Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Менеджер как эффективный руководитель
В современной организации менеджеры занимают ключевые позиции. Причем по мере развития общественных процессов, а значит, и возрастания сложности в динамично развивающихся внешних факторах усложняются функции менеджеров и соответственно повышается их влияние на достижения конечных результатов деятельности организации. В обобщенной трактовке менеджер — это человек, занимающийся управленческим трудом. Однако последний имеет множество форм и проявлений, что обусловливает появление ряда ролевых функций и компетенций менеджера. При этом менеджер — это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный правом принимать решения по определенным видам деятельности организации. Поскольку организация — это группа людей, объединенных для достижения общей цели, то функция согласования, координации действий работников организации обусловлена объективными причинами. Именно эту функцию, которую в общем виде можно определить как руководство работой других людей, реализует менеджер. Его труд весьма специфичен. Он заключается в том, что задачи любого плана- производственные, экономические, технические, финансовые, социальные, маркетинговые он решает в основном в организационном плане, осуществляя воздействие на людей, непосредственно участвующих в реализации каждой из конкретных задач. Менеджер обязан: формировать цели, строить планы действий по их достижению, организовывать работу, заинтересовывать людей в ее результатах, контролировать промежуточные и итоговые результаты, предвидеть последствия управленческих решений. Говоря кратко, менеджер обеспечивает выполнение работы. Результат труда менеджера — эффективная организация работы его подчиненных. Менеджер вынужден анализировать и синтезировать множество разнохарактерных факторов, поэтому его труд должен носить творческий, инициативный характер. Не случайно многие авторы говорят об искусстве управления, в котором отражаются личностные качества менеджера- индивида. Каждый из менеджеров вырабатывает свой стиль руководства, который непосредственно формирует результаты его труда. Искусство руководителя проявляется не только в координировании действий, налаживании коммуникаций и создании гармоничной, стимулирующей инновации внутренней среды, но и в активизации инициативы подчиненных путем предоставления им права решать отдельные вопросы, высказывать и отстаивать собственное мнение. При этом функция контроля всегда сохраняется за менеджером. Известно, что около 80% проблем, возникающих перед менеджером, связано с человеческим фактором. Работая в коллективе, он должен в первую очередь выполнять функции руководства отдельными людьми, их группами и коллективом в целом за счет информирования, мотивации, воспитания и контроля.
Труд менеджера неоднороден. Многими авторами подчеркивается разнообразие деятельности менеджера, ее кратковременность и фрагментарность [2]. Существует еще одна особенность управленческого труда: менеджер выполняет ролевые функции, которые определяются его должностью. Причем он не влияет на содержание этой роли, ее суть отражена в должности, позиции в управленческой иерархии. Однако менеджер как личность может влиять на характер ее исполнения. Принято выделять 10 ролей, которые в зависимости от уровней управления выполняют менеджеры. Эти роли разбиты на три группы: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Указанные группы находятся во взаимосвязи, взаимодействии и образуют единое целое. Совокупность ролевых функций определяет объем и содержание работы менеджера любой организации. В организации, являющейся сложной системой, управленческая работа структурирована в двух направлениях: по горизонтали и по вертикали. Горизонтальная структура подразумевает расстановку руководителей во главе отдельных подразделений (назначение менеджеров отделов). Вертикальная структура образует уровни управления. Структурная логика подразумевает, что в аппарате управления вышестоящие руководители координируют работу нижестоящих руководителей, те в свою очередь — работу стоящих ниже их и т.д., вплоть до уровня руководителей, координирующих работу непосредственно производителей (неуправленческого персонала). Количество уровней управления может быть различным и зависит от специфики конкретной организации и управленческой работы. Однако в обобщенной модели выделяется три уровня управления и соответственно три категории менеджеров: руководители низового звена (или операционные управляющие), среднего звена и высшего звена.
Руководители низового звена размещены на уровне, который находится непосредственно над неуправленческим персоналом организации, и осуществляют контакты с ним. Менеджеры этого уровня контролируют выполнение производственных заданий и использование выделенных им ресурсов. На промышленном предприятии, например, типичными должностями этого уровня являются мастер, старший мастер, начальник участка, мастер смены. Руководители среднего звена призваны координировать и контролировать работу руководителей низового звена. Характер их работы определяется содержанием работы вверенного ему подразделения или отдела. Например, на промышленном предприятии начальник производственного отдела координирует работу руководителей низового звена, анализирует данные о производительности труда, взаимодействует с другими подразделениями. Типичные должности на этом уровне: начальник цеха, начальник отдела, директор филиала. Среднее звено — это, по сути, связующее звено между менеджерами высшего и низового звеньев. Они собирают, обрабатывают и обобщают информацию, необходимую для формирования решений, принимаемых на высшем уровне управления, и передают эти решения в виде конкретных заданий менеджерам низовых звеньев. Руководители высшего уровня, состав которых гораздо малочисленнее состава руководителей других уровней, принимают важнейшие для организации решения, формируют миссию и стратегию, цели и задачи, выстраивают архитектуру организации, взаимодействуют с внешней средой на уровне стратегически значимых компонентов, распоряжаются ресурсами, формируют инновационную политику и т.д. Роль и меру ответственности менеджеров высшего звена трудно переоценить. Основные качества, необходимые менеджеру: - Мировоззренческая позиция - это социальное качество личности, обладающей нравственными установками, характерными для определенного вида деятельности (наличие выработанной управленческой концепции; желание обеспечить достижение хозяйственных и социальных целей организации; умение позитивно воздействовать на людей, воспитывая личным примером); - Деловая компетенция - это качество личности, обладающей умением вести хозяйственную деятельность в условиях рыночных отношений. (обладать профессиональными знаниями в области рыночной экономики;обладать опытом работы в сфере хозяйственной деятельности; владеть современными методами менеджмента); - Административный талант -это качество личности, обладающей организаторскими способностями, обеспечивающими реальную возможность доводить начатое дело до конца (проявлять предприимчивость в расширении сферы деятельности; обладать опытом административной работы; иметь высокий уровень культуры профессионального общения; уметь осуществлять корпоративную поддержку); - Личностные качества - это свойства личности, обеспечивающие деловую и психологическую поддержку социального окружения в процессе практической деятельности (генетическая предрасположенность к лидерству; обладать чувством внутренней свободы и готовности к риску; критически оценивать свои достижения).
В соответствии с уровнями к менеджерам предъявляются различные требования. Требования эти высоки для любого уровня менеджеров. В общем, линейные руководители среднего звена занимаются решением поставленных задач, низшего звена — устранением проблем, связанных с достижением целей, а высшего звена — постановкой общих целей. Таким образом, хотя и кажется, что ответственность распределена равномерно, больше всего ее лежит на руководителях высшего порядка. Так уж заведено, что если какое-то предприятие не удается, то винят во всем руководителя, а если фирма достигает успеха, то этот успех принадлежит исключительно сотрудникам данной организации. Однако, можно перечислить общие требования, предъявляющиеся к менеджерам любого уровня. Требования можно разделить на 6 основных блоков: 1. Знание специальности (знание технологии производственного процесса и его функционирования; знание теории менеджмента, основных законов и приемов; знание общей экономической теории; знание теории маркетинга; общая эрудиция по специальности; знание науки психологии); 2. Личные качества (умение быть в форме; выносливость в состоянии неопределенности и стресса; выдержка в любой конфликтной ситуации; умение слушать; интуиция; приспособляемость к ситуации; восприимчивость критики, самокритичность; уверенность в себе; авторитетность; стремление к успеху и готовность работать для этого; возраст и внешние данные; сила воли); 3. Личные способности (умение убеждать, пробивать свои идеи; умение распределять обязанности и давать четкие указания; умение стимулировать и мотивировать работников; легкость в общении, тактичность и дипломатичность); 4. Интеллектуальные способности (ум и рассудительность; творческий потенциал; умение принять нужное решение; логическое, структурное, системное мышление; интуиция); 5. Рабочие приемы (рациональность и системность в работе; умение максимально концентрироваться; умение принятия решений и снятия проблем; самоменеджмент; умение выражать свои мысли, вести переговоры); 6. Физические возможности (активность и подвижность; энергичность; сила и здоровье).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.31.131 (0.01 с.) |