. Преступление считается оконченным с момента совершения любого из этих действий. Под нападением понимаются действия, сопряженные с насилием над лицом, пользующимся международной защитой, или угрозой применения насилия. Если в результате применения насилия к потерпевшему был причинен тяжкий вред здоровью или наступила его смерть, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений. Совокупность преступлений будет иметь место и в случае, если насилие было осуществлено посредством похищения человека, захвата заложника. Субъектом рассматриваемого преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что совершает нападение на лиц или учреждения, пользующиеся международной защитой, и желает этого. Часть 2 ст. 360 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 этой статьи, совершенное в целях провокации войны или осложнения международных отношений. Субъективная сторона квалифицированного состава предполагает наличие обязательной цели - провокации войны или осложнения международных отношений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.250 (0.01 с.) |