Психоаналитические теории лидерства



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психоаналитические теории лидерства



Знакомство каждого человека с лидерством происходит в 1-й день его рождения: отец и мать становятся лидерами на несколько первых лет. Психоаналитический подход осуществил З.Фрейд. Психоаналитическая теория 3. Фрейда доказывает, что в процессе взаимодействия людей воспроизводится их детский опыт и люди невольно применяют те понятия, которые усвоили в раннем детстве. Если в детстве у ребенка доминировали реакции подчинения, покорности, уступчивости, то и в дальнейшем такой человек будет предпочитать подчиняться, не брать на себя ответственность за принятие важных решений. Фрейд считал, что люди образуют социальные группы и остаются в них отчасти потому, что испытывают чувство преданности и покорности лидерам группы, невольно отождествляя их с могущественными личностями, которых в детстве олицетворяли отцы. В таких ситуациях люди как бы регрессируют, возвращаются к более ранней стадии развития. Если взаимодействие людей первоначально является неорганизованным и у них нет четкого плана действий, то это способствует укреплению власти лидера группы.

В деловой сфере своего рода родительская опека выражается применительно к Орг, которая принимает человека на работу и воспитывает его, «одна большая семья».

Одна из концепций психоаналитического подхода к лидерству включает анализ ступеней в развитии личности. (Табл.21)

Таблица 21. Ступени развития личности

Популярная психоаналитическая модель«анализ взаимоотношений»была создана Э.Берном, выделившим 3 состояния личности: родитель, взрослый, ребенок в соответствии с их ролями в семье. Лидер действует как родитель, а последователь – как ребенок.

По взглядам Э.Берна, в бессознательном человека как бы сидит некий маленький человек и дергает за веревочки, управляя жизнью большого человека по сценарию, зафиксированному в бессознательном с помощью жизненных ситуаций, имевшим место при активном формировании бессознательного (детские, юношеские годы).

Согласно модели Э.Берна, человеческое Я имеет три состояния: родительское (Р), взрослое (В) и детское (Д), каждое из которых может определять поведение индивида. «Родитель», «Взрослый» и «Дитя» — практически удобные понятия здравого смысла, за каждым из которых стоит накопленный психологией комплекс теорий, экспериментов и ценностных утверждений.

 

Рис.53. Взаимодействие лидера и последователя по Э.Берну

Трансакция — единица акта общения, в течение которой собеседники находятся в одном из трех состояний «Я». В процессе взаимодействия могут в большей или меньшей мере проявляться такие состояния человека: состояние «родителя», «взрослого», «дитя» («ребенка»). Эти три состояния сопровождают человека всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, гибко проявляя себя в том или ином состоянии в зависимости от его целей и жизненных обстоятельств.

«Родитель» — источник социальной преемственности; это состояние Я, которое включает в себя социальные установки и поведение, усвоенное из внешних источников, преимущественно от родителей и других авторитетных лиц. С одной стороны, это — набор полезных, проверенных временем, правил и руководств, с другой — вместилище предрассудков и предубеждений. В межличностных отношениях Р выражается в критичном, воспитательском поведении по отношению к другим, в «отеческих» замечаниях, а также в оказании покровительства, защиты и протекционизма.

«Взрослый» — источник реалистического поведения; это состояние Я не связано с возрастом. Будучи ориентировано на объективный сбор информации, оно организованно, адаптивно, разумно и действует, хладнокровно оценивая вероятности и бесстрастно рассуждая.

«Дитя» — эмотивное начало в человеке; это состояние Я включает в себя все импульсы, естественно присущие ребенку (доверчивость, нежность, изобретательность, но также капризность, обидчивость и т.д.). Сюда также входят увековеченный в личности ранний детский опыт взаимодействия с окружающими, способы реагирования и установки, принятые в отношении к себе и другим («Я — хороший, другие ко мне придираются» и т.п.). Внешне Д выражается, с одной стороны, как детски непосредственное отношение к миру (творческая увлеченность, наивность гения), с другой — как архаичное детское поведение (упрямство, легкомыслие и т.п.). Любое из названных эго-состояний может ситуативно или постоянно преобладать в человеке, и тогда он чувствует, мыслит и действует в рамках этого преобладающего эго-состояния. Он может вдруг начать воспринимать окружающее и действовать с точки зрения своего детского самоотношения («Я — милый мальчик, все должны мной восхищаться»; «Я — слабый ребенок, меня все обижают») или смотреть на мир глазами своих родителей («Нужно помогать людям», «Нельзя доверять никому»).

· Личностно-ситуационные теории лидерства

Теории черт и ситуационные теории пытались объяснить лидерство как результат влияния какого-либо одного фактора. В рамках личностно-ситуационного подхода была предпринята попытка комплексного рассмотрения разнообразных факторов.

Дж. Браун предложил 5 законов, согласно которым лидер должен:

1. Быть членом группы, в которой собирается выступать в качестве лидера

2. Понимать возможности и потребности группы

3. Уметь адаптироваться в имеющейся социальной структуре

4. Реализовывать долгосрочные тенденции, характерные для данной социальной структуры

5. Признавать, что возможность лидерства для других увеличивается при сокращении свободы индивидуального лидерства

В рамках личностно-ситуационных теорий выделилась концепция взаимодействия. В каждой группе складывается своя уникальная система взаимоотношений между людьми. В этой системе выделяется иерархия ее членов, непосредственно зависимая от активности и вклада каждого, а также взаимных ожиданий в поведении друг друга. Межличностные отношения в группе определяются восприятием лидера его последователями.

Выделяется 3 типа лидеров в зависимости от эмоционального отношения к ним со стороны членов группы:

1. «Лидер-патриах»: по отношению к такому лидеру члены группы одновременно испытывают и чувство любви, и чувство страха

2. «Лидер-тиран»: в отношениях доминирует страх перед лидером

3. «Харизматический лидер»: группа симпатизирует лидеру и уважает его.

Личностно-ситуационный подход объединяет предшествующие теории и формирует более целостную картину лидерства, но слабо учитывает межличностные контакты.

В современном менеджменте имеется подход, обеспечивающий развитие связей между командным лидерством и командной эффективностью. Модель группового лидерства и групповой эффективности, разработанная Р.Хьюзом, Р.Джинеттом и Дж.Курфи, демонстрирует роль лидера в создании и развитии команды. Модель учитывает структурные, индивидуальные, контекстные и процессуальные факторы командной эффективности и демонстрирует роль лидера в создании и развитии команды.

Лидер должен обеспечивать работу команды и своевременно определять, в какой из 4-х областей в процессе функционирования возникают проблемы. Модель демонстрирует действия лидера, направленные на поиск и своевременное устранение проблемы. Но следует обратить внимание на показатели групповой эффективности, которые способствуют тому, что лидер изначально обеспечивает сложную связь между командным лидерством и командной эффективностью. Эти показатели:

1. Результат должен удовлетворить клиента.

2. В результате работы команды формируются новые возможности группы (разрабатываются новые методы и приемы работы, генерируются новые знания и т.д.

3. Достигается индивидуальное удовлетворение

Атрибутивные теории помогают уяснить, как происходит вовлечение последователей в процесс принятия решений, но они не рассматривают обратную связь «последователь – лидер»

 

· Теории «обмена», «трансактного анализа»

Теории обмена рассматривают не только поведение лидера, но и поведение последователей, взаимоотношения лидера и отдельно взятых членов группы, имеющих различия в характерах и поведении.

Внутри организационной единицы определялась принадлежность или непринадлежность членов Орг к данной группе, в зависимости от того, насколько члены группы тесно взаимодействовали с лидером в процессе работы. Те члены Орг, которые обсуждали с лидером пути решения задачи и достижения поставленной цели, становились частью группы. Лидер уделял им больше внимания, они брали на себя дополнительные обязательства. Те, кто не проявлял интереса в принятии дополнительной ответственности, выпадали за рамки группы. Члены Орг, входящие в группу, получали больший доступ к информации, имели большее влияние, становились более уверенными в своих действиях. В настоящее время внимание сосредоточено на развитии тесных связей со всеми членами Орг, а не только с некоторыми из них, т.е. лидерство должно создавать так называемые партнерства. Каждый член Орг должен проходить 3 ступени развития: незнакомец, знакомый, партнер.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.110.106 (0.01 с.)