Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практические действия и анализ предмета
Анализ представляет собой одну из основных мыслительных операций, необходимых для познания действительности. Он выполняется школьниками на самых различных этапах уроков: при восприятии предметов и явлений, при их припоминании, размышлении. В школе учащиеся должны овладеть мысленным анализом предмета, т. е. умением мысленно расчленить предмет на основные части, а каждую из ча-стей — на частицы, выделить свойства предмета в целом, а также свойства его частей и частиц. Методика эксперимента Экспериментальным материалом служила неболь-1ая пластмассовая солонка, имеющая форму грибка. Каждый из испытуемых, участвовавших в опытах, вначале должен был выполнить несложную задачу-самостоятельно произвести мысленный анализ простого, находящегося перед глазами предмета. На следующем этапе эксперимента школьники по указанию взрослого осуществляли практический анализ объекта. Вначале испытуемые должны были потрясти грибок около своего уха. Затем ученикам предлагалось перевернуть грибок шляпкой вниз и потрясти его над листом бумаги. Далее от учащихся требовалось показать, сколько соли в грибке. Потом было предложено снять с грибка шляпку. Побуждая испытуемых обвести шляпку карандашом, положив ее на лист бумаги. Затем школьники должны были несколько раз погладить ножку грибка. Далее испытуемые ставили грибок на лист белой бумаги и обводили его ножку карандашом. И, наконец, учащиеся измеряли высоту грибка линейкой. В опытах участвовали 20 учащихся II класса вспомогательных школ Москвы. Поведение испытуемых во время опыта Действия не имели познавательного значения и соответственно не оказали влияния на последующий анализ грибка. Высказывания представляли собой воспроизведение тех сведений, которые они имели о грибах вообще. Таким образом, критическое отношение к своей деятельности может проявляться и может не проявляться у одного и того же умственно отсталого ученика в зависимости от того, насколько осмысливает он всю ту ситуацию, в которой действует. Речь испытуемых во время выполнения действий Условия эксперимента не побуждали школьников к высказываниям. Материалы показывают, что, хотя значительную часть действий испытуемые выполняли молча, все они время от времени что-нибудь говорили Все эти высказывания оказались очень краткими, отрывочными.
Таким образом, у учеников II класса высказывания, характеризующие предмет, возникали эпизодически. Характеристика первичного анализа предмета Все ученики отмечали лишь очень небольшое количество особенностей, присущих рассматриваемому предмету. Чаще всего они говорили о цвете грибка в целом или двух его основных, по-разному ярко окрашенных частей — шляпки и ножки. Некоторые из детей давали грибку название, основываясь на сочетании цветов: мухомор, подосиновик, красноголовик. Другие свойства предмета, такие, как материал, из которого он сделан, наличие дырочек на его шляпке и т. п., указывались лишь в единичных случаях, хотя и они были вполне доступны зрительному восприятию. Повторный анализ предмета и его соотношение с первичным анализом После того как ученики мысленно проанализировали предмет и выполнили с ним ряд простых действий, т. е. произвели его практический анализ, они должны были осуществить мысленный анализ того же самого объекта. Высказывания, появившиеся при повторном анализе предмета, могут быть разделены на две группы. К одной из них относятся такие, в которых практическая деятельность учащихся не получила никакого отражения. Их содержание представляет собой воспроизведение разнообразных сведений не о данном пластмассовом грибке, а о настоящих грибах Вторую группу составляют высказывания, тесно связаные с выполненными практическими действиями, которые помогли учащимся увидеть в предмете новые особенности и свойства. Таким образом, произведенный практический анализ не оказался для второклассников эффективным источником получения новых сведений о предмете. Индивидуальные различия в характере влияния практических действий на анализ предмета у умственно отсталых детей. У преобладающей части умственно отсталых второклассников практические действия не помогли совершенно или почти не помогли осуществить анализ предмета. Краткие выводы Оказалось, что лишь, небольшая часть (20%) наиболее развитых учеников II класса вспомогательной школы смогла самостоятельно; использовать данные, полученные в результате выполнения практических действий, для более или менее существенного расширения и углубления мысленного анализа предмета. Для преобладающего большинства испытуемых (80%) производимые действия или совершенно; не имели, или почти не имели познавательного значения: и соответственно не влияли или оказывали лишь незначительное воздействие на последующий анализ объекта..
Будучи предоставленными самим себе, далеко не все школьники справляются с ее разрешением.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.006 с.) |