Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Власть и руководство. Роли руководителя

Поиск

Тема: Власть и лидерство

(Загоруля Т.Б., к.п.н., доцент кафедры менеджмента)

Власть и руководство. Роли руководителя

Функция руководства состоит в координации деятельности различных управленческих подразделений. Функция руководства – это «надфункция», «сверхфункция», мозг всего управления.

Руководство:

· Персонифицированная деятельность должностного лица в Орг, связанная с управлением персоналом

· Проявление лидерства в системе формальных отношений

· Тип организационного поведения, обусловленный должностным статусом и предусматривающий властные полномочия

Под руководством также понимают отношения между людьми, возникающие в процессе выполнения и по поводу управления, оборотная сторона отношений руководства - отношения подчинения.

Отношения руководства реализуются через деятельность руководителя любого уровня, т.е. должностного лица, наделенного формальным статусом и отвечающего за деятельность Орг и ее подразделений. Здесь возникает проблема признания власти и полномочий подчиненными.

Различают виды руководства:

· Прямое (при помощи приказов, распоряжений, санкций за отклонение от программы)

· Опосредованное (использование механизмов мотивации)

2 подхода к пониманию специфики деятельности руководителей разного уровня.

1. Универсалистский – определяет общие черты деятельности, характерные для руководителя любого уровня (универсальные управленческие функции и специальные качества)

2. Специфический – отрицает возможность определения и описания общих черт руководителя и обращает внимание на специфику требований и средств деятельности в зависимости от функций и уровня, занимаемого руководителем в иерархии Орг.

Роль, согласно определению американского исследователя Г. Минцберга, представляет собой набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению и конкретной должности.

10 ролей, которые принимает на себя руководитель в различные периоды и в разной степени, группируются в 3 категории:

1. Межличностные роли

1) «Главный руководитель» - символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера (например, различные церемониалы, ходатайства)

2) «Лидер» - ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности (все управленческие действия с участием подчиненных)

3) «Связующее звено» - руководитель обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые представляют информацию и оказывают услуги (например, переписка, участие в совещаниях на стороне и т.д.)

2. Информационные роли

1) «Приемник информации» - руководитель разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, понимая организацию и внешние условия, успешно использует ее в интересах своего дела, выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в Орг (например, обработка почты и т.д.)

2) «Распространитель информации» - руководитель передает информацию, полученную от внешних источников или других подчиненных, членам Орг, часть ее носит чисто фактологический характер, другая требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов Орг (например, беседы с подчиненными, рассылка почты)

3) «Представитель» - руководитель передает информацию для внешних контактов Орг относительно планов, политики, действий, результатов работы, действует как эксперт по вопросам данной отрасли

3. Роли, связанные с принятием решений

1) «Предприниматель» - руководитель изыскивает возможности внутри самой Орг и за ее пределами, разрабатывает проекты по совершенствованию различных аспектов деятельности, контролирует разработку определенных проектов

2) «Устраняющий нарушения» - руководитель отвечает за корректировочные действия, когда Орг оказывается перед необходимостью важных и неожиданных нарушений

3) «Распределитель ресурсов» - руководитель отвечает за распределение всевозможных ресурсов Орг, т.е. принимает и одобряет все значительные решения в Орг

4) «Ведущий переговоры» - руководитель отвечает за представительство Орг на всех значительных и важных переговорах

Процесс влияния на подчиненных с позиций занимаемой должности будем называть формальным лидерством, а процесс влияния на людей через свои способности, умения, компетентность и хорошее отношение к людям будем называть неформальным лидерством. Менеджер применяет принуждение, а лидер – побуждение. Так что можно быть менеджером в организации, но не быть в ней лидером.

На руководящую должность менеджера назначают, а лидерами они становятся не по воле организации. В некоторых ситуациях неформальные лидеры могут даже вести за собой старших по должности. Важно не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что другие считают, что он ими обладает. Лидерским способностям и умениям можно научиться, хотя это в значительной степени проявление качеств характера.

Лидерство в организационном поведении

В основе лидерства лежит механизм интеграции групповой деятельности, когда индивид объединяет и направляет действия всей группы. Основу лидерства составляют доверие, авторитет, признание высокого уровня квалификации, готовность поддерживать коллектив, личные симпатии.

Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей Орг. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается на процессе социального воздействия и взаимодействия в Орг. Лидерство предполагает наличие в Орг последователей, а не подчиненных. Отношения «лидер – последователь» предполагают побуждение и воодушевление. Воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного проявления власти.

Различают лидерство:

1. Формальное – процесс влияния на людей с позиции занимаемой в Орг должности

2. Неформальное – процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям

Для лидерства идеальным считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.

· Теории лидерских черт или теории «великого человека»

В глубокой древности исследование проблем лидерства сводилось к изучению биографий великих людей, роли личности в истории. Предпринимались попытки систематизации характерных черт, присущих выдающимся личностям. Теория лидерских черт объясняет лидерство проявлением особенностей характера индивида. Но некоторые авторы отмечали, что индивид, являющийся лидером в одной ситуации, может не быть таковым в другой. История научного исследования феномена лидерства начинается с конца девятнадцатого века. Поиск черт личности, которые отличали бы лидеров от последователей, казался логичным, когда считалось, что лидеры были представителями «особой породы». Тем не менее, проведенные исследования не позволили получить однозначное представление о чертах личности лидера. В 1948 году Ральф Стогдилл сопоставил более исследований, посвященных чертам характера лидеров, чтобы выработать единую модель, но в конечном итоге пришел к выводу, что такой модели не существует.

Характерные черты лидера

1) Р. Стогдилл – интеллект, стремление к знаниям, надежность, ответственность, активность, социальное участие

2) М. Гантер – обмен энергией, завораживающая внешность, независимость характера, риторические способности, положительное восприятие восхищения своей персоной, достойная и уверенная манера держаться

3) А.Лоутон, Э. Роуз – дальновидность, умение выделять приоритеты, мотивация последователей, владение искусством межличностных отношений, политическое чутье, стойкость, харизма, способность идти на риск, гибкость, решительность

4) П.Нортхаус – интеллект, уверенность в собственных силах, решительность, целостность характера, общительность

Теория «великого человека» (Е. Боргатт и др.) предполагает, что при выполнении одинаковых групповых задач с одинаковой целью и при одних и тех же внешних условиях наивысшие оценки со стороны членов группы получает индивид с наивысшим показателем интеллекта.

· Теории лидерских стилей

К. Левин выделил три стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный.

Рис.4. Стили лидерства по Левину

Авторитарный стиль информационные потоки и процесс принятия решений должны быть сконцентрированы на верхнем уровне управления Орг (разновидность: эксплуататорский - руководитель единолично решает все вопросы и берет на себя ответственность за все. Основная форма стимулирования – наказание. Неблагоприятный социально-психологический климат, развитие производственных конфликтов)

Демократический – руководство Орг осуществляется на основе решений, одобренных большинством сотрудников. Разновидности: благожелательный (руководитель относится к подчиненным снисходительно, интересуется их мнением, но поступает по-своему. В ограниченных пределах подчиненным предоставляется самостоятельность); консультативный (руководитель в значительной степени доверяет подчиненным, консультируется с ними, использует наилучшие предложения, преобладает поощрение, наказание - в исключительных случаях. Сотрудники поддерживают руководителя); партисипативный (руководитель полностью доверяет подчиненным во всех вопросах, всегда выслушивает их мнение, организует всесторонний обмен информацией, подчиненные привлекаются к постановке целей и к контролю).

Либеральный – предполагает минимальное вмешательство руководителя в управление бизнесом с предоставлением персоналу возможности самостоятельно принимать оперативные решения. Разновидность: собственно либеральный (руководитель ставит перед исполнителями задачу, создает необходимые организационно-технические условия для ее выполнения, определяет правила и границы решения, а за собой оставляет функции эксперта. Поощрение и наказание - на втором плане. На первом - внутреннее удовлетворение от возможности реализовать свой потенциал); бюрократический (руководитель устраняется от дел, передавая управление в руки «выдвиженцев», управляющих от его имени коллективом, применяя авторитарные методы.

Следует иметь в виду, что каждый из указанных стилей в чистом виде встречается редко. Гибкость руководителя заключается в том, чтобы в зависимости от сложившейся ситуации использовать преимущества того или иного стиля.

Д. Мак-Грегор в своей теории управления по типу «X» и «Y» представляет 2 типа управления: «X» и «Y». Для организаций типа «X» управление использует следующие положения:

- обычный человек испытывает нелюбовь к работе и старается ее избегать;

- по причине нежелания работать большинство людей только путем принуждения, с помощью приказов, угрозы наказания и контроля могут осуществлять необходимые действия для достижения требуемых результатов;

- обычный человек имеет относительно низкие амбиции, предпочитает, чтобы им управляли, не берет на себя ответственность;

Теория «X» предполагает диктаторский стиль руководства. Менеджеры «X» строят свою работу на положениях: деньги – единственный стимул к работе, без надзора работники работают все хуже, уважением пользуется жесткий и решительный руководитель.

Теория «Y» исходит из следующих предпосылок:

- физические и эмоциональные усилия на работе для человека естественны;

- человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или как наказание в зависимости от условий труда;

- внешний контроль и угроза наказания не являются единственным средством побуждения человека к деятельности.

Американский ученый Уильям Оучи, имея в виду различия в управлении американской и японской экономиками, в дополнение к теориям X и Y Мак Грегора предложил теории Z и А. Он пришел к выводу, что японский подход к управлению более эффективен, чем американский, где повышенное внимание к технике и технологии привело к уменьшению внимания к человеческому фактору.

В основе концепции Оучи лежит положение о том, что основой любой организации является человек и именно от него зависит эффективность работы организации. Опираясь на эту концепцию, Оучи сформулировал правила управления людьми, с помощью которых можно добиться их высокой результативности.

 

Тема: Власть и лидерство

(Загоруля Т.Б., к.п.н., доцент кафедры менеджмента)

Власть и руководство. Роли руководителя

Функция руководства состоит в координации деятельности различных управленческих подразделений. Функция руководства – это «надфункция», «сверхфункция», мозг всего управления.

Руководство:

· Персонифицированная деятельность должностного лица в Орг, связанная с управлением персоналом

· Проявление лидерства в системе формальных отношений

· Тип организационного поведения, обусловленный должностным статусом и предусматривающий властные полномочия

Под руководством также понимают отношения между людьми, возникающие в процессе выполнения и по поводу управления, оборотная сторона отношений руководства - отношения подчинения.

Отношения руководства реализуются через деятельность руководителя любого уровня, т.е. должностного лица, наделенного формальным статусом и отвечающего за деятельность Орг и ее подразделений. Здесь возникает проблема признания власти и полномочий подчиненными.

Различают виды руководства:

· Прямое (при помощи приказов, распоряжений, санкций за отклонение от программы)

· Опосредованное (использование механизмов мотивации)

2 подхода к пониманию специфики деятельности руководителей разного уровня.

1. Универсалистский – определяет общие черты деятельности, характерные для руководителя любого уровня (универсальные управленческие функции и специальные качества)

2. Специфический – отрицает возможность определения и описания общих черт руководителя и обращает внимание на специфику требований и средств деятельности в зависимости от функций и уровня, занимаемого руководителем в иерархии Орг.

Роль, согласно определению американского исследователя Г. Минцберга, представляет собой набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению и конкретной должности.

10 ролей, которые принимает на себя руководитель в различные периоды и в разной степени, группируются в 3 категории:

1. Межличностные роли

1) «Главный руководитель» - символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера (например, различные церемониалы, ходатайства)

2) «Лидер» - ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности (все управленческие действия с участием подчиненных)

3) «Связующее звено» - руководитель обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые представляют информацию и оказывают услуги (например, переписка, участие в совещаниях на стороне и т.д.)

2. Информационные роли

1) «Приемник информации» - руководитель разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, понимая организацию и внешние условия, успешно использует ее в интересах своего дела, выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в Орг (например, обработка почты и т.д.)

2) «Распространитель информации» - руководитель передает информацию, полученную от внешних источников или других подчиненных, членам Орг, часть ее носит чисто фактологический характер, другая требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов Орг (например, беседы с подчиненными, рассылка почты)

3) «Представитель» - руководитель передает информацию для внешних контактов Орг относительно планов, политики, действий, результатов работы, действует как эксперт по вопросам данной отрасли

3. Роли, связанные с принятием решений

1) «Предприниматель» - руководитель изыскивает возможности внутри самой Орг и за ее пределами, разрабатывает проекты по совершенствованию различных аспектов деятельности, контролирует разработку определенных проектов

2) «Устраняющий нарушения» - руководитель отвечает за корректировочные действия, когда Орг оказывается перед необходимостью важных и неожиданных нарушений

3) «Распределитель ресурсов» - руководитель отвечает за распределение всевозможных ресурсов Орг, т.е. принимает и одобряет все значительные решения в Орг

4) «Ведущий переговоры» - руководитель отвечает за представительство Орг на всех значительных и важных переговорах



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 869; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.147 (0.01 с.)