Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Петрова В.Г. «Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов»Стр 1 из 8Следующая ⇒
Петрова В.Г. «Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов» ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ О СЕНСОРНОМ ПОЗНАНИИ МИРА УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ УЧЕНИКАМИ Для олигофренов, обучающихся в младших классах, характерна недостаточная активность восприятия, которая проявляется в неузпавании или неправильном узнавании перевернутых изображений предметов основным направлением развития их восприятия является не тренировка ощущений, а воспитание восприятия как сложной интеллектуальной деятельности. Развитие чувственного познания входит как одна из существенных сторон в общую систему коррекционно-воспитательной работы. Центральным звеном этой работы является развитие высших психических функций умственно отсталых детей, а не тренировка их сенсорной или двигательной сферы. ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ПОЗНАНИЕ МИРА УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ УЧАЩИМИСЯ Одним из решающих факторов развития умственно отсталых детей также является их практическая деятельность. Вис этой деятельности не может формироваться ни познавательная деятельность, ни личность ребенка. Соответственно и практическим действиям, имеющим познавательное значение, должна принадлежать существенная роль в продвижении олигофренов, в коррекции их основных недостатков. Между возможностью действовать с предметами и возможностью осознавать свои действия у умственно отсталых детей школьного возраста существует значительно больший разрыв, чем у их нормально развивающихся сверстников. Психологические исследования, направленные на изучение структуры деятельности олигофренов, выявили ряд ее специфических особенностей. Было установлено, что дети не всегда правильно понимают инструкцию, не помнят, какие операции и каким образом им нужно выполнять, нарушают их последовательность, легко отвлекаются, теряют цель деятельности и начинают играть учебными предметами. Планирование собственной деятельности также очень затрудняет учащихся. Материалы исследовании и наблюдений говорят также и о том, что олигофрены по-разному включаются в деятельность. Одни из них слишком торопятся приступить к работе, принимаются за нее, не дослушав объяснения, действуют поспешно и небрежно.
Умственная деятельность учеников вспомогательной школы, особенно на младших годах обучения, характеризуется сниженной мотивацией. Поэтому учащиеся нуждаются в постоянном руководстве, внешних, дополнительных побуждениях. У олигофренов отмечается своеобразие в отношении использования знакомых им слов. Действия, дающие конкретные сведения об объектах, служат доступным для олигофренов способом ознакомления с окружающим миром. Это в определенной мере связано с особенностями мышления умственно отсталых детей и, в частности, — с относительной сохранностью их практически-действенного мышления. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ,ИМЕЮЩИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ.В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ,И ОСВЕЩЕНИЕ ЭТОГО ВОПРОСА В СОВРЕМЕННОЙ ГЛАВАII ЗНАЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДМЕТОВ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ УЧАЩИМИСЯ II КЛАССА ГЛАВА III ПОЗНАНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ УЧАЩИМИСЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДМЕТА С ПОМОЩЬЮ ВЗРОСЛОГО ГЛАВА IV ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ПОЗНАНИЕ ПРЕДМЕТОВ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ УЧАЩИМИСЯ IV и VI КЛАССОВ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведенное исследование показало, что практические действия могут играть существенную роль при ознакомлении умственно отсталых школьников с предметами окружающего мира, служить средством организующим и стимулирующим мыслительную деятельность учеников. Однако неправильно полагать, что сам факт выполнения практических действий уже расширяет познавательные возможности детей-олигофренов вне зависимости от того, на какой ступени обучения они находятся. Действия с предметом, направленные на выявление свойств этого предмета, самостоятельно осуществляемые учащимися II класса, не имеют для них существенного познавательного значения. Высказывания детей, спонтанно возникающие при выполнении действий, дают основания полагать, что их внимание преимущественно привлекает исполнительская сторона действий, сами движения. Что же касается позиавательной направленности, то она выражена весьма слабо.
Несомненно, что речь учителя играет огромную роль в обучении детей-олигофренов, в упорядочивании и развитии их познавательной деятельности. Однако объяснения учителя не во всех случаях являются лучшим способом для преодоления возникающих у детей затруднений. Такие объяснения свидетельствуют об активности учителя, а не об активности учеников. II класса вспомогательной школы плохо умеют пользоваться результатами собственных действий, направленных на выявление разнообразных свойств предметов, для осуществления анализа, а тем более -сравнения этих 'предметов. Эта особенность познавательной деятельности умственно отсталых детей обусловлена преимущественно тем, что испытуемые не устанавливают общности между поставленной перед ними мыслительной и только что практически решавшейся задачей. Школьники рассматривают эти задачи изолированно друг от друга, как две совершенно различные, не связанные между собой. Материалы показывают, что в облегченных условиях, когда взрослый оказывал активную помощь, ученики II класса успешно справлялись с анализом данного им несложного объекта. Анализируя его, они широко использовали результаты своих практических действий. Исследование позволило установить, что помощь взрослого может значительно повысить уровень познавательной деятельности олигофренов. При обучении олигофренов, особенно в младших классах, следует больше использовать реальные предметы и организовывать работу таким образом, чтобы дети активно знакомились с ними, выявляли характерные для них качества и свойства.
Петрова В.Г. «Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов»
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.004 с.) |