Менеджер как эффективный руководитель 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Менеджер как эффективный руководитель



В современной организации менеджеры занимают клю­чевые позиции. Причем по мере развития общественных процессов, а значит, и возрастания сложности в динамично развивающихся внешних факторах усложняются функции менеджеров и соответственно повышается их влияние на до­стижения конечных результатов деятельности организации.

В обобщенной трактовке менеджер — это человек, за­нимающийся управленческим трудом. Однако последний имеет множество форм и проявлений, что обусловливает появление ряда ролевых функций и компетенций менедже­ра. При этом менеджер — это человек, занимающий посто­янную управленческую должность и наделенный правом принимать решения по определенным видам деятельности организации.

Поскольку организация — это группа людей, объединен­ных для достижения общей цели, то функция согласования, координации действий работников организации обусловле­на объективными причинами. Именно эту функцию, кото­рую в общем виде можно определить как руководство ра­ботой других людей, реализует менеджер. Его труд весьма специфичен. Он заключается в том, что задачи любого пла­на- производственные, экономические, технические, фи­нансовые, социальные, маркетинговые он решает в основ­ном в организационном плане, осуществляя воздействие на людей, непосредственно участвующих в реализации каждой из конкретных задач.

Менеджер обязан: формировать цели, строить планы действий по их достижению, организовывать работу, за­интересовывать людей в ее результатах, контролировать промежуточные и итоговые результаты, предвидеть послед­ствия управленческих решений.

Говоря кратко, менеджер обеспечивает выполнение ра­боты. Результат труда менеджера — эффективная органи­зация работы его подчиненных.

Менеджер вынужден анализировать и синтезировать множество разнохарактерных факторов, поэтому его труд должен носить творческий, инициативный характер. Не слу­чайно многие авторы говорят об искусстве управления, в котором отражаются личностные качества менеджера- индивида. Каждый из менеджеров вырабатывает свой стиль руководства, который непосредственно формирует резуль­таты его труда.

Искусство руководителя проявляется не только в коор­динировании действий, налаживании коммуникаций и со­здании гармоничной, стимулирующей инновации внутрен­ней среды, но и в активизации инициативы подчиненных путем предоставления им права решать отдельные вопросы, высказывать и отстаивать собственное мнение. При этом функция контроля всегда сохраняется за менеджером. Из­вестно, что около 80% проблем, возникающих перед менед­жером, связано с человеческим фактором. Работая в кол­лективе, он должен в первую очередь выполнять функции руководства отдельными людьми, их группами и коллекти­вом в целом за счет информирования, мотивации, воспита­ния и контроля.

Труд менеджера неоднороден. Многими авторами подчеркивается разнообразие деятельности менеджера, ее кратковременность и фрагментарность [2].

Существует еще одна особенность управленческого труда: менеджер выполняет ролевые функции, которые определяются его должностью. Причем он не влияет на содержание этой роли, ее суть отражена в должности, по­зиции в управленческой иерархии. Однако менеджер как личность может влиять на характер ее исполнения. Приня­то выделять 10 ролей, которые в зависимости от уровней управления выполняют менеджеры. Эти роли разбиты на три группы: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Указанные группы нахо­дятся во взаимосвязи, взаимодействии и образуют единое целое. Совокупность ролевых функций определяет объ­ем и содержание работы менеджера любой организации.

В организации, являющейся сложной системой, управ­ленческая работа структурирована в двух направлениях: по горизонтали и по вертикали. Горизонтальная структу­ра подразумевает расстановку руководителей во главе от­дельных подразделений (назначение менеджеров отделов). Вертикальная структура образует уровни управления. Структурная логика подразумевает, что в аппарате управ­ления вышестоящие руководители координируют работу нижестоящих руководителей, те в свою очередь — работу стоящих ниже их и т.д., вплоть до уровня руководителей, координирующих работу непосредственно производителей (неуправленческого персонала).

Количество уровней управления может быть различным и зависит от специфики конкретной организации и управ­ленческой работы. Однако в обобщенной модели выделяет­ся три уровня управления и соответственно три категории менеджеров: руководители низового звена (или операцион­ные управляющие), среднего звена и высшего звена.

Руководители низового звена размещены на уровне, ко­торый находится непосредственно над неуправленческим персоналом организации, и осуществляют контакты с ним. Менеджеры этого уровня контролируют выполнение про­изводственных заданий и использование выделенных им ресурсов. На промышленном предприятии, например, типичными должностями этого уровня являются мастер, стар­ший мастер, начальник участка, мастер смены.

Руководители среднего звена призваны координировать и контролировать работу руководителей низового звена. Характер их работы определяется содержанием работы вверенного ему подразделения или отдела. Например, на промышленном предприятии начальник производствен­ного отдела координирует работу руководителей низово­го звена, анализирует данные о производительности труда, взаимодействует с другими подразделениями. Типичные должности на этом уровне: начальник цеха, начальник отдела, директор филиала. Среднее звено — это, по сути, связующее звено между менеджерами высшего и низо­вого звеньев. Они собирают, обрабатывают и обобщают информацию, необходимую для формирования решений, принимаемых на высшем уровне управления, и передают эти решения в виде конкретных заданий менеджерам ни­зовых звеньев.

Руководители высшего уровня, состав которых гораздо малочисленнее состава руководителей других уровней, при­нимают важнейшие для организации решения, формируют миссию и стратегию, цели и задачи, выстраивают архитек­туру организации, взаимодействуют с внешней средой на уровне стратегически значимых компонентов, распоряжа­ются ресурсами, формируют инновационную политику и т.д. Роль и меру ответственности менеджеров высшего звена трудно переоценить.

Основные качества, необходимые менеджеру:

- Мировоззренческая позиция - это социальное качество личности, обладающей нравственными установками, характерными для определенного вида деятельности (наличие выработанной управленческой концепции; желание обеспечить достижение хозяйственных и социальных целей организации; умение позитивно воздействовать на людей, воспитывая личным примером);

- Деловая компетенция - это качество личности, обладающей умением вести хозяйственную деятельность в условиях рыночных отношений. (обладать профессиональными знаниями в области рыночной экономики;обладать опытом работы в сфере хозяйственной деятельности; владеть современными методами менеджмента);

- Административный талант -это качество личности, обладающей организаторскими способностями, обеспечивающими реальную возможность доводить начатое дело до конца (проявлять предприимчивость в расширении сферы деятельности; обладать опытом административной работы; иметь высокий уровень культуры профессионального общения; уметь осуществлять корпоративную поддержку);

- Личностные качества - это свойства личности, обеспечивающие деловую и психологическую поддержку социального окружения в процессе практической деятельности (генетическая предрасположенность к лидерству; обладать чувством внутренней свободы и готовности к риску; критически оценивать свои достижения).

В соответствии с уровнями к менеджерам предъявляются различные требования. Требования эти высоки для любого уровня менеджеров. В общем, линейные руководители среднего звена занимаются решением поставленных задач, низшего звена — устранением проблем, связанных с достижением целей, а высшего звена — постановкой общих целей. Таким образом, хотя и кажется, что ответственность распределена равномерно, больше всего ее лежит на руководителях высшего порядка. Так уж заведено, что если какое-то предприятие не удается, то винят во всем руководителя, а если фирма достигает успеха, то этот успех принадлежит исключительно сотрудникам данной организации.

Однако, можно перечислить общие требования, предъявляющиеся к менеджерам любого уровня. Требования можно разделить на 6 основных блоков:

1. Знание специальности (знание технологии производственного процесса и его функционирования; знание теории менеджмента, основных законов и приемов; знание общей экономической теории; знание теории маркетинга; общая эрудиция по специальности; знание науки психологии);

2. Личные качества (умение быть в форме; выносливость в состоянии неопределенности и стресса; выдержка в любой конфликтной ситуации; умение слушать; интуиция; приспособляемость к ситуации; восприимчивость критики, самокритичность; уверенность в себе; авторитетность; стремление к успеху и готовность работать для этого; возраст и внешние данные; сила воли);

3. Личные способности (умение убеждать, пробивать свои идеи; умение распределять обязанности и давать четкие указания; умение стимулировать и мотивировать работников; легкость в общении, тактичность и дипломатичность);

4. Интеллектуальные способности (ум и рассудительность; творческий потенциал; умение принять нужное решение; логическое, структурное, системное мышление; интуиция);

5. Рабочие приемы (рациональность и системность в работе; умение максимально концентрироваться; умение принятия решений и снятия проблем; самоменеджмент; умение выражать свои мысли, вести переговоры);

6. Физические возможности (активность и подвижность; энергичность; сила и здоровье).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.31.131 (0.01 с.)