ТОП 10:

Ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.



Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ). Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств - наиболее распространенное транспортное преступление. В условиях стремительной "автомобилизации" населения в России и недостаточно высокого уровня культуры и правосознания от дорожно-транспортных происшествий ежегодно погибают около 26 - 30 тыс. человек, а десятки тысяч получают увечья. Они наносят и многомиллиардный имущественный ущерб. Например, в 2009 г. в России произошло 203603 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибли 26084 человека, а 257034 человека получили ранения; 12326 ДТП произошло по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения. В 2009 г. учинено 19970 ДТП с участием детей, в которых 846 детей погибли, а 20869 получили ранения.

Значительное число этих транспортных преступлений совершается лицами, находящимися в состоянии опьянения, что зачастую влечет причинение более тяжкого вреда. Учитывая данное обстоятельство, Государственная Дума Федерального Собрания РФ Федеральным законом от 13 февраля 2009 г. N 20-ФЗ "О внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации" значительно повысила ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими автомобилем или другим механическим транспортным средством в состоянии опьянения. Однако некоторые авторы обращают внимание на то, что подобное дополнение без внесения соответствующих изменений в другие статьи УК РФ, нарушает принцип системности уголовного законодательства.

Основной объект данного преступления - состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

Дополнительным объектом могут быть жизнь, здоровье людей, имущественные интересы граждан, государственных и коммерческих организаций. Причем здоровье или жизнь человека являются обязательным дополнительным объектом.

Объективная сторона преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 264 УК РФ, выражается в: 1) деянии (действиях или бездействии), сопряженном с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим средством; 2) последствии в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека и 3) причинной связи между нарушением указанных правил и наступившими последствиями.

К транспортным средствам, в смысле ст. 264 УК РФ, относятся автомобиль, трамвай либо другое механическое транспортное средство. Согласно примечанию к этой статье под другими механическими транспортными средствами понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства. К последним относятся все дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (автокраны, автопогрузчики, грейдеры, бульдозеры, скреперы, экскаваторы, комбайны и т.п.). Все эти специальные машины рассматриваются в качестве транспортных средств только во время их движения по улицам и дорогам. Если же нарушения правил эксплуатации таких самоходных машин допускаются при выполнении ими транспортных, дорожных, погрузочно-разгрузочных или иных производственных работ, повлекших причинение вреда здоровью человека, то содеянное должно квалифицироваться не по ст. 264 УК РФ, а по нормам, предусматривающим ответственность за преступления против личности или за нарушение правил при производстве определенных работ.

К транспортным средствам в смысле ст. 264 УК РФ не относятся мопеды и велосипеды. В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также их неправомерным завладением без цели хищения" разъясняется, что к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приведенные в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 км в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мопеды и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Лица, управляющие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по ч. ч. 1, 2 или 3 ст. 268 УК РФ.

Состав, предусмотренный ст. 264 УК РФ, предусматривает нарушение либо правил дорожного движения либо правил эксплуатации транспортных средств.

Дорожное движение - это перемещение людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах улиц, автомагистралей, шоссе и иных дорог, которое регламентируется Правилами дорожного движения РФ. Дорожное движение - это сложная социально-техническая система, которая включает пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам.

Эксплуатация транспортных средств - это деятельность по допуску транспортных средств к эксплуатации и обеспечению безопасности перевозки пассажиров и грузов и дорожного движения в целом, т.е. это комплекс организационных и технических мероприятий по безопасному использованию транспорта в соответствии с его предназначением и техническими возможностями.

Нарушение правил дорожного движения может выражаться в превышении установленной скорости, неправильном обгоне других транспортных средств, переезде перекрестков при запрещенном сигнале, невыполнении требований дорожных знаков, управлении транспортным средством в состоянии опьянения и др.

Признавая лицо виновным в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, суд должен указать в приговоре, какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение.

К последствиям преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 264 УК РФ, относится причинение тяжкого вреда здоровью человека. А между нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства и наступившими последствиями должна быть причинная связь. При отсутствии такой причинной связи можно вести речь лишь об административной ответственности лица, нарушившего соответствующее правило.

Составы преступлений, регламентированных в ч. ч. 1 и 2 ст. 264 УК РФ, предусматривают одни и те же последствия - причинение тяжкого вреда здоровью человека. Различие состоит лишь в том, что в ч. 2 этой статьи предусматривается повышенная ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством в состоянии опьянения. По этому же принципу законодатель дифференцирует ответственность лиц, управляющих автотранспортными средствами в состоянии опьянения, в ч. ч. 4 и 6 ст. 264 УК РФ в сторону ее повышения, если соответствующее нарушение повлекло смерть человека (ч. 4) или смерть двух или более лиц (ч. 6).

Субъектом данного преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее транспортным средством. Как отмечается в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 декабря 2008 г. N 25, им признается не только водитель, сдавший экзамен на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управляющее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имеющее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающееся вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением. Им может быть курсант, который пренебрегает указаниями инструктора и грубо нарушает эти правила.

В ч. ч. 2, 4 и 6 анализируемой статьи предусмотрен специальный субъект преступления - лицо, управляющее транспортным средством в состоянии опьянения. Характер опьянения следует определять исходя из ст. 23 УК РФ, т.е. оно может быть вызвано употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления в силу прямого указания закона характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

В качестве квалифицирующих признаков указаны: в ч. 3 ст. 264 УК РФ последствие в виде смерти одного человека; в ч. 4 - указанное последствие и управление транспортным средством в состоянии опьянения, а в качестве особо квалифицирующих признаков в ч. 5 ст. 264 УК РФ указано последствие в виде смерти двух или более лиц, а в ч. 6 - указанное последствие и управление транспортным средством в состоянии опьянения.

Если в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства наступили последствия, предусмотренные разными частями ст. 264 УК РФ, то должны вменяться в вину все последствия, однако содеянное может квалифицироваться лишь по той части, которая предусматривает более тяжкие последствия. В то же время, если различные последствия явились результатом нескольких взаимно не связанных нарушений правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, эти деяния должны квалифицироваться по совокупности преступлений.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.191 (0.004 с.)