Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психоаналитические теории лидерства↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Знакомство каждого человека с лидерством происходит в 1-й день его рождения: отец и мать становятся лидерами на несколько первых лет. Психоаналитический подход осуществил З.Фрейд. Психоаналитическая теория 3. Фрейда доказывает, что в процессе взаимодействия людей воспроизводится их детский опыт и люди невольно применяют те понятия, которые усвоили в раннем детстве. Если в детстве у ребенка доминировали реакции подчинения, покорности, уступчивости, то и в дальнейшем такой человек будет предпочитать подчиняться, не брать на себя ответственность за принятие важных решений. Фрейд считал, что люди образуют социальные группы и остаются в них отчасти потому, что испытывают чувство преданности и покорности лидерам группы, невольно отождествляя их с могущественными личностями, которых в детстве олицетворяли отцы. В таких ситуациях люди как бы регрессируют, возвращаются к более ранней стадии развития. Если взаимодействие людей первоначально является неорганизованным и у них нет четкого плана действий, то это способствует укреплению власти лидера группы. В деловой сфере своего рода родительская опека выражается применительно к Орг, которая принимает человека на работу и воспитывает его, «одна большая семья». Одна из концепций психоаналитического подхода к лидерству включает анализ ступеней в развитии личности. (Табл.21) Таблица 21. Ступени развития личности
Популярная психоаналитическая модель«анализ взаимоотношений»была создана Э.Берном, выделившим 3 состояния личности: родитель, взрослый, ребенок в соответствии с их ролями в семье. Лидер действует как родитель, а последователь – как ребенок. По взглядам Э.Берна, в бессознательном человека как бы сидит некий маленький человек и дергает за веревочки, управляя жизнью большого человека по сценарию, зафиксированному в бессознательном с помощью жизненных ситуаций, имевшим место при активном формировании бессознательного (детские, юношеские годы). Согласно модели Э.Берна, человеческое Я имеет три состояния: родительское (Р), взрослое (В) и детское (Д), каждое из которых может определять поведение индивида. «Родитель», «Взрослый» и «Дитя» — практически удобные понятия здравого смысла, за каждым из которых стоит накопленный психологией комплекс теорий, экспериментов и ценностных утверждений.
Рис.53. Взаимодействие лидера и последователя по Э.Берну Трансакция — единица акта общения, в течение которой собеседники находятся в одном из трех состояний «Я». В процессе взаимодействия могут в большей или меньшей мере проявляться такие состояния человека: состояние «родителя», «взрослого», «дитя» («ребенка»). Эти три состояния сопровождают человека всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, гибко проявляя себя в том или ином состоянии в зависимости от его целей и жизненных обстоятельств. «Родитель» — источник социальной преемственности; это состояние Я, которое включает в себя социальные установки и поведение, усвоенное из внешних источников, преимущественно от родителей и других авторитетных лиц. С одной стороны, это — набор полезных, проверенных временем, правил и руководств, с другой — вместилище предрассудков и предубеждений. В межличностных отношениях Р выражается в критичном, воспитательском поведении по отношению к другим, в «отеческих» замечаниях, а также в оказании покровительства, защиты и протекционизма. «Взрослый» — источник реалистического поведения; это состояние Я не связано с возрастом. Будучи ориентировано на объективный сбор информации, оно организованно, адаптивно, разумно и действует, хладнокровно оценивая вероятности и бесстрастно рассуждая. «Дитя» — эмотивное начало в человеке; это состояние Я включает в себя все импульсы, естественно присущие ребенку (доверчивость, нежность, изобретательность, но также капризность, обидчивость и т.д.). Сюда также входят увековеченный в личности ранний детский опыт взаимодействия с окружающими, способы реагирования и установки, принятые в отношении к себе и другим («Я — хороший, другие ко мне придираются» и т.п.). Внешне Д выражается, с одной стороны, как детски непосредственное отношение к миру (творческая увлеченность, наивность гения), с другой — как архаичное детское поведение (упрямство, легкомыслие и т.п.). Любое из названных эго-состояний может ситуативно или постоянно преобладать в человеке, и тогда он чувствует, мыслит и действует в рамках этого преобладающего эго-состояния. Он может вдруг начать воспринимать окружающее и действовать с точки зрения своего детского самоотношения («Я — милый мальчик, все должны мной восхищаться»; «Я — слабый ребенок, меня все обижают») или смотреть на мир глазами своих родителей («Нужно помогать людям», «Нельзя доверять никому»). · Личностно-ситуационные теории лидерства Теории черт и ситуационные теории пытались объяснить лидерство как результат влияния какого-либо одного фактора. В рамках личностно-ситуационного подхода была предпринята попытка комплексного рассмотрения разнообразных факторов. Дж. Браун предложил 5 законов, согласно которым лидер должен: 1. Быть членом группы, в которой собирается выступать в качестве лидера 2. Понимать возможности и потребности группы 3. Уметь адаптироваться в имеющейся социальной структуре 4. Реализовывать долгосрочные тенденции, характерные для данной социальной структуры 5. Признавать, что возможность лидерства для других увеличивается при сокращении свободы индивидуального лидерства В рамках личностно-ситуационных теорий выделилась концепция взаимодействия. В каждой группе складывается своя уникальная система взаимоотношений между людьми. В этой системе выделяется иерархия ее членов, непосредственно зависимая от активности и вклада каждого, а также взаимных ожиданий в поведении друг друга. Межличностные отношения в группе определяются восприятием лидера его последователями. Выделяется 3 типа лидеров в зависимости от эмоционального отношения к ним со стороны членов группы: 1. «Лидер-патриах»: по отношению к такому лидеру члены группы одновременно испытывают и чувство любви, и чувство страха 2. «Лидер-тиран»: в отношениях доминирует страх перед лидером 3. «Харизматический лидер»: группа симпатизирует лидеру и уважает его. Личностно-ситуационный подход объединяет предшествующие теории и формирует более целостную картину лидерства, но слабо учитывает межличностные контакты. В современном менеджменте имеется подход, обеспечивающий развитие связей между командным лидерством и командной эффективностью. Модель группового лидерства и групповой эффективности, разработанная Р.Хьюзом, Р.Джинеттом и Дж.Курфи, демонстрирует роль лидера в создании и развитии команды. Модель учитывает структурные, индивидуальные, контекстные и процессуальные факторы командной эффективности и демонстрирует роль лидера в создании и развитии команды. Лидер должен обеспечивать работу команды и своевременно определять, в какой из 4-х областей в процессе функционирования возникают проблемы. Модель демонстрирует действия лидера, направленные на поиск и своевременное устранение проблемы. Но следует обратить внимание на показатели групповой эффективности, которые способствуют тому, что лидер изначально обеспечивает сложную связь между командным лидерством и командной эффективностью. Эти показатели: 1. Результат должен удовлетворить клиента. 2. В результате работы команды формируются новые возможности группы (разрабатываются новые методы и приемы работы, генерируются новые знания и т.д. 3. Достигается индивидуальное удовлетворение Атрибутивные теории помогают уяснить, как происходит вовлечение последователей в процесс принятия решений, но они не рассматривают обратную связь «последователь – лидер»
· Теории «обмена», «трансактного анализа» Теории обмена рассматривают не только поведение лидера, но и поведение последователей, взаимоотношения лидера и отдельно взятых членов группы, имеющих различия в характерах и поведении. Внутри организационной единицы определялась принадлежность или непринадлежность членов Орг к данной группе, в зависимости от того, насколько члены группы тесно взаимодействовали с лидером в процессе работы. Те члены Орг, которые обсуждали с лидером пути решения задачи и достижения поставленной цели, становились частью группы. Лидер уделял им больше внимания, они брали на себя дополнительные обязательства. Те, кто не проявлял интереса в принятии дополнительной ответственности, выпадали за рамки группы. Члены Орг, входящие в группу, получали больший доступ к информации, имели большее влияние, становились более уверенными в своих действиях. В настоящее время внимание сосредоточено на развитии тесных связей со всеми членами Орг, а не только с некоторыми из них, т.е. лидерство должно создавать так называемые партнерства. Каждый член Орг должен проходить 3 ступени развития: незнакомец, знакомый, партнер.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.218.234 (0.007 с.) |