Практические действия и анализ предмета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практические действия и анализ предмета



Анализ представляет собой одну из основных мысли­тельных операций, необходимых для познания действи­тельности. Он выполняется школьниками на самых раз­личных этапах уроков: при восприятии предметов и яв­лений, при их припоминании, размышлении. В шко­ле учащиеся должны овладеть мысленным анализом предмета, т. е. умением мысленно расчленить предмет на основные части, а каждую из ча-стей — на частицы, выде­лить свойства предмета в целом, а также свойства его частей и частиц.

Методика эксперимента

Экспериментальным материалом служила неболь-1ая пластмассовая солонка, имеющая форму грибка. Каждый из испытуемых, участвовавших в опытах, вначале должен был выполнить несложную задачу-самостоятельно произвести мысленный анализ простого, находящегося перед глазами предмета. На следующем этапе эксперимента школьники по указанию взрослого осуществляли практический анализ объекта.

Вначале испытуемые должны были потрясти грибок около своего уха.

Затем ученикам предлагалось перевернуть грибок шляпкой вниз и потрясти его над листом бумаги.

Далее от учащихся требовалось показать, сколько соли в грибке.

Потом было предложено снять с грибка шляпку.

Побуждая испытуемых обвести шляпку карандашом, положив ее на лист бумаги.

Затем школьники должны были несколько раз по­гладить ножку грибка.

Далее испытуемые ставили грибок на лист белой бу­маги и обводили его ножку карандашом.

И, наконец, учащиеся измеряли высоту грибка ли­нейкой.

В опытах участвовали 20 учащихся II класса вспомо­гательных школ Москвы.

Поведение испытуемых во время опыта

Действия не имели познавательного значения и соответственно не оказали влияния на последующий анализ грибка. Высказывания представляли собой вос­произведение тех сведений, которые они имели о гри­бах вообще. Таким образом, критическое отношение к своей дея­тельности может проявляться и может не проявляться у одного и того же умственно отсталого ученика в зависи­мости от того, насколько осмысливает он всю ту ситуа­цию, в которой действует.

Речь испытуемых во время выполнения действий

Условия эксперимента не побуждали школьников к высказываниям.

Материалы показывают, что, хотя значительную часть действий испытуемые выполняли молча, все они время от времени что-нибудь говорили Все эти высказывания оказались очень краткими, от­рывочными.

Таким образом, у учеников II класса высказывания, характеризующие предмет, возникали эпизодически.

Характеристика первичного анализа предмета

Все ученики отмечали лишь очень небольшое количество особенностей, присущих рас­сматриваемому предмету. Чаще всего они говорили о цвете грибка в целом или двух его основных, по-разному ярко окрашенных частей — шляпки и ножки. Некоторые из детей давали грибку название, основываясь на сочета­нии цветов: мухомор, подосиновик, красноголовик. Другие свойства предмета, такие, как материал, из которого он сделан, наличие дырочек на его шляпке и т. п., указывались лишь в единичных случаях, хотя и они были вполне доступны зрительному восприятию.

Повторный анализ предмета и его соотношение с первичным анализом

После того как ученики мысленно проанализировали предмет и выполнили с ним ряд простых действий, т. е. произвели его практический анализ, они должны были осуществить мысленный анализ того же самого объекта.

Высказывания, появившиеся при повторном анализе предмета, могут быть разделены на две группы. К одной из них относятся такие, в которых практическая деятель­ность учащихся не получила никакого отражения. Их содержание представляет собой воспроизведение разно­образных сведений не о данном пластмассовом грибке, а о настоящих грибах

Вторую группу составляют высказывания, тесно связаные с выполненными практическими действиями, кото­рые помогли учащимся увидеть в предмете новые особен­ности и свойства.

Таким образом, произведенный практический анализ не оказался для второклассников эффективным источни­ком получения новых сведений о предмете.

Индивидуальные различия в характере влияния практических действий на анализ предмета у умственно отсталых детей. У преобладающей части умственно отсталых второ­классников практические действия не помогли совершен­но или почти не помогли осуществить анализ предмета.

Краткие выводы

Оказалось, что лишь, небольшая часть (20%) наиболее развитых учеников II класса вспомогательной школы смогла самостоятельно; использовать данные, полученные в результате выполне­ния практических действий, для более или менее суще­ственного расширения и углубления мысленного анали­за предмета. Для преобладающего большинства испы­туемых (80%) производимые действия или совершенно; не имели, или почти не имели познавательного значения: и соответственно не влияли или оказывали лишь незна­чительное воздействие на последующий анализ объекта..

Будучи предоставленными самим себе, далеко не все школьники справляются с ее разрешением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.006 с.)