Петрова В.Г. «Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Петрова В.Г. «Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов»



Петрова В.Г. «Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов»

ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

О СЕНСОРНОМ ПОЗНАНИИ МИРА УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ УЧЕНИКАМИ

Для олигофренов, обучающихся в младших классах, характерна недостаточная активность восприятия, кото­рая проявляется в неузпавании или неправильном узна­вании перевернутых изображений предметов

основным направлением развития их восприя­тия является не тренировка ощущений, а воспитание восприятия как сложной интеллектуальной деятель­ности.

Развитие чувственного познания входит как одна из существенных сторон в общую систему коррекционно-воспитательной работы. Центральным звеном этой рабо­ты является развитие высших психических функций умственно отсталых детей, а не тренировка их сенсорной или двигательной сферы.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ПОЗНАНИЕ МИРА УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ УЧАЩИМИСЯ

Од­ним из решающих факторов развития умственно отста­лых детей также является их практическая деятельность. Вис этой деятельности не может формироваться ни познавательная деятельность, ни личность ребенка. Со­ответственно и практическим действиям, имеющим познавательное значение, должна принадлежать суще­ственная роль в продвижении олигофренов, в коррекции их основных недостатков.

Между возможностью действовать с предметами и возможностью осознавать свои действия у умственно от­сталых детей школьного возраста существует значительно больший разрыв, чем у их нормально развивающихся сверстников.

Психологические исследования, направленные на изучение структуры деятельности олигофренов, выявили ряд ее специфических особенностей. Было установлено, что дети не всегда правильно понимают инструкцию, не пом­нят, какие операции и каким образом им нужно выпол­нять, нарушают их последовательность, легко отвле­каются, теряют цель деятельности и начинают играть учебными предметами. Планирование собственной дея­тельности также очень затрудняет учащихся.

Материалы исследовании и наблюдений говорят так­же и о том, что олигофрены по-разному включаются в деятельность. Одни из них слишком торопятся присту­пить к работе, принимаются за нее, не дослушав объяс­нения, действуют поспешно и небрежно.

Умственная дея­тельность учеников вспомогательной школы, особенно на младших годах обучения, характеризуется снижен­ной мотивацией. Поэтому учащиеся нуждаются в по­стоянном руководстве, внешних, дополнительных побуж­дениях.

У олигофренов отмечается своеобразие в отношении использования знакомых им слов. Действия, дающие конкретные сведения об объек­тах, служат доступным для олигофренов способом озна­комления с окружающим миром. Это в определенной мере связано с особенностями мышления умственно от­сталых детей и, в частности, — с относительной сохран­ностью их практически-действенного мышления.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ,ИМЕЮЩИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ.В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ,И ОСВЕЩЕНИЕ ЭТОГО ВОПРОСА В СОВРЕМЕННОЙ

ГЛАВАII ЗНАЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДМЕТОВ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ УЧАЩИМИСЯ II КЛАССА

ГЛАВА III ПОЗНАНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ УЧАЩИМИСЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДМЕТА С ПОМОЩЬЮ ВЗРОСЛОГО

ГЛАВА IV

ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ПОЗНАНИЕ ПРЕДМЕТОВ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ УЧАЩИМИСЯ IV и VI КЛАССОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что практиче­ские действия могут играть существенную роль при ознакомлении умственно отсталых школьников с пред­метами окружающего мира, служить средством органи­зующим и стимулирующим мыслительную деятельность учеников. Однако неправильно полагать, что сам факт выполнения практических действий уже расширяет по­знавательные возможности детей-олигофренов вне за­висимости от того, на какой ступени обучения они на­ходятся.

Действия с предметом, направленные на выявление свойств этого предмета, самостоятельно осуществляемые учащимися II класса, не имеют для них существенного познавательного значения.

Высказывания детей, спонтанно возникающие при выполнении действий, дают основания полагать, что их внимание преимущественно привлекает исполнительская сторона действий, сами движения. Что же касается позиавательной направленности, то она выражена весьма слабо.

Несомненно, что речь учителя играет огромную роль в обучении детей-олигофренов, в упорядочивании и раз­витии их познавательной деятельности. Однако объяс­нения учителя не во всех случаях являются лучшим способом для преодоления возникающих у детей затруд­нений. Такие объяснения свидетельствуют об активности учителя, а не об активности учеников.

II класса вспомогательной школы плохо уме­ют пользоваться результатами собственных действий, направленных на выявление разнообразных свойств предметов, для осуществления анализа, а тем более -сравнения этих 'предметов. Эта особенность познаватель­ной деятельности умственно отсталых детей обусловлена преимущественно тем, что испытуемые не устанавлива­ют общности между поставленной перед ними мысли­тельной и только что практически решавшейся задачей. Школьники рассматривают эти задачи изолированно друг от друга, как две совершенно различные, не свя­занные между собой.

Материалы показывают, что в облегченных условиях, когда взрослый оказывал активную помощь, ученики II класса успешно справлялись с анализом данного им несложного объекта. Анализируя его, они широко ис­пользовали результаты своих практических действий.

Исследование позволило установить, что помощь взрослого может значительно повысить уровень позна­вательной деятельности олигофренов.

При обучении олигофренов, особенно в младших классах, следует больше использовать реальные предме­ты и организовывать работу таким образом, чтобы дети активно знакомились с ними, выявляли характерные для них качества и свойства.

 

 

Петрова В.Г. «Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.004 с.)