Социально-антропогенная безопасность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-антропогенная безопасность



Социально-антропогенная безопасность

Сущностные характеристики опасных и чрезвычайных ситуаций социального происхождения

В процессе своей жизнедеятельности, т. е. создания условий для своего существования и развития, тесно взаимосвязанных с окружающей природной средой и социальной реальностью, человек постоянно сталкивается с опасностями. Любая практическая деятельность человека потенциально опасна. Потенциальная опасность заключается в скрытом характере, проявляющемся при наличии определенных, нередко трудно предсказуемых условий, которые ведут к усугублению опасностей и превращению их в опасности экстремальные, а при неумении их локализовать или стабилизировать – в чрезвычайные ситуации.

Анализ происходящих в последнее время чрезвычайных ситуаций показывает, что 75-80% всех случаев их возникновения связано с деятельностью человека и происходит по причинам социального характера.

Создавая условия для своего существования и развития, удовлетворяя потребности, человек постоянно воздействует на окружающий мир, вызывая тем самым его ответную реакцию - противодействие. В ходе или результате этого противодействия он подвергается воздействию различных факторов, в том числе и социальных. При этом без серьезных последствий для себя человек переносит эти воздействия только до тех пор, пока они не превышают определенный предел или уровень приемлемого риска. Далее происходит нарушение здоровья человека или функционирования социума, т. е. возникает опасная ситуация, которая в принципе еще обратима и при своевременном принятии мер может уменьшится до приемлемого уровня или вообще исчезнуть. Однако, когда процесс опасности нарастает и начинает выходить из-под контроля, то возникает экстремальная ситуация, под которой понимается опасная ситуация, при которой возникает реальная угроза жизни человека или социуму в целом.

В социальной сфере опасность – это возможные или реальные явления, события и процессы, способные нанести вред человеку, обществу, государству, человеческому сообществу и Земле, как месту обитания человека, или даже уничтожить их; нанести ущерб их благополучию, разрушить природные, материальные и духовные ценности, вызвать деградацию, закрыть путь к развитию. Опасность может выступать в различных формах. В частности, в виде намерений, планов подготовки действий и самих действий, направленных на уничтожение, подчинение, ослабление и т. д. объектов безопасности.

Однако, концентрация внимания на угрозах и опасностях (терроризм, преступность, наркомания и т. д.) ведет к порочному кругу, ибо обрекает социум на бесконечную борьбу с ними, не затрагивая причины их порождающие.

Социальные угрозы и опасности следует рассматривать, как результат имеющихся и формирующихся в самом обществе, в межгосударственных отношениях противоречий, и без их выявления и решения никакая безопасность обеспечена быть не может. Специфика данного вопроса заключается в следующем.

Во-первых, вся сумма противоречий, как общих, так и в отдельных, соответствующих конкретным сферам безопасности жизнедеятельности, имеет внутренний и внешний характер.

Во-вторых, основное противоречие, определяющее всю сумму внутренних и внешних противоречий, заключается в принятии или непринятии ценностных ориентаций отдельной цивилизации внутри страны и в ее отношениях с другими цивилизациями.

В-третьих, сами противоречия не являются застывшими, а меняют свою сущность и направленность развития под воздействием различных внутренних и внешних факторов. Данное положение имеет принципиальное значение для выработки и реализации конкретных мер в системе обеспечения безопасности, направленных на нейтрализацию, подавление дестабилизирующих факторов и стимулирование действий стабилизирующих факторов. В этом заключается не столько защитная, сколько способствующая позитивному развитию функция обеспечения безопасности.

В-четвертых, не всегда точно (неосознанно, в силу слабой теоретической разработки проблемы или сугубо конъюнктурных, чаще всего политических целей) определяются сами противоречия, их субъекты, что неизбежно влечет за собой ошибки не только и не столько теоретического, сколько практического характера, и принятие решений, усугубляющих противоречия.

Следовательно, социальная угроза всегда носит предметный характер, наполнена конкретным содержанием и в случае четко выраженного опасного состояния такового содержания нередко приобретает конкретную правовую характеристику, которая чаще всего и фиксируется в законах, например, в Уголовном кодексе (статьи об измене Родине, терроризме, контрабанде и т. д.).

Изучение процессов и тенденций, зарождающихся и затухающих противоречий позволяет отслеживать состояние безопасности на каждый конкретный исторический период и определить стратегию ее обеспечения на длительную перспективу. Именно такой подход позволяет своевременно вносить изменения в законодательство в соответствии с угрозами безопасности.

Таким образом, источником формирования социальных угроз безопасности является многообразие внутренних и внешних противоречий общественного развития как в стране, так и на международной арене в разных сферах жизнедеятельности как постоянно эволюционизирующий процесс. Это одновременно и главный исходный критерий для выделения из всей суммы общественных отношений и присущих им противоречий именно тех, которые формируют систему общественных отношений в области безопасности.

Религиозная безопасность

Социально-политическая обстановка последних лет характеризуется резкими изменениями в общественном сознании населения России. Низвержение коммунистической идеологии, которая занимала доминирующее место и определяла формирование духовного облика советского человека, привело к идейному вакууму, что, с одной стороны, способствовало поляризации общественного сознания, а с другой - к возрождению сознания религиозного. Сегодня религия все более воспринимается как существенный элемент национальной культуры и как воплощение общечеловеческих нравственных ценностей. Эта тенденция характерна для всех слоев общества.

Причины и характер повышения интереса к религии, как и воз-растания сопутствующих явлений, многоплановы. Это, прежде всего, общественно-политические и правовые перемены в стране. Отказ от монополии коммунистической идеологии, провозглашение плюрализма в области духовной жизни, ликвидировали существовавшие на протяжении десятилетий официальные и неофициальные запреты в религиозной сфере, административные и нравственные гонения на верующих, принятое прогрессивное законодательство о свободе совести и вероисповеданий. Все это позволило религиозным общинам и организациям выйти из состояния угнетенности и застоя, а верующим свободно отправлять религиозные обряды.

Однако наряду с расцветом традиционных религий произошло появление огромного количества разнообразных религиозных сект, осуществляющих контроль над сознанием людей. Состояние сознания отражает все, что происходит в личности и межличностном взаимодействии, в микро - и макросреде, его окружающей. Факторов, способствующих тому, что сознание становится объектом манипуляции, довольно много.

К объективным факторам, облегчающим манипулирование сознанием относятся следующие.

Во-первых, углубление стрессового состояния в условиях резкого изменения социально-экономических условий России, политической нестабильности, которые ведут к возрастанию у людей тревоги, растерянности, стремлению к поискам быстрых решений. А это подталкивает человека к вере в магические, сверхъестественные силы, с помощью которых он пытается выйти из создавшегося для него сложного положения. Иначе говоря, эта вера действует на человека как защитный механизм для избавления от повышенной тревоги.

Во-вторых, у многих людей, особенно пожилых, с советских времен сохранились определенные настроения в плане того, что для них кто-то должен организовать общение. Действительно, раньше этим занимались профсоюзные, партийные и иные общественные организации, деятельность которых носила идеологический характер, но все-таки решала проблемы общения. Человек получал зримое свидетельство своей групповой принадлежности, что очень важно для личности. Это тяготение человека умело используется религиозными организациями, предлагая ему эмоционально насыщенные действа на своих собраниях. В деструктивных культах

традиция массовых собраний с приданием им высокой степени эмоциональности и духовной наполненности соблюдается неукоснительно.

В-третьих, тоталитарные культы весьма разнообразны и по мировоззренческой направленности, и по форме. Тем не менее большинство из них имеет много общих черт. Их объединяет то, что они обращаются к неудовлетворенным духовным потребностям людей – потребностям ощущать смысл жизни, понять свое место в обществе, стремиться к совершенствованию, надеяться на бессмертие души. Ничего этого официальная Россия в настоящее время дать не в состоянии. Для ее духовной жизни характерен духовный вакуум, отсутствие ясных, понятных и привлекательных духовных ценностей и ориентиров. Отсутствуют и общественные институты, которые были бы способны успешно формировать подобные ориентиры. Не удается решить эту задачу и Православной церкви. Место этих институтов мгновенно занимают деструктивные религиозные организации.

К субъективным факторам, облегчающим манипулирование сознанием можно отнести следующие.

Во-первых, личностные особенности человека, которые увеличивают степень влияния на него деструктивных религий:

- поиск острых ощущений, склонность к мистике;

- затруднения в самовыражении;

- желание стать «посвященным», т. е. выделиться из толпы;

- душевная неуравновешенность или сниженная психическая устойчивость, в том числе и временно сниженная (после развода, при болезнях или потери близких и т. д.);

- переживание одиночества, незащищенности;

- восприятие своей жизненной ситуации как трудной.

Во-вторых, весьма существенным фактором является мировоззренческая незрелость, затруднения с поисками смысла жизни. Социальная практика показывает, что только собственное видение жизненной ситуации может помочь понять и почувствовать смысл жизни, ибо это не только словесная формулировка. Смысл жизни сосредоточен также и в образах, чувствах, переживаниях, воспоминаниях, непередаваемых от одного человека к другому. Неумение понять смысл жизни во многом способствует мистическим настроениям, уходу от решения насущных проблем.

В-третьих, в человеке довольно сильна склонность найти простые решения сложных задач. Желание исправлять самого себя, перестраиваться возникает реже, чем желание искать какого-то, кто все исправит без нашего вмешательства. У сложных проблем не может быть простого решения, но желание его найти часто слишком велико. Отсюда и стремление в верованиям, магии, к сверхестественным силам, признание их влияния на человека, его поведение, чувства, мысли. В основе этого – нежелание, неспособность или отсутствие навыка принимать на себя ответственность за свои действия, за свой выбор, привычка уходить от проблемы, склонность к самообману.

В-четвертых, немалому числу людей свойственно долгое блуждание в поисках возможных жизненных целей, затруднения с их выбором. Анализ и обдумывание различных вариантов не дают желаемого результата. Нередко принятию решения способствует эмоциональное состояние – знакомство с яркой идеей, встреча с харизматической личностью. Этот момент также может стать поворотным -–трата энергии на поиск прекращается, все силы направляются на движение к цели, которая носит порой ярко выраженную религиозную или мистическую окраску.

Выяснив объективные и субъективные факторы, способствующие манипулированию сознанием, остановимся на механизме манипулирования им. Прежде всего остановимся на том, как это происходит на стадии вербовки.

Ключевым моментом к установлению контроля над сознанием обращаемого к той или иной вере выступает направленная коррекция его психического состояния. Субъективные ощущения новообращаемого на начальной стадии общения с вербовщиками характеризуются эмоциональным комфортом, удовлетворенностью от того, что появляется возможность или надежда испытать те чувства, которых ранее не доставало. Вхождение в культовую организацию дает адепту ощущение причастности к чему-то большому, прекрасному, светлому. Сплоченность группы дает возможность почувствовать свою защищенность, что подкрепляется властностью духовного лидера, разыгрывание им роли строгого, но справедливого отца. Культ позволяет человеку поверить в свою избранность, приобрести доказательства своего умения найти нечто исключительное, сделать правильный жизненный выбор. При этом содержание культовых идей, их конструктивность, логичность не имеет особого значения. Чем значимее потребность, удовлетворение которой обещают в секте, тем сильнее будет эмоциональный отклик.

Другим средством установления контроля над сознанием является принятие культовой лексики и терминологии, что приводит к изменению стиля мышления, восприятия и оценки людей, втянутых в упрощенные схемы и стереотипы.

Следующим средством выступает преобразование картины мира, исчезновение полутонов, доминирование черного или белого. Устройство мира воспринимается исключительно в соответствии с культовыми трактовками, деятельность культа становится стержнем всей человеческой истории. В этом случае важнейшая функция сознания – интеграция всей поступающей и хранящейся в памяти информации – оказывается расстроенной, поскольку отсутствует целостная картина мира, непротиворечивость составляющих ее частей. Противоречия свойственны мировоззренческим представлениям любого деструктивного культа, что чаще всего проявляется в двойной морали к «своим» и остальным людям. Осознание противоречий находится под запретом, но даже будучи вытесненными из сознания, они не прекращают своего разрушительного воздействия на психику.

Важным средством контроля сознания является отбор информации о внешнем мире, поддерживающий установку на восприятие критики культа как лжи, как козней дьявола. В сектах намеренно и направленно принижается значение интеллекта, пресекаются попытки адептов самостоятельно и рационально осмыслить то воздействие, которое на них обрушивается. Провозглашенный тезис на расширение сознания до масштабов Космоса, слияния с Истиной, Духом на деле приводит к его деформации.. Пространство сознания, занятое социальным миром сужается, ослабевает интерес к событиям, происходящим в обществе, на работе, в семье и т. п. Слом сознания осуществляется и на психофизиологическом уровне, чему способствует сенсорная депривация и монотоние (многочасовые молитвы, медитации, повторение простых словесных формул, физическая неподвижность или жесткий ритм движений). Переутомление, ограничение множества привычных для человека ощущений даже нормальную психику могут быстро привести к расстройствам: галлюцинациям, навязчивым мыслям, суженному сознанию и т. д. Субъективно же деформация сознания воспринимается как «ощущение открывающегося сознания».

Для контроля сознания используются и приемы «остановки мышления». Для этого организуется как можно более полная загрузка восприятия (прежде всего зрительного и слухового) в сочетании с каким-то монотонным занятием, например, длительным песнопением. Это нарушает нормальное протекание мыслительных процессов, понижает критичность мышления, самостоятельность личности.

Используются также групповое давление и сокрытие истинных целей общения. Инструментом манипуляции в этом случае служит появление чувства вины за возникающие подозрения или чувство интеллектуальной недостаточности понять то, что происходит вокруг. При этом любые попытки понять происходящее встречаются неодобрительно. Новичку с многозначительным видом могут сказать какую-нибудь непонятную, загадочную фразу, в роде такой: «Сокровенное знание откроется, когда ваше сознание будет готово принять Истину».

В результате вышеуказанных манипуляций у человека, вовлеченного в тоталитарную религиозную организацию, происходит культовое изменение личности. Благодаря гибкости сознания эти изменения прежде всего происходят в нем. На начальном этапе они неустойчивы и обратимы. Закрепить деформацию можно изменениями в других структурах личности, к которым можно отнести следующие.

1. Изменение ценностных ориентаций, жизненных целей и смысла

жизни. Доминирующими становятся ценности культовой группы, возникают установки на служение (спасение, свидетельствование, слияние с божеством и т. д.).

2. Углубление сдвигов в аффективной сфере, изменение доминирующего психического состояния, что проявляется в экзальтации чувств или их приглушенности, обеднении эмоциональной гаммы. Усиливается чувство вины перед организацией из-за того, что не отвечаешь требуемым стандартам хорошего адепта. Появляется страх оказаться отвергнутым культовой группой, стыд за свои «грехи». Со временем человек начинает ощущать свою дезадаптированность, неспособность жить вне группы. Это усиливает страх и тревогу. Подобное происходит потому, что членам культа разрешены только те чувства, проявление которых способствует созданию привлекательного имиджа группы. В результате при выходе из секты адепты, как правило, находятся в сильнейшем стрессовом состоянии. И до тех пор, пока решивший порвать с культом не проявит готовность к открытому обсуждению того, что у него происходит внутри, он остается дезадаптированным к нормальной общественной жизни.

3. Изменение ряда личностных качеств, Я-концепции, социального восприятия, т. к. в деструктивных культах одобряются только те качества личности, которые облегчают тотальный контроль над сознанием и поведением. Эти качества и усиливаются, что приводит к потери индивидуальности. Подавление индивидуальности, в свою очередь, неизбежно ведет к жесткости в поведении и жестокости в отношении к другим людям. Наиболее часто эти изменения выражаются в холодном отношении к близким людям, в отказе от семьи, в агрессивном отношении к окружающим, имеющим мнение, отличное от культовых установок. Деиндевидуализация и возрастание жесткости, нетерпимости взаимно усиливают друг друга.

4. Изменение межличностных отношений в направлении ограничения круга общения только с членами культа. Контакты с внешним миром остаются только для вербовки новых членов или для проведения коммерческих операций. В общении и межличностном взаимодействии исключаются ирония и юмор, т. к. они являются элементами самовыражения человека, что недопустимо в секте. Здесь насаждается чувство превосходства над непосвященными, идея избранности, что усиливает обособленность адептов от окружающего их мира, их нетерпимость, агрессивность и это вопреки предназначению «спасти человечество».

5. Изменение образа жизни, трудовой деятельности, бытового поведения, что связано с отсутствием свободного времени, личной жизни вне организации, подчинение профессиональных интересов целям культовой организации. Все это помогает контролировать сознание, не оставляя времени для уединения, размышления, осознания того, что происходит. Адепт деструктивного культа в таких условиях теряет способность мыслить критически, адекватно оценивать окружающих людей, доходит до физического и эмоционального истощения. А в таком состоянии человек отличается повышенной внушаемостью, чего и добиваются лидеры культа.

Рассмотренные личностные изменения приводят к серьезной деформации культового сознания. В нормально функционирующем сознании свободного человека находит свое отражение вся временная перспектива личности – прошлое, настоящее и будущее. Для культового сознания это не характерно, ибо оно деформировано. Лидеры тоталитарных культов внушают адептам необходимость забыть о прошлом, не связанным с идеями культа и служения ему. События настоящего отражены фрагментарно, не все события окружающего мира доходят до адепта. Такое сознание необходимо для того, чтобы людьми было легче управлять.

Бесконечные молитвы, проговаривание одних и тех же словесных формулировок, психофизические упражнения, весь мир жизни адепта порождают монотонностью, которая приводит к затяжному стрессовому состоянию и невротизации личности. А в невротическом сознании сужен интервал восприятия настоящего, ослаблена способность к полноценному переживанию человеческих радостей. Прошлое воспринимается как череда ошибок и невезения. Будущее, в котором все наконец-то разрешится и мечты станут реальностью ожидается с нетерпением. На высказывания о своем плохом физическом состоянии в культах наложен запрет, в связи с чем оно из сознания вытеснено, но одновременно нарушено и адекватное представление о собственной телесности. А без этой составляющей невозможно полноценное ощущение настоящего времени, его отчетливое осознание. Фокус культового сознания перемещен в будущее, где как заслуженная награда за долгую и упорную борьбу со злыми силами окружения, с собственным несовершенством начнется совсем другая жизнь. Такое отношение к жизни возникает у людей с недоразвитым или подавленным чувством инициативы, с угасшим стремлением к жизненным целям.

И в заключении хотелось бы остановиться на том, как человеку не попасть в сети тоталитарных религиозных организаций, а если уже это случилось – выйти из них?

Совет, касающийся первого вопроса, может быть только один: «Думать, думать и думать, когда к вам с предложениями оказать помощь в обретении здоровья, счастья и гармонии обращаются вдруг люди на улице, предлагают пойти на собрания и диспуты, где речь будет идти о борьбе со злом и торжестве справедливости, или снять квартиру за полцены у некой «доброй» бабушки, устроиться на работу в Сайентологический или другой религиозный центр для выполнения канцелярских работ с перспективой роста и т. д.». Такие предложения могут стать «мышеловкой», из которой будет весьма нелегко выбраться.

Что же касается второго вопроса, то специалисты предлагают следующие рецепты ухода из сект подобного рода. По их мнению, секты – это болезнь не только человека, но и общества, а значит об исцелении этого недуга необходимо думать сообща с учетом опыта людей, прошедших через это, избавились от их влияния сами и хотят помочь другим. А их опыт свидетельствует, что помощь должна заключаться в следующем.

Прежде всего, нужна полная изоляция человека, спасающегося от контактов с сектантами, как и они изолируют свои жертвы от внешнего мира, не позволяя смотреть телевизор, слушать радио, читать прессу, книги, подходить к телефону и т. д., но только все наоборот. Необходимо человека обеспечить информацией об окружающем мире. Однако в этом случае нередко возникает необходимость в квартире, в которой человека можно было спрятать от навязчивых «братьев и сестер».

Начальный этап вхождения человека в нормальную жизнь должен стать периодом реабилитации – восстановления физических и духовных сил. Если говорить проще, то человеку надо обогреть, накормить, дать возможность выспаться. Здесь не избежать помощи психотерапевта, т. к. человек находится в состоянии стресса и страха преследования, его терзают сомнения в правильности своего поступка по уходу из секты. Но общение с психотерапевтом у него не должна ассоциироваться с практикой его бывших «учителей». Возможно будет нужна помощь и других специалистов – юристов, сектоведов, врачей и т. д.

Да и после реабилитации человек нуждается в постоянной помощи специалистов, родных, близких, друзей. Процесс вхождения в нормальную жизнь не так уж и прост.

Таким образом, одним из средств защиты от сект и культов тоталитарной направленности является знание механизмов вовлечения людей в организации подобной направленности, в основе которых лежат как объективные, так и субъективные факторы манипулирования сознанием. Воздействие этих факторов ведет к серьезной деформации личности. Недопущение вовлечения людей в деструктивные секты является одной из важнейших задач общества, выступающей как элемент обеспечения безопасности личности.

Криминальная опасность

Криминальная ситуация в современной России – это качественно новый феномен, имеющий исключительно разрушительному влиянию на общество, государство и личность.

Резкий скачок преступности начался с 1992 г., когда зарегистрированные преступления возросли по сравнению с предыдущим годом более чем на 27% при среднегодовом приросте в мире, по данным ООН, - 5%. В 1999 г. рост преступности уже составлял 38%.

Вместе с ростом преступности изменилась и ее структура: в нее вовлекается все больше людей, подверженность которых криминальным влияниям раньше была минимальной. Более того, из-за перетрясок в правоохранительных органах и падения доверия к ним увеличилась скрытая преступность.

Особую тревогу наряду с ростом преступности вызывает кардинальное изменение ее структуры. Анализ преступности в современной жизни свидетельствует о том, что рост тяжких и опасных преступлений опережает рост преступности в целом. К такого рода преступлениям относятся такие, которые затрагивают особо охраняемые права, свободы и интересы граждан, общества и государства – убийства, нанесение тяжких телесных повреждений, похищение людей, изнасилование, действия бандитских групп, вымогательство, разбои, грабежи, посягательства на собственность в особо крупных размерах, наркобизнес и другие преступления.

Рассматривая тяжкие преступления, закономерно особо обратить внимание на преступления, посягающие на жизнь человека. Проведенные исследования показывают, что убийства все больше и больше становятся латентными (скрытыми, не выявленными) преступлениями, их количество фактически большее, чем это отражается в статистике.

Говоря о преступлениях, направленных против жизни и здоровья человека, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время достаточно распространены хулиганские проявления, которые в общей структуре преступлений занимают хоть и незначительное место, однако отрицательно сказываются на обеспечении безопасности граждан. Причем большинство хулиганских проявлений, как собственно и преступлений другого рода, совершается в состоянии алкогольного опъянения. В настоящее время все еще велика уличная преступность, преступность, совершаемая в общественных местах. Значительный рост подобных преступлений несомненно требует, наряду с улучшением работы правоохранительных органов, совершенствования законодательства, вдумчивого правотворчества и, что весьма существенно, усиления внимания общества к проблемам преступности, повышение роли общественности в охране правопорядка.

В структуре преступности значительно увеличилось количество посягательств на собственность как предприятий и организаций, так и граждан, причем в наиболее опасных формах, а также с использованием оружия и других форм насилия. Хотя в процентном отношении к общему числу преступлений они составляют небольшую часть и имеют тенденцию к сокращению, их количество еще достаточно велико, а опасность для граждан возрастает в силу совершения этих преступлений с применением оружия. Возросло и число краж, причем как государственной, так и частной собственности, в том числе и краж из квартир. При этом следует отметить, что кражи, в том числе из квартир, остаются наиболее плохо раскрываемыми преступлениями. Безусловно, такое положение закономерно вызывает серьезные нарекания граждан и требует принятия решительных мер по обузданию этих корыстных преступлений.

При анализе структуры преступности особую тревогу вызывает совершение преступлений несовершеннолетними, изменение характера преступлений, которые ими совершаются, увеличение групповой преступности несовершеннолетних.

В настоящее время имеется тенденция к росту групповой и организованной преступности, преступности профессиональной, со своими структурами подготовки, обеспечения безопасности, сокрытия преступлений. Опасность организованной преступности заключается в том, что ею совершаются наиболее тяжкие преступления, направленные против жизни и здоровья граждан, в том числе такие, как убийства, похищение людей, вымогательства, а также совершение особо тяжких преступлений, направленных против собственности. Для организованной преступности характерно создание специальных структур, организация и расширение наркобизнеса, вовлечение представителей государственной власти и правоохранительных органов в свою орбиту, что ведет к коррупции государственного аппарата и экономической деятельности в целом.

Рассматривая структуру преступности, нельзя обойти стороной и преступления экономической направленности. По данным государственной статистики и правоохранительных органов, ее удельный вес в структуре общей преступности невысок, хотя и постоянно растет. Однако, говоря об этих преступлениях, необходимо учитывать многие факторы, например их высокую латентность. Это связано с тем, что далеко не обо всех преступлениях такого рода в силу различных обстоятельств сообщается и заявляется как гражданами, так и юридическими лицами, вместе с тем, нередко по сообщениям не принимается мер, либо они разрешаются неправильно и не попадают в учетные данные как преступления. Этому способствует и то, что как среди ученых-правоведов, так и работников правоохранительных органов не существует единой точки зрения на то, что следует относить к экономическим преступлениям. Одни из них считают таковыми все преступления, затрагивающие любые виды экономических отношений как в сфере хозяйствования (экономики), так и вне ее пределов, другие – преступления в сфере экономики, совершаемые как в процессе экономической деятельности, так и не связанные с ней, но находящиеся в границах хозяйственной системы, а третьи, только преступления, совершаемые исключительно при операциях, в результате которых получается прибыль, т. е. в сфере бизнеса.

Преступностью сегодня охвачены такие сферы деятельности, как кредитно-банковская, финансовая, приватизации государственной собственности, торговли, незаконное приобретение и оборот оружия и пр. Все это способствует совершению наиболее опасных преступлений, связанных с посягательством на жизнь и здоровье людей, т. к. при их совершении все чаще используются в совокупности такие опасные преступления, как убийства конкурентов, неугодных представителей властных структур и т. д., похищение людей, вымогательство. Преступления экономической направленности создают угрозу безопасности РФ, т. к. во многом материально питают такие опасные преступления, как наркобизнес и терроризм.

В результате проведения непродуманных реформ в экономике, отсутствия должного правового обеспечения произошло обнищание значительной части населения, сильнейшее имущественное расслоение, что по сути явилось базой для развития криминальной деятельности. В итоге изменились и ценностные ориентации значительной части населения. Оказалась утрачена ценность продуктивного труда как источника благополучия, произошла подмена духовных ценностей низкопробной продукцией, которая при законодательной неурегулированности многих процессов открывала дорогу мировоззрению, усиливающему криминализацию общества, особенно молодого поколения.

Причины региональной преступности в основном совпадают с причинами общероссийскими, но вместе с тем имеются и специфические причины, характерные именно для того или иного региона. Например, для Санкт-Петербурга характерны следующие причины преступных проявлений.

Во-первых, это сложная экономическая обстановка, породившая резкое снижение производства, являвшегося основой экономики города, что привело к падению уровня жизни большинства граждан, в том числе и ранее благополучных в этом отношении, изменение их ценностных ориентаций и духовного облика, что в условиях города-мегаполиса вызвало резкий рост преступлений корыстной направленности (квартирных краж, грабежей, разбоев и пр.), а также связанных с насилием.

Во-вторых, развитие частной собственности, личное обогащение «новых русских» на фоне падения уровня жизни основной массы населения вызвали, с одной стороны, рост преступлений против представителей бизнеса (кражи, похищения с целью выкупа, покушения, убийства и пр.), с другой – преступные деяния представителей самого бизнеса друг против друга (вымогательство, лжепредпринимательство, незаконное получение и невозвращение кредитов, мошенничество, уклонение от налогов, криминальные разборки среди конкурентов и конкурирующих группировок и пр.).

В-третьих, близость государственной границы, увеличение миграционных потоков, особенно с учетом развития транспортных узлов, способствовали появлению этнических преступных групп, развитию контрабанды, наркобизнеса и торговли оружием, что не могло не сказаться на таких преступлениях, как преступления с использованием оружия, включая умышленные убийства и тяжкие преступления.

Вне всякого сомнения, вышеуказанные причины не могли не повлиять на состояние преступности как в целом по России, так и на региональном уровне и в конечном счете способствовали тому, что она достигла небывалого уровня, стала проблемой, от решения которой зависит безопасность государства

В этих условиях важное значение имеют не только государственные меры и действия правоохранительных органов в борьбе с преступностью, но и ее профилактика, готовность и способность населения ей противостоять, что требует определенных знаний способов защиты от этого весьма опасного социального явления и умения их применять адекватно сложившейся экстремальной ситуации.

Необходимая оборона

Необходимая оборона – это правомерная защита от посягательства путем причинения вреда посягающему лицу. Согласно ст. 37 УК РФ «не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны».

Условия правомерности причинения вреда в состоянии необходимой обороны, относящиеся к защите:

Ø Во – первых, защищаются права и интересы не только самого обороняющегося, но и других лиц, общества и государства

Ø Во – вторых, вред может быть причинен только посягающему, но не третьим лицам.

Ø В – третьих, отсутствие превышения пределов необходимой обороны, т. е.умышленных действий, явно не соответствующих характеру и степени общественной опасности посягательства. (например, физического насилия на малозначительные посягательства в виде словесных оскорблений).

Условия правомерности причинения вреда в состоянии необходимой обороны, относящиеся к посягательствам:

Ø Во-первых, посягательство должно быть общественно опасным, т. е причиняющим или способным причинить вред охраняемым уголовным законом интересам личности, общества и государства, при этом посягательство может быть как преступным, так не преступным. (со стороны невменяемых и лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность)

Ø Во-вторых, посягательство должно быть реальным (действительным), т. е. существующим объективно, в реальной действительности, а не в воображении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.053 с.)